Деятельность международных экономических организаций в области регулирования международной деловой практики
18.1. Разработка и установление общих правил международной торговли
В регулировании международной коммерческой практики основную роль играет унификация и гармонизация международного торгового права. Цель такой унификации — сокращение юридических препятствий в международной торговле. В ее основе — разработка и применение международно-правовых документов, принятых на межгосударственном уровне, касающихся вопросов международной купли-продажи товаров, транспортировки грузов, оформления документации, совершения торгово-посреднических, лизинговых, факторинговых и других операций. Регулированием международной коммерческой практики занимаются: Комиссия ООН по международному торговому праву — ЮНСИТРАЛ; Международный институт унификации частного права — УНИДРУА; Европейская экономическая комиссия ООН - ЕЭК ООН. 18.1.1. Комиссия Организации Объединенный Наций по праву международной торговли — ЮНСИТРАЛ (United Nations Commission on International Trade Law — UNCITRAL) Учреждена в 1966 г. с целью содействия согласованию и унификации права международной торговли. Комиссия начала свою работу в 1968 г. Она состоит из 36 членов, представляющих все географические регионы и основные правовые системы мира. ЮНСИТРАЛ является центральным правовым органом в системе ООН в области права международной торговли. В ее функции входит: • содействие согласованию и унификации права международной тор • координация работы международных организаций, занимающихся воп • содействие более широкому участию государств в существующих меж 357 • подготовка кадров и оказание помощи в области права международ • изучение и подготовка единообразных норм права в следующих облас Основным направлением деятельности является подготовка и принятие конвенций — законодательных документов по унификации международного торгового права. Комиссия подготовила следующие международные конвенции, которые были приняты в рамках системы ООН: Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.); Конвенция ООН о морской перевозке грузов (так называемые Гамбургские правила) (1978 г.); Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (так называемая Венская конвенция о купле-продаже) (1980г.); Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988 г.). Кроме того, Комиссия приняла: Арбитражные правила ЮНСИТРАЛ 1976; Правовые принципы составления международных контрактов промышленного строительства. Комиссия постоянно ведет работу по унификации в сфере платежей и перевода денежных средств; она разрабатывает типовой закон об электронных переводах денежных средств (ЭПДС). Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи была принята в 1980 г. на Конференции ООН по договорам международной купли-продажи товаров, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1978 г. Конференция проходила в Вене и поэтому принятая на ней Конвенция получила название Венской. В конференции участвовало 62 государства, в том числе 22 промышленно развитых, 29 развивающихся, а также восточноевропейские страны, СССР, Югославия, КНР. Для вступления Конвенции в силу достаточно было подписания ее 10 государствами. Участниками Конвенции являются 30 стран. СССР присоединился к Конвенции в 1990 г. на основе постановления Верховного Совета СССР. РФ стала его преемницей. Для РФ юридическое значение присоединения к Венской конвенции заключается в том, что ее положения заменяют соответствующие нормы гражданского права, применявшиеся к внешнеторговой поставке товаров. Однако положения Конвенции о заключении договора, противоречащие действующему в РФ порядку совершения внешнеторговых сделок, не применяются к договорам международной купли-продажи товаров, стороны которых находятся на территории государств—участниц Конвенции, но и при определенных в Конвенции условиях к договорам сторон из других государств, вне зависимости от того, принимают такие государства участие в Конвенции или нет. 358 Значение Венской конвенции о международном договоре купли-пропажи товаров состоит в том, что она: содержит единообразное регулирование заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров и в основном позволяет устранить существенные расхождения в национальных законодательствах; способствует ускорению, облегчению и удешевлению коммерческих переговоров, поскольку отпадает необходимость в изучении иностранного законодательства и практики его применения; создает предпосылки для однозначного понимания сторонами договора их прав и обязанностей; содействует устранению возможности навязывания более сильным партнером более слабому односторонних выгодных условий договора, что имеет существенное значение для ликвидации неравноправных дискриминационных отношений в международной торговле; определяет основные обязательства продавца и покупателя по договору; регулирует отношения по субъектам (сторона договора) и объектам (предмету) договора в случае возникновения споров между сторонами, относящимися к государствам, не участвующим в Конвенции; устанавливает перечень объектов договора купли-продажи, на которые не распространяется ее действие; определяет признаки договора купли-продажи, к которым Конвенция не применяется. Положения Конвенции, касающиеся содержания прав и обязанностей сторон договора купли-продажи, применяются к взаимоотношениям конкретных заключивших такой договор партнеров в том случае, если они в этом договоре не урегулировали свои взаимоотношения каким-либо иным образом, чем это зафиксировано в Конвенции. Конвенция, таким образом, представляет участникам договора широкие возможности для формулирования условий сделки в соответствии с их взаимными интересами и с учетом особенностей ее содержания, используя сложившиеся международные обычаи, а также обыкновения, свойственные для определенной отрасли торговли, к которой можно отнести эту сделку. В том случае, когда вопрос взаимоотношений партнеров не урегулирован в заключенном между ними контракте, применяются положения Конвенции. Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи содержит унифицированные правила, регулирующие международную куплю-продажу товаров, которые могут быть приемлемыми для большинства стран с различными общественными, экономическими и правовыми системами, способствовать устранению правовых барьеров в международной торговле, конвенция, как это в ней предусмотрено, не затрагивает действия любого Другого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено и которое содержит положения по вопросам, являющимся пред-*етом регулирования Конвенции. Характер Конвенции — нормативный, т.е. содержащиеся в ней положения являются нормами права, которые, однако, юсят диспозитивный характер. Это означает, что стороны могут в договоре отступить от любого положения Конвенции или изменить его действие. Кон- 359 венция применяется только к договорам, которые имеют международный характер и устанавливает четкий критерий международности таких договоров: договор признается международным, если коммерческие предприятия его сторон находятся в разных государствах. Венская конвенция имеет целью содействовать унификации национальных законодательств, регулирующих международную куплю-продажу товаров. Положения Конвенции могут использоваться в международной практике при формулировании условий договора в той мере, в какой они не противоречат нормам применяемого национального законодательства. 18.1.2. Междунаролный институт унификации частного права — У НИ АРУ A (UNIDROIT) Создан в 1926 г. как вспомогательный орган Лиги наций и после прекращения ее деятельности был воссоздан в 1940 г. на основе многостороннего международного договора, утвердившего его статут. Участниками Института могут быть государства, присоединившиеся и признающие этот статут. Государства, являющиеся членами УНИДРУА (их более 50, включая РФ) представляют все пять континентов и различные правовые, экономические и политические системы. Цели УНИДРУА: • создание условий для благоприятного развития международных эко • изучение путей гармонизации и согласования частного права отдель • разработка для постоянного принятия различными государствами еди Основные направления деятельности Института: • подготовка исследований и различных проектов в основном в следую • разработка международно-правовых документов, принимаемых на меж 360 отношении имущества постояльцев (1962 г.), Протоколы 1 и 2 к Конвенции о регистрации судов во внутреннем водном судоходстве (1965 г.); • разработка документов по унификации правовых норм в различных сфе • разработка альтернативных методов унификации: типовых законов и • выполнение по просьбе других международных организаций предваритель • сотрудничество на постоянной основе с международными организация Высшим органом Международного института унификации частного права является Генеральная Ассамблея, которая включает представителей правительств всех стран-участниц. Генеральная Ассамблея созывается ежегодно и рассматривает на своих сессиях принципиальные вопросы деятельности Института: утверждает ежегодный бюджет, принимает трехлетний план работы Института, избирает его Административный совет. Повседневное руководство работой Института осуществляет Административный совет, состоящий из 25 членов. Этот орган, по существу, несет ответственность за подготовку Рабочей программы Института и определение методов достижения целей деятельности Института, как они сформулированы в его статуте. Исполнительным органом Института является его Секретариат, который отвечает за осуществление Рабочей программы Института. Возглавляет Секретариат Генеральный секретарь, назначаемый Административным советом по представлению Президента. 361 18.1.3. Европейская экономическая комиссия ООН — ЕЭК ООН ЕЭК в области регулирования международной деловой практики решает большой комплекс вопросов в рамках Комитета по развитию торговли В работе Комитета принимают участие представители внешнеэкономических ведомств большинства стран региона, а также ЕС. Комитет по развитию торговли в области международной коммерческой практики на ежегодных сессиях рассматривает следующие вопросы: долгосрочные соглашения об экономическом сотрудничестве и торговле; различного рода препятствия на пути развития торговли; компенсационная торговля в регионе; информация о рынках, методах маркетинга и деловых связях; совершенствование процедур международной торговли; разработка стандартов ООН/ЭДИФАКТ (Правила электронного обмена данными ООН в управлении, торговле и на транспорте); международная договорная практика в области промышленности и др. В рамках Комитета на постоянной основе работает Группа экспертов по международным договорам на поставку промышленной продукции, разрабатывающая руководства по составлению таких договоров, и Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли, разрабатывающая рекомендации по системам передачи внешнеторговой информации и внешнеторговой документации. Рабочие документы, принимаемые ЕЭК и ее органами, имеют различный правовой статус и области применения. Резолюции и решения, принятые ЕЭК, имеют силу полностью согласованной нормы. Для координации политики в различных областях деятельности с соответствующими международными и региональными организациями различного уровня принимаются рекомендации. Международные соглашения и конвенции устанавливают требования, обязательные для договаривающихся сторон. Правила ЕЭК, разработанные на основе межправительственных соглашений и протоколов, содержат обязательные для подписавших эти соглашения требования. В ходе изменения структуры ЕЭК был создан Комитет по развитию торговли, промышленности и предпринимательства. Это обусловлено тем, что в настоящее время акцент в работе ЕЭК делается на общих вопросах развития предпринимательства. В своей работе ЕЭК исходит из положения о том, что эффективность международной торговли может быть обеспечена как результат деятельности по упрощению процедур торговли, расширения доступа к информации о конъюнктуре мировых товарных рынков и принятия новых концепций предпринимательской деятельности. В своих Рекомендациях ЕЭК исходит из того, что правительства стран должны обеспечить учет вопросов упрощения процедур торговли в процессе разработки торговой и транспортной- политики; содействовать проведению субрегиональных совещаний национальных комитетов в составе представителей правительственных ведомств по упрощению процедур; обеспечить национальными комитетами по упрощению процедур торговли помощь в осуше- 362 ствлении торговыми фирмами своих операций по двум направлениям: (1) путем упрощения, согласования и стандартизации процедур экспорта и импорта с использованием всех видов транспорта; (2) в результате разработки унифицированной системы импортной и экспортной документации как для бумажных документов, так и для их электронных эквивалентов на основе международных стандартов, формуляра-образца Организации Объединенных Наций для бумажных документов, Правил ООН для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ) для представления в электронном виде деклараций судового груза, товарных деклараций и пр. ЕЭК рекомендовало также странам разработать упрощенные процедуры для получения иностранной валюты, необходимой для участия в международной торговле; упростить процедуры выдачи свидетельств о происхождении грузов; разработать упрощенные процедуры получения экспортно-импортных лицензий, причем после выдачи лицензии осуществление контроля должно увйзываться с обычным экспортным и импортным контролем, например, с таможенной очисткой; поощрять на основе соблюдения международных стандартов использование наиболее оптимальной практики, включая информационную технологию, на всех этапах торговли, перевозок и распределения, а также при осуществлении платежей. Особое внимание предлагается уделять информационному обеспечению мелких и средних предприятий, не имеющих достаточного опыта участия в международной торговле; оказывать им содействие в использовании телекоммуникационных сетей для осуществления ими торговых операций на местном, национальном и международных уровнях. ЕЭК осуществляет тесное сотрудничество со всеми международными организациями, действующими в области деловой практики, в частности, с ЮНКТАД, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО. В разработанных совместно с ними принципах деловой практики международной торговли предусматривается необходимость субъектам, обслуживающим международную торговлю, принимать следующие меры: (1) компаниям, обслуживающим международную торговлю, — упростить свои процедуры оказания услуг и использовать международные унифицированные процедуры и стандарты в области информации для документации и электронных сообщений; (2) транспортным фирмам — разрабатывать многоцелевые погрузочные ордера и транспортные инструкции в качестве части национальных систем документации, а также пересматривать коммерческие и официальные процедуры по мере развития смешанных транспортных систем; (3) морским перевозчикам — предлагать участникам торговых операций необоротные документы в качестве альтернативы оборотному коносаменту; (4) финансовым организациям — пересмотреть порядок осуществления коммерческих платежей с использованием аккредитивов и приема документов на инкассо с целью обеспечения его соответствия современной практике торговли и перевозок, а также соблюдения международных стандартов; внедрять использование систем денежных экспресс-переводов; упростить порядок стра- 363 хования грузов; (5) организациям связи — обеспечивать подключение сетей с дополнительными средствами (СДС), с тем чтобы участники торговых операций могли связываться со всеми своими клиентами-поставщиками; поощрять использование поставщиками и пользователями деловой информации существующих стандартов и систем кодирования, таких как электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ) для обмена данными, Регистр компаний (COMREG) и Согласованная система (СС) для классификации товаров. Упрощение процедур в международной торговле. В современных условиях международные экономические организации и национальные органы и ведомства уделяют значительное внимание вопросам упрощения процедур международной торговли — разработке типовых формуляров документов, которые подлежат обработке с применением средств электронно-вычислительной техники. Создание и использование во многих странах систем автоматизированной обработки данных (АОД) и необходимость информационной совместимости АОД различных стран, участвующих в международной торговле, требуют разработки и совершенствования единого информационно-документного обеспечения и, в частности, разработки международного соглашения об унифицированной стандартизованной форме передачи внешнеторговых данных на машинных носителях и по каналам современной связи. Важное значение в связи с этим придается разработке и применению данных формуляров-образцов для основных форм внешнеторговых документов, ориентированных на электронную обработку данных. В настоящее время такую работу осуществляют следующие международные экономические организации: Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) — Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли при Комитете по развитию внешней торговли совместно с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД ООН); специальная программа по упрощению процедур торговли при Совете по торговле и развитию ЮНКТАД. Указанными организациями издаются сборники и разработки по упрощению внешнеторговых процедур и документов, в которых представлены их рекомендации. В этих рекомендациях регулируются вопросы, связанные с разработкой: основных форм внешнеторговых документов; кодов условий поставки и платежа; единиц измерения и видов упаковки; обработкой на ЭВМ и передачей внешнеторговой информации по каналам связи и на машинных носителях. В соответствии с принципами построения формуляра-образца ООН разрабатываются унифицированные серии документов для конкретных групп внешнеторговых документов — контрактных, расчетных, транспортных и ДР-, которые тесно связаны между собой по составу, наименованию и расположению содержащихся в них элементов данных. Формуляры-образцы таких документов могут применяться в качестве бланков без каких-либо измене- 364 ний. В ряде стран введены в действие национальные формуляры-образцы, содержашие сведения о составе и расположении как основных, так и дополнительных элементов данных, требуемых на национальном уровне. В основе национальных формуляров-образцов унифицированных серий документов разработаны и внедрены типовые формы внешнеторговых документов с учетом соответствующих формуляров-образцов на группы документов. Они содержат все общие реквизиты для определенной группы документов (или отдельных документов) и являются основой для изготовления соответствующих бланков документов. Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли ЕЭК ООН разработаны и утверждены в 1987 г. в качестве международного стандарта ИСО «Правила электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте» (ЭДИФАКТ) и «Единообразные правила поведения в области обмена данными» (ЮНКТАД), рекомендованные к применению всеми странами. С 1990 г. началась постепенная замена бумажных внешнеторговых документов электронными сообщениями, передаваемыми по каналам связи и формулируемыми на ЭВМ. Отсюда следует, что работа по упрощению внешнеторговых процедур и документов, проводимая в рамках международных экономических организаций и на национальном уровне, будет направлена на ускорение процесса подготовки унифицированных документов, что позволит применять передовую технологию изготовления, обработки и передачи внешнеторговых данных по каналам связи с использованием ЭВМ и других современных средств передачи информации (см. Приложения 4, 5). 18.2. Регулирование рекламной деятельности - Международное регулирование рекламной деятельности осуществляется преимущественно неправительственными организациями, объединяющими предпринимателей разных стран. Его целью является установление нормативов и этических норм рекламной деятельности, которые кладутся в основу национальных законодательств. В каждой стране имеются национальные организации по рекламе, которые разрабатывают стандарты деятельности в области рекламы, принимают меры для борьбы с их нарушителями, рассматривают жалобы и разногласия в случаях, на которые не распространяется компетенция других государственных органов. Рекламные ассоциации осуществляют коллективный контроль за содержанием рекламы и деятельностью рекламодателей, рекламных агентств, средств массовой информации. Государственное регулирование рекламной деятельности отражает специфические условия рекламы на территории различных стран, связанные с их национальными, моральными, религиозными особенностями. При этом государственные организации и национальные рекламные фирмы 365 (агентства) руководствуются в области международной рекламы Международным кодексом рекламной деятельности, разработанным Международной торговой палатой (Кодекс МТП) (см. Приложение 6). В нем содержатся этические нормы и стандарты рекламной деятельности, которых должны придерживаться все участники рекламного рынка: рекламодатели, рекламопро-изводители, средства массовой информации. В качестве основных принципов и требований к рекламе выдвигаются следующие: реклама должна быть законной, пристойной, честной и правдивой; должна соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности; не должна злоупотреблять доверием общественности и потребителя; не должна вводить в заблуждение потребителя. Международным кодексом рекламной деятельности руководствуются в 17 европейских странах. В странах ЕС телевизионная реклама некоторых видов продукции регулируется Директивой Совета Европейского сообщества по координации рекламной деятельности на радио и ТВ. Существование в стране кодексов или правил добровольного саморегулирования не означает, что данный вид рекламной деятельности не регулируется законодательством. Важную роль в международном регулировании рекламной деятельности играют международные и региональные рекламные ассоциации: Международная ассоциация рекламы (International Advertising Association — IAA).Создана в 1993 г., объединяет рекламные ассоциации 60 стран и отдельных представителей рекламного бизнеса; Всемирная федерация рекламодателей (WFA) объединяет 34 национальные ассоциации и 28 транснациональных корпораций; Ассоциация по связям с общественностью; создана в 1991 г., объединяет государственные и общественные организации, в том числе банки, фонды, высшие учебные заведения; Европейская ассоциация рекламных агентств (ЕААА); объединяет 20 национальных рекламных ассоциаций Европы; Европейский союз по этике в рекламе / Европейский альянс по стандартам в рекламе (EASA); включает 17 комиссий европейских стран по этике в рекламе. Международные и региональные рекламные ассоциации осуществляют сбор и предоставление своим членам информации о специфике рекламных рынков и государственном регулировании рекламной деятельности в различных странах, проводят мероприятия, стимулирующие благоприятное отношение к их деятельности. Парижская конвенция об охране промышленной собственности и Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков сформулировали права и приоритеты и дали возможность предпринимателям бороться с плагиатом в рекламе в международном масштабе, поставив под охрану фирменные и торговые знаки, а также авторские права на рекламные идеи и решения. 366 Глава 19_________________________________
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |