Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



2019-11-13 189 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




по освоению курса дисциплины

 

Философские и психологические проблемы творчества

 

направление подготовки 11.04.02 «Инфокоммуникционные технологии и системы связи»

форма обучения                                 очная

         

Распределение форм контроля знаний по семестрам:

    _____________________
  _____________________
  _____________________
  _____________________

Курск – 2016

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (уровень подготовки кадров высшего образования) направления подготовки ____________на основании учебного плана направленности (профиля, специализации)  _____________ и рекомендованы к применению в образовательном процессе для обучения магистров по направлению подготовки ______________ Философские и психологические проблемы творчества

на заседании кафедры философии и социологии, протокол №_ «__» _____ 20_ г.

Зав. кафедрой                                                                            И.А. Асеева

Разработчик программы                     к.филос. н., доцент Н.В. Волохова

 

1.1 Цель преподавания дисциплины –является ознакомление слушателей с основными историческими и теоретическими концепциями творческой деятельности, их философским и культурологическим осмыслением.

 

Краткое содержание лекционного курса

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Содержание
1 2 3
1 Творчество как феномен человеческого бытия.   Творчество и мышление, творчество и познание, творчество и интуиция. Парадокс рождения нового (общая проблема). Роль личности в творчестве. Специфика творчества и его отражение в научном и художественном. Жизненная стратегия личности в разрешении парадоксов творчества. Творчество и логика парадокса. Гений, злодейство и умопомешательство. Безумие и «сверхразум».
2 Теория творчества как междисциплинарная проблема. Творчество и философия творчества.   Творчество и мышление, творчество и познание, творчество и интуиция. Парадокс рождения нового (общая проблема). Творчество и философия творчества. Проблема построения и интерпретации единой теории творческой деятельности. Научные и в(не)научные элементы творческой деятельности. Творчество и философия творчества. Проблема построения и интерпретации единой теории творческой деятельности. Научные и в(не)научные элементы творческой деятельности.
3 Теория творчества в ее историческом развитии. Техническое, научное, и художественное творчество, их соотношение и «психологическая» совместимость.   Творчество и античная культура. Феномен сократической философии. Первые шаги древнегреческой науки. Умозрение и научное познание. Средневековое богословие и проблема творчества. Теодицея и антроподицея. Знание и вера, наука и богословие. Рождение теории двойственной истины. Новоевропейский проект творческой деятельности. Гении Возрождения. «Коперникианский переворот» в науке и мировоззрении. Галилей и Бруно. Тихо Браге и Кеплер. Европейская Реформация как творческий акт. Феномен ученого-богослова. «Наукоучение» как творчество (Лейбниц, Ньютон, Спенсер, Мах). Рождение европейского романтизма (Шиллер, Гельдерлин, Гете, Новалис, Бетховен). Концепция творчества в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель).  
4 Развитие фундаментальной и прикладной науки как процесс творчества. Природа научного открытия   Формирование концепций теоретического и прикладного научного знания. Значение ошибок и случайностей в научном познании. «Ошибки» Аристотеля и их роль в становлении классической физики. Достижения античной математики. «Преступление» Птолемея и рождение опытной науки. Феномен классической европейской науки. Физика ? математика ? философия ? богословие (области синтеза: новоевропейский проект). Механизмы и закономерности творческой деятельности. Техническое, научное и художественное творчество, их соотношение и психологическая «совместимость». Психология научного открытия. Бессознательное в творческой деятельности. Бессознательное и интуиция. Проблема «случайного» открытия, его психологические и логические особенности. От Галилея до Бора и Эйнштейна: формирование неклассической картины мира как творческий процесс. Проблема кризиса в теоретическом естествознании и его разрешения. Фундаментальная наука на пороге XX в. (математические, физические, химические, антропологические и биологические предпосылки кризиса). Научные открытия на рубеже XIX и XX вв. и их эвристический статус. Эйнштейн и его предшественники. Рождение постклассической науки. Создание теории относительности и классической квантовой механики. Открытие периодического закона (Д. Менделеев). Генетика и диалектика. Фундаментальное естествознание в поисках своих оснований. Научное творчество на рубеже XX и XX I в. Поиски новой фундаментальной естественнонаучной парадигмы на рубеже тысячелетий.
5 Качества творческой личности. Творческие способности и творческий гений. Проблемы творчества в современной социокультурной ситуации.   Проблема «слома письма» в теории творчества рубежа XIX-XX в. (от Кьеркегора до Ницше и Фрейда). Творчество и экзистенция. Особенности постпозитивистского проекта творческой деятельности (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун). Дисциплинарная структура науки и процесс творчества. Проблема становления и развития научной школы. Психологические особенности индивидуального и коллективного творчества. Наука и насилие. Научный коллектив и парадигмы власти. Творчество и методология. Творчество и диалог (проблемы «диалогики») Особенности и эвристические особенности методов научного (философского) познания. Теория научного и инженерного творчества. Творчество и эвристика. Анализ конкретных методик научного творчества (метод проб и ошибок; мозговой штурм; метод синектики; метод фокальных объектов; ТРИЗ и др.). От феноменологии и герменевтики ? к структурализму и постмодернизму. Археология научного знания (М. Фуко). Интердисциплинарные практики творческой активности (перформенс, реди-мейд, инсталляция, инвайронмент).  

 

Практические занятия

Наименование практического занятия Объем, час.
1 2 3
1 Теория творчества как междисциплинарная проблема.. 2
2 Творчество и мышление, творчество и познание, творчество и интуиция 2
3 Творчество и философия творчества. Научные и в(не)научные элементы творческой деятельности. 2
4 Соотношение логического и интуитивного в творческой деятельности 2
5 Творчество и логика парадокса. Гений, злодейство и умопомешательство. Безумие и «сверхразум». 2
6 Творчество и логика парадокса. Гений, злодейство и умопомешательство. Безумие и «сверхразум». 2
7 Научное творчество, политика, идеология 2
8 Теории модернизации и постмодерна в современной культуре 2
9 Особенности развития современной российской культуры 2

Итого

18


2019-11-13 189 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)