Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оформление рекомендаций для родителей по вопросам речевого развития детей



2019-11-20 268 Обсуждений (0)
Оформление рекомендаций для родителей по вопросам речевого развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок




(тема – по выбору студента)


Примерное
содержание текста рекомендаций для родителей по теме                          
«Формирование грамматически правильной речи дошкольников»

Формирование грамматики  (овладение морфологией, синтаксисом, способами словообразования)  - часть общего речевого развития

Морфология - умение изменять слова (все части речи: существительные, глаголы, прилагательные) по родам (жен., муж., сред.: девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло), числам (един., множ.: дом – дома, мак - маки), падежам (кот, кота, коту,…).

 Синтаксис - овладение предложениями разных типов: простыми(Весной распускаются почки на деревьях.) и сложными (Когда наступит лето, мы отправимся путешествовать. Мы любим детский сад, потому что в нём много друзей).

Словообразование (знакомство с разными способами): с помощью суффиксов (учить - учитель), приставок (шёл - перешёл, зашёл), смешанным способом (перелесок), соединением двух основ (карие глаза – кареглазый, розовые щёки - розовощёкий). 

 Причины детских грамматических ошибок:

· сложность грамматической системы (особенно морфологии)

· наличие исключений из правил в русском языке;

· неблагоприятная речевая среда (ошибки в речи окружающих);

· педагогическая запущенность;

· особенности возраста (развитие внимания, памяти, мышления) и др.

Наиболее типичные грамматические ошибки дошкольников:

 

· изменение рода существительных (синяя платье, большой яблок);

· употребление несклоняемых существительных (на пальте, кофеем);

· неправильные окончания имён существительных (книгов, матрёшков; в лесе, в носе);

· образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (котёнки, свинёнки, ягнёнки);

· образование глагольных форм (ехай, положь, искай; махаю, плакаю);

· неправильная форма причастий (нарисоватая, слломатая. оборватая);

· образование сравнительной степени прилагательных (поглубенее, молодее);

· склонение числительных (с двумями, двое домов, два ромашка);

· употребление предлогов в сложных предложениях (Как мы пришли с прогулки, было уже поздно).

Необходимо учитывать:                                                                                                                             

- овладение грамматикой осуществляется на основе познавательного развития детей в разных видах деятельности;                                                                                                                  

- велика роль общения детей со взрослыми, грамотная речь которых является образцом для подражания;                                                                                                                                                 

- легче предупредить грамматические ошибки, чем исправлять их (следует во время чтения, в повседневной жизни обращать внимание детей на сложные грамматические формы, неоднократно повторять их);                                                                                                              

- необходимо, заметив ошибку в речи ребёнка, не повторяя (!) её, тактично исправить, 2-3 раза назвать верный вариант, произнести его вместе с ребёнком, предложить повторить:

- в младшем дошкольном возрасте взрослый, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание (ребёнок: ложков, чашков…; взрослый: «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек»); старших дошкольников надо учить слышать ошибки, самостоятельно исправлять их («Ты неверно изменил слово…, подумай, как сказать правильно»);

- следует постепенно приучать детей оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи.       

Приёмы формирования грамматически правильной речи:

 образец, объяснение, указание, сравнение, повторение, подсказка, привлечение детей к исправлению ошибки, напоминание верного варианта слова, игровая ситуация (игра с Незнайкой, другим игровым персонажем), вопросы подсказывающего и оценочного характера, создание проблемной ситуации (в старшем дошкольном возрасте: «Представьте, вы ожидаете гостей, отправляетесь в магазин и покупаете много…Конфеты вы положите в …, сахар в…, сухари в…, масло в…, варенье …?») .

                     

Рекомендуемые игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи
Младший, средний дошкольный возраст

· «Чего не стало?» (матрёшек, яблок, варежек, блюдец, чулок, носков… )

· «Назови детёнышей» (домашних и известных по сказкам диких животных: у лисы – лисята, у медведицы – медвежата, у волчицы – волчата…, у козы – козлята, у кошки – котята, у свиньи – поросята, у лошади – жеребята…)

· «Один - много» (один гриб – много грибов, одна газета – много газет, одна кепка – много кепок, одно облако – много облаков…)

· «Назови ласково» (заяц – зайка, зайчонок, зайчишка, заинька, заюшка; лампа – лампочка, лист – листик, нога – ножка, ноженька…)

· «Большой - маленький» (большая комната – маленькая комнатка, большая книга – маленькая книжка, книжечка, книжонка…)

· «Оля в магазине» (для приёма гостей ей нужны: для чая – чайник, для кофе – кофейник, молока – молочник, сухарей – сухарница, печенья – блюдо, масла - , конфет - , селёдки -, супа - …)

· Старший дошкольный возраст

· «Назови звериную семейку» (лиса – лис – лисята; коза – козёл – козлята, корова – бык – телята, овца – баран – ягнята, лошадь – конь- жеребята…)

· «Скажи наоборот» (далёкий – близкий, широкий – узкий, аккуратный – неряшливый, ленивый – трудолюбивый…)

· «Назови детёнышей» (экзотических стран: у льва – львята, у жирафа -…, у бегемота - …, у пантеры - …)

· «Назови профессию» (пианист – пианистка, учитель – учительница, врач -…, кассир - …, библиотекарь - …,)

· «Умные машины» (хлеб режет – хлеборезка, мясо рубит – мясорубка, снег убирает – снегоуборочная ашина, молоко возит – молоковоз, пыль сосёт – пылесос…)

· «Отвечай, не ошибись» (с мячом: небо – чистое, высокое, голубое…; погода – пасмурная, весенняя…; снег – белый,…)

· «Продолжи предложение» (Доктор пришёл к больному, который…; потому что…; когда…)

· «Продолжи слово» (теле-, ведущий, передача…; электро-…; радио-…, видео)

Приложение № 9



2019-11-20 268 Обсуждений (0)
Оформление рекомендаций для родителей по вопросам речевого развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оформление рекомендаций для родителей по вопросам речевого развития детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)