Уравнения (в частности, линейные)
Целые числа Натуральные числа: (ими можно посчитать предметы). Натуральное число – сумма единиц:
Отрицательные числа (противоположны натуральным): Целые числа (отрицательные + натуральные + ):
· Модуль (абсолютная величина) – значение числа со знаком +
· Сложение – сумма единиц первого и второго чисел
(от перемены мест слагаемых сумма не меняется)
· Вычитание – операция, обратная сложению
· Частные правила и примеры o Слагаемые можно менять местами, сохраняя знак
o Если из меньшего вычитается большее, то поменяйте их местами и поставьте минус
o Если из отрицательного числа вычитается другое число, то сложите их и поставьте минус o Если вычитается отрицательное число, то минус меняется на плюс
o Прибавление и вычитание нуля
· Умножение
(от перемены мест сомножителей произведение не меняется)
· Деление показывает сколько раз одно число содержится в другом
, потому что 4 содержится в 12 три раза (т.е. )
o Деление - операция, обратная умножению: если то o Иногда числа не делятся нацело
- делимое, - делитель, - частное, – остаток. Например, Если числа делятся нацело, значит остаток от деления равен нулю.
· Правила определения знака при умножении и делении Если мы делим или умножаем числа разных знаков, то будет минус. Если одинаковых, то плюс
· Частные правила и примеры
· Делители числа – те числа, на которые делится данное число. Например, делители числа – числа
Кратные числа – те числа, которые делятся на данное. Например, для числа кратными являются числа
o Простые числа – те, что делятся только на и на само себя. Ряд простых чисел бесконечен:
o Каждое число можно представить в виде произведения своих простых делителей (делителей, которые являются простыми числами) в разных степенях
o Наибольший общий делитель (НОД) двух чисел – наибольшее число, на которое делятся оба данных числа
o Наименьшее общее кратное (НОК) двух чисел – наименьшее число, которое делится на оба данных числа
· Признак деления на 3 Число делится на , если сумма его цифр делится на
не делится на , т.к. , а не делится на делится на , т.к. , а делится на
Признак деления на 9 аналогичен этому (сумма цифр делится на 9)
· Признак деления на 7 Число делится на , если результат вычитания делится на 7
делится на , т.к. , а делится на не делится на , т.к. , а не делится на
· Признак деления на 11 Число делится на , если сумма цифр, которые стоят на четных местах, равна сумме цифр, стоящих на нечетных местах, либо отличается от неё на
не делится на , т.к. делится на , т.к.
Обыкновенные дроби
- обыкновенная дробь, где - числитель, - знаменатель. Обыкновенные дроби – отдельные числа (как и целые), только записанные с помощью двух чисел. Они находятся между целыми и нужны, чтобы «обозначить часть чего-либо» (половина пирога, 2 куска яблока из трёх, …) Рациональные числа – те, что представимы в виде обыкновенных дробей ( Иррациональные числа – те, что не представимы в виде обыкновенных дробей ( )
· Знак дроби (черта) заменяет знак деления
В связи с этим вытекают следующие правила:
· Если у дроби числитель больше знаменателя, то это неправильная дробь. Тогда у нее можно выделить целую часть
Дроби, у которых выделена целая часть, называются смешанными. А те, у которых числитель меньше знаменателя – правильными
o Не путать с умножением целого числа на дробь
o Чтобы вернуться назад нужно домножить целую часть на знаменатель и сложить с числителем
· Сокращение и домножение дробей (основное свойство дроби): если знаменатель и числитель умножить (или поделить) на одно и то же число, то дробь не изменится
o Сокращать можно только сомножители. Слагаемые сокращать нельзя!
· Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями: нужно просто сложить (вычесть) числители
· Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями: их нужно привести к общему знаменателю. Нужно умножить первую дробь на знаменатель первой и наоборот
· Умножение обыкновенных дробей: надо перемножить знаменатели и числители
· Деление обыкновенных дробей: надо перевернуть вторую дробь и перемножить их
Знаки при делении и умножении дробей определяются также, как и у целых чисел
Десятичные дроби Десятичные дроби – тоже (как и обыкновенные) находятся между целыми и нужны, чтобы «обозначить часть чего-либо» (половина пирога, 2 куска яблока из трёх, …)
· При сложении и вычитании в столбик числа надо записывать «запятая под запятой». При умножении надо сложить количество цифр после запятой у обоих чисел и на такое же количество поставить запятую у результата.
· Связь записи десятичных чисел (не только дробей) с разрядами
· Правило округления дробей: надо отделить нужное количество символов и последняя оставшаяся цифра зависит от первой отделённой o Если первая отделённая цифра , то последнюю оставшуюся цифру надо увеличить на o Если первая отделённая цифра , то последнюю оставшуюся цифру оставляем как есть
· Десятичную дробь в обыкновенную Надо записать дробную часть в числитель, а в знаменатель записать нужную степень десятки (10, 100, 1000, ...)
· Обыкновенную дробь в десятичную a. 1-й способ: Разделить знаменатель на числитель столбиком
b. 2-й способ: Домножить дробь на такое число, чтобы в знаменателе появилась степень десятки (10, 100, 1000, ...) Иногда обыкновенную дробь нельзя перевести в конечную десятичную дробь:
Проценты и пропорции
Степень числа Возведение в положительную степень – умножение числа на само себя указанное количество раз
·
·
·
·
·
· Любое число в нулевой степени равно единице!
·
· Определение знака при возведении в степень: o Положительное число в любой степени остается положительным o Отрицательное число при возведении в степень становится положительным, если она чётная , если - четное , если - нечетное
Арифметический корень Взятие корня степени – операция, обратная возведению в степень
· Чаще всего используются корни второй степени (квадратные корни). У них обычно не пишется цифра в левом углу
Далее в примерах будут только квадратные корни
· Корни чётных степеней имеют два разных по знаку решения, т.к. любое число в чётной степени становится положительным
По этой же причине под корнем чётной степени не может стоять отрицательное число
· Корень произведения – произведение корней. Т.е. корни можно разбивать на сомножители
С суммой и разностью так делать НЕЛЬЗЯ!
Это связано с тем, что , а
· Возведение корня в его степень даст число под корнем
Выражения
Выражение – то, что можно посчитать. Как правило, они состоят из чисел, скобок и арифметических операций .
· В выражениях необходимо соблюдать порядок действий (слева направо):
1. Скобки 2. Степень и корень 3. Деление и умножение 4. Сложение и вычитание
· Часто выражение содержит переменные – буквы, вместо которых нужно подставить числовое значение и посчитать выражение. Выражение, состоящее из произведения чисел и переменных называется одночленом ( ). Число в одночлене называется коэффициентом
o Все одночлены надо приводить к стандартному виду: на первом месте коэффициент, затем буквы в алфавитном порядке с соответствующими степенями
o Приведение подобных слагаемых – сложение одночленов с одинаковыми переменными в одинаковых степенях. Надо сложить только коэффициенты (а буквы переписать без изменений)
o Чтобы перемножить одночлены, надо перемножить их коэффициенты, а степени у соответствующих переменных сложить
· Выражение с переменными лучше сначала упростить (преобразовать), а уже затем подставлять значения. Как правило, это делается одним из двух способов:
a. Раскрыть все скобки (напрямую или через формулы) и привести подобные слагаемые b. Разложить всё на множители (выносом за скобки, способом группировки, с помощью формул или делением многочленов) и сократить одинаковые (если речь идёт о дроби)
o Чтобы преобразовывать выражения нужно уметь раскрывать и выносить за скобки
o Иногда удается преобразовать выражение способом группировки. Надо сгруппировать слагаемые так, чтобы при первом выносе за скобки в скобках остались одинаковые выражения. Тогда после этого можно вынести за скобки это выражение
o Также преобразовывать выражения нам помогут формулы сокращенного умножения
o Многочлен – сумма (и/или разность) одночленов. Их можно делить в столбик по аналогии с целыми числами
Уравнения (в частности, линейные)
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестные. Неизвестные – то, что надо найти
· Уравнения – удобный инструмент решения практических задач. Важно уметь составлять уравнения по тексту задачи. В этом заключается практическое применение уравнений В кармане куртки у Васи было 4 пакета по 5 рублей. Когда он сложил эти деньги с деньгами из карманов штанов, то получил 30 рублей. Сколько рублей у него было в карманах штанов? Пусть - деньги из карманов штанов (так как их ищем) Тогда - получившееся уравнение
· Чтобы решить уравнение, надо найти корни уравнения, т.е. такие числа, которые при подстановке вместо будут давать равенство
Корнем уравнения является , потому что
· Максимальная степень неизвестного, которое входит в уравнение, называется степенью уравнения. Максимальное возможное число корней уравнения – его степень. Линейное: до 1-го корня, квадратное: до 2-х корней, кубическое: до 3-х корней и т.д.
· Область допустимых значений уравнения (ОДЗ) – промежуток числовой оси, в которых может находиться корень уравнения исходя из его начального состояния. ОДЗ надо выписывать в двух случаях: выражение под корнем должно быть (см. пример ниже) и знаменатель должен быть
У данного уравнения будет только один корень, т.к. не входит ОДЗ
· С левой и правой частями уравнения можно одновременно производить разнообразные действия: o Прибавление и вычитание выражений o Деление и умножение на выражения, не равные нулю! o Возведение обеих частей в степень o Взятие корня от обеих частей (если они обе положительны)
Т.к. исходные данные (левая и правая части) равны, то и результаты действий будут одинаковы
· Иногда решить уравнение можно следующим способом: перенести всё в правую часть и разложить на множители. А дальше необходимо воспользоваться следующим свойством: «Если произведение равно нулю, то какой-то из множителей равен нулю». И приравнять каждый из множителей к нулю
· Не путайте уравнения и выражения!
· Алгоритм решения линейного уравнения (уравнения 1-й степени)
1. Чтобы найти корень надо перенести все сомножители с неизвестным в левую часть, а остальные в правую
2. Далее надо привести подобные слагаемые
3. Затем уравнение необходимо разделить на число возле неизвестного. Слева всегда останется только неизвестное (т.к. любое число, разделённое само на себя – единица), а справа появится корень уравнения
Системы уравнений
Система линейных уравнений – два или больше линейных уравнений, которые необходимо решить вместе. Для этого их объединяют фигурной скобкой
Количество неизвестных в системе, как правило, равно количеству уравнений. Это гарантирует единственность и существование решения
· Решение системы уравнений способом подстановки
1. Необходимо в одном из уравнений выразить одну из неизвестных. Удобно брать уравнение, где неизвестное стоит без сомножителя
2. Затем полученное выражение надо подставить в другое уравнение и решить его
3. Далее надо подставить найденную переменную в строку, в которой выражали первую переменную
Ответ:
· Решение системы уравнений способом сложения
Уравнения в рамках одной системы можно складывать (вычитать) между собой
Способ сложения заключается в том, чтобы сложить (вычесть) одно уравнение из другого, так чтобы какая-то из переменных взаимноуничтожилась
1. Необходимо сделать так, чтобы коэффициент при одной из переменных стал одинаковым в обоих уравнениях. Например, домножим второе уравнение на
2. Теперь вычтем из второго уравнения первое
3. Найденный корень необходимо подставить в любое из изначальных уравнений
Ответ:
Квадратные уравнения
Квадратное уравнение – уравнение с одним неизвестным, в котором это неизвестное присутствует во второй степени. Общий вид уравнения:
где - коэффциенты (числа) и
· Если в правой части у тебя стоит не ноль, а что-то другое, то перенеси всё налево и приведи подобные слагаемые
· Алгоритм решения квадратного уравнения
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |