Основные сведения о двигателях СПД и ДАС
2.1.1 История создания СПД Стационарный плазменный двигатель (СПД) — это космический электроракетный двигатель (ЭРД), созданный в СССР на основе плазменного ускорителя с замкнутым дрейфом электронов и протяженной зоной ускорения (УЗДП). Впервые он был испытан в космосе в 1972 г в составе КА «Метеор». Идея создания СПД была предложена А. И. Морозовым в начале 60-х годов XX века. В 1968 году академиком А. П. Александровым и главным конструктором А. Г. Иосифьяном было принято решение о создании корректирующей двигательной установки с СПД. Разработка первой КДУ занимались учёные из Института атомной энергии им. И. В. Курчатова, ОКБ «Факел», ОКБ «Заря» и ВНИИЭМ. [13,15].
2.1.2 История создания ДАС Жаринов Аскольд Владимирович впервые предложил использование двигателя с анодным слоем. Предложенная им в 1956 году идея послужила основой для создания целого семейства ионных ускорителей. Первый двигатель был испытан в 1971 году. Для ЭРДУ на металлическом РТ в 1983 году впервые в мировой практике разработан мощный радиационно-охлаждаемый ДАС-200 на висмуте, который при подведенной электрической мощности 34 кВт имел удельный импульс 5200 с при КПД 70 %. [16].
2.2 Принцип работы СПД и ДАС В разрядной камере выполняется кольцевой ускорительный канал, в глубине которого размещается кольцевой анод, который, как правило, служит и для организации подачи и равномерного распределения потока рабочего газа в ускорительном канале. Катод располагается вне ускорительного канала и в двигательном исполнении представляет собой газоразрядный источник электронов на основе полого катода с эмиттером электронов, подогреваемым при запуске двигателя. Между катодом и анодом создается разность потенциалов. Электроны с катода под действием электрического поля движутся с ускорением внутрь газоразрядной камеры и попадают в электромагнитное поле, образованное скрещенными осевым электрическим и радиальным магнитным полями. Напряженность магнитного поля подбирается такой, чтобы при заданной осевой скорости электронов их ларморовский радиус был много меньше характерных размеров камеры. Таким образом электроны, двигаясь к аноду в азимутальном направлении в скрещенных электрическом и магнитном полях, ионизируют атомы рабочего тела. Ионы, имеющие существенно большую массу, чем электроны практически не испытывают действия магнитного поля и покидают разрядную камеру двигателя, набирая энергию благодаря электрическому полю, и создают тягу. Ускоряемый поток ионов нейтрализуется электронами катода-компенсатора. [17] Катод-компенсатор служит для ионизации рабочего газа, нейтрализации ионного облака, для устранения отрицательного заряда с корпуса аппарата. ДАС и СПД имеют схожий принцип работы. В ДАС в отличие от СПД стенки ускорительного канала ( охранные кольца) выполнены из электропроводящего материала и находятся под потенциалом катода.[17]
2.3.1 Конструкция СПД Типичный СПД (рис. 13) включает в себя анод 1, катод-компенсатор 2, диэлектрическую (керамическую) разрядную камеру 3, магнитную систему с наружным полюсом 4, катушками намагничивания 5, внутренним полюсом 6 и магнитопроводом 7. Выходные участки стенок 8, 9 разрядной камеры обычно располагаются в межполюсном зазоре. В разрядной камере выполняется кольцевой анод, который служит для подачи рабочего газа. В ускорительном канале создаются радиальное магнитное и продольное электрическое поля путем приложения напряжения между катодом и анодом. В ускорительном канале ионизуются атомы рабочего газа ,и ускорить образовавшиеся ионы. Ионизация атомов происходит при помощи электронов, поступающих из катода-компенсатора. Другая часть электронов нейтрализует ионы, покинувшие двигатель. Ускоренное движение ионов образует тягу двигателя. Для протяженности зоны ускорения стенки ГРК выполняются из диэлектрика, что позволяет повысить вторичную электрон-электронную эмиссию при более низких температурах электронов. Это необходимо для уменьшения эквипотенциалей электрического поля от силовых линий магнитного поля и более точной фокусировки ионного пучка. Так же в конструкцию включают блок управления, катушки намагничивания, последовательно включенные в разрядную цепь, конденсатор.12,13]
Рис. 23 . Схема СПД [11]
2.3.2 Конструкция ДАС ДАС включает в себя анод-газораспределитель, катод-компенсатор, магнитную систему с наружным полюсом, катушками намагничивания , внутренним полюсом и магнитопроводом. Стенки ускорительного канала выполнены из электропроводящего материала и находятся под потенциалом катода.[17]
Рис. 24. Схема ДАС [17]
2.3.3 Распределение силовых линий магнитного и электрического полей в ГРК СПД малых значениях энергий электронов.
Рис. 25 Распределение силовых линий магнитного и электрического полей в ГРК СПД.
2.4 Различия между ДАС и СПД
В двигателях СПД характерное напряжение равно 250-300 В, в ДАС 600-1000 В. Различие в напряжениях влияет на скорость, энергию и температуру электронов. Температура электронов зависит от приложенного напряжения в двигателе[20]:
(эВ) (65) =[0..1] – безразмерный коэффициент, определяется эмпирически
При меньшей температуре электронов, меньше их скорость и скорость их дрейфа, значит, требуется меньшее магнитное поле для их удержания, при этом радиус циклоиды увеличивается и требуется большая длина канала L. Поэтому в СПД, работающих при меньших напряжениях, необходима большая длина канала , чем в ДАС. Различные материалы, используемые в разрядной камере, обуславливают ресурс двигателя. В СПД используется диэлектрик( например нитрид бора), в ДАС металл, это влияет на коэффициент вторичной электронной эмиссии и энергию вторичных электронов; чем выше этот коэффициент , тем эффективнее используется вкладываемая электрическая энергия для образования электронов. Экспериментальные данные для нитрида бора, спользуемого в СПД ( < 30 eV) [20]:
(66.1) a = 0.141 b =0 .567
Экспериментальные данные для нержавеющей стали, спользуемой в ДАС ( < 30 eV) [20]:
(66.2) a = 0.04 b = 0.61
В ДАСе разряд не удерживается в канале, это позволяет уменьшить электрические потери.
2.5 Применение СПД и ДАС СПД и ДАС используются в космической технике, электрореактивных двигательных установках на базе стационарных плазменных двигателей, служат для корректировки орбит, выведения КА с высоко эллиптической стартовой орбиты на геостационарную в составе разгонного блока на основе ЭРДУ, исполняют маршевые и транспортные задачи КА с высокой энерговооруженностью [13].
2.6 Основные параметры стационарного плазменного двигателя
2.6.1 Удельный импульс СПД Удельный импульс тяги (м/сек) равен отношению тяги R к массовому секундному расходу (кг/сек) рабочего тела[17]: = (67) Удельный импульс можно вычислить так же используя значения силы тока ионного пучка (А) , потенциала плазмы в газоразрядной камере (В), он обычно близок к потенциалу анода ( миссионого электрода, - напряжение разряда в ГРК), массы иона М( кг), заряда электрона (Кл) [17] , расхода (кг/сек) и КПД рабочего тела [17]:
= (67.1) = (67.2)
Данный импульс характеризует среднюю скорость реактивной струи, создающей тягу. Однако для расчётом используют , выраженный в секундах[17]: (с)= (67.3)
2.6.2 Расчет тяги СПД Тяга R развивается двигателем СПД за счёт создаваемой плазменной струи. Её вычисляют исходя из значений силы тока ионного пучка (А) , потенциала плазмы в газоразрядной камере (В), он обычно близок к потенциалу анода ( миссионого электрода, - напряжение разряда в ГРК), массы иона М( кг), заряда электрона (Кл) [17] , расхода (кг/сек) [17]:
= (68)
2.6.3 Тяговый коэффициент полезного действия Полный (тяговый) КПД двигателя характеризует эффективность использования электрической энергии и рабочего тела [17]:
(69)
= (70) где (Вт) – мощность струи, (Вт) – электрическая мощность Мощность струи определяется отношением половины массового расхода рабочего тела (кг/сек) и квадратом средней скорости ионов (м/сек)[16]:
(71)
Так же полный КПД можно вычислить, используя значения (с), тяги R , массового расхода рабочего тела (кг/сек) и мощности N(Вт):
= = (72)
2.6.4 Ресурс СПД Ресурс двигателя определятся временем износа наружной кромки диэлектрического канала под воздействием ускоренных ионов, поскольку их вектор скорости не параллелен стенкам канала. Анализ экспериментальных и расчетных исследований позволил вывести формулу для ресурса СПД[19]:
τ= (73)
( - объемный коэффициент распыления материала кольцевой разрядной камеры. ( )- средний диаметр канала ( )- ширина канала (В)- напряжение разряда (А)- величина ионного тока , падающего на стенки изолятора
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1844)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |