Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ отрасли и состояния конкурентной среды



2019-11-20 190 Обсуждений (0)
Анализ отрасли и состояния конкурентной среды 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим основные показатели, характеризующие отрасль асбестотехнических изделий и влияющие прямо или косвенно на природу и интенсивность проявления конкурентных сил, а также определяющие стратегическую ситуацию в ней (Таблица 3).

 

Таблица 3 - Основные показатели, характеризующие отрасль по производству асбестотехнических изделий.

 

Показатель   Отраслевая характеристика показателя
1 2
Размер (емкость) рынка Платежеспособный внутренний спрос на продукцию отрасли составляет 2800 млн. руб. (в ценах 2005г.)
Скорость роста (потенциал) рынка, Определяется среднегодовыми темпами роста основных отраслей – потребителей (3-12 %)
стадия развития отрасли. Отрасль находится в стадии зрелости
Масштаб конкуренции Преимущественно национальный. Международная конкуренция между основными производителями в рамках СНГ  
Основные потребители См. рис. 6.
Основные конкуренты Российские производители контрафактной продукции.
Степень интеграции производителей Интеграционные процессы в отрасли имеют явно выраженную тенденцию к активизации. Основные направления интеграции: слияние производителей путем приобретения контрольных пакетов акций конкурентов, раздел рынков, координация ценовой политики, создание общих товаропроизводящих структур.
Барьеры на входе в отрасль и выходе из нее Умеренные барьеры на входе в виде необходимости приобретения опыта работы в отрасли, низкой рентабельности бизнеса. Выход из отрасли требует разработки продуктов и рынков, технологически подобных производству АТИ
Темп изменения продукции и технологии Технологии производства АТИ остаются на уровне 60-х годов 20 столетия. Инновационная активность в процессных нововведениях усиливается в связи с решением ЕС о прекращении производства асбестосодержащих изделий. В этой связи ряд предприятий (Фритекс и ТИИР) показывают высокие темпы обновления технологии и продукции.
Степень загрузки производственных мощностей Среднеотраслевой коэффициент загрузки 42 %. Отраслевой лидер – Фритекс достиг 90% загрузки производственных мощностей.
Среднеотраслевые удельные затраты на 1 рубль произведенной продукции (коп.) 88,77 коп. на 1 рубль произведенной продукции (интервал затрат по производителям от 81,2 до 98,2 коп. на 1 рубль произведенной продукции) высокая доля материальных затрат 66 % в себестоимости.
   

 

В таблице 4 (Приложение А) представлены данные о производстве и реализации асбестотехнических изделий предприятиями отрасли, из которых следует, что в анализируемом периоде (2005-2006 гг.) отмечается:

- рост реализованной продукции в целом по отрасли и по всем входящим в нее предприятиям в фактических ценах, что является в большей мере следствием роста отпускных цен;

- динамика товарной продукции в сопоставимых ценах неустойчива; отмечается падение товарного выпуска в 2005 г. по отношению к 2004 г. на 12 %, и некоторый его рост (на 1,2 %) за 11 месяцев 2006 г.;

- в отрасли имеется группа предприятий – лидеров по производству и реализации асбестотехнических изделий, занимающих стабильную долю в пределах 20-22 % (ВАТИ, ФРИТЕКС, УралАТИ); к предприятиям – лидерам по объемам производимой продукции близко примыкает научно-производственное предприятие «ТИИР» г. Ярославль (~ 15-16 % от объемов производства отрасли).

В таблице 5 (Приложение Б) представлены показатели эффективного производства в отрасли. Удельные затраты на производство и реализацию продукции предприятиями отрасли выросли в 2006 г. относительно 2005 г. в среднем на 19,4 %. Рост отмечен на всех предприятиях отрасли, и обусловлен опережающим ростом материальных и энергетических затрат в сравнении с ростом рыночных цен на асбестотехническую продукцию. На всех предприятиях отрасли, за исключением БзАТИ, наблюдался рост в структуре затрат оплаты труда персонала. Отмечается общая тенденция снижения доли амортизации в затратах, что объясняется старением, а отчасти и выбытием основных фондов. Ниже среднеотраслевого уровня складываются затраты у предприятий ТИИР, УралАТИ, ФРИТЕКС. Существенное превышение затрат над среднеотраслевым уровнем отмечается у предприятий ВАТИ (на 3,8 %), БзАТИ (на 4,9 %), ЕзАТИ (8,8 %).

Анализ среднемесячной выработки на 1 работника промышленно-производственного персонала показывает, что среднеотраслевой уровень превышают два предприятия – ФРИТЕКС и ТИИР. Приближается к среднеотраслевому показателю Урал АТИ (99 %). Низкая производительность труда по показателю выработка на 1 работника ППП у предприятия ЕзАТИ (75,4 %). Что касается оплаты труда, то этот показатель самый высокий у предприятий ТИИР и ФРИТЕКС.

Из числа действующих отраслевых производителей, ведущие конкурентные позиции на рынке по объемам продаж занимают заводы ФРИТЕКС, УралАТИ и ВАТИ, поставляющие более 60 % асбестотехнической продукции потребителям России и СНГ. Среди остальных трех предприятий выделяется ТИИР (~ 16 % доли в объеме реализации отрасли). Более определенную характеристику положения предприятий в отрасли и их влияния на конкурентную среду дает анализ показателей эффективности

Таблица 6 (Приложение В). Совмещая показатели рыночной доли и некоторые показатели производственной эффективности можно утверждать, что лидерами отрасли, обладающими не только прочными конкурентными рыночными позициями, но и стратегической перспективой, являются предприятие «ФРИТЕКС» г. Ярославль, и научно-производственное предприятие «ТИИР» г. Ярославль. Подтвердим это показателями интегральной оценки эффективности деятельности предприятий отрасли АТИ, выполненной по специальной методике Бородина В.А. [14,с.96] по данным бухгалтерской отчетности предприятий за 2005 г. Данные расчета представлены таблицей 6 (Приложение В) и сведены по интегральным показателям в таблицу 7.

 

Таблица 7 - Значения интегрального показателя эффективности предприятий асбестотехнической промышленности

Предприятие Значения интегрального показателя
ФРИТЕКС 1328,4
ТИИР 595,7
УралАТИ 384,0
ЕзАТИ 331,7
БзАТИ 271,4
ВАТИ 261,9

Обращает внимание тот факт, что значения интегральных показателей совпадают с предварительной оценкой положения предприятий в отрасли. Низкий интегральный показатель Волжского завода АТИ (ВАТИ) объясним его крайне неудовлетворительными показателями экономической эффективности и финансовой устойчивости.

Наглядно конкурентная стратегия в отрасли представлена предложенной матрицей «доля на рынке – эффективность производства и реализации» (рисунок 5).

 

Доля на рынке

15-25%  
1 Фритекс 2 ТИИР 3 Урал АТИ 4 ВАТИ 5 БзАТИ 6 ЕзАТИ

5-15%  
     
 

 

 

 
До 5,0%        
  Низкая средняя высокая

Рисунок 5 Конкурентные позиции предприятий отрасли АТИ

 

Влияние потребителей. Как снижение, так и увеличение объемов производства в отрасли напрямую зависит от динамики производства в отраслях- потребителях. Вполне естественно, что реакция рынка конечного продукта поступает к предприятиям АТИ с учетом субъективной реакции предприятий - потребителей АТИ (не всегда ответная реакция предприятий - потребителей на изменение спроса бывает адекватна). Такая прямая зависимость не от конечного потребителя, а от отраслей, приобретающих АТИ в виде комплектующих конечного рыночного изделия, во многом осложняет построение самостоятельной рыночной стратегии предприятий отрасли.

Наиболее крупным потребителем являются предприятия машиностроения. Именно машиностроение определяет развитие отрасли АТИ, так как большая часть производимых изделий поставляется для автомобилестроения, тракторо- и сельхозмашиностроения, станкостроения, транспортного машиностроения.

Влияние поставщиков. Влияние поставщиков на силу конкуренции практически не ощутимо. Переход на денежные расчеты с поставщиками в значительной мере расширил возможности предприятий по получению сырья в нужные сроки в нужном объеме.

Конкурентное давление со стороны товаров-заменителей. В связи с запретом на асбестосодержащие изделия, введенным в странах ЕС, предприятия и отрасли экспортеры выдвигают к производителям АТИ требования по переходу к неасбестовым изделиям. Стоимость перехода от традиционного изделия к заменителю оценивается как умеренная, что делает товары-заменители (изготовленные по безасбестовой технологии) достаточно сильным фактором конкурентной борьбы с растущим потенциалом.

Однако на данный момент товаров-заменителей очень мало и производят их, в основном лидеры отрасли ФРИТЕКС и ТИИР, обладающие для этого необходимым ресурсным и инновационными потенциалами. Серьезно дестабилизируют конкурентную ситуацию в отрасли производители контрафактной продукции, объем которой по оценкам специалистов отрасли достигает ~ 20 %.

На основе выше перечисленных факторов можно сделать вывод о том, что перспективы роста и получения прибыли в отрасли не достаточны для стимулирования входа новых конкурентов. Желающих войти в отрасль, пока нет, и угроза со стороны этой конкурентной силы незначительна.

Движущей силой, определяющей развитие асбестотехнической отрасли, является потенциал роста отраслей-потребителей и стремление действующих производителей асбестотехнических изделий, расширить занимаемую ими долю на рынке. Последнее обостряет конкурентную ситуацию и определяет соперничество между действующими производителями как главную конкурентную силу в отрасли. Основными направлениями в конкурентной борьбе являются снижение затрат на производство и реализацию продукции и освоение новых сегментов потребительского спроса путем создания и продвижения на рынок продукции высокого качества с новыми потребительскими характеристиками (например, на безасбестовой основе). Основой успешной стратегии по реализации этих направлений повышения конкурентоспособности предприятий отрасли является наличие развитого инновационного потенциала (высокий уровень НИОКР, технологических и продуктовых нововведений), создание эффективной системы управления качеством продукции и издержками производства. Эффективность стратегических действий в этих направлениях подтверждено лидирующими позициями предприятий ФРИТЕКС и ТИИР.

 



2019-11-20 190 Обсуждений (0)
Анализ отрасли и состояния конкурентной среды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ отрасли и состояния конкурентной среды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)