Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА №1. Научно-педагогические основы методики обучения истории.



2019-11-13 485 Обсуждений (0)
ТЕМА №1. Научно-педагогические основы методики обучения истории. 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

РАЗДЕЛ I . ИСТОРИЯ КАК НАУКА И ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

 

ТЕМА №1. Научно-педагогические основы методики обучения истории.

План:

1. Методика ремесло, наука или…?

2. Научный статус методики обучения истории: объект и предмет научного исследования, методологические основы и функции, свойства методики, ее связь с другими науками.

Литература

Обязательная:

1.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавании истории: учебное пособие для вузов. – М.: Просвещение. – 2003. – №5.

Дополнительная:

1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе – М. – 1988.

2. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М. – 1972.

Не является ли умение преподавателя производить на аудиторию и отдельного учащегося неизгладимое впечатление особым даром, талантом, отпущенным природой лишь некоторым, избранным счастливчикам? Не удел ли всех остальных, кто избирает учительское поприще, следовать проверенным предписаниям, которые часто отождествляют с методикой. Именно в этом смысле методику уподобляют ремеслу, т.е. профессиональному занятию по шаблонам и инструкциям, лишенному творческой инициативы.

Понятия

Образование  - осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельный процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а так же результат этого процесса – определенный уровень овладения культурой, уровень развития личности в контексте культуры. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – С.4-5.

Образование – процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. В образование объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений.

 

Система школьного исторического образования

Три подсистемы

1. Предметный уровень – дидактическая подсистема. Цели и задачи исторического образования определяются логикой истории как учебного предмета.

2. Институционально – образовательная среда – фиксируется в федеральном компоненте ГОС. Конкретизация этих целей и задач применительно к субъекту РФ должна формироваться в региональном компоненте государственного образовательного стандарта. Субъект развития образования: педагоги-историки, ученые-дидакты, методисты. На этом уровне решаются прикладные задачи исторического образования. Институционально – образовательная среда – динамичная подсистема, определяющая взаимовлияние на систему школьного исторического образования «внутренних» факторов. Цели и задачи исторического образования определяются логикой развития системы исторического образования как подсистемы общего среднего образования, деятельностью федеральных и региональных органов образования (Министерство образования и науки РФ, республиканских министерств образования, региональных департаментов образования и пр.). Формулируются принятое в настоящий момент в обществе понимание целей и задач школьного исторического образования как отражение социального заказа и запроса граждан, также проектируется процесс и механизм осуществления исторического образования в общеобразовательных учреждениях. Субъект развития образования – педагогическое сообщество.

3. Внешняя – по отношению к историческому образованию среда, подсистема внешних условий и факторов, являющихся важным ресурсом непрерывного исторического образования. Внешние факторы подразделяются на факторы российские и международные. Цели и задачи определяются тенденциями развития российского общества в условиях глобализации, включая самый широкий информационный, ценностный и культурно-образовательный контекст. Формируются ценностные и целевые основания для развития приоритетных направлений школьного исторического образования. Прогнозируются перспективы развития образования в России в условиях информационной революции. Субъект развития образования – широкое экспертное сообщество (включая философов, социологов, политологов и др.). На этом уровне определяется воздействия социума на систему образования, прогнозируются перспективные направления развития образования и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

Система образования РФ в соответствии со статьей 8 «Закона об образовании» представляет собой совокупность взаимодействующих:

 - преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- реализации их в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

 - органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.

Государственные образовательные стандарты – общего образования в РФ – цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. Стандарты в РФ были введены по закону «Об образовании» в редакции 1992 года.

Методика – это педагогическая наука, исследующая закономерности обучения определенному предмету.(Педагогическая энциклопедия. – М. – 1965 – Т.». – С.806.

Как правильно называть предмет: методика преподавания или методика обучения истории?

Зиновьев М.А. «Очерки методики преподавания истории» Москва 1965, Вагин А.А. «Методика преподавания истории в средней школе» Москва 1968, Вагин А.А. Методика обучения истории и школе Москва 1972, Гора П.В. «Повышение эффективности обучения истории в средней школе» Москва 1988, Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю «Теория и методика преподавания истории» Москва 2003.

Третий вариант: Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории» Москва 2002.

На этой на первый взгляд простой игрой слов П.В. Гора видел два принципиально важных подхода к предмету и задачам методики. В одном случае в сферу исследований методики попадает только деятельность педагога по «сообщению, передаче сведений о чем-нибудь», т.е. преподавание. В другом, считается, что методика имеет дело с обучением, т.е., со сложным процессом включающим взаимосвязанные и находящиеся в движении факторы и компоненты образовательного процесса:

1. цели исторического образования, 2 содержание, 3 познавательные возможности учащихся, 4 формы и способы обучения истории (преподавания и изучения), 5 результаты исторического образования.

2.Научный статус методики обучения истории

2.1. Объект и предмет научного исследования.

Объект – исследования методики – процесс обучения, предмет – внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения истории в качестве учебного предмета.

Основные факторы и закономерности процесса обучения истории

2.2. Методологические основы методики обучения истории.

 

А.И. Стражев В.Г. Карцов А.А. Вагин

Методика обучения истории одновременно историческая и педагогическая наука

||

Методологическая основа – диалектический и исторический материализм, педагогика

Методология самой исторической науки – методологическая основа методики обучения истории. Методологическая основа методики- марксистско-ленинская педагогика.

 

 

Последние годы:

методологическая основа работ в области школьного исторического образования

||

 различные концептуальные подходы, синтезирующие цели философии истории и философии образования, гуманистической педагогики, теории воспитывающего, личностно-ориентированного и развивающего обучения.

2.3 Функции методики обучения истории как науки.

Методика – это та отрасль педагогической науки, которая непосредственно прокидывает мост от теории к практике. (П.В. Гора).

2.4 Связь методики обучения истории с другими науками.

Взаимодействие методики обучения истории с фундаментальной исторической наукой сегодня рассматривается шире чем раньше: содержание учебного материала, концептуальные основы, методы деятельности (формы, способы и средства изучения исторического процесса). Исследовательский метод в старших классах в доступных формах и видах позволяет видеть лабораторию ученого.

Связь с дидактикой - опора на общие положения о проектировании учебного содержания, форм, методов, приемов и средств обучения.

 

Методика обучения истории

История Педагогика Социология
Источниковедение Психология Политология
Историография Дидактика Экономика

 

Какие науки могут быть дополнительно представлены

¾ Педагогическая психология, физиология нервной деятельности

¾ Логика и история соответствующей науки, науковедение

¾ Этнография, этнология и религиоведение

¾ Регионоведение

Функции методики обучения истории как науки

Любая наука начинается с практики. Первая функция науки описательная, констатирующая, ориентированная на объективное изложение доступных для данной науки реальных фактов образовательной деятельности, эмпирических данных опыта, практики. Диагностическая – избирательная оценка добытых фактов, их сопоставление, соотношение с критериями, систематизация, классификация. Объяснительная – обнаружение причинно-следственных связей в рассматриваемых явлениях, выявление тенденций, определенных закономерностей о них.

Трансформация практического опыта и фактов в абстрагированное знание, способное усмотреть регулярное и закономерное в явлениях, ведет к формированию теоретического знания. В теоретическом знании аккумулируются данные разных наук, поэтому любая теория в сфере образования междисциплинарна.

Прогностическая – предвидение возможных последствий практического использования концепций, инновационных проектов.



2019-11-13 485 Обсуждений (0)
ТЕМА №1. Научно-педагогические основы методики обучения истории. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА №1. Научно-педагогические основы методики обучения истории.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)