ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
В условиях экономического кризиса у многих предприятий и организаций произошло значительное увеличение наличного денежного оборота. Прежде всего, это вызвано серьезными нарушениями в работе банковской системы России. Так, в настоящее время ряд коммерческих банков задерживает поручения своих клиентов на перевод денежных средств их контрагентам (поставщикам, подрядчикам и т. д.). Несмотря на то, что денежные средства списываются со счетов организаций, до конечного получателя они не доходят или поступают со значительным опозданием. В таких условиях организации вынуждены осуществлять расчеты со своими партнерами наличными денежными средствами. Расчеты наличными денежными средствами строго регламентированы Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России 22 сентября 1993 г. № 40. Положения данного Порядка распространяются на все предприятия и организации независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, а также на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. С 1 января 1998 г. вступило в действие также Положение ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 г. № 14-П. Строгое регулирование правил ведения кассовых операций направлено на обеспечение сохранности денежных средств, предотвращения их необоснованного расходования или избыточного оседания в кассах предприятия, способствует ускорению денежного оборота в народном хозяйстве, сдерживанию инфляции и упорядочению платежей. Для этого предусматривается специальное оборудование помещений кассы, полная материальная ответственность кассира, лимитирование остатков наличных денег в кассе и их расходования, ограничение срока хранения в кассе денег на выплату заработной платы работникам предприятия, пособий, стипендий и пенсий тремя днями от времени их получения из банка, а также размера и продолжительности использования авансов на хозяйственные и командировочные расходы. Оприходование наличных денег при осуществлении расчетов с населением должно производиться с использованием контрольно-кассовых машин. Применение контрольно-кассовых машин регламентировано Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. Использовать контрольно-кассовые машины (далее по тексту ККМ) для расчетов с населением обязаны все организации (в том числе физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг. Исключение составляют организации, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий..., организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин» от 30 июля 1993 г. № 745 входят в перечень организаций, освобожденных от обязанности использовать ККМ. Таким образом, от применения ККМ освобождены организации (физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), осуществляющие: - платные услуги населению и применяющие бланки строгой отчетности или приравненные к ним документы (в основном организации, оказывающие услуги — прачечные, химчистки, мастерские по ремонту бытовой техники, автомобилей и т.п.); - мелкорозничную (передвижную) торговлю с ручных тележек, с цистерн при продаже пива, кваса, молока и керосина (за исключением цистерн, установленных стационарно и подключенных к емкости завода), с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами; - продажу газет, журналов, а также сопутствующих товаров в отдельно стоящих киосках (при условии, что выручка от продажи газет и журналов составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти); - торговлю в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, табачными изделиями, произведенными на территории Российской Федерации; - торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли (за исключением находящихся на указанных территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами). Освобождаются от применения ККМ религиозные объединения в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках и учреждениях почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты, предназначенных для оплаты услуг почтовой связи. В соответствии с п. 25 приложения к письму Госналогслужбы России «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от 5 мая 1994 г. № НИ-6-07/152» действие Закона РФ от 18 июня 1993г. № 5215-1 (далее — Закон РФ) не распространяется на виды деятельности, а также услуги, не связанные с предпринимательством. К таким видам деятельности относятся, например, нотариальная деятельность, а также деятельность учебных заведений по оказанию платных услуг, связанных с образованием и деятельность коллегий адвокатов по оказанию юридической помощи (консультаций) населению. Во всех остальных случаях применение ККМ при осуществлении расчетов с населением является обязательным. Однако следует учесть, что постановлением РФ «О внесение дополнений в постановление Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993г. № 745* от 19 декабря 1997г. № 1607 дано разрешение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории. За нарушение требований Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. № 5215-1 и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 14.5 Кодекса РФ об административных нарушениях РФ (КоАП РФ). Организация, ведущая денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, подвергается согласно требованиям КоАП РФ штрафам в следующих размерах: • юридические лица — от 300 до 400 МРОТ; • должностные лица — от 30 до 40 МРОТ. В настоящее время минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который применяется для исчисления штрафных санкций, составляет 100 рублей. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги только в пределах лимита, установленного банком по согласованию с руководителем предприятия. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в обслуживающий его банк расчет по установленной форме. По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия. По представительствам и филиалам, расположенным вне его места нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка кассы устанавливается обсуживающим его банком. При наличии у предприятия нескольких счетов в различных банках предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих его учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка денежных средств в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите в другие учреждения банков, в которых открыты соответствующие счета. Предприятия, у которых лимит банком не установлен, должны сдавать в банк всю денежную наличность ежедневно, так как в этом случае лимит остатка денежных средств в кассе считается нулевым, а несданная в банк денежная наличность считается сверхлимитной. Вся денежная наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в банк. Для этого кассиром предприятия выписывается объявление на взнос наличных денег, в котором указывается источник образования вносимых денежных средств - выручка за товары, работы и услуги, невыданная заработная плата и т.п. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающим банком каждому предприятию по согласованию с руководителем исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. В этих целях предприятия составляют и представляют в банк (за 60 дней до начала планируемого квартала) кассовый план. Кассовый план (заявка) — это план оборота наличных денег денежных средств, который отражает их поступления и выплаты через кассу предприятия. Исходными данными для составления кассового плана являются сметы доходов и расходов, сведения о продаже физическим лицам товаров и оказании платных услуг, календарь выплаты заработной платы и т.п. В кассовой заявке, таким образом, должно быть отражено, сколько наличных денежных средств поступит от клиента в кассу банка и сколько наличных денег потребуется ему из кассы банка. На основании полученных кассовых заявок банки составляют кассовый прогноз на предстоящий кварталс помесячной разбивкой, в ходе исполнения которого осуществляется кассовое обслуживание клиентов. Контроль за исполнением кассовой заявки возложен на главного бухгалтера предприятия. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до пяти дней), Согласно действующему Порядку, все операции по приему и выдаче наличных средств отражаются в кассовой книге и отчете кассира (который является копией листа кассовой книги). Записи в кассовую книгу вносятся за каждый день, в котором были произведены операции с наличными средствами и только на основании первичных кассовых документов: приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей и т. д. Расчеты наличными денежными средствами через кассу между юридическими лицами строго ограничены. Указанием ЦБ РФ от 14 ноября 2001г. № 1050-У установлен предельный размер расчет наличными деньгами по одной сделке в сумме 60 000 рублей. В соответствии со ст. 153 ГК РФ под сделками понимаются действия организации, направленные на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей. Это означает, что по одному договору можно расплатиться наличными только в сумме 60 тыс. рублей независимо от того, в течение какого времени будут уплачиваться деньги. В случае если сумма договора превышает указанную сумму, то разницу необходимо уплатить по безналичному расчету. Расчеты по использованию наличной иностранной валюты производятся предприятиями только для оплаты командировочных расходов. В соответствии с требованиями положения Банка России «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов» от 25 июня 1997 г. № 62 использование наличной валюты на иные цели, в том числе для осуществления платежей по внешнеэкономическим сделкам, запрещается. Для учета операций в валюте в организациях создается специальная касса. Кассирам устанавливаются лимиты в иностранной валюте. В кассу принимается наличная иностранная валюта, не вызывающая сомнения в ее подлинности и платежеспособности. Денежные знаки, поврежденные, ветхие, вызывающие сомнения в платежеспособности, от клиентов кассиром не принимаются. При расчетах за валюту сдача обычно выдается в валюте платежа, но с согласия клиента может быть выдана в другой свободно конвертируемой валюте. Контроль за выполнением предприятиями всех требований Порядка осуществляют банки, в которых данные предприятия обслуживаются. В случае выявления банками случаев нарушения Порядка предприятиями они направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщика соответствующее уведомление. По сведениям, представляемым коммерческими банками, органами Государственной налоговой службы РФ принимаются решения о наложении на такие предприятия штрафных санкций (в том числе административных). Размеры финансовых санкций за нарушение Порядка определены в Кодексе административной ответственности РФ. Согласно ст. 15 которого к предприятиям применяются следующие меры административной ответственности - штраф на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ за: - осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм; - неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности; - накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |