Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Практическая часть работы.



2019-11-13 265 Обсуждений (0)
Глава II . Практическая часть работы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вторая глава посвящена экспериментальной части исследования, в которой описываются гипотеза и методики диагностического исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты.  

Решение практических задач исследования предполагает выполнение ряда этапов.

Этап 1. Определение цели экспериментального исследования. Необходимость диагностического исследования обусловлена результатами теоретического анализа, выполненного в первой главе. Например, это может быть отсутствие достаточно полного описания исследуемого психического явления либо противоречие между эмпирическими данными, полученными другими исследователями. Цель экспериментального исследования всегда связана с результатами теоретического анализа.  

Этап 2.  Определение базы исследования и выборки испытуемых. При планировании исследования необходимо определить: вид исследования (индивидуальное или групповое), характеристики контингента (психологические и социально–демографические), репрезентативность выборки, условия проведения исследования, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д..  

Объем выборки при групповом обследовании в КР по психодиагностике –– 20–25 человек.

Этап 3. Подбор методик для исследования. Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Выбор используемых методов и методик должен быть обоснован.

Количество применяемых методик в КР по психодиагностике –– не менее 3-х.

Этап 4. Разработка психодиагностического сценария.  При разработке психодиагностического сценария  обосновывается выбор методик и производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией.  При планировании эксперимента целесообразно составить психодиагностическую программу исследования (Таблица 1), отражающую переменные исследуемого феномена, применяемые методики, а также анализируемые показатели. Такая программа позволяет не только логично и более точно спланировать эксперимент, но и оптимизировать количество анализируемых диагностических показателей. 

 

Таблица 1 – Диагностическая программа анализируемого феномена

Составляющие изучаемого психического феномена (сферы, процесса, свойства, психического образования и проч.) Методики, направленные на исследование структурной составляющей Диагностический показатель
     
     
     
     

 

 

Пример 1. В работе, посвященной изучению особенностей развития метафорических способностей у студентов–психологов, на основании теоретического анализа выделяются следующие составляющие способностей к метафорообразованию: ассоциативное мышление, воображение и понимание.  В этом случае психодиагностическая программа будет иметь следующий вид:   Таблица 2 – Диагностическая программа исследования метафорических способностей
Составляющие метафорических способностей (по Л.И.Шрагиной) Методики, направленные на исследование структурной составляющей Диагностический показатель
1. Ассоциативность 1. Методика «Создать метафору»;   2. Тест вербальных ассоциаций Медник   - беглость; -оригинальность;   - беглость; -конструктивная активность по форме; - конструктивная активность по функции; - конструктивная активность по другим признакам;
2. Воображение 1. Тест «Предложение из трех сторон» - беглость; -оригинальность;
3. Понимание 1. Методика интерпретации сказки «Курочка Ряба» - участие; - оригинальность трактовки по частоте.

 

 

Этап 5. Проведение диагностического эксперимента. Проведение диагностического обследования неразрывно связано с этическими аспектами деятельности психолога.

Базовыми этическими нормами психодиагностическогообследования выступают:

♦ благополучие обследуемого индивида;

♦ ответственность, в основе которой объективность, честность и под­держание высоких норм в своей работе;

♦ корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

♦ конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;

♦ отношения с обследуемым, основанные на доверительности, ин­формировании его о цели обследования и о последующем харак­тере использования результатов;

♦ меры предосторожности в обследованиях;

♦ ограничения в публикациях методик;

♦ полная и правильная интерпретация диагностических резуль­татов.

Если диагностическое обследование выполняется в научных целях, то основным способом обеспечения тайны личности испытуемого явля­ется анонимность результатов. Задача, с которой в этой ситуации стал­кивается психолог, состоит в том, чтобы заранее объяснить испытуе­мому процедуру, обеспечивающую анонимность и получить от него так называемое информационное согласие. Но анонимность не решает проблемы сохранения тайны во всех случаях. Например, неко­торые испытуемые могут быть недовольны тем, что информация о них становится известна тем, кто проводит диагностическое обследование. Поэтому психолог должен стремиться к установлению отношений со­трудничества с испытуемыми, убеждая их в научной ценности предо­ставляемой ими информации, а также в честности и компетентности исследователей. Как правило, подобные объяснения приводят к согла­сию большинства на участие в диагностическом обследовании.

Следует иметь в виду, что любой человек имеет право отказаться от участия в диагно­стировании, и это право должно соблюдаться и охраняться самими психологами.

П робле­ма конфиденциальности, с которой сталкивается психолог в ходе психодиагностического обследования, связана с преодолением противоречия – с одной стороны, необходимостью неразглашения информации об индивидах, с другой стороны, возможности разглашения диагностической информации третьим лицам и сохранения диагностических данных.  

Если диагностика проводится в целях научного исследования в каком-либо уч­реждении (вузе, школе, детском дошкольном учреждении, производственном предприятии и пр.), индивид должен быть заранее проинформирован о целях и способах использо­вания диагностических результатов, а также о том, кому они будут доступны, кто в них заинтересован. Если испытуемый не согласен на передачу информации заинтересованным лицам, то диагностическое обследование не проводится.

Большое значение имеет вопрос предоставления результатов обследования испытуемым. Общими рекомендациями передачи информации могут быть:

♦ диагностическая информация должна сообщаться в форме содер­жательной и пригодной для использования (передавать информацию в виде баллов, процентов и других числовых показателей нежелательно);

♦ ее нужно сопровождать объяснениями.

При сообщении диагностических результатов желательно прини­мать во внимание индивидуальные особенности того человека, ко­торому передается информация, такие, как уровень образования, зна­ния психологии, эмоциональные характеристики и некоторые другие.

Одновременно с соблюдением этики психодиагностического обследования необходимо принимать во внимание совокупность психодиагностических переменных, влияющих на достоверность результатов. К числу таких переменных относятся:

– ситуативная переменная (эмоциональные и поведенческие барьеры в ситуации обследования, стереотипные представления испытуемых о целях диагностики, влияние незапланированного «соучастия других», уровень исходной мотивации, степень социального одобрения и т.д.)

– переменная личности испытуемого (наличие прошлого опыта психодиагностического обследовании);

– переменная личности психолога-диагноста (на качество сбора эмпирических данных и их интерпретацию влияют степень профессиональной компетентности, эмоциональная регуляция, толерантность, одновременное сочетание беспристрастности и доброжелательности, профессиональная культура, установка на объективность).

Следует учитывать также и факторы, влияющие на достоверность выносимых психодиагностических суждений, среди которых:

– ошибки сбора данных (ошибки наблюдения и регистрации, инструментальные ошибки (недостаточное владение методикой));

– ошибки интерпретации (переоценка первичной психодиагностической информации, ошибки атрибуции, познавательные радикализм или консерватизм).

Этап 6. Анализ полученных результатов. Диагностический эксперимент завершается этапом обработки и обобщения эмпирического массива данных и интерпретацией результатов. Количественная обработка данных предполагает обоснование выбора математической статистики и выполнение расчетов (см. Приложение Ж).
      Этап 7. Написание и оформление текстовой части второй главы. Традиционно в первом параграфе второй Главы (п.2.1) приводят методику проведения экспериментального исследования.

Структура параграфа 2.1 «Методика проведения констатирующего эксперимента» должна быть представлена следующим образом:

– цель исследования;

– гипотеза исследования;

– задачи практического исследования;

– специфика экспериментальной выборки;

– характеристика базы исследования;

– этапы исследования;

– обоснование методов исследования и характеристика конкретных психодиагностических методик.

В параграфе 2.2 приводятся результаты психодиагностического исследования в порядке решения экспериментальных задач, в обобщенном виде. Наглядность результатов обеспечивается табличным и графическим представлениями. Каждая таблица и рисунок должны сопровождаться текстовым описанием с акцентом на сущностных проявлениях изучаемых феноменов. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение. Указываются способы обработки первичных данных. Количественный анализ результатов может содержать элементы описательной или аналитической статистики (Приложение Ж). 

Структура параграфа 2.2 «Анализ результатов исследования» содержит:

– данные обследования целевой выборки по каждой из методик (табличная и графическая формы представления данных);

– констатация сущностных результатов и их психологическая интерпретация (качественный и количественный анализ);

– проверка экспериментальной гипотезы. В случае, когда гипотеза не находит свое подтверждение, результат также должен быть изложен и проанализирован. В этом случае ценность работы не только не снижается, но, напротив, свидетельствует о достоверности результатов и вдумчивости автора работы;

– выводы по второй главе.

Ниже приводятся фрагменты описания во втором параграфе экспериментальных данных в табличной форме.   

 

Пример.  Данные обследования способности к антиципации у студентов-психологов по методике Л.А.Регуш представлены в таблице 2.3. В качестве диагностических переменных рассматриваются мыслительные составляющие антиципационных способностей –– глубина, аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность.   Таблица 2. 3 – Выраженность мыслительных составляющих способности к прогнозированию по методике Л.А.Регуш
№ испытуемого глубина 2б аналитичность 2б осознанность 2б гибкость 4б. перспективность 3б. доказательность 3б уровень развития антиципационных способностей
1 1 1 2 4 3 3 высокий
2 1 2 1 4 3 3 высокий
3 1 1 2 4 3 3 высокий
4 1 1 2 2 2 2 средний

………………………………………………………………………………………………………

24 0 1 0 2 2 0 средний
25 1 1 1 4 2 2 средний

         В таблице 2.4 приведены данные об особенностях мыслительной деятельности студентов по методикам «Исключение понятий», «Сложные аналогии», «Выявление общих понятий». Выделенные переменные также являются необходимыми при оценке антиципационных способностей.

 

Таблица 2.4 – Данные обследования особенностей мышления психологов

по методикам «Исключение понятий», «Сложные аналогии»,

«Выявление общих понятий»

№ испытуемого Методика «Исключение понятий» (макс. – 9 б.) Методика «Сложные аналогии» (макс. - 5 б.) Методика «Выявление общих понятий» (макс. - 9 б.)
1 8 3 8
2 9 3 7
3 8 2 9

…………………………………………………………………………………………..

22 7 2 7
23 7 2 9
24 6 2 9
25 9 2 7

 

 

Полученные результаты могут быть представлены также и в графическом виде – в виде гистограмм и дискограмм.

Например, наглядным вариантом отражения динамики развития какого-либо психического свойства может стать гистограмма.

 

Пример .   Рисунок 2.1 – Динамика развития смысловой памяти в процессе обучения студентов-психологов  

Процентное распределение уровней выраженности анализируемого признака в выборке испытуемых лучше продемонстрирует дискограмма.

 

Пример   Рисунок 2 – Процентное распределение уровней наблюдательности у студентов первого курса

Рисунки и иллюстрации можно размещать в тексте работы, но если они громоздки или касаются темы лишь косвенно – их следует оформлять в виде приложений. То же самое справедливо и для таблиц.

Весомость выносимым диагностическим суждениям придает использование в анализе результатов методов математической статистики. В тексте основной части традиционно обосновывается критерий математической статистики и даются основные выводы. Все расчеты приводятся в приложении.

Пример: «Для выявления влияния фактора возраста на оценку тяжести эмоционально трудных ситуаций был проведен сравнительный анализ рангов ситуаций эмоциональной нагруженности в группах студентов различных возрастов. В первую группу вошли студенты со среднегрупповым показателем возраста – 20, 5, во вторую – со средним показателем 34. В Таблице 2.5 приведены результаты сопоставления ранговых частот значимости эмоциональной ситуации для двух групп. Таблица 2.5 – Оценка проблемной нагруженности эмоционально трудных ситуаций в группах студентов-психологов
  Вопросы анкеты, отражающие эмоционально трудные ситуации для студентов-психологов   1 группа Ранги 2 группа Ранги
1 Я не знаю, что мне делать по окончанию института. 8. 12.
2. Я не уверен в том, что выбранная профессия мне подходит. 12. 13.
3. Меня пугает ситуация экзамена. 3. 10.
4.Меня беспокоит, что я могу когда-нибудь оказаться профессионально несостоятельным. 13. 7.
5.Я конфликтую с родными и близкими. 1. 11.
6.Я боюсь остаться в одиночестве. 9. 6.
7.Мне страшно потерять любимого человека. 2. 1.
8.Я боюсь болезней. 5. 3.
9.Я боюсь предательства со стороны близких. 7. 4.
10.Я боюсь смерти своей и своих близких. 4. 2.
11. Меня пугает ситуация, когда все внимание обращено только к моей персоне. 11. 9.
12. Меня беспокоит, смогу ли я совместить учебу и профессию со вступлением в брак. 14. 14.
13.Меня пугают материальные проблемы. 10. 5.
14. Меня пугает ситуация смены коллектива, учебного заведения, рабочего места. 6. 8.

 

Сравнение рангов в двух экспериментальных группах (в работе использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, расчеты приведены в приложении) не выявил статистически значимых различий, что позволило констатировать отсутствие влияния фактора возраста на субъективную оценку восприятия проблемности эмоционально трудной ситуации». 

 

 

 

Пример «Для оценки особенностей саморегуляции студентов-психологов с различным уровнем успешности учебной деятельности было проведено сравнение показателей с использованием критерия Стьюдента.  В Таблице 2.6 представлены результаты сравнения показателей саморегуляции студентов по методике В.П.Моросановой «Опросник саморегуляции поведения»».     Таблица 6 – Выраженность показателей саморегуляции в двух экспериментальных группах
Составляющие саморегуляции Группа «успешных» (средне-групповое значение, баллы) Группа «неуспешных» (средне-групповое значение, баллы) t-критерий Стьюдента
Планирование 5,1 3,8 1,10
Моделирование 4,8 4,2 0,34
Программирование 3,4 2,9 0,21
Оценивание результатов 4,0 4,1 0,07
Гибкость 5,9 4,3 1, 40
Самостоятельность 6,1 5,8 0,71
Общий уровень саморегуляции 30 29 0, 34

 

 

 

Выводы.

Каждая глава завершается отдельным разделом –– выводами.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ показывают умение студента анализировать, обобщать и делать выводы из изученного и изложенного материала. Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент должен сформулировать цель следующей главы.

 

Пример. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 1. На основании анализа литературы выделены специфические особенности психодиагностической деятельности, систематизированы основные детерминанты ее успешной реализации. 2. Построена теоретическая модель решения психодиагностических задач. В число основных фаз решения диагностических задач включены: постановка цели, формулировка психодиагностической задачи, планирование, процедура проведения, этап обработки данных, подведение итогов, определение психологического диагноза и написание психодиагностического заключения. 3. Обобщение литературных данных по исследованию специфических особенностей деятельности психологов–диагностов позволило систематизировать обусловливающие ее интеллектуальные предпосылки. Среди них как отдельные профессионально значимые качества и способности, так и качественно сложные, «зрелые» формы интеллекта – совокупность когнитивных и метакогнитивных составляющих, реализующих единство интеллектуального и аффективного, ценностно–смыслового и мотивационного компонентов личности. 4. Выделенные интеллектуальные составляющие психодиагностической деятельности стали предпосылкой для организации экспериментального исследования и операционализации диагностических параметров.  

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ отражают основные результаты практического исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам. Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы было не более 3-4 выводов общего и конкретного вида, которые позволят увидеть главные достижения работы. Целесообразно выводы соотнести с задачами исследования, сформулированными в начале главы. Необходимо также указать, подтвердилась ли гипотеза исследования.

 

Пример. 1. Экспериментальное исследование особенностей интеллектуальной сферы свойств будущих психологов позволило выделить уровень сформированности интеллектуальных составляющих психодиагностической деятельности. 2. Сравнение интеллектуальных показателей экспериментальных групп с различной степенью успешности в решении психодиагностических задач позволило выявить достоверно значимые различия по уровню антиципации и показателям профессионально-психологического понимания.  Различия в уровне сформированности показателей профессионального мышления (рефлексивность, вариативность, перспективность, доказательность и т.д.) выявлены на уровне тенденций. 3. Таким образом, высказанная в работе гипотеза о том, что успешность решения психодиагностических задач обусловлена наличием совокупности интеллектуальных детерминант, к числу которых относятся профессионально-психологическое понимание, антиципация, рефлексивность, гибкость, доказательность подтвердилась частично. 4. Выделенные в ходе исследования интеллектуальные референты позволяют дополнить модель профессиональной компетентности психолога отдельными параметрами – профессионально-значимыми качествами мышления, определяющими успешное решение психодиагностических задач.

Заключение

Раздел «Заключение» представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. Данный раздел не должен дублировать «Выводы». В нем в сжатой форме излагается вытекающая из конечных результатов научная новизна и практическая ценность, важные побочные результаты, вновь возникающие задачи, перспективы дальнейшей разработки проблемы. Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц.

Список литературы

Список использованной литературы отражает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, является визитной карточкой автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне овладения навыками работы с научной литературой. 

Список включает в себя специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям сборников (сначала литература на русском языке, затем иностранная). Допустимо ссылаться на Интернет-ресурсы.

В КР по психодиагностике список литературы должен включать не менее 35 источников.

Пример оформления списка литературы представлен в приложении З.

Приложения

В «Приложении» дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, формы отчетности, вопросы и ключ обработки использованных автором методик (за исключением общеизвестных). Приложения включают таблицы первичных цифровых данных (берутся из протоколов обследований), образцы протоколов обследований, иллюстрации, облегчающие восприятие информации и более подробно раскрывающие практическую часть исследования и т.п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении А». Все приложения должны иметь буквенную нумерацию (А, Б, В и т.д.) и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с приложениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы.

Презентация

Графические и иллюстративные материалы для представления на защите КР оформляются в виде презентации для демонстрации через мультимедийный проектор. В презентацию, содержащую от 6до 10 слайдов, рекомендуется включать:

— информацию, поясняющую постановку и пути решения экспериментальных задач КР (объект, предмет исследования, цель, задачи, методические средства, характеристика базы исследования и выборки; наиболее важные таблицы, диаграммы и графики);

— наиболее значимые результаты экспериментального исследования;

— наиболее важные выводы по работе.

 

Приложение  А

 Перечень тем курсовых работ по дисциплине «психодиагностика»*

Тема курсовой работы
1. Изучение страхов у детей рисуночными методами
2. Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению
3. Диагностика интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе
4. Изучение мотивационной готовности ребенка к школьному обучению
5. Изучение эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению
6. Изучение межличностных отношений ребенка
7. Диагностика опосредованного запоминания у детей
8. Диагностика страхов у детей дошкольного возраста
9. Диагностика агрессивного поведения дошкольников при помощи проективных методов
10. Диагностика отношения ребенка к семейной ситуации
11. Диагностика стилей детско-родительских отношений
12. Экспериментальное исследование школьной дезадаптации у младших школьников
13. Изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста
14. Диагностика тревожности у детей младшего школьного возраста
15. Изучение мотивации учения у младших школьников
16. Сравнительный анализ ценностных ориентаций в подростковом возрасте
17. Изучение особенностей эмоциональной сферы у подростков
18. Диагностика агрессивности у подростков
19. Изучение самооценки у подростков
20. Диагностика творческого мышления у подростков
21. Изучение межличностных отношений подростка
22. Диагностика ценностных ориентаций в подростковом возрасте
23. Изучение гендерных особенностей агрессивного поведения подростков
24. Исследование творческих способностей у подростков
25. Изучение акцентуаций характера у подростков
26. Диагностика подростковой застенчивости
27. Диагностика ценностных ориентаций старшеклассников
28. Изучение мотивов профессиональной деятельности студентов
29. Изучение учебной мотивации студентов
30. Диагностика эмпатических способностей студентов разных специальностей
31. Диагностика мышления у студентов
32. Изучение мыслительной деятельности первокурсников
33. Изучение стратегий конфликтного поведения студентов первого и пятого курсов обучения
34. Изучение межличностных отношений студентов
35. Изучение групповых характеристик студенческого коллектива
36. Методы экспериментального исследования самооценки и уровня притязаний у первокурсников
37. Диагностика эмпатических способностей студентов разных специальностей
38. Диагностика агрессивности у взрослых
39. Диагностика тревожности у взрослых
40. Методы экспериментального исследования самооценки и уровня притязаний
41. Экспериментальное исследование креативности
42. Диагностика направленности личности
43. Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей.

* - предлагаемые темы могут быть уточнены по усмотрению научного руководителя .

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б



2019-11-13 265 Обсуждений (0)
Глава II . Практическая часть работы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Практическая часть работы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)