Развивать историческое сознание
Учебное пособие для студентов специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» Санкт-Петербург 2000 ББК74.3 Учебное пособие издается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Составители : Л . М . Шляхтича , кандидат педагогических наук, доцент СПбГУКИ, Е . Н . Мастеница , кандидат исторических наук, доцент СПбГУКИ, Е . Е . Герасименко , научный сотрудник РЭМ. Ответственная за выпуск : Н . И . Сергеева , кандидат исторических наук, профессор, заведующая кафедрой музееведения и экскурсоведения СПбГУКИ. " © Л.М. Шляхтина, Е.Н. Мастеница, Е.Е.Герасименко © Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2000 ПРЕДИСЛОВИЕ Пособие по курсу «Музейная педагогика» преследует учебно-методические цели и призвано оказать помощь студентам специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» при выполнении практических и лабораторных работ, а также может быть полезно практикам, осуществляющим музейно-педагогическую деятельность. Данное пособие написано с учетом знаний студентов, полученных во время изучения курсов «Музееведение. Теория», «Педагогика», «Психология», «Экскурсоведение» и других дисциплин, поэтому главное внимание уделяется лишь специфическим особенностям музейной педагогики. Учебный курс «Музейная педагогика» разработан кандидатом педагогических наук, доцентом Л.М. Шляхтиной. и преподается на кафедре музееведения Санкт-Петербургской Государственного университета культуры и искусств с 1990 года. Концепция музейной педагогики в понимании автора курса была положена в основу учебно-методического пособия. Активное участие в совершенствовании курса «Музейная педагогика», в оптимизации его методики и организационных форм принимали кандидат исторических наук, доцент Е.Н. Мастеница и научный сотрудник Российского этнографического музея, преподаватель Е.Е. Герасименко, в силу чего данное пособие можно рассматривать как обобщение опыта совместной научной и педагогической деятельности. Не претендуя на завершенность представлений и исчерпывающее освещение проблем, авторы считают возможным дать определения основных понятий музейной педагогики, обозначить главные направления музейно-педагогической деятельности, выявить преобладающие музейно-педагогические методы и охарактеризовать формы работы с музейной аудиторией. В приложении представлены образцы выполнения учебных заданий по курсу «Музейная педагогика». 3 Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА» В последние десятилетия теория, методика и практика музейного дела претерпели существенные изменения, которые в свою очередь приводят к изменению устоявшейся терминологии. На сегодняшний день не существует единого понятийного аппарата, отражающего современное состояние науки о музеях и музейной деятельности. В силу этого представляется необходимым привести краткие дефиниции основных понятий, используемых в учебном курсе «Музейная педагогика». Музейная педагогика - область научной и практической деятельности музея, включающая в себя презентацию музейной информации, управление процессом ее восприятия и изучение эффективности ее воздействия на музейную аудиторию. Музейный педагог - лицо, профессионально занимающееся образовательно-воспитательной деятельностью в музее. Музейная коммуникация - осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие музейной информации посетителями. В процессе музейной коммуникации раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея. Музейная аудитория - участники процесса музейной коммуникации, составляющие совокупность всех посетителей музея. Различаются типы и категории посетителей. Многообразие типов и категорий определяется социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, образовательный уровень, место жительства, социальная группа, профессия и пр.), социально-психологическими характеристиками (установки, нормы, ценности, ожидания и пр.), а также общепсихологическими характеристиками (особенности мотивационно-эмоциональной сферы, внимания, памяти, мышления и пр.). Выделяется особая категория посетителей музея (люди с нарушением двигательной активности, слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с задержкой психического развития и др.). 4 Музейная информация - совокупность сведений о развитии природы, общества и культуры, документированных посредством музейных предметов и представленных в музейной экспозиции. Важным элементом музейной информации является организованная особым образом музейная среда. Музейно - педагогическая программа - педагогически осмысленная система форм и методов работы с музейной аудиторией. Направление музейно - педагогической деятельности - сфера деятельности музея по решению социокультурных задач и удовле творению личностных интересов потенциальной и реальной му зейной аудитории . Форма музейно - педагогической деятельности - организацион ная структура , обусловленная задачами процесса музейной ком муникации . Формы , имеющие историческую устойчивость бытова ния в музее , можно считать традиционными . Формы , заимствован ные из других сфер культуры , образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности , могут рассматриваться как нетрадиционные . Методы - способы и приемы музейно - педагогической деятель ности . Проверка эффективности - выяснение действенности избран ных форм , определение качества полученных результатов и под тверждение правильности использованных методов на основе анкетирования , тестирования , интервьюирования или выполнения контрольных заданий музейной аудиторией . 5 Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕИНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделение направлений музейно-педагогической деятельности связано с музейной политикой и изменениями ее стратегии на различных этапах развития общества. В современных условиях она ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя. В музейно-педагогической деятельности можно выделить следующие направления: информирование, обучение, развитие творчества, общение, отдых. Подобное выделение, как и любая классификация предметов и явлений, является в достаточной степени условным, однако предпринято нами в целях более четкого уяснения возможностей презентации музейной информации, а также определения взаимосвязи форм и методов работы с той или иной категорией посетителей. Сами направления изменчивы, подвижны, зачастую тесно связаны между собой или пересекаются в каких-либо аспектах. Например, отдых в музее часто осуществляется одновременно с удовлетворением потребности в общении или развитием творчества, а информирование иногда бывает невозможно без общения. Однако для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией с использованием методов педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становится основой музейно-педагогической программы. Такая программа составляется с учетом психологических, социально-демографических и других характеристик музейной аудитории. Безусловно, музейно-педагогическая деятельность может осуществляться и в других направлениях, причем их выбор может быть предопределен историческими, социокультурными, идеологическими, а также другими факторами, определяющими развитие музея в целом. В истории как отечественных, так и зарубежных музеев в различные периоды доминировали одни направления, и отходили на второй план, или были вовсе преданы забвению дру- 6 гие. Так, в 1920-е годы большое внимание в работе музеев с посетителями, и особенно с детской аудиторией, уделялось обучению и развитию творчества. В 1970-е годы, в связи с развитием массового туризма и активной посещаемостью музеев, в период так называемого «музейного бума», преобладали такие направления как информирование и досуг. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений, являющихся результатом усилий коллектива музея, стремящегося максимально полно и в адекватной форме ответить на запросы и требования музейной аудитории. Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, то есть первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций, или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея или различным направлениям его деятельности. Следует отметить, что на уровне первого контакта посетителя с музеем информация должна быть тщательно отобранной, не перегруженной фактами и деталями, а также максимально экспрессивной. От качества музейной информации, ее доступности и выразительности, зависит дальнейшее развитие контактов с музейной аудиторией. Информирование осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция, консультация. Однако современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Создание подобных центров входит в практику музеев многих стран. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от прекрасного качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, до использования информационных станций (киосков), установленных в холле или в залах музея с подключением в INTERNET. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию и многое другое. Внедрение компьютерных технологий является чрезвычайно актуальным и перспективным в развитии информирования, однако не умаляет значение традиционных форм. В качестве примера можно привести: Информационный центр - место сосредоточения и передачи информации различными способами (при обращении лично, по 7 телефону или телефаксу, с помощью разнообразной печатной продукции, с использованием компьютерной базы данных и пр.). Консультация - предоставление музейным сотрудником информации по интересующему посетителя вопросу, помогающее удовлетворению его запросов или освоению темы. Лекция - последовательное изложение в устной форме темы или ее раздела, связанных с профилем музея или с использованием материалов музейного собрания. Лекция может проходить как в самом музее, так и вне его стен. Само содержание лекции, а также выразительные средства (иллюстрации, слайды, копии или дубликаты музейных предметов) должны помочь слушателям в получении и постижении музейной информации. Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере возможно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических обучающих программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников. Отличительными чертами обучения в музее являются, в первую очередь, неформальность и добровольность.' Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы. В процессе обучения в музее личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную информацию. Обучение стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Важным аспектом является не только получение знаний, но и закрепление этих знаний в учебных мастерских, студиях и т.д. Обучение в музее может осуществляться, например, в форме музейного урока, занятий в кружке. Музейный урок - форма музейной работы, предусматривающая коллективное углубленное изучение материала и предполагающая проверку его усвоения. Урок в музее (на экспозиции, в фондах, в специально выделенных помещениях) проводится с целью приобретения учащимися знаний по определенной учебной программе, или же с целью * Необходимо иметь в виду, что обучение может быть также и формальным, и недобровольным в случае, когда учащихся специально приводят в музей для закрепления пройденного материала. 8 закрепления и расширения знании, полученных на уроке в школе. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к полученным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Музейная среда не только стимулирует познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие аутентичных музейных предметов побуждает к самостоятельному поиску информации. Музейный урок используется преимущественно как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей, но может применяться и в работе с другими категориями посетителей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления и расширения знаний и приобретения умений, связанных с профилем музея (художественный, технический, краеведческий, литературный, военно-исторический и др.). Основой работы кружка является музейная коллекция и связанные с ней виды музейной работы. Университет при музее - форма организации занятий, предполагающая систематическое и системное изучение различных отраслей знания или специальных дисциплин (Университет искусств, Университет культуры). Развитие творчества - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование мощного потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенным из них является возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. В музеях это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, а также в других формах. Студия - объединение лиц, ставящее целью раскрытие творческих способностей участников на базе изучения музейных собраний. Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - торжественное действие в музее с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных 9 видов искусств или работ, выполненных участниками студий, кружков, ансамблей и других творческих групп или организаций. Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея или содержанием его коллекций. Общение в пространстве музея с использованием его экспозиций или территории очень специфично, так как темы, стиль и способы общения изначально заданы самим музеем, заложены в музейной информации, определены профилем музея. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, заинтересованного и неформального межличностного общения. Общение в музее может быть организовано в форме встречи, клуба, посиделок, а также предполагает разработку нетрадиционных форм. Встреча - собрание, устраиваемое в музее с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная регламентированная организация при музее, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованные формы, устраиваемые в музее, участники которых собираются для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (рукоделие, вышивка, плетение кружев и пр.). Отдых - организация свободного времени в пространстве музея в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Специфика музея (здание, в котором он расположен, архитектурно-художественного решение экспозиций, состав коллекций) в значительной мере усиливает эмоциональное воздействие форм проведения свободного времени. Большая часть форм рассчитана на поливозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, день открытых дверей и т.д.), однако существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста и пр.). Чаще всего данные формы имеют комплексный характер, то есть могут включать в себя элементы других форм. Рекреация в музее может происходить, например, в форме музейного праздника, концерта, бала. 10 Праздник в музее - комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр., проводящаяся на основе сценария с включением музейных экспозиций и использованием музейных коллекций. Предполагается соблюдение ритуальности, введение праздничных атрибутов, игровых эпизодов. Концерт - проводящееся в музее публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров, построенное по определенной программе. Бал в музее - танцевальный вечер в музее с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений. 11 ГЛАВА 3. ФОРМЫ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Форма как организационная структура, дающая возможность реализации направлений музейно-педагогической деятельности на практике, не является жестко закрепленной за каким-либо одним направлением. Как и направления, формы подвижны, подвержены развитию и совершенствованию. Формы музейной работы складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Некоторые формы приобрели историческую устойчивость, стали традиционными и используются в работе самых разных музеев. К ним относятся экскурсии, лекции, семинары, консультации, музейные кружки, клубы. Активно внедряются в музейную практику нетрадиционные для музея формы: олимпиады, конкурсы, викторины, КВН, свадьба в музее, елка в музее, разнообразные праздники. Все более широкое применение находят заимствованные формы, разработанные в зарубежных музеях. Например, хэппенинг - импровизированное театрализованное действие в музее, развивающееся без заранее продуманного сценария и рассчитанное на активное участие зрителей, или перформанс - коллективное или одиночное действие только художников, построенное по заранее разработанной программе или развивающееся по своеобразному сценарию. Основной принцип любой формы музейно-педагогической деятельности - предоставление возможности посетителям заниматься тем, что их интересует, создать условия для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эти особенности могут быть учтены благодаря использованию многочисленных разновидностей одной формы. Например, музейная лекция может быть монографической, тематической, теоретической, учебной. Существуют лекция-концерт, лекция-реклама, цикловые лекции. Музеи организуют музыкальные, литературные, тематические, хоровые вечера, устраивают вечер-интервью, вечер-репортаж. Звучащая в музее музыка создает особую атмосферу, которая во мно- 12 гом способствует восприятию музейной экспозиции на эмоциональном уровне или усиливает его. Для этого в музее проводится концерт или цикл концертов симфонической, вокальной, инструментальной, народной музыки. В зависимости от количественного состава музейной аудитории формы подразделяются на индивидуальные, групповые и массовые. Ведущими долгое время были групповые формы: экскурсия, музейный кружок, клуб при музее, лекция, музейный семинар, студия при музее и пр. Относительно новыми являются массовые формы, такие как праздники, фестивали, ярмарки. Потребность в них появилась в годы «музейного бума», в условиях существовавшей социально-политической обстановки и благодаря выделению достаточных для их проведения материальных средств. В настоящее время эти формы могут быть востребованы на уровне района, города или республики. Одиночный посетитель всегда присутствовал в музее, однако в современных условиях возрастают требования к индивидуальным формам работы в связи с изменением запросов и интересов этой категории посетителей. При выборе и разработке форм важно учитывать их соотношение с направлением музейно-педагогической деятельности. Очевидно, что чтение лекций неуместно при проведении музейного праздника, а дискуссия или диспут в музее как нельзя более способствуют активному общению и заинтересованному обсуждению проблем. Следует обратить внимание на адресный характер каждой формы. В информировании применимы как индивидуальные формы (консультация, беседа), так и массовые (лекторий, информационный центр); в обучении преобладают групповые формы (семинар, факультатив, музейные курсы). Формы могут быть организованы как в стенах музея, так и за его пределами. Они могут представлять собой разовое посещение музея или быть объединены в цикл. Современные задачи образовательно-воспитательной деятельности музея предполагают разработку и внедрение музейно-педагогических программ*. * См. Приложения. 13 Глава 4. ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ МУЗЕИНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Успех воплощения конкретной формы в практической деятельности во многом определяется правильным выбором методов ее осуществления. Именно от методов зависит управление процес- сом восприятия музейной информации, а также эффективность ее воздействия на музейную аудиторию. Арсенал используемых методов многообразен. К преобладающим музейно-педагогическим методам относятся: повествовательный, метод сравнения, контраста, вопросно-ответный, диалогического общения, стимулирования самостоятельной деятельности, творческого состязания, игровые методы, метод театрализации. Повествовательный метод - монологическое изложение материала, способствующее усвоению музейной информации. Метод сравнения - один из способов подачи музейной информации, предусматривающий сопоставление однотипных явлений, событий, фактов, предметов. Метод контраста - один из способов подачи музейной информации, предусматривающий противопоставление явлений, событий, фактов, предметов. Проблемный метод - предусматривает создание проблемной ситуации и поиск способов ее разрешения в процессе презентации музейной информации. Вопросно - ответный метод - при помощи умело поставленных вопросов музейный педагог побуждает рассуждать и анализировать в определенной логической последовательности. Метод диалогического общения - предполагает возможность равноправного обсуждения вопросов рассматриваемой темы. Игровой метод - призван способствовать освоению музейной информации в процессе игры с переживанием удовольствия от самой деятельности. Принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные, интеллектуальные и дидактические. В свою очередь сюжетные игры делятся на ролевые, режиссерские и игры-драматизации. В соответствии с этим используются разнообразные игровые методики, предполагающие сочетание и одновременное использование различных модификаций игрового метода. 14 Метод стимулирования самостоятельной деятельности -предусматривает создание ситуации и условий для включения посетителя в активную самостоятельную деятельность в различных сферах (эмоциональная, интеллектуальная, творческая, практическая). Метод организации творческого состязания - предполагает использование соревнования в целях выявления и активизации творческого потенциала музейной аудитории. Метод театрализации - способ интерпретации музейной информации с использованием комплекса театральных атрибутов (сценарий, элементы режиссуры, распределение ролей, выразительные средства). Особенностью метода театрализации является включение посетителя в театральное действие, организованное в музейной среде. В зависимости от целей музейно-педагогические методы могут иметь обучающий, воспитывающий или развивающий характер. Для решения задач обучения в музее чаще всего используются дидактические и ролевые игры, задач воспитания - метод стимулирования самостоятельной деятельности, метод диалогического общения, дающий возможность проверить правомерность высказываемых суждений. Развивающие задачи помогают решить методы сравнения и контраста, которые углубляют понимание, поднимая его на уровень обобщения, или метод театрализации. Выбор музейно-педагогических методов должен быть строго продуманным, ибо их применение обусловлено такими параметрами, как направление, форма, социально-психологические характеристики музейной аудитории, тема и используемый для ее раскрытия материал. Например, выбор методов проведения музейного урока определяется его целью и задачами, типом отобранных музейных предметов, учетом возрастных и психологических особенностей, способностей и навыков учащихся. 15 Глава 5. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУЗЕЙНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Осуществляемая в различных направлениях музейно-педагогическая деятельность предполагает изучение ее эффективности, то есть анализ качества обратной связи посетителя и музея. Музейный педагог безусловно заинтересован в адекватном восприятии музейной информации и использует весь арсенал доступных ему средств для ее максимального воздействия. Процесс постижения музейной информации является сложным и многоступенчатым. На каждом этапе существуют определенные способы проверки. К ним относятся наблюдение, контрольные задания, творческие работы, тесты, анкеты, интервью, книга отзывов и др. Следует заметить, что в процессе реализации некоторых направлений проверка эффективности является желательной. Например, в обучении важно проверить результат систематического и углубленного изучения материала, определить степень овладении умениями и навыками. Необходимо также осуществлять проверку в процессе развития творчества с целью активизации творческого развития личности, однако в каждом случае следует учитывать индивидуальные особенности личности. Возможно проведение выборочной проверки эффективности в процессе реализации форм общения и досуга. По реакции посетителей, их заинтересованности, активности или пассивности можно различными способами определить, насколько удовлетворены их запросы и интересы, насколько профессиональны были действия музейного педагога. Эти способы должны быть ненавязчивыми, а сама проверка не занимать много времени. Анализ результатов позволяет установить соответствие методов избранной форме, а формы - осуществляемому направлению, что, по-нашему мнению, способствует оптимизации музейно-педагогической деятельности. 16 ЛИТЕРАТУРА 1.Антология педагогической мысли в России второй половины XIX -начала XX века. - М., 1990. 2.Адаме Э.В. Музеи и обучение с помощью ЭВМ // Музеум. - 1984 -№44. - С.46-50. З.Вайлер Д. Музейная педагогика и опыт популяризации живописи Реферат. // Культура и искусство за рубежом. - М., 1985. - Музейное дело и охрана памятников ГБЛ. Экспресс-информ. - Вып.4. 4.Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. -М., 1988. б.Воген АЛ Чтение в музее Ф.М.Достоевского // Русская литература. -1987. - №2. -С.240-242. 6. Вопросы массовой научно-просветительной работы. // Сб. науч. тр. /НИИ культуры. - М., 1972. - Вып.5. 7. Галич Т. И Зритель и музей // Методология и методы исследования культуры. - Л., 1984. - С.142-149. 8.Гнедовский МБ Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: Теория и практика: Обзорная информация. - Вып.1. - М., 1986. -40с. Э.Гнедовский МБ. Современные тенденции развития современной коммуникации // Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. /НИИ культуры. - М., 1989. Ю.Дерик Б. Глухие гиды во французских музеях // Музеум. - 1995 -№2. 11.Детское художественное творчество в стенах музея: К 40-летию детской изостудии Гос. Эрмитажа. -СПб.: Гос. Эрмитаж, 1997. 12.Жироди Д. Детская студия при национальном центре искусства и культуры им. Помпиду, Париж // Музеум. - 1982. - №3. 13.3узыкина НС. Из истории массовой научно-просветительной работы советских музеев // Вопросы массовой работы музеев. - М., 1972 -Т.4. -С.188-194 14. Иванова Е., Калугина Т. Музей и дети: Зарубежный опыт // Творчество. - 1986. - №4. - С.22-23. 15.Коваль М.Ю. Об изучении «обратной связи»: Заметки психолога // Сов. музей. - 1983. - №1. -С.54-56. 16.Коваль М.Ю. Психолого-педагогические проблемы совершенствования массовых идейных мероприятий со школьниками // Формы и методы научно-просветительной работы музеев: Сб. науч. тр. ЦМР СССР -М., 1986. -С.57-60. 17Конухова Е.Н. Из истории работы русских и советских музеев с детьми. - Музей 7. - М., 1987. 18.Маркус Е. Вдоль Тополиной аллеи: Фольклорный праздник в музее «Коломенское» // Советский музей. – 1983. - №2. – С. 9-11. 19.Медведева Е.Б. Музейная педагогика: Определение дефини-ции//«3дравствуй, музей!»: Международный музейно-педагогический семинар: Тезисы. - СПб., 1995. - С.68-73. 20. Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!»-СПб., 1995. 21Милтон А.В., Фелдман Н.Г., Мейсон Г.В. Выводы из экспериментальных разработок по обучению и образованию детей в Музее Науки в Буффало//Мьюзиум ньюс: Информ. бюлл. Сов. комитета ИКОМ. - 1990. -№2. 22. Музееведение: Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. «История». - М., 1988. - С.270-302. 23. Музееведение: Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика, практика. - М., 1989. 24. Музей и зритель. -Архангельск, 1990. 25.Музей и образование //НИО информкультура. - М., 1989. 26.Музей в современной культуре: Тезисы конференции. - СПб., 1995. 27.Музей и подрастающее поколение. - Вып.1-3. - СПб., 1991-1993. 28.Музей и посетитель. - Вып. 1-2. - 1975-1976. 29.Музейная педагогика в школе. - СПб., 1994. 30.Музей, школа, семья: Проблемы музейной педагогики. - Вып.1 // Труды Гос. Музея истории С.-Петербурга. - СПб., 1997. 31.Образовательная деятельность художественного музея. - Вып.5. -СПб., 1997. 32.Пищулин Ю.П. Посетитель и музейная информация //Актуальные проблемы музейного строительства. - М., 1979. - Вып.4. -С.3-19. ЗЗ.Рашитова Р.С. Работа музеев со школьниками: (20-30-е гг. XX века) // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. /НИИ культуры. - М., 1988. -С.134-149. 34.Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. -П., 1988. 35.Художественный музей и система образования: Концепция педагогического взаимодействия. - СПб., 1995. Зб.Шляхтина Л.М. Музейная педагогика как самостоятельная наука: (К постановке проблемы) // Музей в современном мире: Тезисы. - СПб.: СПб, 1995.-С.92-93. 37.Эрмитаж и зритель: Сб. науч. тр. / Гос. Эрмитаж. -Л., 1988. З8.Юхневич М.Ю. Разработка понятия «музейная педагогика» в зарубежном музееведении // Музееведение: Вопросы теории и практики. - М., 1987.-С. 149-164. З9.Юсофбемова Н. Основы педагогических инноваций. - М., 1991 18 ПРИЛОЖЕНИЯ В приложениях даны примеры выполнения практических заданий по курсу «Музейная педагогика». Целью практических занятий является обучение студентов навыкам музейно-педагогической деятельности. Для этой цели студенты выполняют упражнения, задача которых состоит в отработке умений: О выбирать формы работы с посетителями для различных направлений музейно-педагогической деятельности; О предлагать способы проверки эффективности педагогического воздействия; О создавать методические разработки различных форм работы с разнообразной аудиторией; О контактировать с реальной аудиторией посетителей музея. Упражнение №1 В процессе работы над упражнением студент должен сделать 5 таблиц по рекомендуемому образцу в соответствии с основными направлениями работы музея (обучению, информированию, организации отдыха, развитию творчества, создания условий для общения}. В графу «форма» заносится не менее 5 форм наиболее соответствующих (по мнению студента) тому или иному направлению работы музея с посетителями. Каждой форме необходимо дать ее краткое определение. В графе «аудитория» указываются 3 различные категории посетителей (например, младшие школьники, учителя истории, студенты негуманитарных вузов) для каждой из пяти форм. Графа «преобладающий метод педагогического воздействия» требует от студента выбора оптимального, с точки зрения решения педагогических задач в контексте заданного направления, метода (методов). В графе «проверка эффективности» необходимо обозначить форму этой «проверки»: анкета, сочинение, творческое задание и т.д. 19 Упражнение № 2 В ходе работы над упражнением студенту следует выбрать по одой из форм каждого направления музейно-педагогической деятельности и методически разработать ее. Для решения данной задачи необходимо: Сформулировать название избранной формы; Определить аудиторию, для которой она организуется; Назвать музей, на базе которого она будет определена; Обозначить время проведения; Определить цель педагогической деятельности; Сформулировать ее задачи; Обозначить педагогические методы; Подобрать выразительные средства (например, аудиовизуальные); Осмыслить организационные указания; Предложить вариант проверки эффективности данной формы; Организовать содержание материала в тезисной форме; Составить список литературы, соответствующей теме избранной формы. МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРА ММ А Целью работы над программой является формирование умений создавать научно-методические разработки. Работа над программой включает: О выбор музея (или музеев), в рамках которого данная программа может быть реализована; О выбор аудитории и создание ее психолого-педагогического портрета с указанием литературы по вопросам психологии и педагогики; О определение темы и названия программы с обязательным указанием библиографии по теме; <
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |