Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЪЕМ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСЕМЫ



2019-11-13 783 Обсуждений (0)
ОБЪЕМ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




В глагол как часть речи объединяют словоформы с весьма различными наборами морфологических харак­теристик. Это влечет за собой то, что некоторые морфо­логические категории характеризуют не все глагольные лексемы.

Обычно среди глагольных лексем выделяют лич­ные формы, формы причастий, дееприча­стий и инфинитив. Инфинитив и личные формы, обладая существенными различиями в наборе грамма­тических категорий, регулярно образуются друг от дру­га и, следовательно, явно представляют собой формы одной лексемы. (Ср. аналогичные отношения между личными формами глаголов различных наклонений или между личными формами настоящего и прошедшего времени изъявительного наклонения.)

Не от всех глаголов образуются деепричастия. Одна­ко степень регулярности образования деепричастий до­статочно высока, чтобы также считать деепричастия формами глагольной лексемы. (Ср. с решением вопроса о формах единственного и множественного числа суще­ствительных как о формах одной лексемы.)

Сложнее обстоит дело с причастиями. Действитель­ные причастия могут быть в принципе образованы от любого инфинитива и любой личной формы глагола. У глаголов несовершенного вида представлены прича­стия двух типов — настоящего и прошедшего времени, у глаголов совершенного вида — только причастия прошедшего времени. Такая регулярность в образова­нии действительных причастий позволяет считать их формами глагольной лексемы. Однако страдательные причастия не являются регулярными образованиями от личных глагольных форм или инфинитива. Как из­вестно, существуют также важные содержательные и синтаксические различия между страдательными при­частиями, с одной стороны, и личными формами глагола и инфинитивом — с другой. Наличие таких различий при отсутствии регулярности образования не позволяет считать страдательные причастия глагольными лексе­мами. Однако между действительными и страдатель­ными причастиями нет расхождения в содержании, а существующие различия в «сочетательных» свойствах являются грамматическими. На этом основании можно утверждать, что страдательные причастия представ­ляют собой формы действительных причастий. Посколь­ку сами действительные причастия являются глаголь­ными лексемами, то и страдательные причастия можно считать глагольными лексемами. Несмотря на то что у такого решения есть уязвимое место (нерегулярность образования страдательных причастий), оно весьма удобно тем, что не возводит барьер между действитель­ными и страдательными причастиями.

Очевидно, что инфинитив и личные формы противо­поставлены причастию и деепричастию по семантиче­скому основанию примерно так же, как противопостав­лены собственно действия действиям — атрибутивным признакам и дополнительным действиям. Наличие регу­лярности в таких семантических образованиях форми­рует грамматические категории. Однако в русской грамматической традиции не принято рассматривать отмеченные противопоставления в качестве категорий. На необходимость именно такого подхода к данным явлениям впервые обратил внимание М. В. Панов

Структура: в норме у глагола открытая суффиксальная основа, которая оканчивается темой (-а-, -е-, -ова-, -ну-, -и-). Таким глаголам обязательно нужен второй, закрытый вариант, так как у глагола 2 набора флексий: поконсонантный и повокальный. Также есть глаголы с корневыми основами на согласный (нес-ти) и на гласный (да-ть, жи-ть). Для основ русского глагола характерна полисинтетичность – сразу несколько различных формантов (сад-и-те-сь).

Морфологические классы.

Продуктивные классы:

I. Играть — играют, знать — знают (соотношение основ инфинитива и настоящего-будущего времени: -а-/-аj-);

II. Синеть — синеют, зреть —зреют (соотношение основ: -е-/-еj-);

III. Реализовать — реализуют, ковать — куют, горевать — горюют (-ова-/-уj- или -ева-/-уj-);

IV. Любить — любят, хвалить — хвалят (-и-/-ø-);

V. Тянуть — тянут, пнуть — пнут (-ну-/-н-; ср. с глаголами 4-го непродуктивного класса).

Глаголы продуктивных классов (кроме IV-го) изменяются по I спряжению. Остальные глаголы относятся к непродуктивному классу.

Глагольное словоизменение принято называть спряжением (в широком смысле). По отношению к спряжению выделяются два основных грамматических класса глаголов.

Первый из них включает подавляющее большинство русских гла­голов, которые называются спрягаемыми:рисовать, любить, знать, существовать, смеркаться. Все они изменяются по временам, на­клонениям, числам, лицам/родам, а многие также по залогам, пре­дикативности/атрибутивности, личности/безличности, а в формах причастий и по падежам.

Спрягаемым глаголам противопоставлен сравнительно малочис­ленный, объединяющий несколько сот лексических единиц грам­матический класс неспрягаемыхглаголов: прыг, хлоп, скок и т.п. Неспрягаемые лексемы в силу отсутствия у них словоизмени­тельной парадигмы находятся на периферии глагола как части речи.

Типы спряжения. Термин «спряжение» может пониматься широко — как глагольное словоизмене­ние, т.е. изменение по залогам, наклонениям, временам, лицам (в отличие от именного словоизменения — склонения). Но чаще под спряжением понимается изменение глагольных форм настоящего-будущего времени по лицам. Типом спряжения называется класс глаголов, имеющих одина­ковые личные окончания.

 

В русском языке два основных типа спряжения: I спряжение с окончаниями -у/-ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют (иду, идёшь, идёт, идём, идёте, идут)и II спряжение с окончаниями -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят (кричу, кричишь, кричит, кричим, кричите, кри­чат).

Глаголы бежать, хотеть, чтить (а также их приставочные де­риваты) являются разноспрягаемыми, они используют окончания обоих спряжений: бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите (II спр.), но бегут (I спр.); хочу, хочешь, хочет (I спр.), но хотим, хотите, хотят (II спр.); чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят (II спр ) и чтут (I спр.).

Глаголы дать, есть (и их приставочные дериваты) часто называ­ются глаголами особого (архаического) спряжения, для образова­ния личных форм таких глаголов в ед.ч. используются особые окон­чания: дать дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; есть ем, ешь, ест, едим, едите, едят.

 

 

 

38. Типы спряжения.

 

Спряжение— это изменение глаголов в форме на­стоящего и будущего простого времени по лицам и числам.

Выделяются два базовых типа спряжения: пер­вое и второе. Глаголы первого и второго спряжения различаются личными окончаниями:

Число Лицо Окончания Окончания
    глаголов глаголов
    I спряжения II спряжения
Ед   -у(-ю) -у (-ю)
    -ешь (-ёшь) -ишь
    -ет (-ёт) -ит
Мн   -ем (-ём) -им
    -ете (-ёте) -иге
    -ут (-ют) -ат (-ят)

В случае если окончание ударное, спряжение определяет­ся по окончанию (см. таблицу): печёшь — I спр., сидишь — II спр.

Примечание. Глаголы с ударным личным окончанием нельзя ставить в инфинитив для определœения спряжения.

В случае если окончание безударное, спряжение глагола определяется по инфинитиву.

Ко второму спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, которые в инфинитиве оканчиваются:

1) на -итъ: лакомиться, ездить, готовить и т. д. Исключения — брить, стелить, зыбитьсяʼʼ зиж­диться (I спр.);

2) на -ать(4 глагола): гнатьʼʼ держатьʼʼ слышать, дышатьʼʼ а также образованные от них при помощи приставки и постфикса: выгнать, удержатьʼʼ дер­жаться в т. п.;

3) на -еть(7 глаголов): терпеть, вертеть, оби­детьʼʼ зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; а также образованные от них приставочным, постфиксальным либо приставочно-постфиксальным способом: высмотреть, обидеться, смотреться и др,

Все остальные глаголы с безударным лич­ным окончанием относятся к первому спряжению: гулять, умываться, жалеть, колоть и т. д.

Глаголы хотеть, бежать и образованные от них (перехотеть, захотеть, забежать, выбежать и т. д.) являются разноспрягаемыми, так как имеют окончания разных спряжений. Окончания разных спряжений имеет и глагол брезжить, употребляю­щийся в формах только 3-го лица.

 

 

39. Категория времени в русском языке.

 

Категория времени обозначает отношение действия к моменту речи или ко времени протекания другого действия.

Не существует тождества между грамматическим временем и представлениями о реальном членении времени.

Категория времени глагола тесно связана с категорией вида. Морфологическая категория времени свойственна не всем формам глагола. Из спрягаемых форм этой категорией обладают только формы изъявительного наклонения.

Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее простое.

Глаголы совершенного вида в изъявительном наклонении имеют две формы времени: прошедшее и будущее сложное.

ПР: Строю, строил, буду строить – глагол несовершенного вида

Построю, построил – глагол совершенного вида.

За пределами спрягаемых форм глагола категорией времени обладают причастия.

Категориальные значения форм времени ориентируются на единую, исходную точку – грамматическую точку отсчета. Этой точкой может быть как момент речи, так и момент протекания другого действия.

Система форм времени строится на противопоставлении значений одновременности, предшествования, следования по отношению к грамматической точке отсчета.

В акте речи при функционировании форм времени отношение к грамматической точке отсчета, заключенное в данной форме, связывается либо с внеязыковым моментом речи (абсолютное употребление форм времени), либо с каким-либо иным моментом (относительное употребление):

ПР: Я буду писать. – по отношению к моменту речи – будущее (абсолютн.)

Я говорил, что буду писать. – по отношению к моменту речи – будущее (абсолютн.), по отношению к моменту совершения другого действия – следование (относит.)

Формы настоящего времени по отношению ко времени совершения другого действия выступают со значением одновременности.

Формы прошедшего времени по отношению к моменту совершения другого действия выступают со значением предшествования.

Формы будущего времени по отношению к моменту совершения другого действия выступают со значением следования. Это временные планы относительного времени.

В некоторых случаях категориальное значение настоящего времени заключается в отсутствии направления предшествования и следования, это как бы наличие обычной, привычной, типичной ситуации.

ПР: Обстоятельства связывают иногда людей совершенно разнородных характеров. (Дост.)

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей. (Тютч.)

 

Настоящее время.

Обозначает, что действие происходит в момент речи. Формы настоящего времени образуются путём присоединения окончаний, которые являются показателями лица и числа, к основе настоящего времени несовершенного вида. Спрягаемые формы настоящего времени не имеют специальных формальных показателей, кроме совокупности личных окончаний: (-у, -ешь, -ет…).

Особенности употребления форм настоящего времени:

1. Настоящее актуальное. Действие протекает в момент речи:

ПР: Слышу хриплое рычание.

Звенят над степью жаворонки.

2. Настоящее неактуальное. Оно представлено следующими разновидностями:

а) настоящее время постоянного действия. Действие не связано с временными ограничениями. Ситуация постоянного отношения. Действие существует до момента речи, в момент речи, после момента речи:

ПР: Для записи партий и положений существует шахматная нотация.

Вопрос о целостности системы переплетается с вопросом об её изменчивости.

б) настоящее абстрактное. Выражает повторяющееся, обычное, типичное действие, представленное в широком плане настоящего времени, не связано с моментом речи.

ПР: Девушки часто плачут беспричинно.

Всё, о чем мечтаешь, приходит или не тогда, когда надо, или не в том виде, как хочется.

Эти два значения наблюдаются в научной, технической литературе.

в) описательное настоящее. В основном обладает изобразительно-выразительной функцией, используется в художественной литературе:

ПР: Поток сгустился и тускнеет,

И прячется под твёрдым льдом,

И гаснет цвет, и звук немеет

В оцепененье ледяном….(Тютч.)

г) настоящее комментирующее обозначает действие, одновременное со временем существования и восприятия той ситуации, которая комментируется (в ремарках, в сценариях):

 

 

ПР: Жан на террасе с букетом цветов.

Увидев Нину, прячет букет за спиной, исчезает и входит уже без букета. (М.Горький).

Переносное употребление:

1) Настоящее историческое – настоящее время используется в рассказе о прошлом как средство актуализации событий:

ПР: Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь – лошадки мои стоят смирёхонько.

Здесь, в частном немецком пансионе, он готовится к вступительным экзаменам.

2) Настоящее время при обозначении будущих действий:

а) настоящее намеченного действия. Действие состоится в будущем, но намерение, уверенность в этом присутствует в настоящем:

ПР: Я будущей зимой уезжаю за границу.

Мы тебя завтра билет заказываем.

б) настоящее время воображаемого действия – будущие действия представляются как протекающие перед взором говорящего сейчас.

ПР: А потом будут сумерки, освещенная церковь, суета возле паперти… Подкатывают кареты, и щеголь-пристав горячится, чтобы сохранить порядок в этой церемонии.

Прошедшее время.

Обозначает, что действие происходило до момента речи. В.В.Виноградов писал, что «для системы времён современного русского глагола характерно морфологически подчеркнутое противопоставление форм прошедшего времени и форм настоящего-будущего времени… Грамматическая категория прошедшего времени – это сильная грамматическая категория. Поэтому-то формы прошедшего времени с трудом и сравнительно редко поддаются субъективному переносу в план будущего или активного настоящего».

Глаголы прошедшего времени в прошлом были несклоняемыми причастиями, входившими в состав перфекта. Но вспомогательный глагол утратился, а причастие во множественном числе утратило категорию рода. Перфект распался в ХV веке, а причастие сохранилось как глагол прошедшего времени.

Формы прошедшего времени образуются путём прибавления суффикса –л- к основе Inf. или к основе прошедшего времени (если она выделяется):

ПР: игра-л, игра-ла, игра-ли…

Особенности образования:

1)Формы м.р. глаголов с основой на [б], [п], [г], [к], [х], [з], [с], [р] не имеют суффикса –л- в ед. ч.:

ПР: погиб, умер, вытер, замерз

2)глаголы с –ну- образуют вариантные формы прошедшего времени:

ПР: ослепнул – ослеп (предпочт.), киснул – кис (предпочт.);

3)глаголы с основой настоящего времени на –д, -т (Inf. на –сть, -сти) образуют форму прошедшего времени без этих согласных:

ПР: сесть – сел

Клясть – клял

4)глагол идти в прошедшем времени имеет супплетивную форму: шел.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам, но не изменяются по лицам, значение лица может передаваться с помощью личных местоимений или сочетанием с существительным-подлежащим. В единственном числе – показатель рода – окончание, во множественном числе значении рода нейтрализуется. Окончание –о в прошедшем времени безличных глаголов является показателем безличности.

Значение прошедшего времени:

1. Глаголы совершенного вида имеют перфектное и аористическое употребление:

а) при перфектном употреблении действие совершено в прошлом, а результат важен в настоящем:

ПР: Алёша, ты озяб, ты в снегу был, хочешь чаю? (Дост.).

И без меня ей горечи немало! Недаром лёг страдальческий так рот. (Н.А.Некрас.);

б) при аористическом употреблении действие в прошлом без указания на его результат (может быть о сменяющих друг друга событиях в повествовании):

ПР: Парамон упёрся ногой в плетень, дёрнул из плетня тонкую слегу, сунул в окно и кинул.

Едва заметная улыбка скользнула по его губам.

2. В переносном употреблении:

а) прошедшее время глаголов совершенного вида при обозначении будущих действий: контекст указывает на будущее, но используется грамматическая форма прошедшего времени. То есть объективно будущее представляется так, как будто оно уже осуществилось.

ПР: Если он не вернётся, мы пропали

Так я ему и поверил! Как же, испугался! (экспрес.-эмоц.)

б) прошедшее время глаголов совершенного вида в контексте абстрактного настоящего: формы прошедшего времени глаголов совершенного вида используются для наглядной конкретизации обычного действия:

ПР: Такая птичка понимает, что человек её любит. Если напал коршун…

Из чужого табачка всегда такие крутят: утром закурил – к вечеру вынул.

Формы прошедшего времени глаголов несовершенного вида, как правило, не употребляются в переносном значении. Исключения крайне редки. Может быть выделен следующий тип переносного употребления данной формы: а) в сочетании с отрицанием она выражает наличный результат предшествующего действия (в данном случае – отсутствие действия), а контекст относит это значение к плану настоящего абстрактного.

ПР: Миллионов сколько баб вас да девок, а все, как звери лесные. Как выросла, так и помрет. Ничего не видала, ничего не слыхала. (Л.Т.)

б) Формы прошедшего времени глаголов несовершенного вида многократного способа действия. Эти глаголы, как правило, употребляются лишь в формах прошедшего времени: гащивал, едал, живал…

ПР: А когда-то так любовно она…певала ему колыбельные песенки. (М-Печ.).

Помимо этого в живой разговорной речи, в художественной литературе часто встречаются формы прошедшего времени, которые обозначают внезапное, мгновенное действие:

ПР: бац, бух, бултых, плюх…

Часто они бывают соотносимы с формами прошедшего времени однократных глаголов с суффиксом –ну-:

ПР: бацнуть – бац

Бухнуть – бух

Плюхнуть – плюх

Александр Матвеевич Пешковский считал, что такие формы выражают значение особого ультрамгновенного вида русского глагола. В.В.Виноградов их характеризовал даже как «глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия».

Действительно, в словарях они могут толковаться и как междометия, и как глаголы. Они имеют основные признаки глагола, а значение рода, лица, числа выражают аналитически (с помощью местоимений).

Будущее время.

Обозначает, что действие будет происходить после момента речи. Формы будущего простого и будущего сложного существенно отличаются друг от друга по формальному выражению.

Формы будущего простого – это формы будущего времени по значению, но по выражению представляют собой формы настоящего времени глаголов совершенного вида:

ПР: напишу, сделаю, приеду, заговорю.

Формы будущего сложного свойственны глаголам несовершенного вида. Это аналитические формы. Они образуются при помощи вспомогательного глагола быть в личной форме будущего простого и Inf. основного глагола:

ПР: буду писать, будешь делать, будет идти, будем говорить.

Употребление форм будущего времени:

Будущее простое:

1)Конкретное единичное действие в будущем:

ПР: Хозяин придёт. Ученик встанет.

2)Повторяющееся обычное действие в будущем:

ПР: Главное дело, стойте на своём… Положим, каждый день вам придётся выслушивать отца или мать часа три.

В переносном значении:

1) В значении настоящего абстрактного (неактуального) – при наличии двух или связанных друг с другом действий:

ПР: Что только не вспомнит человек, проживший полвека!

Ещё одной разновидностью настоящего неактуального является употребление будущего простого с отрицанием для выражения невозможности осуществления действия в момент речи:

ПР: Выходи поскорее … - Сейчас… Крылатки никак не найду. (Чех.).

2)Будущее время в контексте прошедшего времени:

ПР: Денег даже давал, когда под пьяную руку приедет.

Формы будущего сложного, как правило, реализуют своё категориальное значение в прямом употреблении. Однако возможно и переносное употребление этой формы.

Переносное употребление будущего сложного:

1)В значении настоящего абстрактного:

ПР: Купцы наши – чистые варвары… Первым делом ему нужно гнилой товар продать, три года будет врать, божиться, плакатьподсовывать гнилое, покуда и свежее у него не сгниёт.

2)Будущее сложное в контексте прошедшего времени:

ПР: Об арифметике и помину не было: вряд ли и считать-то умел, но зато лакомиться, франтить – мастер! Целое утро будет сидеть и не пошевелится, только завей ему волосы.

Объективное время отражается в языке не только в системе временных форм глагола, но и за пределами этой системы. Функционально-семантическая категория, опирающаяся на различные – морфологические, синтаксические, лексические – средства языкового выражения времени, может быть названа «темпоральностью». В русском языке к средствам выражения темпоральности, помимо глагольного времени, относятся глагольные формы сослагательного и повелительного наклонений, а также Inf. (в сочетании с другими элементами контекста):

ПР: Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал её. (отнесённость действия к прошлому, выражается сослагательным наклонением).

ПР: А хочешь – дам тысячу рублей? Поехал бы ты в Москву, купил новую шляпу, закатился в ресторан, портсигар бы завел серебряный. (отнесенность действия к будущего – выражается сослагательным наклонением).

ПР: Дверь в сени отвори… (отнесенность действия к будущему, выражается повелительным наклонением).

Но выразителем темпоральности может быть структура определённых типов предложения. К темпоральности относятся лексические показатели времени типа: прежде, давно, несколько лет тому назад, сегодня… - вообще все элементы контекста, отражающие временные отношения во внеязыковой ситуации. Глагольное время – это грамматический центр, морфологическое ядро темпоральности.

 

40. Категория наклонения в русском языке.

 

Категория наклонения

Категория наклонения – это грамматическая (морфологическая) словоизменительная категория глагола, выражающая отношение реального или ирреального действия к его осуществлению в действительности с позиции говорящего противопоставлением форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.

Действия могут выполняться реальнонастоящем, прошедшем и будущем); ирреально (мыслиться как желаемые, как побуждения к действию). Реальное действие связано с формами изъявительного наклонения, ирреальное – с формами повелительного и сослагательного наклонения. Категория наклонения является ядром категории модальности.

Под модальностью понимается функционально-семантическая категория, выражающая отношение говорящего к действительности и имеющая разноуровневые средства выражения данного значения. Понятие модальности шире понятия категории наклонения. Модальность может быть выражена лексически, морфологически и синтаксическимодальными словами (возможно, может быть, конечно, наверное и др.), ср.: Я приду – Я, конечно, приду – Я, возможно, приду и пр. Модальность присутствует в каждом предложении и является одним из основных признаков предложения.

Средствами выражения категории наклонения служат:

· – система личных окончаний настоящего и будущего времени;

· – суффикс прошедшего времени + родовые окончания (изъявительное наклонение);

· – суффикс прошедшего времени + родовые окончания, частица бы (сослагательное наклонение);

· – суффикс -и- (в единственном числе – говори, пиши, неси), нулевой суффикс (отвечай^, рисуй^, верь^) + постфикс те- (во множественном числе – говорите, отвечай[^]те, верь[^]^повелительное наклонение).

Формы изъявительного наклонения совпадают с соответствующими формами времени, лица и числа (флексии служат показателями нескольких значений).

В современном русском языке выделяют три наклонения – изъявительное, повелительное, сослагательное.

Проблемы терминологии

Категории наклонения грамматистами приписывались значения модальности, в связи с чем в учениях о наклонении количество наклонений было разным. Например, А. А. Шахматов выделял следующие формы наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (желательное, условное), недействительное (Я чуть было не утонул), предположительное (Я, вероятно (может быть и т.д.) приду), потенциальное (Не скажу, в каком году это было). Он отмечал, что "морфологическому

сослагательному наклонению, образующемуся из сочетания прошедшего на с бы, соответствуют следующие синтаксические наклонения: желательное и условное". Существенно, что Шахматов, рассматривая конструктивную форму наклонения, выделяет в сослагательном наклонении две группы: а) желательное с союзами хоть, о, если бы, чтоб, чтобы, лишь бы, если бы, как бы, не и др.; б) условное наклонение с союзами если, ежели, если бы, когда бы и пр.[1]

Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, протекающее в настоящем, прошедшем, будущем и выражающееся определенными морфологическими средствами. Формы изъявительного наклонения передают не только основные значения данного наклонения, но могут передавать разные модальные оттенки, свойственные другим наклонениям. При характеристике наклонения необходимо идти от формы, а значение интерпретировать как переносное. Этому способствуют следующие причины:

· 1) глагол в изъявительном наклонении может выражать побуждение (Ид-ем немедленно! – наст. вр., изъявит. накл., 1-е лицо, мн. ч., значение реального совместного действия);

· 2) с различными частицами изъявительное наклонение может выражать сомнение, предположение, возможность/невозможность действия (Едва ли он придет)•,

· 3) некоторые глаголы изъявительного наклонения по своему лексическому значению приближаются к значению повелительного наклонения (умоляю, прошу + инфинитив: Умоляю простить меня // умоля-ю – изъявит, накл., 1-е лицо, ед. ч„ значение повелительного наклонения).

Повелительное наклонение обозначает ирреальное действие и выражает значение побуждения (просьба, приказ, наставление и т.п.). Формы повелительного наклонения образуются с помощью морфемы (суффикса) , которая присоединяется к основе настоящего времени (пиши, говори и т.п.). Очень часто образование форм повелительного наклонения происходит при помощи нулевого суффикса. Ср.:

дела-ть дела[j] (I кл.) делай^ (I спр.)
беле-ть беле[j] (11 кл.) белей^ (I спр.)
диктова-ть дикту[j] (III кл.) диктуй^ (I спр.)
вери-тъ вер'-ю (V кл.) верь^ (II спр.)

Показателем множественного числа повелительного наклонения является суффикс -те-, который присоединяется к форме единственного числа повелительного наклонения: пишите, делай[^] те, диктуй[^]те, веръ[^]те и т.д. Это явление называется агглютинацией ("приклеиванием"). Таким образом, каждый формальный показатель выражает свое значение.

Кроме основного повелительное наклонение может выражать и переносное значение. Формы повелительного наклонения употребляются в значении:

· – изъявительного наклонения, в результате чего появляются дополнительные оттенки значения: а тут – не знай ни зим, ни лет, // сиди, рисуй плакаты! (В. Маяковский) // (не) знай, сиди, рисуй (2-е лицо, ед. ч.) = (не) знаю, сижу, рисую (1-е лицо, ед. ч.);

· – сослагательного наклонения, в этом случае значение побуждения заменяется значением условности: Да будь я и негром... (В. Маяковский) // будь ((2-е лицо, ед. ч.) = если бы был).

Кроме основных повелительное наклонение имеет описательные (аналитические) формы: давай(-те) + инфинитив (Давай(-те) петь и т.д.), пусть (пускай) + личная форма глагола (3-е лицо) (пусть (пускай) поет и т.п.); или сочетания типа Да здравствует.

Типичными для повелительного наклонения являются формы 2-го лица, но возможны формы 1-го и 3-го лица. Формы 1-го лица появляются в том случае, когда возникает значение побуждения совместного действия; данные формы совпадают со значением изъявительного наклонения (идем(-те) // идем – 1-е лицо, мн. ч.; идем(-те) – 2-е лицо, мн. ч.); 3-е лицо представляет собой аналитические формы (Да скроется... Да здравствует... Пусть идет... – Пусть сильнее грянет буря (М. Горький)).

Оттенки значения повелительного наклонения передаются частицами, смотри-ка, смотри же, ну-ка смотри, ну смотри же И т.д.

Формы повелительного наклонения в прямом употреблении всегда выражают побуждение к действию. В контексте это общее значение проявляется как частное значение: требования, запрещения, распоряжения, команды, приказа; разрешения, совета, приглашения; убеждения, просьбы, упрашивания, мольбы, а также назидания, наставления, наказа, призыва, увещевания, предостережения, допущения, предложения, согласия и пр. Проявление того или иного частного значения повелительного наклонения объясняется следующими причинами:

· а) взаимоотношениями участников общения – равноправных и неравноправных. Характер зависимостей различен: начальник: подчиненный, старший: младший, мать: дочь, сильный: слабый и т.п.;

· б) эмоциональным отношением одного участника общения к другому (другим), как нейтральным, так и выраженным (положительным и отрицательным);

· в) непосредственным или опосредованным побуждением к действию. Опосредованность проявляется как побуждение к действию лица, не являющегося собеседником (адресатом);

· г) воздействием ситуации: в письменной речи нет ситуации, а есть контекст, который позволяет воссоздать речевую ситуацию. В реальной речи воздействие ситуации на характер побуждения весьма условно; почти отсутствует оно и в призывах, пословицах и поговорках.

Сослагательное (условное (предположительное)) наклонение обозначает ирреальное (гипотетическое) действие как возможное при определенных условиях. Сослагательное наклонение имеет специальные формы: основа инфинитива или прошедшего времени (+ суффикс прошедшего времени) + (родовые окончания (с формой прошедшего времени)) + частица бы – почитать бы, почитал(-а) бы и т.п. Форма сослагательного наклонения выражается иногда сочетанием союза чтобы (чтоб, кабы) с инфинитивом на -еть (чтоб посмотреть, кабы посмотреть – значение желательное).

Сослагательное наклонение имеет две разновидности значений:

l) условное (в предложениях с придаточными условия – Если каждый человек на куске зелии своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша! (А. Чехов));

2) желательное (Сходить бы в поход, если будет время).

Сослагательное наклонение может употребляться в значении других наклонений (в зависимости от речевой ситуации и контекста), например в значении повелительного наклонения: Почитал бы ты книгу!.. Не кури! (повелит, накл., 2-е лицо, ед. ч.), ср.: Не курил бы ты! (сослагат. накл. в значении повелит. – м. р., ед. ч.).

Инфинитив не имеет наклонения, но может выражать различные модальные значения, свойственные тому или иному наклонению:

· а) инфинитив в значении изъявительного наклонения: И царица хохотать, / И плечами пожимать (А. Пушкин) – хохотать, пожимать = хохочет, пожимает (изъявит, накл., наст. вр., 3-е лицо, ед. ч.) – такие формы называют несогласованными формами сказуемого;

· б) инфинитив в значении повелительного наклонения: Не курить! = Не кури! приказ (ср.: У нас не курят – изъявит. накл. в значении побудит.);

· в) инфинитив в значении сослагательного наклонения (в желательном значении): Знать бы, Рассказать бы = (Кабы) знал (бы), рассказал бы.

 



2019-11-13 783 Обсуждений (0)
ОБЪЕМ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЪЕМ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСЕМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (783)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)