Оформление рекомендаций для родителей по вопросам речевого развития детей
(тема – по выбору студента)
Формирование грамматики (овладение морфологией, синтаксисом, способами словообразования) - часть общего речевого развития Морфология - умение изменять слова (все части речи: существительные, глаголы, прилагательные) по родам (жен., муж., сред.: девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло), числам (един., множ.: дом – дома, мак - маки), падежам (кот, кота, коту,…). Синтаксис - овладение предложениями разных типов: простыми(Весной распускаются почки на деревьях.) и сложными (Когда наступит лето, мы отправимся путешествовать. Мы любим детский сад, потому что в нём много друзей). Словообразование (знакомство с разными способами): с помощью суффиксов (учить - учитель), приставок (шёл - перешёл, зашёл), смешанным способом (перелесок), соединением двух основ (карие глаза – кареглазый, розовые щёки - розовощёкий). Причины детских грамматических ошибок: · сложность грамматической системы (особенно морфологии) · наличие исключений из правил в русском языке; · неблагоприятная речевая среда (ошибки в речи окружающих); · педагогическая запущенность; · особенности возраста (развитие внимания, памяти, мышления) и др. Наиболее типичные грамматические ошибки дошкольников:
· изменение рода существительных (синяя платье, большой яблок); · употребление несклоняемых существительных (на пальте, кофеем); · неправильные окончания имён существительных (книгов, матрёшков; в лесе, в носе); · образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (котёнки, свинёнки, ягнёнки); · образование глагольных форм (ехай, положь, искай; махаю, плакаю); · неправильная форма причастий (нарисоватая, слломатая. оборватая); · образование сравнительной степени прилагательных (поглубенее, молодее); · склонение числительных (с двумями, двое домов, два ромашка); · употребление предлогов в сложных предложениях (Как мы пришли с прогулки, было уже поздно). Необходимо учитывать: - овладение грамматикой осуществляется на основе познавательного развития детей в разных видах деятельности; - велика роль общения детей со взрослыми, грамотная речь которых является образцом для подражания; - легче предупредить грамматические ошибки, чем исправлять их (следует во время чтения, в повседневной жизни обращать внимание детей на сложные грамматические формы, неоднократно повторять их); - необходимо, заметив ошибку в речи ребёнка, не повторяя (!) её, тактично исправить, 2-3 раза назвать верный вариант, произнести его вместе с ребёнком, предложить повторить: - в младшем дошкольном возрасте взрослый, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание (ребёнок: ложков, чашков…; взрослый: «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек»); старших дошкольников надо учить слышать ошибки, самостоятельно исправлять их («Ты неверно изменил слово…, подумай, как сказать правильно»); - следует постепенно приучать детей оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи. Приёмы формирования грамматически правильной речи: образец, объяснение, указание, сравнение, повторение, подсказка, привлечение детей к исправлению ошибки, напоминание верного варианта слова, игровая ситуация (игра с Незнайкой, другим игровым персонажем), вопросы подсказывающего и оценочного характера, создание проблемной ситуации (в старшем дошкольном возрасте: «Представьте, вы ожидаете гостей, отправляетесь в магазин и покупаете много…Конфеты вы положите в …, сахар в…, сухари в…, масло в…, варенье …?») .
Рекомендуемые игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи · «Чего не стало?» (матрёшек, яблок, варежек, блюдец, чулок, носков… ) · «Назови детёнышей» (домашних и известных по сказкам диких животных: у лисы – лисята, у медведицы – медвежата, у волчицы – волчата…, у козы – козлята, у кошки – котята, у свиньи – поросята, у лошади – жеребята…) · «Один - много» (один гриб – много грибов, одна газета – много газет, одна кепка – много кепок, одно облако – много облаков…) · «Назови ласково» (заяц – зайка, зайчонок, зайчишка, заинька, заюшка; лампа – лампочка, лист – листик, нога – ножка, ноженька…) · «Большой - маленький» (большая комната – маленькая комнатка, большая книга – маленькая книжка, книжечка, книжонка…) · «Оля в магазине» (для приёма гостей ей нужны: для чая – чайник, для кофе – кофейник, молока – молочник, сухарей – сухарница, печенья – блюдо, масла - , конфет - , селёдки -, супа - …) · Старший дошкольный возраст · «Назови звериную семейку» (лиса – лис – лисята; коза – козёл – козлята, корова – бык – телята, овца – баран – ягнята, лошадь – конь- жеребята…) · «Скажи наоборот» (далёкий – близкий, широкий – узкий, аккуратный – неряшливый, ленивый – трудолюбивый…) · «Назови детёнышей» (экзотических стран: у льва – львята, у жирафа -…, у бегемота - …, у пантеры - …) · «Назови профессию» (пианист – пианистка, учитель – учительница, врач -…, кассир - …, библиотекарь - …,) · «Умные машины» (хлеб режет – хлеборезка, мясо рубит – мясорубка, снег убирает – снегоуборочная ашина, молоко возит – молоковоз, пыль сосёт – пылесос…) · «Отвечай, не ошибись» (с мячом: небо – чистое, высокое, голубое…; погода – пасмурная, весенняя…; снег – белый,…) · «Продолжи предложение» (Доктор пришёл к больному, который…; потому что…; когда…) · «Продолжи слово» (теле-, ведущий, передача…; электро-…; радио-…, видео) Приложение № 9
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |