Принципы и приемы обследования недостатков чтения и письма
Наряду с выявлением недостатков устной речи обязательно обследуется письмо и чтение. Предварительно на основе классных работ или диктантов берут на учет всех учащиеся, допускающих специфические (дисграфические) ошибки на замену согласных букв — даже в том случае, если они сделали всего 1—2 ошибки. Устанавливается, те ли это дети, у которых ранее были выявлены дефекты устной речи, или нет. Некоторые из них (как уже отмечалось) могут не иметь вышеназванных отклонений в устной речи. Ученикам, у которых обнаружены специфические ошибки, следует дать дополнительный диктант, составленный индивидуально для каждого, из них, с учетом особенностей речевого дефекта или характера допускаемых ошибок. Если ученик не справляется с диктантом, то следует предложить ему написать под диктовку отдельные буквы, прямые или закрытые слоги, оппозиционные слоги, слоги со стечением согласных, простые и сложные малознакомые слова. Однако слуховые диктанты полностью не раскрывают картину нарушения письма, поэтому надо проверить и самостоятельное письмо детей, дающее возможность выявить такие ошибки, как, например, аграмматизм, замену одного слова другим и т.д. Ученикам 2—3 классов можно дать задание составить и написать небольшой рассказ по серии картинок с изображением сюжета, развертывающегося в определенной последовательности. Учащимся, недостаточно владеющим письменной речью, можно предложить самостоятельно написать отдельные предложения или названия предметов и действий по сюжетным картинкам или серии картинок. При обследовании письма следует обращать внимание и на особенности учебной деятельности: может ли ребенок сразу фонетически правильно записывать слово или проговаривает его по несколько раз в поисках нужного звука и соответствующей буквы, а также на встретившиеся при этом трудности и ошибки. Необходимо выявить, какие специфические ошибки на замену букв допускает ребенок, оказываются ли эти ошибки единичными или многочисленными, соответствуют ли дефектному произношению. Кроме того, учитывается, каковы эти ошибки: на пропуски, добавления, перестановки или на общее искажение слов. Такие ошибки свидетельствуют о том, что ребенок недостаточно четко овладел звуковым анализом, не умеет выделять акустически близкие звуки, разбираться в звуковой и слоговой структуре слова. Нужно также выявить, не нарушен ли порядок слов, правильно ли употребляются падежные окончания, предлоги, выражена ли в предложении законченная мысль. У учащихся с нарушением письма следует обследовать и чтение. Чтение проверяется индивидуально. Во время чтения не следует делать никаких поправок и замечаний. Материалом для обследования могут служить специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию, но не используемые на уроке. Обследование чтения проводится в определенной последовательности: сначала техника чтения, затем понимание содержания прочитанного. При обследовании техники чтения нужно обратить внимание на следующее: ― какими приемами чтения владеет ребенок: читает ли он по слогам, или целыми словами, или перебирает отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова; ― какие допускает ошибки: заменяет ли он в процессе чтения отдельные буквы, соответствует ли эта замена нарушению звуков в его речи, каков характер других ошибок; ― каков темп чтения. Если ребенок уже владеет определенным навыком чтения вслух, то проверяется и чтение про себя. При обследовании понимания прочитанного следует обращать внимание, с одной стороны, на умение учащихся передать фактическое содержание текста, а с другой — на умение проникнуть в более глубокий смысл читаемого. Для выявления понимания читаемого можно использовать такие хорошо известные приемы, как пересказ и ответы на вопросы, а при недостаточной сформированное™ чтения — соотнесение прочитанного с иллюстрацией (картинкой или рисунком). После чтения текста ученику предлагается пересказать как можно полнее его содержание и ответить на вопросы. Пересказ и каждый ответ ученика учитель записывает. Затем полученный материал анализируется. При анализе важно установить, имеются ли недостатки в понимании прочитанного, и если — да, то в чем это проявляется; непонимании общего смысла, значений отдельных слов, выражений или в непоследовательном изложении событий и т.д. При этом следует учитывать, что если ученик испытывает трудности в технике чтения, т.е. допускает значительное количество ошибок, грубо искажает слова, пользуется угадывающим, побуквенным чтением, то это может вызвать и непонимание им читаемого. Например, если ученик читает вместо «коза» — «коса», то замена слова по фонематическому сходству может привести к неправильному пониманию всей фразы. Сниженный темп чтения также влияет на понимание. Установлено, что понимание читаемого возникает лишь тогда, когда ребенок читает 45-50 слов в минуту. При более низком темпе чтения звуковой образ слова плохо узнается и его связь со значением не всегда устанавливается. Понимание прочитанного особенно важно проверять в тех случаях, когда при обследовании устной речи детей выявляются ограниченный запас слов и элементы аграмматизма. Такие дети с трудом выбирают нужные лексические единицы, необходимые для восприятия прочитанного, синтаксически неправильно строят фразы. Однако некоторые из них в состоянии передать общее содержание текста, а иногда и выделить подтекст. Оценка полноты понимания происходит на основе подсчета количества правильно воспроизведенных частей текста и определения степени выраженности ребенком главной мысли текста. Для выявления понимания прочитанного, помимо пересказа, как указывалось выше, широко используются и ответы на вопросы по содержанию текста. При этом следует обращать внимание на то, насколько точно, быстро и уверенно обследуемый отвечает на вопросы, не испытывает ли он затруднений при ответах на них, и если испытывает, то на какие. Ответы на вопросы сопоставляют с данными, полученными в процессе пересказа. В том и другом случае особо анализируют те языковые средства, которыми пользуется ребенок при изложении своих мыслей, отмечают разнообразие синтаксических конструкций, предложений, слов, а также умение правильно их использовать. Все полученные наблюдения фиксируются. Кроме того, затруднения и ошибки в чтении обязательно сравнивают и сопоставляют с затруднениями и ошибками в письменной и устной речи. Это помогает выяснить, чем обусловлены нарушения чтения: общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием. На этой основе выбирают пути соответствующего коррекционного воздействия. Среди учащихся общеобразовательной школы встречаются также дети с аномалиями строения и подвижности артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия) и дети, страдающие заиканием. У таких детей также необходимо выявить уровень сформированности языковых средств (произношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя). В соответствии с выявленным уровнем они могут быть отнесены либо к 1-й, либо ко 2-й, либо к 3-й группе. Приведенная выше группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с ними и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Фиксировать результаты обследования речи каждого ученика целесообразно в определенной последовательности по схеме-карте, приведенной ниже.
Примечание. Если учитель наблюдает у детей только недостатки произношения отдельных звуков, что, как правило, не отражается на состоянии успеваемости по родному языку, то в схеме обследования отмечаются лишь звуки, неправильно произносимые учащимися (например: р— горловое; с, з— межзубные и т.п.), а также темп и общая внятность речи. В случае, если у учащихся наряду с неправильным произношением отдельных звуков отмечаются трудности в овладении грамотой, м позже — специфические ошибки в письме и чтении, выявлению под лежат: а) состояние произношения; б) состояние слухового восприятия и навыков звукового состава слов; в) состояние письма и чтения. Если же у ребенка на фоне недостатков произношения и различения оппозиционных звуков имеются отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи, учитель проводит полное обследование по всем пунктам схемы-карты. Такая дифференциация в подходе к обследованию речи учащихся необходима для правильной организации коррекционного воздействия, т.е. планирования как содержания, так и последовательности коррекционной работы с каждым учащимся, имеющим нарушения речи. В первом случае внимание учителя должно быть направлено только на устранение недостатков и контроль за правильностью произношения. Во втором — на устранение недостатков произношения звуков и развитие фонематических процессов. Причем особое внимание следует уделять формированию полноценных фонематических обобщений, а также работе над коррекцией письма и чтения. В третьем случае предусматривается нормализация не только звуковой стороны речи (звукопроизношения и фонематических процессов), но и работа по уточнению и обогащению словарного запаса, правильному грамматическому оформлению устной речи, а также устранению недочетов письма и чтения, связанных с дефектами развития устной речи. Во всех случаях рекомендуется консультация логопеда и, при необходимости, профессиональное логопедическое воздействие. ВОПРОСЫ 1. Раскройте содержание приемов выявления дефектов произношения. 2. Расскажите о приемах, с помощью которых выявляется уровень сформированности фонематических процессов. 3. Охарактеризуйте приемы выявления уровня сформированности словарного запаса. 4. Какие вы знаете приемы выявления недоразвития грамматического строя? 5. Охарактеризуйте принципы обследования дефектов речи у детей с первичной речевой патологией. 6. Раскройте суть приемов обследования звуковой стороны речи детей (произношения, фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова). 7. Перечислите приемы обследования смысловой стороны речи детей (лексических средств языка, грамматического строя). 8. Какие вы знаете приемы обследования чтения и письма учащихся 1-го класса? 9. Охарактеризуйте приемы обследования чтения и письма учащихся 2-3 классов. Приложение РЕЧЕВАЯ КАРТА (ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН) 1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________ 2. Школа _______________________ класс ____1_____ Домашний адрес 4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09 5. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года. 6. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: неправильно произносит несколько звуков. Сослов матери (варианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми; 2) жать не отмечает неправильно произносимых звуков. 7. Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется. 8. Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости. 9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова — с 1 года (1,5 лет): фразовая речь — с 1,5—2 лет. 10. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение и подвижность артикуляционного аппарата без патологии . 11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний): Моя мама Надежда Ивановна. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зовут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в огороде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сестрой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям. Там растут розы. Потом мы с малюй в город ездили (смешивает и заменяет звуки; р—л, ж—з, с—т). а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры. Словарь в пределах возрастной нормы (см. запись беседы). б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах возрастной нормы. в) Произношение и различение звуков: 1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р — горл., р—л, с—т, з—т (жаножа — жаноза, шаша—шаса, лалек—ралек); 2) различение оппозиционных звуков: ра—ла—ла (лаЗ) та—да—та + ка—ка—га + са—са—ша (шаЗ) ла—ра—ла (лаЗ) да — да — та + га—га—ка + ша — ша—са (шаЗ) са—са—за (са—ся—ся) па—па—ба + за—жа—за (за—за—жа) за—за—са (зя—ся—ся) ба—па—ба + жа—жа—за (жаЗ); 3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космонавт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мотоцикле: апельсиновый морс. (Правильно произносит слова с различным звуко-слоговым составом.) г) темп и внятность речи:_________________________________________________________ 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова: Вата — какой 1-й зв.? — в; 2-й? — а; 3-й? — т; 4-й?— а. Сушки — назови 1-й зв. — с. 3-й зв. — с. Плащ — назови 2-й зв.? — а, последний — ? Книга — сколько слогов? — 2; назови 1-й слог — кии; 2-й — ? — га. Сколько звуков в 1-ом слоге? — 2; назови их — к, н. 13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты: 1) воспроизводит отдельные печатные буквы (А,Н,П,И...), слоги (ПА,НА...), слова (МАМА, ПАПА, КОТ...) 2) воспроизводит только отдельные печатные буквы. 14. Чтение: а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты: 1) называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М...); 2) называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т М, Г, Л, Р, но не читает; 3) читает слоги (АП, ТА...), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»; б) ошибки при чтении: __________________________ в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопедом текст. . 15. Проявление заикания: а) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловливающие его проявление (ответы у доски и т.д.): _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ б) сформированность языковых средств: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ в) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность): _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ г) адаптация к условиям общения: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 16. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, критичен к своему дефекта. 17. Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |