по освоению курса дисциплины
Философские и психологические проблемы творчества
направление подготовки 11.04.02 «Инфокоммуникционные технологии и системы связи»
форма обучения очная
Распределение форм контроля знаний по семестрам:
| _____________________
|
| _____________________
|
| _____________________
|
| _____________________
|
Курск – 2016
Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (уровень подготовки кадров высшего образования) направления подготовки ____________на основании учебного плана направленности (профиля, специализации) _____________ и рекомендованы к применению в образовательном процессе для обучения магистров по направлению подготовки ______________ Философские и психологические проблемы творчества
на заседании кафедры философии и социологии, протокол №_ «__» _____ 20_ г.
Зав. кафедрой И.А. Асеева
Разработчик программы к.филос. н., доцент Н.В. Волохова
1.1 Цель преподавания дисциплины –является ознакомление слушателей с основными историческими и теоретическими концепциями творческой деятельности, их философским и культурологическим осмыслением.
Краткое содержание лекционного курса
№ п/п
| Раздел (тема) дисциплины
| Содержание
|
1
| 2
| 3
|
1
| Творчество как феномен человеческого бытия.
| Творчество и мышление, творчество и познание, творчество и интуиция. Парадокс рождения нового (общая проблема). Роль личности в творчестве. Специфика творчества и его отражение в научном и художественном. Жизненная стратегия личности в разрешении парадоксов творчества. Творчество и логика парадокса. Гений, злодейство и умопомешательство. Безумие и «сверхразум».
|
2
| Теория творчества как междисциплинарная проблема. Творчество и философия творчества.
| Творчество и мышление, творчество и познание, творчество и интуиция. Парадокс рождения нового (общая проблема). Творчество и философия творчества. Проблема построения и интерпретации единой теории творческой деятельности. Научные и в(не)научные элементы творческой деятельности.
Творчество и философия творчества. Проблема построения и интерпретации единой теории творческой деятельности. Научные и в(не)научные элементы творческой деятельности.
|
3
| Теория творчества в ее историческом развитии. Техническое, научное, и художественное творчество, их соотношение и «психологическая» совместимость.
| Творчество и античная культура. Феномен сократической философии. Первые шаги древнегреческой науки. Умозрение и научное познание.
Средневековое богословие и проблема творчества. Теодицея и антроподицея. Знание и вера, наука и богословие. Рождение теории двойственной истины.
Новоевропейский проект творческой деятельности. Гении Возрождения. «Коперникианский переворот» в науке и мировоззрении. Галилей и Бруно. Тихо Браге и Кеплер.
Европейская Реформация как творческий акт. Феномен ученого-богослова. «Наукоучение» как творчество (Лейбниц, Ньютон, Спенсер, Мах).
Рождение европейского романтизма (Шиллер, Гельдерлин, Гете, Новалис, Бетховен). Концепция творчества в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель).
|
4
| Развитие фундаментальной и прикладной науки как процесс творчества. Природа научного открытия
| Формирование концепций теоретического и прикладного научного знания. Значение ошибок и случайностей в научном познании. «Ошибки» Аристотеля и их роль в становлении классической физики. Достижения античной математики. «Преступление» Птолемея и рождение опытной науки. Феномен классической европейской науки. Физика ? математика ? философия ? богословие (области синтеза: новоевропейский проект). Механизмы и закономерности творческой деятельности. Техническое, научное и художественное творчество, их соотношение и психологическая «совместимость». Психология научного открытия. Бессознательное в творческой деятельности. Бессознательное и интуиция. Проблема «случайного» открытия, его психологические и логические особенности. От Галилея до Бора и Эйнштейна: формирование неклассической картины мира как творческий процесс. Проблема кризиса в теоретическом естествознании и его разрешения. Фундаментальная наука на пороге XX в. (математические, физические, химические, антропологические и биологические предпосылки кризиса). Научные открытия на рубеже XIX и XX вв. и их эвристический статус. Эйнштейн и его предшественники. Рождение постклассической науки. Создание теории относительности и классической квантовой механики. Открытие периодического закона (Д. Менделеев). Генетика и диалектика. Фундаментальное естествознание в поисках своих оснований. Научное творчество на рубеже XX и XX I в. Поиски новой фундаментальной естественнонаучной парадигмы на рубеже тысячелетий.
|
5
| Качества творческой личности. Творческие способности и творческий гений. Проблемы творчества в современной социокультурной ситуации.
| Проблема «слома письма» в теории творчества рубежа XIX-XX в. (от Кьеркегора до Ницше и Фрейда). Творчество и экзистенция. Особенности постпозитивистского проекта творческой деятельности (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун). Дисциплинарная структура науки и процесс творчества. Проблема становления и развития научной школы. Психологические особенности индивидуального и коллективного творчества. Наука и насилие. Научный коллектив и парадигмы власти. Творчество и методология. Творчество и диалог (проблемы «диалогики») Особенности и эвристические особенности методов научного (философского) познания. Теория научного и инженерного творчества. Творчество и эвристика. Анализ конкретных методик научного творчества (метод проб и ошибок; мозговой штурм; метод синектики; метод фокальных объектов; ТРИЗ и др.). От феноменологии и герменевтики ? к структурализму и постмодернизму. Археология научного знания (М. Фуко). Интердисциплинарные практики творческой активности (перформенс, реди-мейд, инсталляция, инвайронмент).
|
Практические занятия
№
| Наименование практического занятия
| Объем, час.
|
1
| 2
| 3
|
1
| Теория творчества как междисциплинарная проблема..
| 2
|
2
| Творчество и мышление, творчество и познание, творчество и интуиция
| 2
|
3
| Творчество и философия творчества. Научные и в(не)научные элементы творческой деятельности.
| 2
|
4
| Соотношение логического и интуитивного в творческой деятельности
| 2
|
5
| Творчество и логика парадокса. Гений, злодейство и умопомешательство. Безумие и «сверхразум».
| 2
|
6
| Творчество и логика парадокса. Гений, злодейство и умопомешательство. Безумие и «сверхразум».
| 2
|
7
| Научное творчество, политика, идеология
| 2
|
8
| Теории модернизации и постмодерна в современной культуре
| 2
|
9
| Особенности развития современной российской культуры
| 2
|
Итого
| 18
|