Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к выбору и разработке обучающимся



2019-11-20 429 Обсуждений (0)
Требования к выбору и разработке обучающимся 0.00 из 5.00 0 оценок




конспектов НОД по математическому развитию с дошкольниками*

           

Справочно: В разнообразных учебно-методических пособиях для воспитателей дошкольных учреждений представлены конспекты НОД по математическому развитию. В них раскрыта система работы, отражаются авторская позиция и определенные подходы к решению вопросов математического развития ребенка дошкольного возраста. Одни из них строятся на традиционной методической основе, другие в большей степени насыщены современными дидактическими идеями. Педагог, таким образом, имеет возможность выбора, в процессе которого полезно руководствоваться следующими критериями:

· наличие прочного научно-теоретического фундамента, лежащего в основе методической разработки,

· соответствие современным научным концепциям математического развития и технологиям обучения ребенка,

· соответствие дидактической системе: цели, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организации работы в детском саду,

· отражение передового педагогического опыта, лучших достижений массовой практики,

· простота, практичность, конкретность.

В конспектах обычно последовательно раскрываются основные методы и приемы обучения, с помощью которых решаются задачи математического развития ребенка. Содержание конспектов составляют игровые, учебно-игровые, учебно-познавательные, познавательно-игровые ситуации; разнообразные упражнения и дидактические игры.

Наличие конспектов не означает прямого следования готовому материалу; они оставляют возможность для творческого использования разнообразных методов и приемов, дидактических средств, форм организации работы детей, тд. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные варианты из нескольких, создавать новое по аналогии с имеющимся.

Самостоятельное составление конспекта НОД требует от педагога специальных профессиональных умений и навыков:

  • отобрать и четко формулировать образовательные, развивающие, воспитательные и речевые задачи в соответствии с возрастом и уровнем математического развития детей,
  • определить сочетание и дозировку разных задач,
  • подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач,
  • выбрать форму организации НОД (комплексное, интегрированное, тд), форму организации детей, определить свое собственное место и все возможные перемещения в процессе НОД,
  • определить дидактические средства: их количество, размещение, последовательность использования,
  • продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование и последовательность,
  • продумать начало НОД, ее ход и окончание,
  • сформулировать задания и вопросы к детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей,
  • предусмотреть логику перехода от одной структурной части к другой, их примерную длительность,
  • продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания, мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к НОД,
  • предусмотреть индивидуально-дифференцированный подход к детям в ходе НОД (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий), элементы психогимнастики, физкультминутки, др.

 

ВНИМАНИЕ!

Примерная схема

составления полного, развернутого конспекта НОД по математике в детском саду.

I. Название НОД.

II. Программное содержание (перечисляются четко сформулированные образовательные, развивающие, воспитательные, речевые задачи).

III. Оборудование (наглядный материал, учебные пособия).

IV. Ход НОД (начало, основные части, окончание).

Особенности полного, развернутого конспекта.

  1. Конспект пишется от первого лица.
  2. В конспекте превалирует прямая речь.
  3. В скобках обычно проставляются:

· предполагаемые ответы детей (в отдельных случаях, если дальнейшие действия вытекают из ответа ребенка) и их действия,

· действия педагога,

· пояснения для читающего конспект, например: «Как это называется?» (Спрашиваю детей, демонстрирую модель круга).

  1. Текст конспекта максимально приближен к разговорной речи и состоит из коротких фраз, какими обычно пользуются педагоги в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Виды НОД по математическому развитию (по плану практики)

Справочно:

Комплексные НОД**: Традиционно НОД состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

- организация начала НОД, на котором сообщается тема и в некоторых случаях план НОД,

- определение готовности детей к изучению новой темы путем актуализации необходимых представлений и, в случае необходимости, повторение предыдущего материала. Математическая разминка обычно применяется со старшей группы,

- ознакомление с новыми знаниями и умениями,

- физкультминутка (обычно со средней группы),

- упражнения на закрепление и освоение знаний, умений, навыков по образцу, а также применение их в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера (в старшем дошкольном возрасте),

- подведение итогов, формулирование выводов.

Интегрированные НОД***: Используют элементы другого вида деятельности для лучшего усвоения знаний (задачи обучения направлены на решение математических задач, а к качеству выполнения дополнительно привлекаемой деятельности особых требований не предъявляется). Реализуют идею интеграции логико-математического развития дошкольников с другими направлениями их развития («междисциплинарная интеграция»): логико-математическое и экономическое развитие дошкольников; логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений; логико-математическое и речевое развитие дошкольников (разнообразные литературные средства – сказки, истории, пословицы, поговорки, в названиях которых присутствуют указания на числа - «Двенадцать месяцев», «Три поросенка»; специально сочиненные для дошкольников стихотворения, где описаны цифры, фигуры Маршак С.Я. «Веселый счет», Токмакова И. «Сколько?», - интеграция на уровне речевого творчества – сочинение историй, где рассказывается о цифрах, формах; сочинение математических загадок, пословиц); логико-математическое и физическое развитие дошкольников (составление плана пространства групповой комнаты и осуществление ориентировки по нему; освоение временных интервалов и некоторых показателей – скорости – в процессе наблюдения и участия в соревнованиях, расчет длины маршрута; счет движений, схематичная запись придуманного движения, игры); логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников (коллективная игра-конструирование, лепка, рисование).

Тематическая НОД (по сюжетам народных сказок): Объединяющим моментом является сюжет сказки, которая хорошо знакома детям. Так, сказка «Репка» в старшем возрасте может закрепить представления о сериации (упорядочивании) по величине, количественном и порядковом счете, составе числа из единиц и двух меньших чисел, развитии пространственных представлений (впереди-позади, между, тд), временных представлений (сначала-потом, затем).

*Михайлова З.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012.

**Теория и технологии развития математических представлений у детей /Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

***Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Приложение № 11

Оценочный лист профессиональных умений обучающегося  по руководству деятельностью детей в процессе организации НОД (МДК.03.04)

ФИО обучающегося _______________________________ Учебная группа______________

 

Тема НОД:

Перечень умений

Степень выраженности (отметить знаком «+»)

высокая достаточная средняя слабая отсутствует
1 Определить содержание и структуру НОД в соответствии с уровнем развития детей и их возрастом.          
2 Провести предварительную работу с детьми.          
3 Отобрать демонстрационный и раздаточный материал, отвечающий дидактическим целям.          
4 Умение разместить дидактический материал в учебной зоне.          
5 Умение организовать детей на НОД, вызвать эмоциональное отношение к ней.          
6 Использовать разнообразные и эффективные методы и приемы обучения, развивающие и воспитывающие ребенка.          
7 Умение рационально использовать ТСО на НОД.          
8 Умение направить фронтальную и индивидуальную работу на решение задач программного содержания.          
9 Умение проявлять гибкость в руководстве деятельностью детей, исходя из показателей «обратной связи» (физкультминутка, игровые приемы, дополнительные вопросы, смена формы организации, вид деятельности, дидактических средств; своевременность использования).          
10 Выбрать оптимальный темп НОД.          
11 Умение организовать поведение детей в процессе НОД.          
12 Умение осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом уровня их обучаемости, степени продвижения в усвоении программного материала, типологических особенностей, тд.          
13 Умение оценивать деятельность детей в ходе НОД.          
14 Речевая культура обучающегося - умение выражать свои мысли точно, ясно, лаконично, образно, интонационно выразительно, доступно по содержанию и форме.          
15 Умение владеть мимикой, пантомимикой, жестами.          
16 Владеть искусством постановки вопросов.          
17 Осуществлять самоанализ работы.          
18 Умение планировать дальнейшие перспективы в развитии детей.          

Резюме:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________________________ Ф.И.О. наблюдателя______________________________

Оценка обучающегося__________________________________________________________

 

 

Приложение № 12

Схема анализа НОД по математическому развитию*.

1.Какова Тема (математическое содержание) и цель НОД? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Соответствует ли логика построения НОД его цели? Какие задания преобладали – тренировочные, репродуктивные, частично-поисковые, творческие? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.Какова внутренняя структура НОД: использована ли проблемная ситуация или НОД построена на преимущественном использовании объяснительно-иллюстративного метода? Какая деятельность детей преобладала: подражательная, воспроизводящая или поисковая (продуктивная)? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Грамотно ли педагог использовал математическую терминологию, насколько четко и логично ставил вопросы? Как реагировал на ответы детей? Какие приемы организации помощи использовал? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.Как НОД спланирована и выдержана по времени? Целесообразно ли распределены виды деятельности детей, учтены ли требования к охране их здоровья? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.Как учтены индивидуальные особенности детей в группе? Как организована индивидуализация работы детей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7.Как сочетались фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации детей? Какая наглядность использовалась? Ее эстетическое оформление и действенность при формировании понятий и способов действий? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8.Удалось ли педагогу установить контакт со всеми детьми в группе? Какими приемами осуществлял коррекцию их действий, создавал ситуацию успеха, реализовывал свое сотрудничество с детьми и детей между собой? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9.Какие моменты НОД показались наиболее удачными? Не совсем удачными? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10.Каков итог НОД? Какие рекомендации можно дать по улучшению методики проведения НОД в будущем? _________________________________________________________________________

*Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014.

Схема самоанализа НОД по математическому развитию*.

       Для проведения самоанализа необходимо сравнить логику запланированных действий (конспект НОД) с логикой проведения реального НОД.

       Вы можете провести самоанализ, ориентируясь на такие вопросы:

  1. Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Что не учтено при планировании НОД, что заставило отступить от запланированных действий? Какие моменты оказались неожиданными?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Достигло ли НОД запланированной цели? Как это можно определить (по ответам детей, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и желанию выполнять задания)? Если не достигло, то почему? Какую часть НОД удалось реализовать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На какие вопросы или ответы детей Вы не смогли отреагировать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Были ли допущены речевые ошибки, неточности, неудачно сформулированные вопросы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие профессиональные достижения Вы отмечаете по результатам НОД?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие выводы Вы сделали?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы оцениваете организацию и проведение НОД (по пятибалльной системе).

__________________________________________________________________________



2019-11-20 429 Обсуждений (0)
Требования к выбору и разработке обучающимся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к выбору и разработке обучающимся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)