Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



2019-11-20 303 Обсуждений (0)
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Денежные средства представляют собой остатки средств в рос­сийской и иностранной валюте, находящихся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, в легко реализуемых ценных бумагах, а также пла­тежных и денежных документах.

Денежные средства, необходимые для обеспечения единства производства и обращения, опосредствуют смену форм движения авансированного капитала из денежной в товарную и из товар­ной в денежную.

Движение финансовых ресурсов предприятий (прибыли, амортизационных отчислений и др.) осуществляется в форме денеж­ных потоков. Для стратегического управления предприятием ва­жен не только общий объем денежных ресурсов, но и величина денежного потока, интенсивность его движения в течение года.

Предприятия, осуществляя хозяйственно-финансовую деятель­ность, вступают во взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, в том числе с членами трудового коллек­тива. Эти взаимоотношения основаны на денежных расчетах в процессе заготовления материалов, производства и реализации продукции (работ, услуг). У предприятия возникают обязатель­ства перед поставщиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги; перед государственным бюджетом по налоговым и неналоговым платежам; перед учредителями (участниками) по формированию уставного капитала и распределению доходов, и др.

Денежные расчеты осуществляются организацией либо налич­ными деньгами, либо в виде безналичных платежей.

Безналичные расчеты осуществляются посредством безналич­ных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских сче­тов между различными банками, клиринговых зачетов взаим­ных требований через расчетные палаты, а также с помощью век­селей и чеков, заменяющих наличные деньги.

В основном для безналичных расчетов используются банковс­кие, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокраща­ет потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

Порядок осуществления безналичных расчетов определяется Положением Центрального банка Российской Федерации от 3 ок­тября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ». Причем данное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные орга­низации или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обу­словлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с ис­пользованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кре­дитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Согласно Положению расчеты - это денежные взаимоотноше­ния, возникающие между предприятиями по товарным и нето­варным операциям. К товарным операциям относят куплю-про­дажу машин, сырья, материалов, услуг, готовой продукции и т. п. Нетоварные операции связаны с расчетами с научно-исследова­тельскими и учебными организациями и заведениями, с комму­нальными учреждениями по квартплате, с клиентурой по пре­тензиям и т.д.

Расчетный счет является основным счетом предприятия, на котором производится большинство денежных операций без ог­раничения их перечня.

Текущий счет предназначен для обособления каких-либо опе­раций, носящих отличный от стандартных характер. К текущим счетам относятся: валютные, транзитные, ссудные, бюджетные, депозитные счета, счета, открываемые структурными подразде­лениями по просьбе головной организации для осуществления четко ограниченного количества операций (счета операций со сред­ствами целевого назначения), и т.д.

Предприятие вправе открыть расчетный счет в любом банке для осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Число расчетных (иных) счетов, которое может быть открыто предприятием в банковских учреждениях, в настоящее время не ограничено. Данная норма вступила в силу со 2 апреля 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. № 291 «О признании утратившим силу пункта 2 Указа Прези­дента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплек­сных мер по своевременному и полному внесению в бюджет нало­гов и иных обязательных платежей» (именно этот пункт вводил ограничение на число расчетных и валютных счетов).

На расчетный счет предприятия зачисляются выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) от покупателей, заказ­чиков и другие поступления. Наличные деньги для зачисления на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ, услуг, не выданная заработная плата и др.) банк принимает от представителя владельца счета.

Банк выполняет поручения предприятия о перечислении или выдаче соответствующих сумм в оплату приобретенных товарно-материальных ценностей, по погашению ссуд банка и займов, обязательств перед бюджетом, для расчетов с членами трудового коллектива по оплате труда, на командировочные, хозяйствен­ные и представительские расходы, приобретение горюче-смазоч­ных материалов, другие цели в пределах остатка средств на счете и при отсутствии претензий, подлежащих удовлетворению в пер­вую очередь.

Все платежи, за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный фонд РФ, с расчетных счетов производятся в по­рядке календарной очередности платежей, поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Выплаты денежных средств на неотложные нужды, платежи в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд РФ вно­сятся в первоочередном порядке.

Для открытия расчетного счета представляют в банк следую­щие документы:

- заявление установленной формы на открытие счета;

- копии устава предприятия и учредительного договора, за­веренные нотариально;

- копию регистрационного свидетельства предприятия, заве­ренную нотариально;

- справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;

- копию документа о регистрации в качестве налогоплатель­щика в Пенсионный фонд РФ;

- копию документа о регистрации в территориальном фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщи­ка в фонд обязательного медицинского страхования;

- карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нота­риально.

