Глава II . Практическая часть работы.
Вторая глава посвящена экспериментальной части исследования, в которой описываются гипотеза и методики диагностического исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты. Решение практических задач исследования предполагает выполнение ряда этапов. Этап 1. Определение цели экспериментального исследования. Необходимость диагностического исследования обусловлена результатами теоретического анализа, выполненного в первой главе. Например, это может быть отсутствие достаточно полного описания исследуемого психического явления либо противоречие между эмпирическими данными, полученными другими исследователями. Цель экспериментального исследования всегда связана с результатами теоретического анализа. Этап 2. Определение базы исследования и выборки испытуемых. При планировании исследования необходимо определить: вид исследования (индивидуальное или групповое), характеристики контингента (психологические и социально–демографические), репрезентативность выборки, условия проведения исследования, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.. Объем выборки при групповом обследовании в КР по психодиагностике –– 20–25 человек. Этап 3. Подбор методик для исследования. Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Выбор используемых методов и методик должен быть обоснован. Количество применяемых методик в КР по психодиагностике –– не менее 3-х. Этап 4. Разработка психодиагностического сценария. При разработке психодиагностического сценария обосновывается выбор методик и производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. При планировании эксперимента целесообразно составить психодиагностическую программу исследования (Таблица 1), отражающую переменные исследуемого феномена, применяемые методики, а также анализируемые показатели. Такая программа позволяет не только логично и более точно спланировать эксперимент, но и оптимизировать количество анализируемых диагностических показателей.
Таблица 1 – Диагностическая программа анализируемого феномена
Этап 5. Проведение диагностического эксперимента. Проведение диагностического обследования неразрывно связано с этическими аспектами деятельности психолога. Базовыми этическими нормами психодиагностическогообследования выступают: ♦ благополучие обследуемого индивида; ♦ ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе; ♦ корректность и сдержанность в публичных заявлениях; ♦ конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде; ♦ отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов; ♦ меры предосторожности в обследованиях; ♦ ограничения в публикациях методик; ♦ полная и правильная интерпретация диагностических результатов. Если диагностическое обследование выполняется в научных целях, то основным способом обеспечения тайны личности испытуемого является анонимность результатов. Задача, с которой в этой ситуации сталкивается психолог, состоит в том, чтобы заранее объяснить испытуемому процедуру, обеспечивающую анонимность и получить от него так называемое информационное согласие. Но анонимность не решает проблемы сохранения тайны во всех случаях. Например, некоторые испытуемые могут быть недовольны тем, что информация о них становится известна тем, кто проводит диагностическое обследование. Поэтому психолог должен стремиться к установлению отношений сотрудничества с испытуемыми, убеждая их в научной ценности предоставляемой ими информации, а также в честности и компетентности исследователей. Как правило, подобные объяснения приводят к согласию большинства на участие в диагностическом обследовании. Следует иметь в виду, что любой человек имеет право отказаться от участия в диагностировании, и это право должно соблюдаться и охраняться самими психологами. П роблема конфиденциальности, с которой сталкивается психолог в ходе психодиагностического обследования, связана с преодолением противоречия – с одной стороны, необходимостью неразглашения информации об индивидах, с другой стороны, возможности разглашения диагностической информации третьим лицам и сохранения диагностических данных. Если диагностика проводится в целях научного исследования в каком-либо учреждении (вузе, школе, детском дошкольном учреждении, производственном предприятии и пр.), индивид должен быть заранее проинформирован о целях и способах использования диагностических результатов, а также о том, кому они будут доступны, кто в них заинтересован. Если испытуемый не согласен на передачу информации заинтересованным лицам, то диагностическое обследование не проводится. Большое значение имеет вопрос предоставления результатов обследования испытуемым. Общими рекомендациями передачи информации могут быть: ♦ диагностическая информация должна сообщаться в форме содержательной и пригодной для использования (передавать информацию в виде баллов, процентов и других числовых показателей нежелательно); ♦ ее нужно сопровождать объяснениями. При сообщении диагностических результатов желательно принимать во внимание индивидуальные особенности того человека, которому передается информация, такие, как уровень образования, знания психологии, эмоциональные характеристики и некоторые другие. Одновременно с соблюдением этики психодиагностического обследования необходимо принимать во внимание совокупность психодиагностических переменных, влияющих на достоверность результатов. К числу таких переменных относятся: – ситуативная переменная (эмоциональные и поведенческие барьеры в ситуации обследования, стереотипные представления испытуемых о целях диагностики, влияние незапланированного «соучастия других», уровень исходной мотивации, степень социального одобрения и т.д.) – переменная личности испытуемого (наличие прошлого опыта психодиагностического обследовании); – переменная личности психолога-диагноста (на качество сбора эмпирических данных и их интерпретацию влияют степень профессиональной компетентности, эмоциональная регуляция, толерантность, одновременное сочетание беспристрастности и доброжелательности, профессиональная культура, установка на объективность). Следует учитывать также и факторы, влияющие на достоверность выносимых психодиагностических суждений, среди которых: – ошибки сбора данных (ошибки наблюдения и регистрации, инструментальные ошибки (недостаточное владение методикой)); – ошибки интерпретации (переоценка первичной психодиагностической информации, ошибки атрибуции, познавательные радикализм или консерватизм). Этап 6. Анализ полученных результатов. Диагностический эксперимент завершается этапом обработки и обобщения эмпирического массива данных и интерпретацией результатов. Количественная обработка данных предполагает обоснование выбора математической статистики и выполнение расчетов (см. Приложение Ж). Структура параграфа 2.1 «Методика проведения констатирующего эксперимента» должна быть представлена следующим образом: – цель исследования; – гипотеза исследования; – задачи практического исследования; – специфика экспериментальной выборки; – характеристика базы исследования; – этапы исследования; – обоснование методов исследования и характеристика конкретных психодиагностических методик. В параграфе 2.2 приводятся результаты психодиагностического исследования в порядке решения экспериментальных задач, в обобщенном виде. Наглядность результатов обеспечивается табличным и графическим представлениями. Каждая таблица и рисунок должны сопровождаться текстовым описанием с акцентом на сущностных проявлениях изучаемых феноменов. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение. Указываются способы обработки первичных данных. Количественный анализ результатов может содержать элементы описательной или аналитической статистики (Приложение Ж). Структура параграфа 2.2 «Анализ результатов исследования» содержит: – данные обследования целевой выборки по каждой из методик (табличная и графическая формы представления данных); – констатация сущностных результатов и их психологическая интерпретация (качественный и количественный анализ); – проверка экспериментальной гипотезы. В случае, когда гипотеза не находит свое подтверждение, результат также должен быть изложен и проанализирован. В этом случае ценность работы не только не снижается, но, напротив, свидетельствует о достоверности результатов и вдумчивости автора работы; – выводы по второй главе. Ниже приводятся фрагменты описания во втором параграфе экспериментальных данных в табличной форме.
Полученные результаты могут быть представлены также и в графическом виде – в виде гистограмм и дискограмм. Например, наглядным вариантом отражения динамики развития какого-либо психического свойства может стать гистограмма.
Процентное распределение уровней выраженности анализируемого признака в выборке испытуемых лучше продемонстрирует дискограмма.
Рисунки и иллюстрации можно размещать в тексте работы, но если они громоздки или касаются темы лишь косвенно – их следует оформлять в виде приложений. То же самое справедливо и для таблиц. Весомость выносимым диагностическим суждениям придает использование в анализе результатов методов математической статистики. В тексте основной части традиционно обосновывается критерий математической статистики и даются основные выводы. Все расчеты приводятся в приложении.
Выводы. Каждая глава завершается отдельным разделом –– выводами. ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ показывают умение студента анализировать, обобщать и делать выводы из изученного и изложенного материала. Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент должен сформулировать цель следующей главы.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ отражают основные результаты практического исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам. Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы было не более 3-4 выводов общего и конкретного вида, которые позволят увидеть главные достижения работы. Целесообразно выводы соотнести с задачами исследования, сформулированными в начале главы. Необходимо также указать, подтвердилась ли гипотеза исследования.
Заключение Раздел «Заключение» представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. Данный раздел не должен дублировать «Выводы». В нем в сжатой форме излагается вытекающая из конечных результатов научная новизна и практическая ценность, важные побочные результаты, вновь возникающие задачи, перспективы дальнейшей разработки проблемы. Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц. Список литературы Список использованной литературы отражает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, является визитной карточкой автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне овладения навыками работы с научной литературой. Список включает в себя специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям сборников (сначала литература на русском языке, затем иностранная). Допустимо ссылаться на Интернет-ресурсы. В КР по психодиагностике список литературы должен включать не менее 35 источников. Пример оформления списка литературы представлен в приложении З. Приложения В «Приложении» дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, формы отчетности, вопросы и ключ обработки использованных автором методик (за исключением общеизвестных). Приложения включают таблицы первичных цифровых данных (берутся из протоколов обследований), образцы протоколов обследований, иллюстрации, облегчающие восприятие информации и более подробно раскрывающие практическую часть исследования и т.п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении А». Все приложения должны иметь буквенную нумерацию (А, Б, В и т.д.) и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с приложениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы. Презентация Графические и иллюстративные материалы для представления на защите КР оформляются в виде презентации для демонстрации через мультимедийный проектор. В презентацию, содержащую от 6до 10 слайдов, рекомендуется включать: — информацию, поясняющую постановку и пути решения экспериментальных задач КР (объект, предмет исследования, цель, задачи, методические средства, характеристика базы исследования и выборки; наиболее важные таблицы, диаграммы и графики); — наиболее значимые результаты экспериментального исследования; — наиболее важные выводы по работе.
Приложение А Перечень тем курсовых работ по дисциплине «психодиагностика»*
* - предлагаемые темы могут быть уточнены по усмотрению научного руководителя .
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |