Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА №2. Основные этапы развития школьного исторического образования в России.



2019-11-13 819 Обсуждений (0)
ТЕМА №2. Основные этапы развития школьного исторического образования в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

       План:

1. Основные этапы и ведущие тенденции школьного исторического образования в XVIII – начале ХХ века.

2. Основные этапы и ведущие тенденции развития школьного исторического образования в России в ХХ веке.

3. Школьное историческое образование в РФ: становление современной системы и направление ее развития.

Литература:

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Параграф №5.

2. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Теория и методика обучения истории в схемах, таблицах и описаниях.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Глава 1.

4. Алексашкина Л.Н. Отечественная методика преподавания истории во второй половине ХХ века: эволюция и тенденции развития.

5. Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015. – №2-3.

 

Основные этапы и ведущие тенденции школьного исторического образования в XVIII – начале ХХ века.

 

1.1 Становление исторического образования в XVIII века.

Становление истории как учебного предмета в первых российских гимназиях связано с именем Петра I. Государственное обучение истории в России введено в 1726 часу. В первой половине XVIII в. в России изучалась только всеобщая история. В XVIII в школах постепенно утверждается русская история.

1786 – Устав народных училищ: классно-урочная система преподавания, доска и мел, учебник. Выделение отечественной истории в специальный курс не привело к её изъятию из курса всеобщей истории. Русская история как отдельный учебный предмет имелась лишь в учебном плане главных народных училищ.

 

Историческое образование в России в XIX – начала ХХ века.

Первая половина XIX века: в лицеях и гимназиях классическая модель исторического образования:

 - изложение материала в учебниках – повествовательный и избыточно фактографический характер;

- воспитательная направленность в духе идей православия и самодержавия;

- репетиционный метод – многократное повторение фактов, их механическое заучивание.

(Учебник Н.М. Карамзина, Н.Г. Устрянова, И.К. Кайданова и др.).

Вторая половина XIX начала ХХ века.

М.М. Стасюлевич – историк-медиевист либерального направления, 1866 г. возглавлял журнал «Вестник Европы». В противовес репетиционному он выдвигает реальный метод: работа с документами без использования учебника. (История Средних веков в ёё писателях и исследованиях новейших ученных. – СПб. – 1863.

Реальное преподавание истории даже в случае забвения материалов оставляет в человеке весьма важный результат, не нуждающийся в памяти, а именно самостоятельность мысли и суждений, которая приобретается сознательным чтение памятников под руководством сведущего и добросовестного преподавателя. В российской школе сложилось концентрическая структура преподавания истории.

Вариативность учебников истории.

«Профессорские» (П.В. Виноградов, Н.И. Киреев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др.).

«Учительские» - (К.А. Иванов, К.И. Добрынин и др.).

Автор первой русской методики обучения истории по глубине и научности – Я.Г. Гуревич (1877 год). «Опыт методики истории».

Новые способы преподавания:

 - метод вопросов и планов;

- лабораторный метод (Н.А. Рожков, С.В. Фарфоровский);

- метод документации (Я.С. Кулжинский);

- метод драматизации (А.Ф. Гартвич);

- метод реферирования (Ю.А. Влахонулов, Н.П. Покотило и др.).

С.П. Сингалевич, В.Я. Уланов, Н.П. Покотило, К.В. Сивков: нельзя абсолютизировать какой-либо способ.

Школьное историческое образование в 1917 – начале 1930-х годов.

Главная цель школы – воспитание нового человека, строителя социализма, с марксистских позиций переосмысливающего знания, накопленные человечеством в прошлом. Подготовка к трудовой жизни. Ценности коллективизма. Интегративные подходы: вместо предметов комплексное изучение окружающего мира: природа – общество – труд.

Курс обществоведения – с элементами исторических знаний.

Лабораторно – бригадный, трудовой, исследовательский методы.

Краеведение, экскурсии.

