Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие мелкой моторики.



2019-11-13 234 Обсуждений (0)
Развитие мелкой моторики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико. Способы развития мелкой моторики. В качестве вариантов работы могут быть: Пальчиковая гимнастика (статические и динамические движения), пальчиковый и теневой театр.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
Развивающие игрушки:

игрушки-шнуровки;

деревянная пирамидка;

кубики;
конструкторы;

рамки и вкладыши;

фигурки на магнитах;

пазлы;
мозаика;

нанизывание бусин и другие.

Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренеруют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата.

Массаж при помощи массажного мяча или при использовании массажера Су Джок, а так же ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья).

 

Рисование (как красками, при помощи кисти или пальчиками, так и карандашами, мелками).

Лепка (в качестве материала может быть пластилин, глина, тесто).

Аппликации (ребенок либо рвет бумагу, либо вырезает ножницами).

 

Изготовление поделок из бумаги, картона, ниток, ткани, элементов природы.

Игры с наборами мелких игрушек и предметов с разными поверхностями.

 Счетные палочки для выкладывания узоров, проволочки для создания узоров и фигур.

Бытовые манипуляции — застегивание-растегивание пуговиц, завязывание-развязывание узлов, бантов, плетение кос из веревок, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы), цветные клубки нитей для перематывания;

Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма (упражнения выполняются только простым карандашом или шариковой ручкой):
штриховка в разных направлениях (вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой», «штрихом», «точками»);

обводки контуров предметов;

рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты);

доведение линий до конца;

раскрашивание;

 прописи.

Рисование несложных геометрических фигур, букв, цифр в воздухе и на столе пальцем ведущей руки, затем другой рукой и обеими руками вместе.

 При подборе игровых упражнений и игрового материала следует учитывать ряд принципов:

учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);

важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);

 занятие — это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);

хвалить ребенка;

игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);

во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес;

 работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;

учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил);

 упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;

 постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному). Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, но и в более позднем возрасте упражнения будут полезны и эффективны.

 

 49. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития по Датешидзе Т. А.

 

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития по Датешидзе Т. А.

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы в коррекционно-диагностических группах детей раннего возраста (от двух до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети «начатками» речи.

Автор считает, что предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с диагнозом «Задержка речевого развития» стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Т. А. Датешидзе апробировала систему в течение трех лет и получила положительные результаты обучения.

Основные принципы построения системы коррекционных воздействий

• Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.

• Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.

• Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.

При этом система предполагает общий средний тип формирования речевых навыков.

Работа по системе решает следующие задачи:

1) Выявить причину речевого недоразвития, скоррегировать процессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией.

2) Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

• совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

• воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

• пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;

• развитие графических навыков.

Автор предлагает включать в занятия такие разделы:

1. Развитие импрессивной речи.

2. Формирование экспрессивной речи.

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие слухового восприятия.

6. Развитие артикуляционной моторики.

7. Развитие зрительного воспрития.

8. Развитие графических навыков.

9. Развитие просодической стороны речи.

10. Пропедевтика элементарных математических представлений (ЭМП)

(новизна данной системы)

Достоинствами этой системы работы на наш взгляд является:

1. Автором представлены сравнительные показатели развития ребенка к двум годам в норме развития и диагнозом «Задержка речевого развития».

2. Теоретические аспекты подкреплены разнообразным практическим материалом.

3. По каждому разделу программы в пособии приводится тематическое планирование.

4. По развитию импрессивной речи представлены практические рекомендации.

5. На наш взгляд, новизной данной системы является, пропедевтика элементарных математических представлений (ЭМП).

6. Так же имеется занятия, задания, упражнения, игры.

7. Имеется наглядный материал по звукопроизношению. Иллюстрации, выполненные в черно – белых тонах, четкие, конкретные не отвлекающие внимание ребёнка.

Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год - 8 месяцев - работы с ребенком

Мы считаем, что эту систему работы можно использовать учителям – логопедам в своей практике.

Также данная система будет интересна родителям 1,5 -2-летних детей для стимуляции их психоречевого развития. Заботливые родители смогут найти в пособии логопеда-практика большое количество рифмовок для развития подражательной деятельности малыша, найдут там наглядный материал для вызывания звуков русского языка, подробное планирование работы по развитию различных сторон речи и мышления двухлеток.

 



2019-11-13 234 Обсуждений (0)
Развитие мелкой моторики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие мелкой моторики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)