Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ



2019-11-13 346 Обсуждений (0)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из существенных проявлений недостаточности грамматического оформления речи является низкий уровень способности строить предложения. Учащиеся 1-3 классов как в устной, так и письменной речи пользуются преимущественно простыми предложениями с небольшим распространением. При построении развернутых предложений, включающих более 5-и слов, а также предложений сложных синтаксических конструкций они допускают различные ошибки в согласовании, падежном и предложном управлении («Мама кормит зерном петух и курица»; «Лида и Зина сидит на стуле около парта». Учащиеся затрудняются также в употреблении падежных окончаний, смешивая формы склонений: озерой — «озером», к солнышке — «к солнышку»,карандашов — «карандашей».

Ошибки, связанные с неправильным употреблением числа, проявляются в некоторых случаях и при согласовании, например — существительного с глаголом («Сколько ребят поехала кататься на лыжах?»; «Два зайца бежит по полянке»). Особенно часто эти ошибки появляются тогда, когда сказуемое относится к подлежащему, выраженному двумя словами («Девочка и мальчик идет по лугу»; «Петя и Сережа играет в мяч»). В этих случаях многие дети формально ориентируются только на одно слово, стоящее перед глаголом.

Отдельные ошибки в согласовании наблюдаются также при сочетании имени существительного с прилагательным или местоимением (живую лещ; каждую ящик; чья перо; дай твоя игрушка).Весьма затрудняет детей употребление числа существительных в зависимости от числительных (на ветке висит пять вишнев; двое пуговицей; пара варежков).

Своеобразие грамматического оформления устной речи на данном уровне недоразвития состоит в том, что отдельные проявления аграмматизма, возникающие, в основном, вследствие нарушения согласования и управления, проступают на фоне правильно построенных предложений, т.е. одна и та же грамматическая форма или категория в разных условиях может употребляться правильно и неправильно — в зависимости от условий, в которых протекает устная речь детей.

Таким образом, нарушения устной речи учащихся 2—3 классов выражены нерезко. Но поскольку они распространяются на все стороны речи — звуковую и смысловую, то в целом создают серьезные препятствия в обучении детей письму и чтению. При этом необходимо отметить, что нарушения письма и чтения являются вторичными по отношению к нарушениям устной речи.

Что касается учащихся 3—4 классов с ОНР, то проявления несформированности языковых средств у них иные. Учащиеся могут ответить на вопрос, составить элементарный рассказ по картинке, передать отдельные эпизоды прочитанного, рассказать о волнующих событиях, т.е. построить свое высказывание в пределах близкой им темы. Однако при изменении условий коммуникации, при необходимости дать развернутые ответы с элементами рассуждения, доказательства, при выполнении специальных учебных заданий такие дети испытывают значительные трудности в использовании лексико-грамматических средств, указывающие на недостаточное их развитие: ограниченность и качественную неполноценность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматических средств языка.

Своеобразие проявлений общего недоразвития речи у этих учащихся состоит в том, что ошибки в использовании лексико-грамматических средств (отдельные проявления аграмматизма, семантические ошибки) наблюдаются на фоне правильно составленных предложений, текста. Иными словами, одна и та же грамматическая категория или форма в разных условиях может употребляться правильно и неправильно — в зависимости от коммуникативных условий, в которых протекает устная речь детей, и предъявляемых к ней требований.

Звуковая сторона речи учащихся 3—4 классов с общим недоразвитием также является недостаточно сформированной, несмотря на то, что у этих школьников наблюдаются лишь отдельные недочеты в произношении звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, в словах со стечением согласных звуков (втростительные — второстепенные, транстит — транспорт, лигуриват — регулирует).

Все вышесказанное создает серьезные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Таким образом, у этих детей наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма.

Письменные работы данной группы школьников изобилуют разнообразными ошибками: специфическими, орфографическими и синтаксическими. Причем специфических ошибок у детей с общим недоразвитием речи значительно больше, чем у детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. В этих случаях, наряду с ошибками, которые являются следствием недостаточного развития фонематических процессов, имеется целый ряд ошибок, связанных с недоразвитием лексико-грамматических средств языка (ошибки предложно-падежного управления, согласования и т.д.). Наличие подобных ошибок свидетельствует о том, что процесс овладения грамматическими закономерностями языка у рассматриваемой группы детей еще не закончен.

Учащиеся с ОНР составляют примерно 15—20% от общего числа детей с несформированностью языковых средств. Практически все эти дети не успевают по родному языку.



2019-11-13 346 Обсуждений (0)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)