Недостаточное внимание к формированию знаний у школьников.

Школьное историческое образование в СССР в 1930-1950-х годах.

Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 мая 1934 года «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Линейная структура школьного исторического образования.

«Рабочие книги по истории для старших классов» А.А. Введенский, А.В. Предтеченский.

Первые советские школьные учебники по истории (1937 год учебник по элементарному курсу истории СССР для 3-4 классов под редакцией А.В. Шестакова.

Учебники А.В. Мишулина, Е.А. Косминского, А.В. Ефимова, А.М. Панкратовой, В.М. Хвостова).

- перегруженность сложным текстом и понятиями;

 - Отсутствие вопросов, документов, иллюстраций;

Возвращение лекционно-урочной системы с изложением учителем нового материала и пересказа его учениками.

Послевоенное время: появление школьных хрестоматий. Журнал «История в средней школе» - возобновление выхода с 1946 года. Создание Академии педагогических наук в 1943, в которую вошел Институт методов обучения с сектором обучения истории. Подъем и определенный расцвет методики преподавания истории. Чередование концентров и линейности 1959 – Постановление ЦК КПСС и СМ «О некоторых изменениях в преподавании истории»: концентризм (полный - при изучении отечественной истории и частичный – при изучении всеобщей истории).

1965 – Постановление «Об изменении порядка представления истории в школе»: линейная структура в 5-10 классах с параллельно-синхронным изучением отечественной и всеобщей истории.

Обновление фонда учебников истории. «Педагогические требования к школьным учебникам истории» (Ф.П. Коровин).

Государственные премии СССР учебнику «История древнего мира» для 5-го класса (Ф.П. Коровин), учебнику «История Средних веков» для 6-го класса. (Е.В. Агибалова, Г.М. Донской).

УМК по каждому курсу: учебник, методические поурочные рекомендации, сборник познавательных знаний, атлас и комплект контурных карт, хрестоматия, книга для чтения. Создание обобщающих трудов по методике преподавания истории: А.И. Стражев (1964), А.А. Вагин (1972), П.В. Гора (1989), двухтомная «Методика обучения истории в средней школе».

Актуальные вопросы преподавания истории. Центральная проблема – активизация познавательной деятельности учащихся:

- проблемность в обучении истории – Н.Г. Дайри.

- решение познавательных задач и применение исследовательского метода – И.Я. Лернер.

- формирование познавательных умений – Н.И. Запорожнец, П.В. Гора.

 - изучение произведений классиков марксизма-ленинизма – А.Т. Кунцов.

- методические приемы и средства – П.В. Гора.

- методика образного и рассуждающего изложения – А.А. Вагин, П.В. Гора.

- изучение вопросов культуры – Г.р. Косова.

Программы по истории: отражение предметной методики. Новые рубрики наряду с номенклатурой фактов, событий и имен: межкурсовые и межпредметные связи. Перечни подлежащих усвоению учащимися основных понятий и мировоззренческих идей. Основные умения учащихся.

Школьное историческое образование в РФ.

Изменения в структуре и содержании школьных курсов истории.

Введены два концентра (цикла) курсов истории с древности до наших дней: в 5-9 классах и 10-11 классах. Профильное образование на старшей ступени – возможность выбрать варианты продолжения образования. Введение образовательных стандартов. В конце 90-х годов изданы «Оценка качества подготовки выпускников основной (средней) школы».

Актуальность вопроса о соотношении знаний и деятельности в связи с неблагоприятными тенденциями в 1990-х годов. Появление обобщающих работ по теории и методики преподавания истории: Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой, В.М. Коротковой, Н.Н. Лазукова. Особое внимание – познавательной деятельности школьников, организации их работы с отдельными видами исторического материала.

 



2019-11-13 819 Обсуждений (0)
ТЕМА №2. Основные этапы развития школьного исторического образования в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА №2. Основные этапы развития школьного исторического образования в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (819)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)