Петербургские чтения - 97. - СПб ., 1997.
Постникова - Лосева Т . М . и др . Золотое и серебряное дело 15-20 вв. - М ., 1983. Ривош ЯМ . Время и вещи : Очерки по истории материальной культуры в России начала 20 в .: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров в России конца 19 - начала 20 вв . - М., 1990. 52 Форма: музейное занятие Название: Музей и коллекционер Время: 30-40 минут. Место проведения: помещение фонда тиражированной графи- ки. Цель : 1) Творческое освоение еще одной стороны прошлой действительности - «мира графики»; 2) На примере коллекции фонда тиражированной графики дать представление о музее как специфическом способе познания мира. Задачи: 1) Познакомить с явлением коллекционирования; 2) Раскрыть отличие частной коллекции от музейного собрания; 3) Дать понятие об афишах, программках, плакатах как о хранителях памяти прошлого; 4) «Ввести» в удивительный мир художественной открытки; 5) На примере коллекции открыток показать культурно- Преобладающий метод : проблемно-поисковый, вопросно-ответный с элементами повествовательного. Средства выразительности : пособие «цветик-семицветик», музейные предметы, фонозаписи.
53 Музейное коллекционирование история явления; сущность явления; 2 Программы , афиши , плакаты - хранители памяти о прошлых эпохах , музейные коллекции Показ цирковых афиш, программ. Дети рассматривают афиши, плакаты. Звучит цирковая музыка, педагог читает отрывки из «Гуттаперчевого мальчика». С помощью вопросов педагога, дети выясняют, что из коллекции афиш, программ можно узнать о развлечениях, способностях и стремлениях наших предков. Сравнение частной коллекции (открыток, календарей или др.) с музейным собранием. 3. История открытки, Открыв * ПЩДЦИ.КУ Среди вещей, составляющих окружающий нас мир, почтовой открытке отведено довольно скромное место. Мы вспоминаем о ней только под праздник. А ведь еще 100 лет назад открытки были неразрывно связаны с их владельцами и хранились иногда в течение всей жизни... Удивительный мир художественной; открытки. Коллекция открыток ~ часть коллекции Фонда история художественной открытки; отражение быта и культуры; отражение облика городов; и другие; открытка - уникальный вид печатного искусства; взаимодействие коллекции открыток с другими коллекциями фонда. 4.Заключение Поздравление маме и др. Детям раздаются цвет Д.В.Григоровича «Гуттаперчивый мальчик». Анализ отрывка. Вопросно-ответный метод. Повествовательный, с элементами во-п росно-ответного. Рассказ сопровождать показом праздничных открыток. Повествовательный, с элементами вопросно-ответного, сравнения, контраста. Творческое задание.
54 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. О чем поведала открытка. - М., 1978. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Открытка продолжает рассказ. - М., 1982. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Рассказы об открытках. - М., 1986. Забочень М.С. Филокартия: Краткое пособие-справочник. - М., 1973. Маркшис ван-Трикс Й., Новак Б. Артисты и цирковой плакат - М., 1986. Тагрин Н. Мир открытки. - М., 1976. Самуйликович С. Петербург-Петроград-Ленинград в открытках. - Л , 1985. Чапкина М. Художественная открытка: К столетию открытки в России. -М., 1993. 55 Форма: салон Название: «Лавка старинных вещей»; «Фотоателье» Время: 1 час. Место проведения: экспозиция «открытых» фондов науки и техники. Цель: Творческое освоение еще одной стороны прошлой действительности - «мира техники». Задачи: 1) Познакомить с многообразием мира техники; 2) Раскрыть историко-культурный контекст музейных предметов; 3) Через включение предметов современной культуры в музейную среду, обеспечить ценностный уровень их восприятия; 4) Посредством музейных предметов показать движение исторического времени; 5) Дать представление о свойствах музейных предметов: типичности, уникальности; 6) Сформировать представление об экспозиции как о музейной модели действительности. Преобладающий метод: «погружение» в эпоху, с элементами театрализации, повествовательного, вопросно-ответного. Средства выразительности: музейные предметы, наглядное пособие «типичность - уникальность». Организационные указания: создание рекреационной зоны «Фотоателье»: фотоаппаратура, фотостенд, детские фотографии родителей учеников; экспозиционного комплекса «Лавка старинных вещей»: музыкальные и занимательные автоматы с программным управлением, телефонные аппараты, фотоаппараты и принадлежности к ним, источники света, приборы измерения времени, часы. Использовать фонозаписи. Учитель заранее просит детей выполнить следующее задание:
56
Вопросы педагога к детям: Известны ли продавцу названия предметов, которые мы принесли с собой? Почему? Какие предметы использовали в его время. Продавец приглашает детей войти в «Лавку». ?. Работа в экспозиционном комплексе «Лавка старинных вещей» Педагог дает детям задание: около каждой старинной вещи положить фотографию современной. Фотографии современных предметов, которым не нашлось пары, отложить в специальную шкатулку. Рассказ о предметах и демонстрация их в действии: музыкальные и занимательные автоматы с программным управлением; пианино; телефонные аппараты; ноты; фотоаппараты и принадлежности к ним; источники света; приборы измерения времени, часы Включение в работу элементов ТРИЗ. «История утюга» (пятиэкранка). Вывод -современная вещь через время станет старинной. Почему? Возможность применения «пятиэкранки» для всех музейных предметов. Попытка применить «пятиэкранку» к современным предметам (использовать фотографии из шкатулки). Уникальность, типичность музейных предметов. Вопросы педагога к детям: В «Лавке старинных вещей» много предметов, все они разные и вроде бы никак друг с другом не связаны. Но что-то все-таки объединяет их. Что? Дети: это все предметы техники, музейные предметы... 3. Рекреационная зона «Фотоателье» Путешествие во времени. Педагог : переведем часы на сорок лет Одновременное включение в работу почти всех органов чувств ребенка (восприятие музыки, речи, запаха керосиновой лампы, музейной среды и музейных предметов) позволит достичь высокой степени абстрагирования от обыденного восприятия предметов прошлого. Использовать вопросно-ответный метод. Активизация самостоятельной деятельности детей. Включение предметов современной культуры в музейную среду обеспечит ценностный уровень их восприятия. Параллельно ведется сравнение с современными предметами. Рассказ-сказка (рассказчик -продавец «Лавки старинных вещей», далее занятие ведет он же). Игра на музыкальном инструменте. Инсценировка отрывка из стихотворения «У меня зазвонил телефон...». Каждый ребенок может воспользоваться наушниками, чтобы прослушать какую-либо мелодию из старинных нот. Использовать повествовательный метод с элементами сравнения. Предметное выражение исторического времени, его движения, связи времен. Этот прием позволит показать современность как звено исторического процесса Использовать план - схему 57
Список рекомендуемой литературы Белькинд Л.Д. и др. История техники. - М.; Л., 1956. Зимин П.Н. Фортепиано в его прошлом и настоящем. - М., 1934. Лебедев В.И. Занимательная техника в прошлом. - М.,1933. Механические музыкальные инструменты // Большая Советская Энциклопедия. - 1-е Изд.- М., 1929.- Т.26. Нурок М.А., Фокина Т.А. Штука механики // Наука и жизнь. - 1983.-№12. Политехнический музей: Сборник трудов . - М ., 1992. Столпянский П.Н. Музыка и музицирование в Старом Петербурге. -Л., 1989. Шустерман М.Н., Шустерман З . Г . Как попасть в сказку. - М., 1995. 58 Форма: «ожившая» экспозиция Название: «Встает купец, идет разносчик...» Время: 40-45 мин. Место проведения: помещение фонда фотографий. Цель: «Погружение» детей в прошлую эпоху с целью творческого освоения еще одной стороны прошлой действительности -«мира фотографий». Задачи: 1) С помощью фотографий и других музейных предметов воссоздать атмосферу уличной торговли Петербурга начала XX века; 2) Сформировать представление о фотографии как о хранительнице памяти о людях прошлого, исторических эпохах; 3) Включение детских фотографий в сферу музейного исследования. Преобладающий метод: «погружение» в эпоху, с элементами театрализации, сравнения. Организационные указания: занятие проводится на экспозиции «открытых» фондов: «Уличная торговля в Петербурге начала XX века». Длинный коридор - модель улицы. По сторонам коридора расположены экспозиционные комплексы. Двери в фонды - двери магазинов, мастерских и т.д. Вывески заведений на дверях (мясная лавка, булочная, сапожная мастерская и др.). 1- й экспозии . комплекс: рисунки, гравюры с видами торговых рядов на Сенной площади; фотографии сбитенщиков, разносчика и продавца игрушек, пирожника; лоток с пирожными. 2- й: фотография торговки модными вещами, лоток с вещами. 3- й: фотография почтальона. 4- й: фотография разносчика груш, лоток с товаром. 5- й: фотография разносчицы календарей и журналов. 6- й: фотография торговки и щеголя. В дополнение, рекомендуется спроектировать на стену изображения уличной торговли со слайдов. Выразительные средства: запись голосов уличных торговцев,
59
60 можно было купить корм для многочисленных петербургских лошадей и коров, овес, сено, солому, кроме того - глиняную посуду и другую домашнюю утварь, всевозможные съестные припасы. Покупателей собирались тысячи, и всякий выбирал товар по своим возможностям. Купим и мы что-нибудь. Постойте, у нас ведь нет денег. Какие деньги были сто лет назад? 3. Работа с экспозиционными комплексами «Модная торговка и бухарец». «Торговка и щеголь». «Разносчица календарей и журналов». «Почтальон и градский страж». «Девочка покупает груши». «Пирожник и ямщик». Дети могут купить у разносчиков календари, булочки, груши. В конце занятия учитель предлагает детям через почтальона отправить подписанные в фонде графики открытки. 4 Заключение Учитель переводит стрелки часов, и дети вновь попадают в свое время. Проверка эффективности: Работа с детскими фотографиями. Вывод : фотография - память о ... дание проблемной ситуации После занятия, в помещении столовой фонда организуется чаепитие СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Гордин A.M., Гордин М.А. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. -СПб., 1995. Волшебный фонарь или Зрелище С.-петербургских расхожих продавцов, мастеров...: Факсимильное издание 1817 г. Государственный Политехнический музей: Сб. трудов. - М., 1992. Мир фотографии. - М., 1989. Музей и город. - СПб., 1993. Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда. -Л., 1991. Петербургские чтения - 96, 97.- СПб., 1996, 1997. 61
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |