Регулирование предпринимательской
Деятельности в ЕС - 21.1. Основные направления регулирования предпринимательской деятельности в ЕС Регулирование предпринимательской деятельности в ЕС имеет целью обеспечение механизма функционирования интеграционной группировки — Европейского Союза, являющегося единственным в мире объединением, основанным на межгосударственном и на наднациональном вмешательстве в хозяйственные процессы в странах-членах. Этот механизм действует по трем основным направлениям. 1. Регулирование экономической политики, направленной на функ 2. Регулирование внешнеэкономической политики. 3. Обеспечение условий для предпринимательской деятельности на ос Целью регулирования предпринимательской деятельности в ЕС является создание и обеспечение функционирования такой системы, которая бы укрепляла тесную взаимосвязь и взаимодействие между хозяйственными субъектами стран-членов, содействовала повышению эффективности предпринимательства, способствовала решению проблем экономической интеграции — функционирования единого внутреннего рынка (ЕВР), экономического и валютного союза, таможенного союза. Это предполагает наличие однородной юридической среды для хозяйственных субъектов путем создания единого законодательства и гармонизации национального законодательства по вопросам образования и деятельности компаний, осуществления деловой практики, валютным и таможенным вопросам и обеспечения межфирменных связей на справедливой основе путем соблюдения антимонопольного законодательства. Основными направлениями в регулировании предпринимательской деятель ности в рамках единого внутреннего рынка ЕС являются: 1) организационно-правовое регулирование образования и деятельно 2) поощрение транснационализации хозяйственных связей и образова 3) проведение единой промышленной политики; 4) унификация законодательства в области межфирменных хозяйствен 423 принятие единого банковского законодательства; создание единого рынка финансовых услуг; проведение единой валютной и финансовой политики; принятие законодательства в области страхового дела и аудита; принятие единого законодательства по вопросам торговли, промышленного сотрудничества, кооперации; унификация систем налогообложения, устранение внутренних налоговых границ; гармонизация технических норм, стандартов и патентов; унификация законодательства об учете и отчетности фирм и банков; принятие законов и нормативных актов об ответственности производителей за выпуск недоброкачественной продукции; принятие законодательства в области транспорта; введение единого положения об иностранных инвестициях; содействие развитию малого предпринимательства. Основными направлениями регулирования предпринимательской деятель ности в рамках единого таможенного союза являются: выработка единой торговой политики; согласование национальных законодательств в области таможенного права; проведение единой антидемпинговой политики; проведение единой политики в области субсидирования и либерализации рынков государственных заказов. Основными направлениями регулирования предпринимательства в области антимонопольного законодательства являются: принятие единых антимонопольных правил в рамках ЕС: законодательства о конкуренции; законодательства о слиянии и поглощении компаний; антикартельного законодательства; формирование и проведение единой политики в области конкуренции. Национальные государства постепенно сближают свои законодательства в соответствии с требованиями единой политики ЕС. Юридической основой наднационального регулирования предпринимательской деятельности является Римский договор. Договор предусматривает две группы положений. Первая группа устанавливает принципы, которые страны—члены ЕС должны соблюдать как договаривающиеся стороны — свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы, — а также запрещает действия, нарушающие эти принципы. Вторая группа положений содержит меры, обеспечивающие и облегчающие реализацию названных принципов путем установления общих норм и гармонизации национальных законодательств настолько, чтобы они не противоречили применению этих принципов. Усиление интернационализации хозяйственных связей требует осуществления совместного регулирования хозяйственных процессов в странах-членах путем реализации единой экономической политики во всех ее направлениях. Механизм такого регулирования сформировался и это создает условия для повышения влияния наднациональных органов ЕС на развитие на- 424 циональных экономик. Государства-члены ЕС постепенно сближают свои законодательства, отказываясь от своих прав и функций и передают их органам ЕС. Тем самым усиливается роль институциональной структуры регулирования. Институты ЕС, координируя предпринимательскую деятельность стран-членов, используют методы принятия последовательных и взаимодополняющих решений, реализация которых приводит к. структурным изменениям в экономике всего Евросоюза. В механизме наднационального регулирования учитываются, с одной стороны, специфика национальных хозяйств — участников экономической интеграции, с другой — единая экономическая политика, проводимая в интересах ЕС в целом. В самом механизме используются различные методы, направленные на усиление взаимодействия стран—членов ЕС: метод взаимного признания, гармонизация, принятие единых норм и стандартов. Важная роль в механизме регулирования экономики отводится регулированию предпринимательской деятельности на уровне предприятий, регулированию межфирменных отношений, деловой практики. При этом особое значение придается осуществлению контроля за выполнением единых норм и законов, определяющих правила поведения фирм на едином рынке. 21.2. Регулирование предпринимательской деятельности в рамках единого внутреннего рынка ЕС 21.2.1. Организационно - правовое регулирование образования и деятельности компаний Необходимость унификации правовых условий образования и деятельности компаний стран—членов ЕС является одним из основных требований в системе регулирования предпринимательской деятельности. Она направлена на создание однородной юридической среды для предприятий путем гармонизации национального законодательства о компаниях. Проводимая в рамках ЕС гармонизация условий предпринимательской деятельности основывается на Римском договоре 1957 г. об образовании Европейского экономического сообщества — ЕЭС. Деятельность компаний регулируется в основном в главе 2 «О праве на поселение» (ст. 52—58), согласно которой отдельным лицам или фирмам стран—членов ЕЭС предоставляется право заниматься любым постоянным бизнесом и открывать свои отделения, филиалы или агентства в других странах-участницах на основе принципа национального режима. В соответствии со ст. 54.1 Римского договора в 1961 г. Совет ЕС принял Генеральную программу по устранению ограничений на свободу учреждения внутри ЕС компаний стран-членов. Согласно ст. 54 (Зд) Римского договора Совет и Комиссия ЕС координируют по мере необходимости меры по защите интересов фирм в странах ЕС. В соответствии со ст. 48 (2) Римского договора под обществами понимаются общества с точки зрения гражданского или торгового права, включая кооперативные объединения, а также другие юридические лица, имеющие публич- 425 но-правовой или частно-правовой статус, за исключением обществ, которые не преследуют коммерческие цели. Согласно ст. 220 Римского договора страны—члены ЕС могут вступать в переговоры друг с другом с целью взаимного признания обществ (фирм), сохранения ими правосубъектности при перенесении местопребывания из одной страны в другую и создания возможности для слияния компаний, подчиненных различным национальным законодательствам. Римский договор ввел принцип недискриминации в отношении деятельности физических и юридических лиц стран—членов ЕС на территории друг друга и заложил основу для последующего сближения их национального права о компаниях. Порядок разработки и принятия законов в ЕС предполагает определенную последовательность этапов. I этап — представление Комиссией ЕС предложения об издании опре II этап — заключение Европейского парламента по представленным III этап — обсуждение проекта Европейским парламентом, который Законодательство в рамках ЕС представлено в соответствии со ст. 189 Римского договора следующими актами: регламент (постановление) — норма прямого действия — вступает в силу автоматически во всех странах—членах ЕС и стоит выше национальных законов. По сути своей регламенты — это правовые нормы, имеющие законную силу во всех странах ЕС; директивы — законодательные акты, содержащие общие положения, которые страны—члены ЕС должны конкретизировать в издаваемых ими специальных постановлениях или национальных законах. При обязательном характере поставленной цели директива предполагает свободный выбор форм и средств ее осуществления странами-членами; решения Совета и Комиссии обязательны для тех, кому они адресованы; рекомендации Совета и Комиссии не имеют обязательного характера. Вопросы соотношения национального права отдельных государств—членов ЕС с законодательством в рамках ЕС требуют постоянного согласования и выяснения, какие общеевропейские правила действуют в конкретной сфере деятельности, как они дополняют или изменяют национальное законодательство по конкретным вопросам. Правовое положение компаний в странах ЕС до конца 60-х годов регулировалось главным образом национальным законодательством, которое по странам имело существенные различия. Оно затрагивало важнейшие вопросы: классификацию фирм по правовому положению, порядок создания и 426 ликвидации фирм, состав акционерного капитала, структуру управления фирмой, правила ведения хозяйственной деятельности и представления отчетности. В связи с созданием единого рынка ЕС появилась необходимость гармонизации правовых условий деятельности фирм в странах—членах ЕС. С этой целью в 1961 г. была разработана и принята Генеральная программа, которая предусматривала устранение всех ограничений, касающихся свободы создания компаний в странах ЕС. На основе этой программы Комиссия ЕС приступила к работе по гармонизации условий предпринимательской деятельности фирм и обеспечению равных гарантий для акционеров и кредиторов, находящихся в странах ЕС. Комиссия ЕС ставила задачей: устранение национальных границ; содействие развитию малого и среднего бизнеса; поощрение транснациональной деятельности в рамках ЕС и образование трансевропейских компаний; создание обстановки, благоприятствующей кооперации между фирмами стран-членов, особенно между малыми и средними компаниями, в целях повышения конкурентоспособности; образование емкого единого внутреннего рынка. В основу гармонизации национального права компаний были положены подготовленные Комиссией ЕС директивы, принятые Советом ЕС (Council Directives). Директивы Совета устанавливают единые нормы, регулирующие деятельность фирм, находящихся на территории стран ЕС*. Директива первая — о регистрации компаний (принята в 1968 г.), о мерах предосторожности, которые должны соблюдаться в целях защиты интересов фирм стран—членов ЕС и других фирм по требованию фирмы страны—участника ЕС в трактовке ст. 58 (§ 2) Римского договора с намерением сделать подобные меры предосторожности равноценными на территории всего сообщества. Устанавливает требования для регистрации публичных компаний в странах—членах ЕС; определяет порядок ведения регистров, случаи обжалования признания компании недействительной; обязывает все компании публиковать информацию об акционерном капитале, годовую бухгалтерскую отчетность, фамилии директоров компании, место регистрации административного центра и устава компании. Директива вторая — о минимальном капитале (принята в 1976 г.). Устанавливает гармонизированные условия образования и формирования капитала публичных компаний с целью защиты интересов акционеров и кредиторов. Эти условия определяют размер минимального акционерного капитала в 25 тыс. ЭКЮ, контроль за выплатой дивидендов, правила выпуска акций, увеличения или уменьшения размеров акционерного капитала. * The European Single Market, a New Business Environment Club de Bruxelles 1989, ch. III. The Major Issues. 427 Директива третья — о слияниях (принята в 1978 г.). Направлена на содействие слияниям фирм, созданных на основе национального законодательства стран—членов ЕС с целью защиты интересов акционеров, кредиторов, работников и держателей облигаций в связи со слиянием. Послужила основой для разработки Директивы десятой — о гармонизации правил, регулирующих международные слияния компаний, созданных по законам разных стран-членов. Директива четвертая — о бухгалтерской отчетности (принята в 1978 г.). Устанавливает требования расширения финансовой информации, которая была бы доступна публичным компаниям; гармонизирует содержание, порядок и методы подсчета, используемые в ежегодной бухгалтерской отчетности публичных компаний, кроме кредитных институтов и страховых компаний; выдвигает требование, чтобы бухгалтерская отчетность был аудирована и опубликована в годовом отчете компании. Директива пятая — о структуре компании, участии работников (разработана в 1983 г.). Относится к структуре компаний публичного права, определяет структуру акционерных компаний, полномочия их органов, порядок утверждения и проверки годовых отчетов, порядок участия работников. Директива шестая — о разделении компаний (принята в 1982 г.). Гармонизирует правила, относящиеся к разделению публичной компании с ограниченной ответственностью и уточняет третью директиву. Речь идет о случаях, когда компания прекращает существование, не проходя процедуру ликвидации, и когда ее акции переходят более чем одной компании в обмен на акции другой компании. Директива седьмая — о консолидированной бухгалтерской отчетности (принята в 1983 г.). Устанавливает гармонизированные правила подготовки консолидированной годовой бухгалтерской отчетности, включающей по крайней мере одну публичную или частную компанию; представление консолидированной бухгалтерской отчетности требуется в случае, если материнская или дочерняя компания является публичной или частной компанией с ограниченной ответственностью. Директива восьмая — о квалификации аудиторов (разработана в 1984 г.). Гармонизирует условия подготовки и профессионального обучения аудиторов для проведения аудита бухгалтерской отчетности компаний и консолидированной отчетности согласно условиям директивы четвертой. Директива девятая — об отношениях между материнской и дочерними компаниями (принята в 1984 г.). Директива десятая — о международных слияниях (разработана в 1985 г.). Касается международных слияний компаний с ограниченной ответственностью, находящихся в одной стране. Директива одиннадцатая — о правилах представления сведений о филиалах (разработана в 1989 г.). Определяет требования к филиалам, расположенным в других странах ЕС, по отношению к материнской компании. 428 Директива двенадцатая — о единоличных компаниях (разработана в 1988 г.). Устанавливает порядок создания компании одного лица в форме общества с ограниченной ответственностью. Директива тринадцатая — о процедуре передачи акций (разработана в 1988 г.). Относится к регулированию биржевых сделок по скупке контрольного пакета или всех акций европейской компании с целью ее поглощения; направлена на создание в рамках ЕС унифицированного правового механизма сделок, способствующих концентрации капитала. Из 13 директив, разработанных Комиссией и направленных в Совет, одобрены и приняты семь: первая, вторая, третья, четвертая, шестая, седьмая, девятая. Большинство директив, разработанных ЕС и принятых Советом, направлено на унификацию условий деятельности и отчетности фирм, а также на защиту прав акционеров и кредиторов, обеспечение им равных гарантий. Так, третьи лица, имеющие дело с акционерными компаниями, получают возможность ознакомления с информацией об их финансовом положении и о полномочиях тех, кто действует от их имени. Это стало возможным благодаря принятию гармонизированных правил публикации информации о компаниях (устав, руководящие органы, акционерный капитал, годовая отчетность и др.), положений о ведении регистров. Страны не всегда выдерживают сроки реализации директив Комиссии в национальном законодательстве в связи со сложностью проведения гармонизации по следующим важнейшим вопросам: налогообложению; участию персонала в деятельности компаний; условиям функционирования компаний. В изданной в 1985 г. «Белой книге» (White Paper) по вопросам завершения создания единого внутреннего рынка предусматривались дальнейшая гармонизация прав компаний и условия сближения национальных законодательств, закладывающих юридическую основу сотрудничества между фирмами. В соответствии с положениями «Белой книги» было принято несколько директив, предусматривавших дальнейшее сотрудничество между компаниями в странах ЕС и прежде всего существующих в форме акционерных обществ с целью укрепления промышленных и торговых связей внутри единого рынка. Было установлено, что все фирмы обязаны подчиняться определенным требованиям: публиковать в государственном торговом реестре или в специализированном национальном печатном органе учредительные документы; публиковать информацию о своей деятельности; соблюдать установленный уровень уставного капитала — 25 тыс. ЭКЮ* и активов, поддающихся экономической оценке; соблюдать требования к составлению и публикации годовой финансовой отчетности. * С 1 января 1999 г. ЭКЮ заменена на евро. 429 Несоблюдение этих требований, а также несоответствие предмета деятельности фирмы учредительным документам является основанием для признания фирмы недействительной. В соответствии с положениями «Белой книги» условия транснациональной деятельности фирм в рамках ЕС были унифицированы в принятом в 1989 г. Советом ЕС регламенте (Council Regulation) о Европейском объединении по экономическим интересам — ЕОЭИ (European Economic Interest Grouping — EEIG). Регламент заложил основы единого права компаний ЕС, поскольку освободил фирмы—члены ЕОЭИ от подчинения национальному законодательству и подчинил их единым правилам ЕС, создавая этим благоприятные условия для развития хозяйственных и научно-технических связей между фирмами стран ЕС. Согласно регламенту, ЕОЭИ образуется путем заключения соглашения между двумя или несколькими участниками двух стран-членов. ЕОЭИ не может заниматься самостоятельной производственной деятельностью, отличающейся от деятельности его участников. Предметом его деятельности является предоставление услуг своим ассоциированным членам, сохраняющим экономическую самостоятельность, причем в первую очередь мелким и средним фирмам. ЕОЭИ стимулирует и координирует деятельность своих членов, облегчает для них получение заказов, содействует расширению сферы их деятельности, субсидирует расходы на научные исследования. Унификация в области хозяйственной деятельности компаний ЕС была направлена на регулирование налогообложения транснациональных компаний. В 1990 г. было принято решение об отмене двойного налогообложения ТНК, находящихся в странах ЕС. До этого ТНК уплачивали налоги в стране местоположения дочерней компании и в собственной стране. Теперь страны ЕС, в которых находятся материнские компании ТНК, либо отказываются от налогообложения прибылей, переводимых зарубежными дочерними компаниями, либо засчитывают уплаченные ими налоги при налогообложении материнских компаний. Предполагалось, что важным инструментом гармонизации права компаний станут многосторонние конвенции, заключаемые между странами-членами ЕС (на основе ст. 220 Римского договора). Однако ввиду установленной процедуры вступления конвенций в силу лишь после их ратификации в семи странах ЕС возникли затруднения с их ратификацией. В результате из-за возникновения разногласий ни одна из трех разработанных конвенций в области права компаний не была принята. В ЕС интенсивно ведется работа по формированию однородной юридической среды в области предпринимательской деятельности. Главная цель этой политики — усиление интеграционных процессов и экономической основы ЕС. Она направлена на сближение национальных законодательств, выработку единых норм в области права компаний. Создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка, предполагающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и граждан в странах ЕС, является важным стратегическим средством укрепления международных позиций стран ЕС, формирования однородной «юридической среды». 430 21.2.2. Транснационализация хозяйственных связей и образование европейских компаний Законодательство о компаниях, принятое в странах—членах ЕС, отражает результаты проводимой в рамках ЕС работы по унификации правового регулирования акционерных обществ с ограниченной ответственностью. Унификация осуществлялась в основном путем принятия Советом ЕС директив, обязывающих страны—члены ЕС при изменении национального законодательства о компаниях сохранять за ними свободу в выборе форм и методов регулирования их деятельности. Законодательство о компаниях в странах ЕС формировалось поэтапно на основе Римского договора и по мере выхода директив ЕС. Оно оформлялось принятием законов или подзаконных актов. Например, в Бельгии в период с 1961 по 1985 г. было принято семь законов о компаниях. Во Франции новые законы о компаниях принимались в 1966, 1981, 1982, 1984 гг. В Англии основным законом о компаниях является Акт о компаниях, принятый в 1985 г., объединивший акты о компаниях, изданные в 1967, 1972, 1980 и 1981 гг. Акты 1972 г. и 1980 г. предусматривали положение директив первой и второй и касались вопросов распределения полномочий, классификации компаний, образования акционерного капитала и распределения прибыли. Акт 1980 г. включал некоторые национальные требования, относящиеся в основном к деятельности директоров и осуществлению внутрифирменных сделок. Акт о компаниях 1981 г. ввел новое понятие «малая компания», которая представляет ограниченную отчетность и не должна соответствовать определенным уставным условиям. В законе о компаниях от 1985 г. содержатся основные принципы образования и деятельности фирм, причем предусматривается, что крупные публичные компании подлежат дополнительно правовому регулированию фондовой биржей. В законе устанавливается порядок регистрации компаний с ограниченной ответственностью, которые могут быть публичными или частными. Публичная компания определяется как компания, ограниченная долей участия или гарантией наличия акционерного капитала, чей меморандум утверждает, что компания является публичной и соответствует условиям регистрации такой компании. Частной считается компания, которая не является публичной. В законе 1985 г. учтены рекомендации Директивы четвертой ЕС, а также большинство положений директив седьмой и восьмой. Закон об акционерных обществах в Германии был принят в 1965 г. Затем в соответствии с Директивой третьей ЕС, относящейся к порядку слияний и поглощений компаний, в закон были внесены существенные изменения, содержащие дополнительные процедуры, касающиеся слияний акционерных обществ и защиты интересов акционеров и кредиторов слившихся компаний. В законодательстве Германии нашли также отражение директивы ЕС первая, четвертая, седьмая и восьмая, в частности, в законах от 1976 и 1981 гг. Новое законодательство о компаниях было принято в Дании и Испании в 1985 г. Необходимые поправки были внесены в действующие законы о компаниях в Греции (закон от 1962 г.) и Ирландии (закон от 1963 г.). 431 Гармонизация правовых условий образования и деятельности компаний органами ЕС осуществляется лишь в той мере, в какой это необходимо для нормального функционирования единого рынка. В некоторых вопросах было решено создать набор общих правил (например, была принята единая классификация фирм по правовому положению). Однако за странами—членами ЕС сохраняется свобода в выборе форм и методов деятельности компаний. Органы ЕС вводят единообразные правила только там, где это необходимо для ликвидации препятствий на пути свободного движения факторов производства и товаров либо для устранения факторов, нарушающих конкуренцию. Инструментом стимулирования крупного трансевропейского бизнеса по сравнению с регламентом ЕОЭИ является Устав Европейской компании. Устав Европейской компании — ЕК (Statute of a European Company — SE)* подробно регламентирует вопросы юридического статуса и служит основой унифицированного права компаний Евросоюза. Устав призван способствовать слиянию в единое целое правовых и экономических условий для эффективной деятельности европейских предприятий. Первый проект Устава Европейской компании был разработан Комиссией ЕС в 1970 г. Последний вариант был представлен в июле 1991 г. Окончательный вариант принят в 1992 г. Цель создания ЕК — активизация межнациональных хозяйственных связей в рамках ЕС и повышение конкурентоспособности западноевропейских компаний. Считается, что ЕК, учреждаемая на основе единого правопорядка, применяемого во всех странах ЕС, значительно облегчает транснациональные слияния фирм и будет содействовать образованию в рамках ЕС крупных транснациональных компаний европейского масштаба, способных конкурировать с американскими и японскими ТНК. Устав ограничивает участие в ЕК фирм третьих стран, однако предполагает, что в их состав могут войти дочерние компании фирм третьих стран, находящихся в странах ЕС. Независимо от характера деятельности ЕК должна иметь цели, направленные на получение прибыли или предпринимательского дохода. Предполагается, что ЕК создается в форме публичного акционерного общества и может быть зарегистрирована в любой стране—члене ЕС. Предусмотренный порядок образования ЕК предполагает создание групп компаний, между которыми устанавливаются отношения контроля и подчинения, причем, если ЕК является дочерней компанией (подконтрольной), то ее деятельность регулируется законодательством страны, в которой зарегистрирован ее административный центр. Структура Устава ЕК. Устав состоит из 11 частей. Часть I содержит общие положения, в которых определена правовая форма ЕК, порядок образования, минимальный капитал, порядок регист- * Устав опубликован в Бюллетене ЕС. Приложение 5/89. Commission of the European Communities, Bulletin of the European Communities, Supplement 5/89. Office for Publications of the European Communities, 1990. 432 рации, взаимоотношения между подконтрольными и контролирующими фирмами, сфера регулирования, порядок публикации документации и сведения о компании. В Уставе определено, что ЕК создается как минимум двумя компаниями разных стран—членов ЕС в форме публичного акционерного общества как наиболее распространенной и удобной организационно-правовой форме деятельности крупных фирм. Частные акционерные фирмы, желающие образовать ЕК, должны прежде стать публичными акционерными обществами. Предусматривается использование следующих трех способов создания ЕК: слияние, организация холдинга, учреждение совместной дочерней компании. Национальные публичные компании могут самостоятельно преобразовываться в ЕК, если они имеют собственные дочерние компании и филиалы в других странах ЕС. Две или несколько ЕК имеют право учредить совместную ЕК в форме холдинга или дочерней компании. Существуют ограничения участия фирм третьих стран в создании ЕК: участвовать в создании ЕК могут дочерние компании фирм третьих стран, расположенные в странах ЕС. Минимальный капитал ЕК определен в 100 тыс. ЭКЮ. Зарегистрированный офис ЕК, указанный в Уставе, должен быть местом, где находится центральная администрация. ЕК учреждается путем регистрации, определяемой законом стран-членов. Филиал ЕК, открытый в странах-участницах, кроме тех, где имеется его офис, должен быть зарегистрирован, чтобы акционеры и аутсайдеры имели полную информацию о деятельности ЕК. Часть II содержит порядок образования ЕК, изложенный в пяти разделах: общие положения, образование ЕК путем слияния, образование ЕК в форме холдинга, образование совместной дочерней компании, создание ЕК своей дочерней компании. Часть III посвящена вопросам образования акционерного капитала ЕК, порядка продажи акций, уменьшения и увеличения капитала. В ней устанавливаются права акционеров в соответствии с их взносами, порядок выпуска именных акций и акций на предъявителя, порядок выпуска и распространения обязательств. Часть IV содержит характеристику органов управления при двухзвен-ной и однозвенной структуре управления, поскольку организационная структура акционерных компаний и правомочия их органов различаются в разных странах, и установление единых норм представляет большую трудность. Например, в Англии принята однозвенная структура, предполагающая наличие только административного органа, в Германии — двухзвенная структура, включающая помимо административного еще и наблюдательный орган. Во Франции применяются обе модели. В Уставе рекомендуется использование двухзвенной структуры, но решение вопроса предоставлено самим фирмам. Предполагается четкое разделение функции управления и функции наблюдения. Причем при однозвенной структуре функцию наблюдения выполняют члены административного органа, не осуществляющие распорядительских функций. При однозвенной и двухзвенной структурах в Уставе устанавливаются общие правила для органов управления: сроки полномо- 433 чий, условия членства, право на представительство, действия, требующие исключительных полномочий, порядок разрешения конфликтов. Подробно определяются порядок проведения и компетенция общего собрания акционеров. Часть V устанавливает порядок ведения и представления годовых бухгалтерских отчетов и консолидированных отчетов, порядок аудита и публикации бухгалтерских отчетов, подготовку консолидированных годовых фирменных отчетов и их аудиторскую проверку. Часть VII определяет порядок ликвидации ЕК, включая продажу имущества, неплатежеспособность, прекращение платежей. Типам и условиям поглощения компаний и применяемому к этому законодательству посвящена часть VIII. Часть IX определяет порядок уплаты налогов. Что касается налогообложения, то Устав предусматривает подотчетность ЕК налоговому законодательству страны размещения на тех же условиях, что и для любой другой компании, а убытки ее отделений и филиалов в других странах должны вычитаться из доходов компании (чтобы избежать двойного налогообложения). Для решения наиболее спорного вопроса об участии трудящихся в управлении компанией предусмотрен компромиссный вариант, предполагающий несколько способов такого участия (по выбору самой компании): введение представителей в Наблюдательный или Административный совет компаний; создание специального комитета представителей трудящихся; заключение соглашения между учредителями компании и трудящимися. Работники компании должны быть также информированы обо всех решениях стратегического характера, касающихся перемещения предприятия, расширения его деятельности, содержания деятельности холдингов и филиалов, изменений в ее организационной структуре, прекращения или установления сотрудничества с другими компаниями. Часть X содержит санкции и порядок их применения. Принятый Устав учитывает решения КЕС по всем директивам, регулирующим деятельность фирм на территории ЕС, и в максимальной степени стыкуется с законодательствами о компаниях стран-членов. 21.2.3. Елиная промышленная политика ЕС До 90-х годов проводимая ЕС промышленная политика была направлена на сохранение или улучшение уже сложившейся отраслевой структуры, включая сельское хозяйство, угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность. Причины такого подхода были различны по странам, но в целом однотипны: сохранение традиционного облика отдельных регионов, поддержание занятости, самообеспеченность страны источниками энергии. В 1990 г. Комиссия ЕС разработала документ «Промышленная политика в открытой и конкурентной экономической среде», в котором сформулировала новые принципы промышленной политики. Их суть состоит в следующем: 434 • государства—участники ЕС и само Сообщество должны позаботиться 0 том, чтобы процесс желательных структурных сдвигов соответствовал тре • особым приоритетом должно пользоваться развитие высокотехноло 1 раздела Маастрихтского договора говорится о создании экономического • участие самого ЕС должно быть только дополняющим национальные Для ряда отраслей и сфер были разработаны программные документы, касающиеся: организации конкретных НИОКР; технической стандартизации; европейского хозяйственного права; создания единой транспортной сети, систем энергоснабжения и телекоммуникаций; переобучения на рабочем месте и др. Такие программы называют «прагматической рыночной промышленной политикой», без которой, полагаясь лишь на принцип стихийного действия рыночных сил, нельзя успешно продвигаться к поставленной цели — созданию широкого ед<
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |