Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 4 Психологические аспекты проблемы взаимодействия работников организации



2019-11-13 223 Обсуждений (0)
ТЕМА 4 Психологические аспекты проблемы взаимодействия работников организации 0.00 из 5.00 0 оценок




4.1 Основные вопросы для изучения

1.Проблема социально-психологического климата в организации.

2. Психологический аспект проблемы адаптации сотрудника в организации

3.Психологические закономерности формирования оптимального взаимодействия руководителя с подчиненными.

 

Основные понятия и термины

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

Благоприятный психологический климат отличается взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При благоприятном климате у человека достаточно развита потребность в труде на благо всего коллектива.

Неблагоприятный психологический климат проявляется в неуважительным отношении членов коллектива друг к другу, повышенным уровнем конфликтности, формированием негативных установок, снижением мотивации к труду в данном коллективе.

Неустойчивый климат отличается высокой периодичностью возникновения конфликтных ситуаций.

Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей.

Факторы микросреды – материальное и духовное окружение личности в организации.

Социально-психологическая адаптация – при­способление к новой социальной среде, включение в уже сложившуюся систему межличностных отношений.

Профессиональная адаптация–приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций, обязанностей, включение в профессиональное сотрудничество, партнерство.

Конфликт в организации - противоречие интересов, возникающее в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка; это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации.

Темы докладов

1.Взаимодействие личности и группы в организации.

2.Малая группа как объект управления. 

3.Проблемы формирования эффективного коллектива и команды

4.Пути оптимизации социально-психологического климата в коллективе

5.Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности

6. Правила критики в организации

Список литературы для самостоятельного изучения

2.Разомазова, А. Л. Психодиагностика в управлении персоналом [Электронный ресурс] : методические рекомендации к практическим занятиям / А. Л. Разомазова, И. П. Бунькова. – Электрон. текстовые данные. – Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2016. – 35 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74413.html

3.Шуванов, В. И. Социальная психология управления [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / В. И. Шуванов. − Электрон. текстовые данные. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.−467c.

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71245.html

 

 

ТЕМА 5 Стресс в профессиональной

      деятельности руководителя

 

5.1 Основные вопросы для изучения

1.Факторы профессионального стресса.

2.Синдром профессионального выгорания.

3. Ресурсы руководителя против стресса.

 

Основные понятия и термины

Стресс информационный возникает в ситуациях информаци­онных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успе­вает принимать верные решения в заданном темпе – при высокой ответственности за последствия этих решений.

Стресс эмоциональный – состояние ярко выраженного психо­эмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или медлительно ограничивают удовле­творение его социальных или биологических потребностей, появля­ется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.

Стрессоры – разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состоя­ния - стресса. Различаются:

Стрессоустойчивостъ – совокупность личностных качеств, позволяющих субъекту переносить значительные интеллектуаль­ные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловлен­ные особенностями профессиональной или иной деятельности, без особых вредных последствий для окружающих и своего здоровья.

Профессиональный стрессэто напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: большой объемработы; плохие физические условия труда; дефицит времени (все время что-то не успеваешь); необходимость самостоятельного принятия решения.

Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: ролевая неопределенность (недостаточная информированность о профессиональных обязанностях; ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, что не должен делать; ответственность за людей, оборудование, бюджет; слишком низкая ответственность; малая степень участия в принятии решений организации.

Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями в работе: взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами; трудности в делегировании полномочий (отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек».

Эмоциональное истощение – основная составляющая выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

 

Темы докладов

1.Ответственность руководителя и внутригрупповая ответственность: особенности их проявления и сочетания.

2.Коммуникативная компетентность как условие профессиональной успешности руководителя

3.Проблема «профессиональной деформации» в сфере управления.

4.Сочетание представлений профессионального и жизненного успеха женщины-руководителя.

5. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности.

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Абдурахманов Р. А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений [Электронный ресурс] : учебник / Р. А. Абдурахманов. – Электрон. текстовые данные. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 368 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72456.html

2. Белобрагин, В. В. Психология имиджа [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В. В. Белобрагин. — Электрон. текстовые данные. –М. : Научный консультант, 2018. –72 c.

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80797.html

3. Разомазова, А. Л. Психодиагностика в управлении персоналом [Электронный ресурс] : методические рекомендации к практическим занятиям / А. Л. Разомазова, И. П. Бунькова. – Электрон. текстовые данные. – Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2016. – 35 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74413.html

 

Вопросы к экзамену

1. Основы психологии в изучении проблемы управления в организации (объект, предмет, отрасли науки).

2. Психология управления как отрасль психологического знания.

3. Основные разделы психологии управления.

4. Психологические аспекты процесса руководства.

5. понятие «профессиональная деятельность». Особенности деятельности по управлению организацией.

6. Структура профессиональной деятельности руководителя организации.

7. Мотивация деятельности руководителя.

8. Психологические методы управления.

9. Периодизация развития человека как субъекта профессиональной деятельности.

10. Возрастная периодизация человека.

11. Периодизация профессионального развития.

12. Уровни профессионализма по А.К. Марковой.

13. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности.

14. Индивидуальный подход в оценке результатов труда сотрудников.

15. Типология профессиональных кризисов личности.

16. Психологический аспект проблемы адаптации сотрудника в организации. Порядок адаптации.

17.Статус как объект регуляции социально-трудового поведения работника.

18. Понятие потребности и мотива. Понятие трудовой мотивации.

19. Иерархическая модель классификации мотивов: Абрахам Маслоу.

20. Мотивация и трудовая деятельность. Исследование отношений к труду в работах отечественных ученых.

21. Понятие «мотивация достижения». Концепции Г. Мюррея, Д. Маккеланда

22.Стимулирование поведения работника в организации. Основные виды стимулов.

23. Психологические аспекты проблемы взаимодействия работников организации

24. Проблема социально-психологического климата в организации.

25. Адаптация сотрудников в организации.

26. Психологические закономерности формирования оптимального взаимодействия руководителя с подчиненными.

27. Стресс в профессиональной деятельности руководителя

28. Факторы профессионального стресса.

29. Синдром профессионального выгорания специалиста.

30. Ресурсы руководителя против стресса.

31. Представление об организации. Понятие «организационная культура»

32. Психодиагностика в деятельности руководителя.

33. Общее представление о функциональных состояниях работника.

34. Проблема профессиональных деструкций.

35. Психологическое сопровождение личности в профессии

36. Профессиональная адаптация личности

37. Управление и манипулирование: сходство и отличие.

38. Содержание понятия делегирования.

39. Характеристика стилей управления: авторитарный, демократический, попустительский. Достоинства и недостатки стилей управления.

40. Методы психологического воздействия в системах управления (внушение, подражание, убеждение).

41. Лидерство и руководство. Руководитель как субъект управленческой деятельности.

44. Учет вербальных и невербальных средств общения в деловом взаимодействии.

45. Типология и классификация конфликтов в организации.

46. Причины возникновения конфликтов в организации и особенности их протекания.

47. Способы разрешения конфликтов в организации

48. Деловое совещание и заседания.

49. Практика организации и проведения делового совещания

50. Деловое совещание как форма коллективного обсуждения производственных вопросов.

51. Основные элементы делового совещания. Тема совещания. Повестка совещания. Длительность совещания. Участники совещания.

52. Организация пространственной среды при подготовке совещания. Задачи совещания.

53. Правила контроля за ходом совещания. Правила поведения для участников совещания.

54. Публичное выступление.

55.Виды речи. Выбор темы. Определение целевой установки. Подбор материала. 56. План речи. Подготовка речи. Конспект. Внешний облик оратора. Голос, произношение, артикуляция, язык.  57. Как завоевать и удержать внимание аудитории. Культура речи делового человека.
58. Деловая беседа как основная форма делового общения 59. Виды деловой беседы. 60. Структура деловой беседы. 61. Психологические приемы влияния на партнера. 62. Деловой разговор по телефону.

 

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

1.Психологические знания в управленческой деятельности.

2.Типология стилей руководства.

Вариант 2

1.Психология управления как отрасль психологической науки и учебная дисциплина.

2.Основные характеристики лидерства.

Вариант 3

1.Функции руководящей деятельности.

2.Методы руководства.

Вариант 4

1.Факторы профессионального стресса.

2.Понятие социально-психологического климата, его уровни.

Вариант 5

1.Проблема групповой сплоченности рабочего коллектива. Роль руководителя в укреплении групповой сплоченности.

2.Манипулирование в деятельности руководителя.

Вариант 6

1. Конфликты в организации. Психологический анализ причин возникновения конфликта в организации.

2. Рабочая дисциплины в коллективе.

Вариант 7

1.Макро и микросреда в формировании социально-психологического климата организации.

2.Типология и классификация конфликтов в организации.

Вариант 8

1. Адаптация сотрудников в коллективе.

2. Руководство решением инновационных, нестандартных задач в организации. 

Вариант 9

1.Особенности политического манипулирования.

2. Психологические закономерности формирования оптимального взаимодействия руководителя с подчиненными.

Вариант 10

1. Принцип индивидуального подхода в оценке деятельности сотрудника организации.

2. Проблема статуса работника в организации.

Вариант 11

1. Структура профессиональной деятельности.

2. Психологические характеристика основных стилей руководства в организации.

Вариант 12

1. Коллектив как особое качество социальной группы.

2.Синдром профессионального выгорания.

Вариант 13

1. Методы и способы профилактики конфликтных ситуаций.

2. Ресурсы руководителя против стресса.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3
Тема 1 Основы психологии в управлении организацией……………....................................................... 4
  1.1 Основные вопросы для изучения … 4
1.2 Основные понятия и термины…………. 4
1.3 Темы докладов…………………………………. 5
1.4 Список литературы для самостоятельного изучения………………………………… 5
Тема 2 Профессиональная деятельность. Деятельность управления……………………... 6
  2.1Основные вопросы для изучения …….. 6
2.2 Основные понятия и термины 6
2.3 Темы докладов…………………………………. 8
2.4 Список литературы для самостоятельного изучения………………………………… 8
Тема 3 Периодизация развития человека как субъекта профессиональной деятельности…………………………………………………………. 9
3.1основные вопросы для изучения ……… 9
3.2 Основные понятия и термины…………. 9
3.3 Темы докладов…………………………………. 10
3.4 Список литературы для самостоятельного изучения………………………………… 10
Тема 4 Психологические аспекты проблемы взаимодействия работников организации……………………………………………………...… 11
4.1Основные вопросы для изучения …… 11
4.2 Основные понятия и термины…………. 11
4.3 Темы докладов…………………………………. 12
4.4Список литературы для самостоятельного изучения………………………………… 12
Тема 5 Стресс в профессиональной деятельности руководителя…………………………………. 13
  5.1 Основные вопросы для изучения…… 13
  5.2 Основные понятия и термины 13
  5.3 Темы докладов…………………………………. 14
  5.4 Список литературы для самостоятельного изучения………………………………… 15

Вопросы к экзамену ……………………..............................................

16

Варианты контрольных работ …………………………………..

17

 

 



2019-11-13 223 Обсуждений (0)
ТЕМА 4 Психологические аспекты проблемы взаимодействия работников организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 4 Психологические аспекты проблемы взаимодействия работников организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)