Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие перестроечного кинематографа



2019-11-13 423 Обсуждений (0)
Развитие перестроечного кинематографа 0.00 из 5.00 0 оценок




Факультет Санкт-Петербургская школа

Социальных и гуманитарных наук

Кафедра сравнительного литературоведения и лингвистики

Курсовая работа

На тему «Эпоха Перестройки в кинематографе конца 1980-х - начала 1990-х»

«The Epoch of Perestroika in the Cinema of the Late 1980s - Early 1990s»

Регистрационный номер _________

Процент авторского текста __________

Оценка научного руководителя __________

Выполнила:

Студентка 2 курса

Чванова Н.______________

 

Научный руководитель:

Савицкий Станислав Анатольевич

 

 

Санкт-Петербург

2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. Анализ хроноизмерений изнутри. 6

1.1. Введение. 6

1.2. Развитие перестроечного кинематографа. 6

Глава II. Культурная идентичность отечественного кинематографа периода 80х-90х годов 20го века. 11

1.1. Вступление. 11

1.2. 1987 год. 12

1.2. 1988-1989 года. 15

1.3. 1990-1991 года (Предисловие) 16

1.4. 1990-1991 года. 17

1.5. Выводы к главе. 20

Глава III. Выявление новой киноэстетики. 22

1.1. Вступление. 22

1.2. Кинограмматика отечественного перестроечного кино. 22

1.3. Киноэстетика отечественного перестроечного кино. 23

1.4. Выводы к главе. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ.. 30

СПИСОК КИНОМАТЕРИАЛОВ.. 31

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

1985 – 1991 года играют большую роль в отечественной истории. Некоторые проблемы, которые этот период повлек за собой остаются нерешенными до сих пор. 26-27 января 1987 года на пленуме ЦК КПСС[1]  Генеральный секретарь Михаил Горбачёв выступил с речью, ставшей точкой отсчёта для эпохи Перестройки. В роли главного рычага преобразования было выбрано «ускорение социально-экономического развития страны» [2], а для реконструкции общественно-политической сферы была принята «политика гласности» [3].

Каждый человек, проживший время перестройки в России, воспринимает её по-своему. Это время не прошло бесследно, оно оставило след не только в истории страны, но и в судьбах её граждан. Перестройка стала не просто государственным переворотом или, проще говоря, сменой власти. Она кардинально изменила как общественный строй, так и его идеологические ориентиры.

Несомненно, одно из наибольших влияний перестройка оказала на развитие культуры и искусства. Андрей Тарковский считал, что кино - это запечатлённое время. Как мне кажется, это определение максимально точно подходит для описания направленности кинематографа 1985-1991 годов. Практически все фильмы, снятые за этот период, напрямую или косвенно отражают все плюсы и минусы своей эпохи.

Оковы цензуры были сняты. На экраны стали выпускать фильмы, ранее запрещённые к прокату, такие как: «Тема» Г.Панфилова, «Проверка на дорогах» А.Германа, «Долгие проводы» К.Муратовой и другие[4]. Стало появляться невероятное количество остросоциальной кинодокументалистики. Большинство художественных фильмов сводилось к экранной «чернухе». Более не существовало ничего запретного. Новая киноэстетика должна была стать прорывом, но всё, что появлялось на экранах выражало, по большей части, лишь пессимистическое настроение, охватившее всю страну.

Целью моего исследования является выведение критериев новой киноэстетики и избавление от стигматизации идентичности кинематографа эпохи перестройки.

Поставленная же цель определяет задачи, возникших передо мной в начале работы:

1. Формирование хронологии развития перестроечного кинематографа

2. Выявление признаков культурной идентичности отечественного кинематографа, характерных для периода 80х-90х годов 20го века

3. Выявление основных ориентиров перестроечной киноэстетики

 

 


 

Глава I.  Анализ хроноизмерений изнутри

Введение

 

Началом моего исследования стало создание наглядной хронологии и выявление ключевых картин, приходящихся на определённый отрезок времени. За точку отсчёта был принят 1987 год в силу того, что в моем понимании действительно новый этап в жизни страны начался после январского пленума ЦК КПСС.

 Отбор фильмов происходил по двум основным критериям: в кадре должен был быть отображён период эпохи Перестройки, и картина должна была быть из числа тех, что при выходе на экраны вызывали широкий общественный резонанс.

Развитие перестроечного кинематографа

 

По итогу было отобрано 35 фильмов. Список отобранных картин:

1. «Соблазн» (1987, авт. сцен. Ю.Клепиков, реж. В.Сорокин)

2. «Единожды солгав» (1987, авт. сцен. А.Инин, В.Бортко, реж. В.Бортко)

3. «Забытая мелодия для флейты» (1987, авт. сцен, Э.Брагинский, Э.Рязанов)

4. «АССА» (1987, авт. сцен. С. Ливнев, С. Соловьёв, реж. С. Соловьёв)

5. «Забавы молодых» (1987, авт. сцен. В. Мережко, реж. Е. Герасимов)

6. «Трагедия в стиле рок» (1988, авт. сцен, и реж. С.Кулиш, комп. С.Курёхин)

7. «Куколка» (1988, авт. сцен. И.Агеев, реж. И.Фридберг)

8. «Комментарий к прошению о помиловании» (1988, авт. сцен. Ю.Щекочихии, И.Туманян, реж. И.Туманян)

9. «Дорогая Елена Сергеевна» (1988, авт. сцен. Л.Разумовская при уч. Э.Рязанова, реж. Э.Рязанов)

10. «Меня зовут Арлекино» (1988, авт. сцен. и реж. В. Рыбарев)

11. «Игла» (1988, авт. сцен. А.Баранов, Б.Килибаев, реж. Р.Нугманов)

12. «Жена керосинщика» (1988, авт. сцен. и реж. А.Кайдановский)

13. «Город Зеро» (1988, авт. сцен. К. Шахназаров, А. Бородянский, реж. К. Шахназаров)

14. «Фонтан» (1988, авт. сцен. В.Вардунас, реж. Ю. Мамин)

15. «Воры в законе» (1988, авт. сцен. и реж. Ю. Кара)

16. «Маленькая Вера» (1988, авт. сцен. М. Хмелик, реж. В. Пичул)

17. «Слуга» (1989, авт. сцен. А. Миндадзе, реж. В. Абдрашитов)

18. «СЭР» (1989, авт. сцен, и реж. С.Бодров)

19. «Интердевочка» (1989, авт. сцен. В.Кунин, реж. П.Тодоровский)

20. «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989, авт. сцен. и реж. С. Соловьёв)

21. «Сатана» (1990, авт. сцен. и реж. В.Аристов),

22. «Палач» (1990, авт. сцен. С.Белошников, реж. В.Сергеев)

23. «Ребро Адама» (1990, авт. сцен. В. Кунин, реж. В.Криштофович)

24. «Такси-блюз» (1990, авт. сцен. и реж. П. Лунгин)

25. «Ленинград. Ноябрь» (1990, авт. сцен. Р. Литвинова, реж. О. Морозов)

26. «Панцирь» (1990, авт. сцен. И.Алимпиев при уч. П.Кожевникова, реж. И.Алимпиев)

27. «Духов день» (1990, авт. сцен М. Коновальчук, С. Сельянов, реж. С.Сельянов)

28. «Бакенбарды» (1990, авт. сцен. В.Лейкин, реж. Ю.Мамин)

29. «Нелюбовь» (1991, авт. сцен. Р.Литвинова, реж. В.Рубинчик)

30. «Улыбка» (1991, авт. сцен. С.Попов, Д.Лазарев, реж. С.Попов)

31. «Любовь» (1991, авт. сцен. и реж. В.Тодоровский)

32. «Нога» (1991, авт. сцен. Н. Кожушаная, реж. Н. Тягунов)

33. «Афганский излом» (1991, авт. сцен. Л. Богачук, реж. В. Бортко)

34. «Облако - рай» (1991, авт. сцен. Г.Николаев, реж. Н.Досталь)

35. «Небеса обетованные» (1991, авт. сцен. Г.Альтман, Э.Рязанов)

 

В соответствии с годом выпуска, они были рассортированы по пяти подгруппам. На рисунке 1 можно увидеть наглядное распределение ключевых картин в соответствии с хронологией:

 

                   
       

 

 


1987           1988            1989       1990          1991

(Рис. 1)

 

Наглядно видно, что именно на 1988 год пришелся первый «взрыв» кинематографа. Это объясняется тем, что это стало первым глотком свободы и бесцензурья. Режиссеры, ещё обладая спонсорством со стороны госкино, принялись снимать фильмы, которые я бы отнесла к категории околосоветских. По той причине, что новая киноэстетика ещё не была сформирована, но уже начинала корнями прорастать в кинематографе. Большинство картин лишь переосмысливают происходящее в стране советов. В отличие от картин 90х годов, они не консервируют время и происходящие смены в обществе. Они лишь отражают советскую действительность, которую теперь разрешили показать без прикрас. И лишь некоторые картины на примере молодых людей отражают то, как Перестройка начала менять советских людей.

Следующий «кино-бум» происходит непосредственно в 90х годах. Это время стало знаковым. Появилась новая киноэстетика, а деньги же госкино закончились. Режиссеров же перестала интересовать «правдивая картина советского общества» и стала привлекать социальная драма, происходившая повсеместно. Мне крайне нравится мнение Андрея Тарковского о том, что кино – это запечатленное время. Так вот картины 90х годов – это законсервированное время, красиво разложенное по банкам. И само понятие «красиво» не обязательно действительно отражает некую красоту. Многие картины вызывают отвращение. Признаюсь честно – для меня просмотр именно этого периода стал наиболее болезненным. Осознание того хаоса, что происходил кругом в то время, осознание того, что люди – это лишь стадо коров, которое можно бросить и забыть.

1.3. Выводы к главе

 

Хронология развития перестроечного кинематографа такова, что она движется в виде синусоиды. Как и везде существуют взлеты и падения. В данном аспекте их причиной является наличие спонсорства со стороны госкино. Как только в 1989 году средства кончились – произошел резкий спад. И именно с появлением стороннего финансирования произошел подъем в киноискусстве. Можно сказать, что новой киноэстетике было необходимо стороннее спонсорство, либо его отсутствие вообще. Ярким примером такого служит картина «Улыбка». Целиком и полностью проспонсированная на деньги самого режиссера и его команды.

 


 

 



2019-11-13 423 Обсуждений (0)
Развитие перестроечного кинематографа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие перестроечного кинематографа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)