Подготовительная группа
ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «СВЕТОФОРИК»
Содержание программы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Воркуты и поселка Воргашор. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Основные направления работы по программе: Профилактическое: - Обеспечение знаний о транспортной среде города, поселка; -Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»; -Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий. Организационное: - Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД); -Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики; -Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий; -Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов. Актуальность: Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому мы посчитали - необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей. Педагогическая целесообразность: Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. Цель программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города и поселка. Задачи: 1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов. 2. Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме. 3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. 4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения. 5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге. 6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей. Принципы организации образовательного процесса: - Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем. - Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. - Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. - Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе. - Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников. - Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей. - Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Срок реализации программы: 3 года.
Формы и режим занятий: Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют: - ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; - привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Рис.1 Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге Методы и технологии, применяемые в работе с детьми: - Интерактивный метод обучения. - Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций. - Личностно-ориентированная технология. - Технология игрового обучения. - Метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей и педагогов: - Обсуждение разных точек зрения. - Решение проблемных задач семейного воспитания. - Ролевое проигрывание ситуаций. - Тренинговые игровые упражнения и задания. - Анализ родителями и педагогами поведения ребенка. - Обращение к опыту родителей.
Направления работы сотрудников ДОУ по реализации программы: 1. Заведующий: - Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива; - Проведение инструктажей; - Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.). 2. Старший воспитатель: - Определение места системы обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями. - Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды: - Уголки безопасности в группах; - Информационные стенды для родителей; - Площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада). 3. Воспитатель: - Создание условий для обучения детей ПДД в группах: -Оформление уголков безопасности. -Подбор литературы, фотографий по ПДД. -Изготовление атрибутов к играм. - Взаимодействие с родителями. 4. Медицинские работники: - Участие в оценке образовательной работы в дошкольном учреждении с точки зрения состояния здоровья детей. 5. Музыкальный руководитель: - Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД. - Подбор музыкальных произведений. 6. Инструктор по физкультуре: - Помощь в организации предметно-развивающей среды. -Участие в праздниках, развлечениях по ПДД. - Проведение подвижных игр с детьми по ПДД. 7. Младший воспитатель: - Помощь в организации предметно-развивающей среды. - Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.
Ожидаемые результаты Образовательный: - Овладение базовыми правилами поведения на дороге. - Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации. - Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге. - Развитие творческих способностей. - Формирование устойчивого познавательного интереса. Воспитательный: - Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой. - Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Социальный: - Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам. - Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в середине и конце учебного года. - Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов. - Участие в соревнованиях.
РАЗДЕЛ 2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения Тематическое перспективное планирование деятельности по ПДД Программа составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». Работа проводится на занятиях познавательного цикла, развития речи и в повседневной жизни детей. В зависимости от формы организации работа проводится в первую или вторую половину дня: занятия, подвижные или развивающие игры, экскурсии - в I половину дня; воIIполовину - беседы, рассматривание картин, творческие игры, чтение художественной литературы, развлечения.
Длительность непосредственно образовательной деятельности: • 1 младшая группа - 10 минут, • 2 младшая группа - 15 минут, • Средняя группа - 20 минут, • Старшая группа - 25 минут, • Подготовительная группа – 30 минут. Всего НОД: • 1 младшая группа - 9 • 2 младшая группа - 14 • Средняя группа - 15 • Старшая группа - 16 • Подготовительная группа – 16 Данные НОД направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах поселка. Образовательные ситуации в совместной деятельности, осуществляются 2-3 раза в месяц (с периодическим повтором). Всего мероприятий: • 1 младшая группа - 19 • 2 младшая группа - 20 • Средняя группа - 24 • Старшая группа - 25 • Подготовительная группа - 25
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: 1. ФЭМП, где детей учат различать различные направления вперёд, назад, сзади, налево (слева), направо (справа), развивают ориентировку в пространстве. 2. Изобразительная деятельность, где дети рисуют улицы, различные виды транспорта, где закрепляют названия разных частей автомобиля. 3. Физкультура, где обучение правилам дорожного движения осуществляется через подвижные игры.
Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей: 1. изодеятельность - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала; 2. ознакомление с художественной литературой - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок; 3. физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток, игротренингов. 4. ознакомление с окружающим - рассматривание ситуаций в контексте различных природных проявлений, ориентировка на местности, история транспорта. Общие задачи 1. Развивать мыслительную деятельность детей; 2. Формировать культуру поведения в условиях дорожного движения; 3. Стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения; 4. Формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения; 5. Научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах поселка 6. Воспитывать культуру поведения.
Средства обучения 1. Иллюстративный материал: Ø «Дети на прогулке» Ø «Как зайка дорогу перебегал» Ø «Как звери на велосипеде катались» Ø «Малыши и улица» Ø «Как медвежата в хоккей играли на дороге» Ø «Кто нарушитель» Ø «Перекрёсток» Ø «Улицы города» Ø «Виды перекрёстков» Ø «Место для игр и отдыха» и т.д. 2.Художественная литература: Ø Б.Житков «Светофор» Ø В.Клименко «Зайка велосипедист» Ø С.Михалков «Моя улица» Ø В.Клименко «Происшествие с игрушками» Ø В.Клименко «Кто важнее всех на улице» Ø А.Дорохов «Перекрёсток» Ø А.Северный «Три чудесных цвета» Ø В.Белоусов «Пленники добрых знаков»
3.Оборудованные уголки безопасности: Ø Макеты улиц посёлка Ø Дорожно - сигнальные знаки (в соответствии с возрастными особенностями детей) Ø Дидактические игры Ø Автоплощадки на участке ДОУ (1) и в помещении (1) с нанесёнными разметочными линиями. Ø Атрибутика для сюжетно - ролевой игры
Младшая группа
Задачи: 1. Учить различать виды наземного транспорта (легковой, пассажирский - перевозит людей, грузовой - грузы). 2. Формировать представления об улице, её основных частях (по дороге едут машины, по тротуару ходят люди). 3. Дать первоначальные знания о сигнализации светофора (красный, зелёный) Уровни освоения программы Высокий. Ребёнок научился различать легковые и грузовые машины, называет части автомобиля: кабину, колёса, окна, двери. Различает цветовые сигналы светофора: красный и зелёный, действует соответственно его сигналу. Проявляет интерес к труду водителя. Отвечает на вопросы воспитателя: «Кто управляет автомобилем?», «Где едут машины?» и т.д.
Средний. В ответ на просьбу взрослого показывает и не всегда называет легковые и грузовые машины, называет некоторые более яркие части автомобиля. Совместно с педагогом называет цветовые сигналы светофора. Эпизодически проявляет интерес к труду водителя.
Низкий. По просьбе взрослого ребёнок показывает легковые и грузовые автомобили, части машины. НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Младшая группа
Задачи: 1. Формировать представления об элементарных правилах дорожного движения, навыках культурного поведения на дороге (знать место перехода для пешеходов, сигналы светофора (красный, зелёный), не спешить, быть внимательным. 2. Дать первоначальные знания о дорожных знаках (стоп, переход, стоянка, остановка, больница, телефон, пункт питания). 3. Дать первоначальные знания о движении на дорогах: двустороннее. 4. Продолжать учить различать виды наземного транспорта.
Уровни освоения программы Высокий. Ребёнок различает и называет транспортные средства: автобус, легковой и грузовой автомобиль, самостоятельно рассказывает об их назначении. Различают проезжую часть дороги и тротуар, пешеходный переход. Устанавливают простейшие причинно-следственные связи в окружающем (в светофоре загорелся зелёный свет - и лишь после этого люди стали переходить дорогу). Понимают назначение цветовых сигналов светофора. Узнают и называют элементарные дорожные знаки (стоп, переход, больница, пункт питания, стоянка, остановка, телефон) и объясняют их назначение. По примеру воспитателя отражать в игре знания правил дорожного движения. Средний. Ребёнок различает и называет транспортные средства и рассказывает об их назначении. Под руководством взрослого называет и показывает проезжую часть дороги, тротуар, пешеходный переход. Понимает назначение цветовых сигналов светофора. Называет большинство дорожных знаков.
Низкий. В ответ на просьбу взрослого показывает и называет транспортные средства, части дороги, рассказывает о назначении цветовых сигналов светофора. Называет некоторые дорожные знаки.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Средняя группа
Задачи: 1. Продолжать учить различать разные виды наземного транспорта. Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный. 2. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. 3. Расширять представления о движении на дороге новыми сведениями: одностороннее и двустороннее движение, перекрёсток. 4. Уточнять знания о назначении светофора. Познакомить детей со значением жёлтого сигнала. 5. Дополнить представления детей о дорожных знаках: автозаправочная станция, катание на велосипеде запрещено, дети. 6. Дать первоначальные представления о правилах езды на велосипедах.
Уровни освоения программы Высокий. Ребёнок знает правила дорожного движения, рассказывает о назначении всех цветов светофора, объясняет правила поведения пешеходов, обязанности пассажиров. Ребёнок знает (различает и правильно называет) разные виды общественного транспорта. Свободно оперирует понятиями «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «тротуар», «перекрёсток». Различает, правильно называет и объясняет назначение ранее изученных дорожных знаков и новых: «катание на велосипеде запрещено», «автозаправочная станция», «дети». Отражает в сюжетно-ролевой игре разнообразные сюжеты.
Средний. Самостоятельно называет сигнализацию светофора, рассказывает о её назначении. Совместно с воспитателем называет правила дорожного движения, объясняет правила поведения пешеходов, обязанности пассажира. Называет большинство дорожных знаков. Называет некоторые виды общественного транспорта.
Низкий. Знает сигнализацию светофора, её назначение. Объём представлений о правилах дорожного движения незначителен. Называет некоторые дорожные знаки.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |