Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развивать историческое сознание



2019-11-13 202 Обсуждений (0)
Развивать историческое сознание 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебное пособие

для студентов специальности

«Музейное дело и охрана

памятников истории и культуры»

Санкт-Петербург 2000


ББК74.3

Учебное пособие издается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского госу­дарственного университета культуры и искусств.

Составители :

Л . М . Шляхтича , кандидат педагогических наук, доцент СПбГУКИ,

Е . Н . Мастеница , кандидат исторических наук, доцент СПбГУКИ,

Е . Е . Герасименко , научный сотрудник РЭМ.

Ответственная за выпуск :

Н . И . Сергеева , кандидат исторических наук, профессор, заведующая кафедрой музееведения и экскурсоведения СПбГУКИ.

"

©     Л.М. Шляхтина, Е.Н. Мастеница, Е.Е.Герасименко

©     Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств, 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие по курсу «Музейная педагогика» преследует учебно-методические цели и призвано оказать помощь студентам специ­альности «Музейное дело и охрана памятников истории и культу­ры» при выполнении практических и лабораторных работ, а также может быть полезно практикам, осуществляющим музейно-педагогическую деятельность.

Данное пособие написано с учетом знаний студентов, получен­ных во время изучения курсов «Музееведение. Теория», «Педагогика», «Психология», «Экскурсоведение» и других дисцип­лин, поэтому главное внимание уделяется лишь специфическим особенностям музейной педагогики.

Учебный курс «Музейная педагогика» разработан кандидатом педагогических наук, доцентом Л.М. Шляхтиной. и преподается на кафедре музееведения Санкт-Петербургской Государственного университета культуры и искусств с 1990 года. Концепция музей­ной педагогики в понимании автора курса была положена в основу учебно-методического пособия. Активное участие в совершенство­вании курса «Музейная педагогика», в оптимизации его методики и организационных форм принимали кандидат исторических наук, доцент Е.Н. Мастеница и научный сотрудник Российского этногра­фического музея, преподаватель Е.Е. Герасименко, в силу чего данное пособие можно рассматривать как обобщение опыта со­вместной научной и педагогической деятельности.

Не претендуя на завершенность представлений и исчерпы­вающее освещение проблем, авторы считают возможным дать определения основных понятий музейной педагогики, обозначить главные направления музейно-педагогической деятельности, вы­явить преобладающие музейно-педагогические методы и охарак­теризовать формы работы с музейной аудиторией.

В приложении представлены образцы выполнения учебных за­даний по курсу «Музейная педагогика».

3


Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»

В последние десятилетия теория, методика и практика музей­ного дела претерпели существенные изменения, которые в свою очередь приводят к изменению устоявшейся терминологии. На сегодняшний день не существует единого понятийного аппарата, отражающего современное состояние науки о музеях и музейной деятельности. В силу этого представляется необходимым привес­ти краткие дефиниции основных понятий, используемых в учебном курсе «Музейная педагогика».

Музейная педагогика - область научной и практической дея­тельности музея, включающая в себя презентацию музейной ин­формации, управление процессом ее восприятия и изучение эф­фективности ее воздействия на музейную аудиторию.

Музейный педагог - лицо, профессионально занимающееся образовательно-воспитательной деятельностью в музее.

Музейная коммуникация - осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого явля­ется восприятие музейной информации посетителями. В процессе музейной коммуникации раскрывается информационный потенци­ал музейных предметов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.

Музейная аудитория - участники процесса музейной коммуни­кации, составляющие совокупность всех посетителей музея. Раз­личаются типы и категории посетителей. Многообразие типов и категорий определяется социально-демографическими характери­стиками (пол, возраст, образовательный уровень, место жительст­ва, социальная группа, профессия и пр.), социально-психологическими характеристиками (установки, нормы, ценности, ожидания и пр.), а также общепсихологическими характеристиками (особенности мотивационно-эмоциональной сферы, внимания, памяти, мышления и пр.). Выделяется особая категория посетите­лей музея (люди с нарушением двигательной активности, слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с задержкой пси­хического развития и др.).

4


Музейная информация - совокупность сведений о развитии природы, общества и культуры, документированных посредством музейных предметов и представленных в музейной экспозиции. Важным элементом музейной информации является организован­ная особым образом музейная среда.

Музейно - педагогическая программа - педагогически осмыс­ленная система форм и методов работы с музейной аудиторией.

Направление музейно - педагогической деятельности - сфера деятельности музея по решению социокультурных задач и удовле­ творению личностных интересов потенциальной и реальной му­ зейной аудитории .

Форма музейно - педагогической деятельности - организацион­ ная структура , обусловленная задачами процесса музейной ком­ муникации . Формы , имеющие историческую устойчивость бытова­ ния в музее , можно считать традиционными . Формы , заимствован­ ные из других сфер культуры , образования и науки или обуслов­ленные развитием новых технологий музейной деятельности , мо­гут рассматриваться как нетрадиционные .

Методы - способы и приемы музейно - педагогической деятель­ ности .

Проверка эффективности - выяснение действенности избран­ ных форм , определение качества полученных результатов и под­ тверждение правильности использованных методов на основе ан­кетирования , тестирования , интервьюирования или выполнения контрольных заданий музейной аудиторией .

5


Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕИНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выделение направлений музейно-педагогической деятельно­сти связано с музейной политикой и изменениями ее стратегии на различных этапах развития общества. В современных условиях она ориентирована на личность потенциального и реального му­зейного посетителя.

В музейно-педагогической деятельности можно выделить сле­дующие направления: информирование, обучение, развитие твор­чества, общение, отдых. Подобное выделение, как и любая клас­сификация предметов и явлений, является в достаточной степени условным, однако предпринято нами в целях более четкого уясне­ния возможностей презентации музейной информации, а также определения взаимосвязи форм и методов работы с той или иной категорией посетителей. Сами направления изменчивы, подвиж­ны, зачастую тесно связаны между собой или пересекаются в ка­ких-либо аспектах. Например, отдых в музее часто осуществляет­ся одновременно с удовлетворением потребности в общении или развитием творчества, а информирование иногда бывает невоз­можно без общения. Однако для приобретения методических на­выков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных на­правлений, а также продумать наиболее оптимальную форму ра­боты с музейной аудиторией с использованием методов педагоги­ческого воздействия. Совокупность различных форм, объединен­ных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становится основой музейно-педагогической программы. Такая программа составляется с учетом психологических, социально-демографических и других характеристик музейной аудитории.

Безусловно, музейно-педагогическая деятельность может осу­ществляться и в других направлениях, причем их выбор может быть предопределен историческими, социокультурными, идеоло­гическими, а также другими факторами, определяющими развитие музея в целом. В истории как отечественных, так и зарубежных музеев в различные периоды доминировали одни направления, и отходили на второй план, или были вовсе преданы забвению дру-

6


гие. Так, в 1920-е годы большое внимание в работе музеев с посе­тителями, и особенно с детской аудиторией, уделялось обучению и развитию творчества. В 1970-е годы, в связи с развитием массо­вого туризма и активной посещаемостью музеев, в период так на­зываемого «музейного бума», преобладали такие направления как информирование и досуг.

Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений, яв­ляющихся результатом усилий коллектива музея, стремящегося максимально полно и в адекватной форме ответить на запросы и требования музейной аудитории.

Информирование - это первая ступень освоения музейной ин­формации, то есть первичное получение сведений о музее, соста­ве и содержании его коллекций, или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея или различным направлениям его деятельности. Следует отме­тить, что на уровне первого контакта посетителя с музеем инфор­мация должна быть тщательно отобранной, не перегруженной фактами и деталями, а также максимально экспрессивной. От ка­чества музейной информации, ее доступности и выразительности, зависит дальнейшее развитие контактов с музейной аудиторией. Информирование осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция, консультация. Однако современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специаль­ного информационного центра. Создание подобных центров вхо­дит в практику музеев многих стран. Информационное обслужива­ние включает в себя самые разнообразные способы представле­ния информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от прекрасного качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, до использования информацион­ных станций (киосков), установленных в холле или в залах музея с подключением в INTERNET. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местополо­жения, сопроводительную и разъяснительную информацию и мно­гое другое.

Внедрение компьютерных технологий является чрезвычайно актуальным и перспективным в развитии информирования, однако не умаляет значение традиционных форм. В качестве примера можно привести:

Информационный центр - место сосредоточения и передачи информации различными способами (при обращении лично, по

7


телефону или телефаксу, с помощью разнообразной печатной продукции, с использованием компьютерной базы данных и пр.).