Право первой подписи на всех банковских документах при­надлежит руководителю предприятия, а второй - главному бух­галтеру.

При смене руководителя или главного бухгалтера предприя­тия в учреждение банка представляют документы, подтверждаю­щие эти изменения.

Предприятия, если у них имеются хозрасчетные подразделе­ния (филиалы, представительства) в других регионах России, мо­гут в банках по месту нахождения филиалов (представительств) открыть расчетные (или текущие) счета. Для этого предприятие должно представить в банк ходатайство об открытии субрасчетного или текущего счета с указанием характера совершаемых операций и лиц, которым дано право распоряжаться счетом. Хо­датайство подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер и скрепляют печатью. Предприятия обязаны инфор­мировать свою налоговую инспекцию обо всех открытых счетах. Одновременно такая же обязанность возложена и на отделения банков, в которых предприятиями были открыты счета.

При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку 2. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия в календарной очередности, кроме обязательств, которые оплачивают в первоочередном порядке. К ним относятся все виды налоговых платежей в бюджет, налоговые платежи во внебюджетные фонды, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, уплата денеж­ных сборов по решению суда и арбитража и ряда других.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

- авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара;

- после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта счета;

- частичные платежи при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рам­ках договорных отношений без ущерба для финансового положе­ния сторон.

Для осуществления товарных операций применяются следую­щие формы безналичных расчетов:

1) аккредитивная;

2) расчеты по инкассо;

3) с использованием платежных поручений и платежных тре­бований-поручений;

4)с использованием чеков;

5) путем плановых платежей;

6) с помощью почтовых переводов;

7) с использованием векселей.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязатель­ство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккреди­тив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие пла­тежи при условии представления им документов, предусмотрен­ных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккреди­тива.

Порядок расчетов по аккредитивам показан на рис. 1. Для открытия аккредитива предприятие представляет в обслу­живающий банк аккредитив на типовом бланке. Могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантиро­ванные);

- отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считают аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные сред­ства плательщика или предоставленный ему кредит в распоря­жение банка поставщика


                                                 

 

Рис. 1. Товарно-денежные потоки при аккредитивной форме расчетов:

1 – заявление на аккредитив; 2 – депонированные средства; 3 – извещение об аккредитиве; 4 – отгрузка ТМЦ (выполнение работ, оказание услуг); 5 – документы об отгрузке; 6 – зачисление средств.

 

(исполняющий банк) на отдельный ба­лансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

При установлении между банками корреспондентских отно­шений непокрытый (гарантированный) аккредитив может откры­ваться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать свою сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предваритель­ного согласования с поставщиком (например, в случае несоблю­дения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву). Все рас­поряжения об изменении условий отзывного аккредитива пла­тельщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который извещает банк поставщика (исполняющий банк), а по­следний — поставщика. Однако исполняющий банк обязан опла­тить документы, соответствующие условиям аккредитива, вы­ставленные поставщиком и принятые банком поставщика до по­лучения последним уведомления об изменении или аннулирова­нии аккредитива.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннули­рован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Поставщик может досрочно отказаться от использования ак­кредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавли­вается в договоре между плательщиком и поставщиком, в кото­ром следует указать:

- наименование банка-эмитента;

- вид аккредитива и способ его исполнения;

- способ извещения поставщика об открытии аккредитива;

- полный перечень и точную характеристику документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккре­дитиву;

- сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению. Другие необходимые документы и условия.

Открытие банком-эмитентом гарантированных аккредитивов осуществляется по договоренности с покупателем и в соответствии с условиями корреспондентских отношений с другим банком. Исполнение таких аккредитивов банком поставщика осуществ­ляется в установленном порядке.

Аккредитивная форма расчетов достаточно широко использу­ется в настоящее время, а раньше чаще всего применялась ин­кассовая форма расчетов.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряже­нию плательщика {с акцептом) или без его распоряжения (в без­акцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых про­изводится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Отгрузив продукцию или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет — платежное тре­бование в двух экземплярах. Счета при реестре сда­ются банку на инкассо. При этом в реестр могут включаться, по усмотрению получателя средств, платежные требования и (или) инкассовые поручения. К инкассовым поручениям должны быть приложены исполнительные документы.

Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, под­шиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хра­нятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными срока­ми хранения документов, а вторые экземпляры — возвращаются предприятию с пометкой банка о принятии.

Банк, принявший на инкассо расчетные документы, берет на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обяза­тельство, а также порядок и сроки возмещения затрат по достав­ке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Учреждения и подразделения расчетной сети Банка России осуществляют экспедирование расчетных документов самих кре­дитных организаций и других его клиентов в порядке, предус­мотренном нормативными актами Банка России. Кредитные орга­низации (филиалы) организуют доставку расчетных документов своих клиентов самостоятельно.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета ус­ловия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на сче­те денежных средств платежные требования, акцептованные пла­тельщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Оплата расчетных документов производится по мере поступле­ния денежных средств на счет плательщика в очередности, уста­новленной законодательством.

Расчеты платежными требованиями-поручениями.

Платежное требование является расчетным документом, со­держащим требование кредитора по основному договору к долж­нику об уплате определенной денежной суммы через банк. Как правило, платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, ока­занные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основ­ным договором. Расчеты посредством платежных требований мо­гут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Порядок расчетов платежными требованиями-поручениями показан на рис. 2.

 


Рис. 2. Товарно-денежные потоки при расчетах платежными требованиями-поручениями:

1 – отгрузка ТМЦ; 2 – выставление счета платежного требования-поручения; 3 – заполненное на акцептованную сумму платежное требование-поручение; 4 – поручение на перечисление денег; 5 – выписка с расчетного счета о списании суммы; 6 – выписка с расчетного счета о зачислении суммы.

 

При предварительном акцепте плательщику дается трехднев­ный срок со дня поступления расчетного документа в его банк для согласия или отказа от оплаты полностью или частично.

При отказе посылается телеграмма банку получателя, постав­щику и его банку. Если в течение трех дней предприятие не зая­вит об отказе от акцепта, расчетный документ считается акцеп­тованным и сумма списывается с расчетного счета.

Предварительный акцепт применяется в основном при иного­родних расчетах.

В расчетах между предприятиями может использоваться и так называемый последующий акцепт. При нем расчетные докумен­ты поставщиков оплачиваются немедленно при получении их банком плательщика. Предприятие имеет право в течение трех рабочих дней отказаться от оплаты счета, и банк восстанавлива­ет ранее списанные суммы на расчетном счете плательщика. Без акцепта покупателя списываются средства с его расчетного счета на оплату расчетных документов за газ, воду, канализацию, ус­луги связи.

Плательщик (покупатель) может полностью или частично отказаться от акцепта. Полный отказ от оплаты возможен из-за отсутствия заказа, нарушений договора поставки, частичный акцепт - при применении поставщиком неправильных цен, до­пущении арифметических ошибок. Списание излишних, ошибоч­но зачисленных сумм производится в безакцептном порядке.

При поставке недоброкачественных товаров деньги возвраща­ют после предъявления акта о качестве груза в течение пяти дней с момента его составления.

За необоснованный отказ от акцепта по решению арбитражно­го суда покупатель может нести материальную ответственность.

Оплата расчетного документа подтверждается штампом банка плательщика, который затем отсылает один экземпляр этого до­кумента в банк поставщика. Тот зачисляет полученные деньги на счет своего клиента и извещает его об этом выпиской из счета с приложением копии расчетного документа.

Платежное поручение как форма безналичных расчетов за продукцию и услуги используется в случаях, когда покупатель сам проявляет инициативу платежа и дает распоряжение обслу­живающему его банку о перечислении указанной им суммы с его счета на счет получателя средств. Платежным поручением явля­ется распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживаю­щему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, от­крытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполня­ется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского сче­та либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата депози­тов и уплаты процентов по ним; г) перечисления денежных средств в других целях, предусмот­ренных законодательством или договором.

С помощью платежных поручений осуществляются платежи предприятий и организаций за уже полученные товары и услуги либо производится предварительная оплата товаров одно- и ино­городним поставщикам. Последний вид расчетов (предваритель­ная оплата) в условиях разлаженности хозяйственных связей стал наиболее распространенным.

Платежное поручение составляется на бланке типовой формы.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не опре­делены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной зако­нодательством.

Порядок расчета платежными поручениями показан в виде схемы на рис. 3.

Рис. 3. Товарно-денежные потоки при расчетах платежными поручениями:

1 – отгрузка ТМЦ; 2 – передача платежного поручения; 3 – списание денежных сумм с расчетного счета плательщика; 4 – выписка о списании суммы; 5 – выписка с расчетного счета поставщика о зачислении суммы.

 

Чек представляет собой письменный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате с этого счета обозначенной в чеке суммы чекодержателя или о ее перечислении на его счет. В условиях рыночной экономики чек является основным средством безналичных расчетов.

Распоряжение чекодателя банку произвести платеж указан­ной в нем суммы чекодержателю - чек, является ничем не обу­словленным денежным обязательством и может быть именным, ордерным или на предъявителя.

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распо­ряжаться путем выставления чеков.

Указанную в чеке сумму плательщик выдает чекодержателю за счет средств, находящихся на счете чекодателя, либо за счет средств, депонированных им на отдельном чековом счете.

Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:

• средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;

• средства на соответствующем счете чекодателя, но не свы­ше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодате­лем при выдаче чеков.

Для получения чеков организация представляет в банк заяв­ление в одном экземпляре (в двух экземплярах — для получения чеков, оплата которых гарантирована банком) за подписями лиц, которым предоставлено право подписывать документы для со­вершения операций по счету предприятия, и с оттиском его печа­ти. В заявлении и талоне к нему предприятиями указывается номер счета, с которого будут оплачиваться чеки.

В целях обеспечения платежей по чекам с депонированием средств на отдельном счете вместе с заявлением о выдаче чеков представляется платежное поручение для депонирования средств на отдельном лицевом счете чекодателя. На этот счет зачисляет­ся сумма средств, депонируемая с соответствующего счета.

Чек имеет хождение только на территории Российской Феде­рации и должен содержать все обязательные реквизиты, установ­ленные ГК РФ.

Банки перед выдачей чеков своим клиентам (юридическим и физическим лицам) обязаны заполнить чеки, указав на них:

- наименование банка и его местонахождение;

- условный номер банка, номер лицевого счета чекодателя;

- наименование чекодателя - юридического лица;

- номер его счета;

- предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек.

Сумма лимита чека указывается цифрами и прописью, заве­ряется печатью и подписями должностных лиц банка.

Вместе с чеками банк обязан выдать идентификационную (че­ковую) карточку. Чековая карточка выдается в одном экземпля­ре вместе с чеками независимо от их количества и идентифици­рует чекодателя по каждому выданному им чеку.

Чек также может содержать дополнительные реквизиты, оп­ределяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной органи­зацией самостоятельно.

Расчеты посредством чеков осуществляются за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги как физическими, так и юридическими лицами. Не допускаются рас­четы чеками между физическими лицами.

Расчеты чеками очень удобны в тех случаях, когда покупа­тель не хочет платить деньги до того, как получит товар, а по­ставщик не желает передать товар до получения гарантий плате­жа.

Схема расчетов чеками показана на рис. 4.

 

 


Рис. 4. Товарно-денежные потоки при расчетах чеками:

1 – заявление на получение чековой книжки; 2 – платежное поручение для депонирования средств; 3 – депонированные средства; 4 – выдача чековой книжки; 5 – отгрузка ТМЦ; 6 – выдача чека; 7 – реестр чеков для оплаты; 8 – требование на оплату; 9 – перечисление средств.

 

Чек не является законным платежным средством, и его выда­ча не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Чек лишь заменяет прежнее долговое отношение новым, которое возникает между обязанными по чеку лицами и долг чекодателя остается в силе до момента оплаты его плательщиком.

Организация, принимающая в оплату чеки, обязана убедиться в том, что сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке, номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозна­ченному в чековой карточке; паспортные данные чекодателя со­ответствуют данным, указанным в чековой карточке.

Расчеты в порядке плановых платежей используются при по­стоянных устойчивых расчетных взаимоотношениях между пред­приятиями к хозяйственными организациями за продукцию и ус­луги. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением опла­ты по отдельному расчетному документу. Их учет ведется на обо­собленном субсчете к бухгалтерскому счету расчетов с покупателя­ми и заказчиками. Аналитический учет расчетов плановыми пла­тежами осуществляется по каждому покупателю и заказчику.

Почтовые переводы применяются для перечисления алимен­тов, заработной платы и командировочных расходов, а также в качестве платежей за продукцию и услуги предприятиям и организациям, где нет кредитных учреждений или сумма пере­числений не превышает предельной величины, установленной для банковских операций по безналичным расчетам.

Переводы через органы связи оплачиваются наличными день­гами или платежными поручениями отправителя, акцептован­ными банком. Для этого в банк представляется список с указани­ем получателей денег, сумм и назначений переводов.

Акцептованное банком платежное поручение со списком пере­водов сдается почтовому отделению.

С развитием рыночных отношений в практике хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности широкое распространение получили операции с векселями. Главной причи­ной столь бурного развития вексельного оборота является кризис неплатежеспособности и всеобщая нехватка денежных средств.

Обращение векселей в РФ регулируется Федеральным зако­ном «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ, постановлением ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от 7 августа 1937 г. № 104/1341, постановлением Правительства РФ «Об оформле­нии взаимной задолженности предприятий и организаций вексе­лями единого образца и развитии вексельного обращения» от 26 сентября 1994 г. № 1094.

В соответствии с вышеуказанными нормативными актами, вексель - это письменное долговое обязательство, составленное в предписанной законом форме и дающее его владельцу безуслов­ное право требовать по наступлению срока платежа уплаты обо­значенной в векселе суммы. Предметом вексельного обязатель­ства могут быть только деньги.

По обслуживаемым сделкам различают товарные и финансо­вые векселя.

Товарный вексель – вексель, в основе которого лежит сделка по купле-продаже товара. Продавец, поставляя покупателю то­вар, получает от него обязательство уплатить через определенное время стоимость товара и проценты за отсрочку платежа. Общая сумма задолженности фиксируется в документе (векселе). Таким образом, товарный вексель выступает как форма коммерческого кредита, предоставленного друг другу предприятиями.

На первом этапе своего обращений товарный вексель выписы­вается продавцу товара в обеспечение конкретной товарной сдел­ки. За отсрочку платежа на стоимость товара начисляется опре­деленная сумма процентов. В векселе указывается общая сумма.

Покупатель получает от продавца товар, передавая при этом ему свой вексель.

При данной форме обращения товарного векселя он не выхо­дит за рамки отношений «продавец – покупатель», т.е. имеет место простой вариант обращения векселя. Если же векселедер­жатель до наступления срока оплаты векселя рассчитается им по своим обязательствам перед третьими лицами, то будет иметь место сложный вариант обращения векселя.

В России выпуск и обращение товарных векселей возобновились с 1991 г. в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР» от 24 июня 1991 г. № 1451-1. Всем предприятиям, орга­низациям и учреждениям было разрешено производить поставку товара в кредит под вексель. Постановление четко определяло воз­можность оформления векселями торгово-товарных сделок, имею­щих целью действительное передвижение реальных ценностей.

Финансовый вексель - отражает отношения займа денег век­селедателем у векселедержателя под определенные проценты, т.е. в его основе лежит финансовая операция, не связанная куплей-продажей товаров. В соответствии с Указом Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» от 19 октября 1993 г. № 1662 к финансовым относятся также и векселя, оформляющие просро­ченную кредиторскую задолженность предприятий.

Финансовый вексель эмитируется уполномоченной организа­цией и продается любому юридическому или физическому лицу. Продажа происходит либо по номиналу с дальнейшим начисле­нием процентов, либо по цене ниже номинала - с дисконтом.

До 1 марта 1996 г. действующее законодательство России не регламентировало выпуск финансовых векселей, но с вступлени­ем в силу II части ГК РФ использование финансовых векселей стало возможным. Статья 815 ГК РФ определила и закрепила принцип возможности получения и предоставления ссуды взай­мы под вексель.

Независимо от выбранной формы расчетов расчетные докумен­ты должны соответствовать требованиям установленных стандар­тов и содержать:

- наименование расчетного документа;

- номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц - прописью, год - циф­рами (на расчетных документах, заполняемых на вычислитель­ных машинах, допускается обозначение месяца цифрами);

- номер и наименование банка плательщика. Вместо наиме­нования банка плательщика в тексте документа может быть про­ставлено его фирменное обозначение;

- наименование плательщика, номер его счета в банке и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). ИНН указы­вается перед наименованием плательщика;

- наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика. Наименование банка-получателя (в чеке не указывается), номер банка-получа­теля средств. Допускается рациональное сокращение наименова­ния плательщика и получателя средств, не затрудняющее работу банков и клиентов;

- назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с тек­стовым наименованием можно проставлять кодовое обозначение;

- сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

- подписи предприятия на первом экземпляре расчетного до­кумента. Независимо от способа его изготовления на первом эк­земпляре документа проставляется также оттиск печати.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных должностными лицами, имеющи­ми право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.

Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиа­лами, представительствами, отделениями от имени юридическо­го лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юриди­ческим лицом.

Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимают­ся к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке с образцом подписи, без оттиска печати.

Расчетные документы принимаются к исполнению независи­мо от их суммы.

Прием документов от предприятий производится банком в те­чение дня в зависимости от времени работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком от предприятий в опера­ционное время, проводятся по балансу в тот же день.

Платежные поручения, платежные требования-поручения выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон.

Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми руч­ками.

Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (доку­мента, переданного по факсу), если иное не оговорено указания­ми Центрального банка России.

В ходе осуществления расчетных операций банки контролиру­ют операции, совершаемые по расчетному счету. В частности, проверяют, не проводит ли предприятие-владелец счета опера­ции, не соответствующие характеру его деятельности, предусмот­ренной уставом, нарушающие установленный порядок использо­вания средств или правил расчетов.

 

 



2019-11-20 303 Обсуждений (0)
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)