Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Петербургские чтения - 97. - СПб ., 1997.



2019-11-13 258 Обсуждений (0)
Петербургские чтения - 97. - СПб ., 1997. 0.00 из 5.00 0 оценок




Постникова - Лосева Т . М . и др . Золотое и серебряное дело 15-20 вв. - М ., 1983.

Ривош ЯМ . Время и вещи : Очерки по истории материальной культу­ры в России начала 20 в .: Иллюстрированное описание костюмов и ак­сессуаров в России конца 19 - начала 20 вв . - М., 1990.

52


Форма: музейное занятие

Название: Музей и коллекционер

Время: 30-40 минут.

Место проведения: помещение фонда тиражированной графи-

ки.

Цель : 1) Творческое освоение еще одной стороны прошлой действительности - «мира графики»;

2) На примере коллекции фонда тиражированной графики дать представление о музее как специфическом способе познания ми­ра.

Задачи: 1) Познакомить с явлением коллекционирования;

2) Раскрыть отличие частной коллекции от музейного собра­ния;

3) Дать понятие об афишах, программках, плакатах как о хра­нителях памяти прошлого;

4) «Ввести» в удивительный мир художественной открытки;

5) На примере коллекции открыток показать культурно-
историческую ценность отдельной коллекции.

Преобладающий метод : проблемно-поисковый, вопросно-ответный с элементами повествовательного.

Средства выразительности : пособие «цветик-семицветик», му­зейные предметы, фонозаписи.

 

 

 

 

Содержание Методические реко­мендации
Вступление Работа с пособием «цветик-семицветик»

Прием создания проблемной ситуа­ции.

Повествовательный, с элементами во­просно-ответного. На примере сравне­ния детской коллек­ции и музейной. Повествовательный, с элементами во­просно-ответного, проблемно-поискового. Цитирование отрыв­ка из произведения

На лепестках написаны названия коллекционеров марок, календарей, программ, открыток и т.д. Де­ти отрывают лепестки, читают названия. Педагог раскрывает значение слов. Остается серединка цветка. Ребята, как вы думаете, какое слово скрывает серединка цветка? Дети: коллекционер. Каким общим словом можно назвать все предме­ты собранные коллекционером? Дети: коллекция. Взаимоотношения музея и коллекционера. Кол-
лекции фонда Отличие частной коллекции от музейного собра-
ния

53


Музейное коллекционирование история явления; сущность явления;

2 Программы , афиши , плакаты - хранители па­мяти о прошлых эпохах , музейные коллекции Показ цирковых афиш, программ. Дети рассмат­ривают афиши, плакаты. Звучит цирковая музыка, педагог читает отрывки из «Гуттаперчевого маль­чика».

С помощью вопросов педагога, дети выясняют, что из коллекции афиш, программ можно узнать о развлечениях, способностях и стремлениях наших предков.

Сравнение частной коллекции (открыток, кален­дарей или др.) с музейным собранием.

3. История открытки,

Открыв * ПЩДЦИ.КУ

Среди вещей, составляющих окружающий нас мир, почтовой открытке отведено довольно скромное место. Мы вспоминаем о ней только под праздник. А ведь еще 100 лет назад открытки бы­ли неразрывно связаны с их владельцами и хра­нились иногда в течение всей жизни... Удивительный мир художественной; открытки. Коллекция открыток ~ часть коллекции Фонда история художественной открытки; отражение быта и культуры; отражение облика городов; и другие;

открытка - уникальный вид печатного искусства; взаимодействие коллекции открыток с другими коллекциями фонда.

4.Заключение

Поздравление маме и др. Детям раздаются цвет­
ные ксерокопии со старинных открыток, на кото­
рых они записывают поздравление, либо учитель
просит детей самостоятельно нарисовать открыт-
_ку_______________________________________________


Д.В.Григоровича «Гуттаперчивый мальчик». Анализ отрывка. Вопросно-ответный метод.

Повествовательный, с элементами во-п росно-ответного. Рассказ сопровож­дать показом празд­ничных открыток. Повествовательный, с элементами во­просно-ответного, сравнения, контра­ста. Творческое задание.


 


54


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. О чем поведала открытка. - М., 1978.

Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Открытка продолжает рассказ. - М., 1982.

Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Рассказы об открытках. - М., 1986.

Забочень М.С. Филокартия: Краткое пособие-справочник. - М., 1973.

Маркшис ван-Трикс Й., Новак Б. Артисты и цирковой плакат - М., 1986.

Тагрин Н. Мир открытки. - М., 1976.

Самуйликович С. Петербург-Петроград-Ленинград в открытках. - Л , 1985.

Чапкина М. Художественная открытка: К столетию открытки в Рос­сии. -М., 1993.

55


Форма: салон


Название: «Лавка старинных вещей»; «Фотоателье»

Время: 1 час.

Место проведения: экспозиция «открытых» фондов науки и техники.

Цель: Творческое освоение еще одной стороны прошлой дей­ствительности - «мира техники».

Задачи: 1) Познакомить с многообразием мира техники;

2) Раскрыть историко-культурный контекст музейных предме­тов;

3) Через включение предметов современной культуры в музей­ную среду, обеспечить ценностный уровень их восприятия;

4) Посредством музейных предметов показать движение исто­рического времени;

5) Дать представление о свойствах музейных предметов: ти­пичности, уникальности;

6) Сформировать представление об экспозиции как о музейной модели действительности.

Преобладающий метод: «погружение» в эпоху, с элементами театрализации, повествовательного, вопросно-ответного.

Средства выразительности: музейные предметы, наглядное пособие «типичность - уникальность».

Организационные указания: создание рекреационной зоны «Фотоателье»: фотоаппаратура, фотостенд, детские фотографии родителей учеников; экспозиционного комплекса «Лавка старин­ных вещей»: музыкальные и занимательные автоматы с про­граммным управлением, телефонные аппараты, фотоаппараты и принадлежности к ним, источники света, приборы измерения вре­мени, часы. Использовать фонозаписи.

Учитель заранее просит детей выполнить следующее задание:
сфотографировать предметы современной техники и принести
фотографии на занятие ._______________________________________

Содержание Методические рекомендации
Вступление Путешествие во времени. Открываются двери «Лавки», на пороге появляется продавец с зажженной керо­синовой лампой. Читает отрывок из сти­хотворение С.Я.Маршака. Использовать пособие «часы времен». Чтение отрывка из стихотво­рения С.Я.Маршака «Вчера и сегодня».

56


 


Вопросы педагога к детям: Известны ли продавцу названия предме­тов, которые мы принесли с собой? Почему?

Какие предметы использовали в его вре­мя.

Продавец приглашает детей войти в «Лавку».

?. Работа в экспозиционном комплексе «Лавка старинных вещей» Педагог дает детям задание: около каж­дой старинной вещи положить фотогра­фию современной. Фотографии совре­менных предметов, которым не нашлось пары, отложить в специальную шкатулку. Рассказ о предметах и демонстрация их в действии:

музыкальные и занимательные автоматы с программным управлением; пианино;

телефонные аппараты; ноты;

фотоаппараты и принадлежности к ним; источники света;

приборы измерения времени, часы Включение в работу элементов ТРИЗ. «История утюга» (пятиэкранка). Вывод -современная вещь через время станет старинной. Почему?

Возможность применения «пятиэкранки» для всех музейных предметов. Попытка применить «пятиэкранку» к со­временным предметам (использовать фотографии из шкатулки). Уникальность, типичность музейных предметов.

Вопросы педагога к детям: В «Лавке старинных вещей» много пред­метов, все они разные и вроде бы никак друг с другом не связаны. Но что-то все-таки объединяет их. Что? Дети: это все предметы техники, музей­ные предметы...

3. Рекреационная зона «Фотоателье» Путешествие во времени. Педагог : переведем часы на сорок лет


Одновременное включение в работу почти всех органов чувств ребенка (восприятие музыки, речи, запаха керо­синовой лампы, музейной среды и музейных предме­тов) позволит достичь высо­кой степени абстрагирова­ния от обыденного воспри­ятия предметов прошлого. Использовать вопросно-ответный метод. Активизация самостоятель­ной деятельности детей. Включение предметов со­временной культуры в му­зейную среду обеспечит ценностный уровень их вос­приятия.

Параллельно ведется срав­нение с современными предметами.

Рассказ-сказка (рассказчик -продавец «Лавки старинных вещей», далее занятие ве­дет он же).

Игра на музыкальном инст­рументе.

Инсценировка отрывка из стихотворения «У меня за­звонил телефон...». Каждый ребенок может вос­пользоваться наушниками, чтобы прослушать какую-либо мелодию из старинных нот.

Использовать повествова­тельный метод с элементами сравнения.

Предметное выражение ис­торического времени, его движения, связи времен. Этот прием позволит пока­зать современность как зве­но исторического процесса Использовать план - схему


57


назад и окажемся в мире детства ваших превращения предмета в
пап и мам. Вы даже сможете их увидеть. музейный.
(Открываются двери фотоателье). Метод «погружения» в эпоху
Это фотоателье. Сюда приводили ваших с элементами театрализа-
пап и мам, когда они были совсем ма- ции.
ленькими, младше вас. Присаживайтесь, Снаружи вывеска
сейчас вы сами все увидите. «Фотоателье».
(Театрализованное представление). Детские фотографии вклю-
Действующие лица исчезают. Фотограф чаются в работу следующего
предлагает детям сфотографироваться занятия в фонде фотогра-
на память. фий.
(Двери фотоателье закрываются). Через серию вопросов под-
4. Заключение вести детей к выводу, что
Проверка эффективности: вопросы педа- путешествие во времени
гога. смогло произойти только
  благодаря музейным пред-
  метам, что «Фотоателье» -
  не настоящая действитель-
  ность, а ее музейная мо-
  дель.

Список рекомендуемой литературы

Белькинд Л.Д. и др. История техники. - М.; Л., 1956.

Зимин П.Н. Фортепиано в его прошлом и настоящем. - М., 1934.

Лебедев В.И. Занимательная техника в прошлом. - М.,1933.

Механические музыкальные инструменты // Большая Советская Эн­циклопедия. - 1-е Изд.- М., 1929.- Т.26.

Нурок М.А., Фокина Т.А. Штука механики // Наука и жизнь. - 1983.-№12.

Политехнический музей: Сборник трудов . - М ., 1992.

Столпянский П.Н. Музыка и музицирование в Старом Петербурге. -Л., 1989.

Шустерман М.Н., Шустерман З . Г . Как попасть в сказку. - М., 1995.

58


Форма: «ожившая» экспозиция

Название: «Встает купец, идет разносчик...»

Время: 40-45 мин.

Место проведения: помещение фонда фотографий.

Цель: «Погружение» детей в прошлую эпоху с целью творче­ского освоения еще одной стороны прошлой действительности -«мира фотографий».

Задачи: 1) С помощью фотографий и других музейных предме­тов воссоздать атмосферу уличной торговли Петербурга начала XX века;

2) Сформировать представление о фотографии как о храни­тельнице памяти о людях прошлого, исторических эпохах;

3) Включение детских фотографий в сферу музейного иссле­дования.

Преобладающий метод: «погружение» в эпоху, с элементами театрализации, сравнения.

Организационные указания: занятие проводится на экспозиции «открытых» фондов: «Уличная торговля в Петербурге начала XX века».

Длинный коридор - модель улицы. По сторонам коридора рас­положены экспозиционные комплексы. Двери в фонды - двери магазинов, мастерских и т.д. Вывески заведений на дверях (мясная лавка, булочная, сапожная мастерская и др.).

1- й экспозии . комплекс: рисунки, гравюры с видами торговых рядов на Сенной площади; фотографии сбитенщиков, разносчика и продавца игрушек, пирожника; лоток с пирожными.

2- й: фотография торговки модными вещами, лоток с вещами.

3- й: фотография почтальона.

4- й: фотография разносчика груш, лоток с товаром.

5- й: фотография разносчицы календарей и журналов.

6- й: фотография торговки и щеголя.

В дополнение, рекомендуется спроектировать на стену изо­бражения уличной торговли со слайдов.

Выразительные средства: запись голосов уличных торговцев,
пособие «часы времен» .______________________________________

Содержание Методические рекомендации Организационн ые указания
Вступление Попробуем перевести стрелки наших часов на 100 лет назад. Интересно, Создание оп­ределенного Встреча с детьми в холле

59


куда мы попадем на этот раз? эмоциональног Петровской
«Раннее петербургское утро ... из- о настроя. куртины.
редка начинает быть слышим шум Цитирование: Дети подходят
колес; мостовые звучат под тихим и отрывок из ме- к дверям фон-
мерным шагом больших, здоровых муаров да. Из-за две-
лошадей, которые тащат роспуски, А.Башуцкого. рей слышны
тяжело нагруженные дровами, при- Метод голоса разнос-
пасами и строительными материа- «погружения» в чиков.
лами; с этим шумом смешиваются эпоху, с эле- Открываются
какие-то чудные напевы, звонкие, ментами во- двери фонда,
отрывистые, продолжительные, просно- дети оказыва-
пискливые или хриплые». ответного. ются на
Фонозапись: Показ. «улице» Старо-
Сайки, сайки! Белые, крупчатые, Метод театра- го Петербурга.
поджаристые! лизации. Продолжает
Садовый вареный чернослив круп- Ведется анализ звучать фоно-
ный! По грушу, по варену, по грушу! фотографий как запись.
Прекрасные фиалы! Левкое, гвозди- документов Работа с 1-м
ки, герань! Купите, барыня! эпохи: экспозиционны
Сахарны конфекты! Коврижки гол- время сни- м комплексом.
ландски! Жемочки медовы! Патрон- мающегося Детям выдают-
чики! Леденчики! Кто бы купил, а мы персонажа; ся бумажные
бы продали! время рассмат- деньги.
А не отведать ли нам леденцов или ривающего фо- У каждого экс-
поджаристых слоек? тографию; позиционного
2. На экспозиции «Уличная торговля отличительные комплекса ра-
в Петербурге начала XX века черты разнос- зыгрывается
Поняли ли вы/мои друзья, куда вы чиков; сценка.
попали? сравнение с Инсценировки
Дети: на улицу Старого Петербурга. современными делаются по
А кто это кричит во все горло? торговцами и книге
Дети: продавцы. ДР «Волшебный
Пойдемте со мной. Попали мы с ва-   фонарь, или
ми на самый большой, самый деше-   Зрелище с.-
вый и потому самый многолюдный   петербургских
рынок Петербурга. А расположен он   расхожих про-
на Сенной площади.   давцов, масте-
Знакомо ли вам название Сенная   ров...»: Факси-
площадь?   мильное вос-
Дети: да, там сейчас находится мет-   произведение
ро.   издания 1817 г.
Сейчас метро, а 100 лет назад?   Рекомендуется
Посмотрите, как выглядела Сенная   создание музы-
площадь в то время.   кального фона.
На Сенном рынке торговали в лав-   Вопросно-
ках, с ларей, с возов, вразнос. Здесь   ответный, соз-

60


можно было купить корм для много­численных петербургских лошадей и коров, овес, сено, солому, кроме того - глиняную посуду и другую домашнюю утварь, всевозможные съестные припасы. Покупателей собирались тысячи, и всякий выби­рал товар по своим возможностям. Купим и мы что-нибудь. Постойте, у нас ведь нет денег. Какие деньги были сто лет назад? 3. Работа с экспозиционными ком­плексами

«Модная торговка и бухарец». «Торговка и щеголь». «Разносчица календарей и журна­лов».

«Почтальон и градский страж». «Девочка покупает груши». «Пирожник и ямщик». Дети могут купить у разносчиков ка­лендари, булочки, груши. В конце занятия учитель предлагает детям через почтальона отправить подписанные в фонде графики от­крытки.

4 Заключение

Учитель переводит стрелки часов, и дети вновь попадают в свое время. Проверка эффективности: Работа с детскими фотографиями. Вывод : фотография - память о ...


дание про­блемной ситуа­ции

После занятия, в помещении столовой фон­да организует­ся чаепитие


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гордин A.M., Гордин М.А. Пушкинский век: Панорама столичной жиз­ни. -СПб., 1995.

Волшебный фонарь или Зрелище С.-петербургских расхожих продав­цов, мастеров...: Факсимильное издание 1817 г.

Государственный Политехнический музей: Сб. трудов. - М., 1992.

Мир фотографии. - М., 1989.

Музей и город. - СПб., 1993.

Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда. -Л., 1991. Петербургские чтения - 96, 97.- СПб., 1996, 1997.

61




2019-11-13 258 Обсуждений (0)
Петербургские чтения - 97. - СПб ., 1997. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Петербургские чтения - 97. - СПб ., 1997.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)