Консультация - предоставление музейным сотрудником ин­формации по интересующему посетителя вопросу, помогающее удовлетворению его запросов или освоению темы.

Лекция - последовательное изложение в устной форме темы или ее раздела, связанных с профилем музея или с использова­нием материалов музейного собрания. Лекция может проходить как в самом музее, так и вне его стен. Само содержание лекции, а также выразительные средства (иллюстрации, слайды, копии или дубликаты музейных предметов) должны помочь слушателям в получении и постижении музейной информации.

Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвое­ние знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получе­ние дополнительных или альтернативных знаний, которые невоз­можно или не в полной мере возможно получить в других образо­вательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических обучающих программ, основанных на знакомст­ве и изучении предметов-подлинников.

Отличительными чертами обучения в музее являются, в пер­вую очередь, неформальность и добровольность.' Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализо­вать свои способности и удовлетворить интересы. В процессе обу­чения в музее личное эмоциональное переживание углубляет по­лученную вербальную информацию. Обучение стимулируется экс­прессивностью, разнообразием и подлинностью музейных пред­метов. Важным аспектом является не только получение знаний, но и закрепление этих знаний в учебных мастерских, студиях и т.д.

Обучение в музее может осуществляться, например, в форме музейного урока, занятий в кружке.

Музейный урок - форма музейной работы, предусматриваю­щая коллективное углубленное изучение материала и предпола­гающая проверку его усвоения.

Урок в музее (на экспозиции, в фондах, в специально выде­ленных помещениях) проводится с целью приобретения учащими­ся знаний по определенной учебной программе, или же с целью

* Необходимо иметь в виду, что обучение может быть также и формаль­ным, и недобровольным в случае, когда учащихся специально приводят в музей для закрепления пройденного материала. 8


закрепления и расширения знании, полученных на уроке в школе. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к по­лученным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Му­зейная среда не только стимулирует познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а нали­чие аутентичных музейных предметов побуждает к самостоятель­ному поиску информации.

Музейный урок используется преимущественно как форма ра­боты музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей, но может применяться и в работе с другими категориями посетите­лей.

Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления и расширения знаний и приобретения умений, связан­ных с профилем музея (художественный, технический, краеведче­ский, литературный, военно-исторический и др.). Основой работы кружка является музейная коллекция и связанные с ней виды му­зейной работы.

Университет при музее - форма организации занятий, пред­полагающая систематическое и системное изучение различных отраслей знания или специальных дисциплин (Университет ис­кусств, Университет культуры).

Развитие творчества - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает ис­пользование мощного потенциала музея, сосредоточенного в па­мятниках материальной и духовной культуры, для выявления на­клонностей и раскрытия творческих способностей личности. В му­зее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенным из них является возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. В музеях это направление может быть реали­зовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, а также в других формах.

Студия - объединение лиц, ставящее целью раскрытие твор­ческих способностей участников на базе изучения музейных соб­раний.

Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экс­периментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой.

Фестиваль - торжественное действие в музее с широким кру­гом участников, сопровождающееся показом и смотром различных

9


видов искусств или работ, выполненных участниками студий, круж­ков, ансамблей и других творческих групп или организаций.

Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой му­зея или содержанием его коллекций. Общение в пространстве му­зея с использованием его экспозиций или территории очень спе­цифично, так как темы, стиль и способы общения изначально за­даны самим музеем, заложены в музейной информации, опреде­лены профилем музея. Музей предоставляет широкие возможно­сти как для общения с музейной информацией, так и для содержа­тельного, заинтересованного и неформального межличностного общения.

Общение в музее может быть организовано в форме встречи, клуба, посиделок, а также предполагает разработку нетрадицион­ных форм.

Встреча - собрание, устраиваемое в музее с целью знакомст­ва и общения с интересными людьми на тему, связанную с про­филем музея.

Клуб - общественная регламентированная организация при музее, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, свя­занных с музеем и его содержанием.

Посиделки - театрализованные формы, устраиваемые в музее, участники которых собираются для общения, развлечения в соче­тании с какой-либо совместной деятельностью прикладного харак­тера (рукоделие, вышивка, плетение кружев и пр.).

Отдых - организация свободного времени в пространстве му­зея в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудито­рии, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Специфика музея (здание, в котором он расположен, архитектур­но-художественного решение экспозиций, состав коллекций) в зна­чительной мере усиливает эмоциональное воздействие форм про­ведения свободного времени. Большая часть форм рассчитана на поливозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, день открытых дверей и т.д.), однако существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посе­тителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста и пр.). Чаще всего данные формы имеют комплексный характер, то есть могут включать в себя элементы других форм. Рекреация в музее может происходить, например, в форме музейного праздни­ка, концерта, бала.

10


Праздник в музее - комплексная форма работы с музейной ау­диторией, включающая в себя объединенные единой темой эле­менты экскурсии, тематического вечера, театрализованного пред­ставления и пр., проводящаяся на основе сценария с включением музейных экспозиций и использованием музейных коллекций. Предполагается соблюдение ритуальности, введение празднич­ных атрибутов, игровых эпизодов.

Концерт - проводящееся в музее публичное исполнение му­зыкальных произведений и других номеров, построенное по опре­деленной программе.

Бал в музее - танцевальный вечер в музее с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впе­чатлений.

11


ГЛАВА 3. ФОРМЫ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Форма как организационная структура, дающая возможность реализации направлений музейно-педагогической деятельности на практике, не является жестко закрепленной за каким-либо одним направлением. Как и направления, формы подвижны, подвержены развитию и совершенствованию.

Формы музейной работы складывались десятилетиями и изме­нялись с течением времени под влиянием исторических обстоя­тельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Неко­торые формы приобрели историческую устойчивость, стали тра­диционными и используются в работе самых разных музеев. К ним относятся экскурсии, лекции, семинары, консультации, музейные кружки, клубы. Активно внедряются в музейную практику нетради­ционные для музея формы: олимпиады, конкурсы, викторины, КВН, свадьба в музее, елка в музее, разнообразные праздники. Все более широкое применение находят заимствованные формы, разработанные в зарубежных музеях. Например, хэппенинг - им­провизированное театрализованное действие в музее, развиваю­щееся без заранее продуманного сценария и рассчитанное на ак­тивное участие зрителей, или перформанс - коллективное или одиночное действие только художников, построенное по заранее разработанной программе или развивающееся по своеобразному сценарию.

Основной принцип любой формы музейно-педагогической дея­тельности - предоставление возможности посетителям занимать­ся тем, что их интересует, создать условия для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различ­ных типов и категорий музейных посетителей. Эти особенности могут быть учтены благодаря использованию многочисленных разновидностей одной формы. Например, музейная лекция может быть монографической, тематической, теоретической, учебной. Существуют лекция-концерт, лекция-реклама, цикловые лекции. Музеи организуют музыкальные, литературные, тематические, хо­ровые вечера, устраивают вечер-интервью, вечер-репортаж. Зву­чащая в музее музыка создает особую атмосферу, которая во мно-

12


гом способствует восприятию музейной экспозиции на эмоцио­нальном уровне или усиливает его. Для этого в музее проводится концерт или цикл концертов симфонической, вокальной, инстру­ментальной, народной музыки.

В зависимости от количественного состава музейной аудитории формы подразделяются на индивидуальные, групповые и массо­вые. Ведущими долгое время были групповые формы: экскурсия, музейный кружок, клуб при музее, лекция, музейный семинар, сту­дия при музее и пр. Относительно новыми являются массовые формы, такие как праздники, фестивали, ярмарки. Потребность в них появилась в годы «музейного бума», в условиях существовав­шей социально-политической обстановки и благодаря выделению достаточных для их проведения материальных средств. В на­стоящее время эти формы могут быть востребованы на уровне района, города или республики. Одиночный посетитель всегда присутствовал в музее, однако в современных условиях возраста­ют требования к индивидуальным формам работы в связи с изме­нением запросов и интересов этой категории посетителей.

При выборе и разработке форм важно учитывать их соотноше­ние с направлением музейно-педагогической деятельности. Оче­видно, что чтение лекций неуместно при проведении музейного праздника, а дискуссия или диспут в музее как нельзя более спо­собствуют активному общению и заинтересованному обсуждению проблем.

Следует обратить внимание на адресный характер каждой формы. В информировании применимы как индивидуальные фор­мы (консультация, беседа), так и массовые (лекторий, информа­ционный центр); в обучении преобладают групповые формы (семинар, факультатив, музейные курсы).

Формы могут быть организованы как в стенах музея, так и за его пределами. Они могут представлять собой разовое посещение музея или быть объединены в цикл. Современные задачи образо­вательно-воспитательной деятельности музея предполагают раз­работку и внедрение музейно-педагогических программ*.

* См. Приложения.

13


Глава 4. ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ МУЗЕИНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Успех воплощения конкретной формы в практической деятель­ности во многом определяется правильным выбором методов ее осуществления. Именно от методов зависит управление процес- сом восприятия музейной информации, а также эффективность ее воздействия на музейную аудиторию. Арсенал используемых ме­тодов многообразен. К преобладающим музейно-педагогическим методам относятся: повествовательный, метод сравнения, контра­ста, вопросно-ответный, диалогического общения, стимулирования самостоятельной деятельности, творческого состязания, игровые методы, метод театрализации.

Повествовательный метод - монологическое изложение ма­териала, способствующее усвоению музейной информации.

Метод сравнения - один из способов подачи музейной ин­формации, предусматривающий сопоставление однотипных явле­ний, событий, фактов, предметов.

Метод контраста - один из способов подачи музейной ин­формации, предусматривающий противопоставление явлений, событий, фактов, предметов.

Проблемный метод - предусматривает создание проблемной ситуации и поиск способов ее разрешения в процессе презентации музейной информации.

Вопросно - ответный метод - при помощи умело поставлен­ных вопросов музейный педагог побуждает рассуждать и анализи­ровать в определенной логической последовательности.

Метод диалогического общения - предполагает возможность равноправного обсуждения вопросов рассматриваемой темы.

Игровой метод - призван способствовать освоению музейной информации в процессе игры с переживанием удовольствия от самой деятельности. Принято различать игры предметные, сю­жетные, подвижные, интеллектуальные и дидактические. В свою очередь сюжетные игры делятся на ролевые, режиссерские и иг­ры-драматизации. В соответствии с этим используются разнооб­разные игровые методики, предполагающие сочетание и одновре­менное использование различных модификаций игрового метода.

14


Метод стимулирования самостоятельной деятельности -предусматривает создание ситуации и условий для включения по­сетителя в активную самостоятельную деятельность в различных сферах (эмоциональная, интеллектуальная, творческая, практиче­ская).

Метод организации творческого состязания - предполагает использование соревнования в целях выявления и активизации творческого потенциала музейной аудитории.

Метод театрализации - способ интерпретации музейной ин­формации с использованием комплекса театральных атрибутов (сценарий, элементы режиссуры, распределение ролей, вырази­тельные средства). Особенностью метода театрализации являет­ся включение посетителя в театральное действие, организованное в музейной среде.

В зависимости от целей музейно-педагогические методы могут иметь обучающий, воспитывающий или развивающий характер. Для решения задач обучения в музее чаще всего используются дидактические и ролевые игры, задач воспитания - метод стиму­лирования самостоятельной деятельности, метод диалогического общения, дающий возможность проверить правомерность выска­зываемых суждений. Развивающие задачи помогают решить ме­тоды сравнения и контраста, которые углубляют понимание, под­нимая его на уровень обобщения, или метод театрализации.

Выбор музейно-педагогических методов должен быть строго продуманным, ибо их применение обусловлено такими парамет­рами, как направление, форма, социально-психологические харак­теристики музейной аудитории, тема и используемый для ее рас­крытия материал. Например, выбор методов проведения музейно­го урока определяется его целью и задачами, типом отобранных музейных предметов, учетом возрастных и психологических осо­бенностей, способностей и навыков учащихся.

15


Глава 5. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ МУЗЕЙНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осуществляемая в различных направлениях музейно-педагогическая деятельность предполагает изучение ее эффек­тивности, то есть анализ качества обратной связи посетителя и музея. Музейный педагог безусловно заинтересован в адекватном восприятии музейной информации и использует весь арсенал дос­тупных ему средств для ее максимального воздействия. Процесс постижения музейной информации является сложным и многосту­пенчатым. На каждом этапе существуют определенные способы проверки. К ним относятся наблюдение, контрольные задания, творческие работы, тесты, анкеты, интервью, книга отзывов и др. Следует заметить, что в процессе реализации некоторых направ­лений проверка эффективности является желательной. Например, в обучении важно проверить результат систематического и углуб­ленного изучения материала, определить степень овладении уме­ниями и навыками. Необходимо также осуществлять проверку в процессе развития творчества с целью активизации творческого развития личности, однако в каждом случае следует учитывать индивидуальные особенности личности. Возможно проведение выборочной проверки эффективности в процессе реализации форм общения и досуга. По реакции посетителей, их заинтересо­ванности, активности или пассивности можно различными спосо­бами определить, насколько удовлетворены их запросы и интере­сы, насколько профессиональны были действия музейного педаго­га. Эти способы должны быть ненавязчивыми, а сама проверка не занимать много времени. Анализ результатов позволяет устано­вить соответствие методов избранной форме, а формы - осуще­ствляемому направлению, что, по-нашему мнению, способствует оптимизации музейно-педагогической деятельности.

16


ЛИТЕРАТУРА

1.Антология педагогической мысли в России второй половины XIX -начала XX века. - М., 1990.

2.Адаме Э.В. Музеи и обучение с помощью ЭВМ // Музеум. - 1984 -№44. - С.46-50.

З.Вайлер Д. Музейная педагогика и опыт популяризации живописи Реферат. // Культура и искусство за рубежом. - М., 1985. - Музейное де­ло и охрана памятников ГБЛ. Экспресс-информ. - Вып.4.

4.Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. -М., 1988.

б.Воген АЛ Чтение в музее Ф.М.Достоевского // Русская литература. -1987. - №2. -С.240-242.

6. Вопросы массовой научно-просветительной работы. // Сб. науч. тр. /НИИ культуры. - М., 1972. - Вып.5.

7. Галич Т. И Зритель и музей // Методология и методы исследования культуры. - Л., 1984. - С.142-149.

8.Гнедовский МБ Современные тенденции развития музейной ком­муникации в капиталистических странах: Теория и практика: Обзорная информация. - Вып.1. - М., 1986. -40с.

Э.Гнедовский МБ. Современные тенденции развития современной коммуникации // Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. /НИИ культуры. - М., 1989.

Ю.Дерик Б. Глухие гиды во французских музеях // Музеум. - 1995 -№2.

11.Детское художественное творчество в стенах музея: К 40-летию детской изостудии Гос. Эрмитажа. -СПб.: Гос. Эрмитаж, 1997.

12.Жироди Д. Детская студия при национальном центре искусства и культуры им. Помпиду, Париж // Музеум. - 1982. - №3.

13.3узыкина НС. Из истории массовой научно-просветительной ра­боты советских музеев // Вопросы массовой работы музеев. - М., 1972 -Т.4. -С.188-194

14. Иванова Е., Калугина Т. Музей и дети: Зарубежный опыт // Творче­ство. - 1986. - №4. - С.22-23.

15.Коваль М.Ю. Об изучении «обратной связи»: Заметки психолога // Сов. музей. - 1983. - №1. -С.54-56.

16.Коваль М.Ю. Психолого-педагогические проблемы совершенство­вания массовых идейных мероприятий со школьниками // Формы и мето­ды научно-просветительной работы музеев: Сб. науч. тр. ЦМР СССР -М., 1986. -С.57-60.

17Конухова Е.Н. Из истории работы русских и советских музеев с детьми. - Музей 7. - М., 1987.

18.Маркус Е. Вдоль Тополиной аллеи: Фольклорный праздник в музее

«Коломенское» // Советский музей. – 1983. - №2. – С. 9-11.


19.Медведева Е.Б. Музейная педагогика: Определение дефини-ции//«3дравствуй, музей!»: Международный музейно-педагогический се­минар: Тезисы. - СПб., 1995. - С.68-73.

20. Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!»-СПб., 1995.

21Милтон А.В., Фелдман Н.Г., Мейсон Г.В. Выводы из эксперимен­тальных разработок по обучению и образованию детей в Музее Науки в Буффало//Мьюзиум ньюс: Информ. бюлл. Сов. комитета ИКОМ. - 1990. -№2.

22. Музееведение: Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. «История». - М., 1988. - С.270-302.

23. Музееведение: Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика, практика. - М., 1989.

24. Музей и зритель. -Архангельск, 1990.

25.Музей и образование //НИО информкультура. - М., 1989.

26.Музей в современной культуре: Тезисы конференции. - СПб., 1995.

27.Музей и подрастающее поколение. - Вып.1-3. - СПб., 1991-1993.

28.Музей и посетитель. - Вып. 1-2. - 1975-1976.

29.Музейная педагогика в школе. - СПб., 1994.

30.Музей, школа, семья: Проблемы музейной педагогики. - Вып.1 // Труды Гос. Музея истории С.-Петербурга. - СПб., 1997.

31.Образовательная деятельность художественного музея. - Вып.5. -СПб., 1997.

32.Пищулин Ю.П. Посетитель и музейная информация //Актуальные проблемы музейного строительства. - М., 1979. - Вып.4. -С.3-19.

ЗЗ.Рашитова Р.С. Работа музеев со школьниками: (20-30-е гг. XX ве­ка) // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. /НИИ культуры. - М., 1988. -С.134-149.

34.Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. -П., 1988.

35.Художественный музей и система образования: Концепция педаго­гического взаимодействия. - СПб., 1995.

Зб.Шляхтина Л.М. Музейная педагогика как самостоятельная наука: (К постановке проблемы) // Музей в современном мире: Тезисы. - СПб.: СПб, 1995.-С.92-93.

37.Эрмитаж и зритель: Сб. науч. тр. / Гос. Эрмитаж. -Л., 1988.

З8.Юхневич М.Ю. Разработка понятия «музейная педагогика» в зару­бежном музееведении // Музееведение: Вопросы теории и практики. - М., 1987.-С. 149-164.

З9.Юсофбемова Н. Основы педагогических инноваций. - М., 1991

18


ПРИЛОЖЕНИЯ

В приложениях даны примеры выполнения практических зада­ний по курсу «Музейная педагогика».

Целью практических занятий является обучение студентов на­выкам музейно-педагогической деятельности. Для этой цели сту­денты выполняют упражнения, задача которых состоит в отработ­ке умений:

О выбирать формы работы с посетителями для различных направлений музейно-педагогической деятельности;

О предлагать способы проверки эффективности педагогиче­ского воздействия;

О создавать методические разработки различных форм рабо­ты с разнообразной аудиторией;

О контактировать с реальной аудиторией посетителей музея.

Упражнение №1

В процессе работы над упражнением студент должен сделать 5 таблиц по рекомендуемому образцу в соответствии с основными направлениями работы музея (обучению, информированию, орга­низации отдыха, развитию творчества, создания условий для об­щения}.

В графу «форма» заносится не менее 5 форм наиболее соот­ветствующих (по мнению студента) тому или иному направлению работы музея с посетителями. Каждой форме необходимо дать ее краткое определение. В графе «аудитория» указываются 3 раз­личные категории посетителей (например, младшие школьники, учителя истории, студенты негуманитарных вузов) для каждой из пяти форм.

Графа «преобладающий метод педагогического воздействия» требует от студента выбора оптимального, с точки зрения решения педагогических задач в контексте заданного направления, метода (методов).

В графе «проверка эффективности» необходимо обозначить форму этой «проверки»: анкета, сочинение, творческое задание и т.д.

19


Упражнение № 2

В ходе работы над упражнением студенту следует выбрать по одой из форм каждого направления музейно-педагогической дея­тельности и методически разработать ее. Для решения данной задачи необходимо:

Сформулировать название избранной формы;

Определить аудиторию, для которой она организуется;

Назвать музей, на базе которого она будет определена;

Обозначить время проведения;

Определить цель педагогической деятельности;

Сформулировать ее задачи;

Обозначить педагогические методы;

Подобрать выразительные средства (например, аудиовизуаль­ные);

Осмыслить организационные указания;

Предложить вариант проверки эффективности данной формы;

Организовать содержание материала в тезисной форме;

Составить список литературы, соответствующей теме избран­ной формы.

МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРА ММ А

Целью работы над программой является формирование умений соз­давать научно-методические разработки.

Работа над программой включает:

О выбор музея (или музеев), в рамках которого данная программа может быть реализована;

О выбор аудитории и создание ее психолого-педагогического порт­рета с указанием литературы по вопросам психологии и педагогики;

О определение темы и названия программы с обязательным указа­нием библиографии по теме;

<


2019-11-13 202 Обсуждений (0)
Развивать историческое сознание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развивать историческое сознание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)