Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономический рост и эффективность про-ва.



2019-11-20 190 Обсуждений (0)
Экономический рост и эффективность про-ва. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эк-кий рост – процесс расширения производств. возм-стей страны, роста потенц. ВВП. Эк-кий рост проявляется как долгосрочная тенденция к увеличению таких пок-лей как ВВП, ВНП на душу насел.

Эффективность производства – отношение результатов производства к затратам.

 Для хар-ки эк-го роста исп-ются показатели: объем ВВП и ВНП на душу насел.; а также показатели эфф-сти (результаты : затраты):

1) Эфф-сть труда – пок-ели производит-сти труда (выработка (объем валовой пр-ции : среднесписоч. числ-сть работающих) и трудоемкость (время, затраченное на пр-во ед-цы пр-ции : объем валовой пр-ции));

2) Эфф-ст исп-ния осн. фондов (капиала): фондоотдача (объем продажи : стоимость осн. фондов) и фондоемкость – обратный показатель;

3)Эфф-сть исп-ния сырья и мат-лов: материалоотдача (кол-во единиц пр-ции : мат. затраты) и материалоемкость (мат. затраты : кол-во единиц пр-ции);

4)Рентаб-сть - доход-сть, прибыльность, пок-ль эк-кой эфф-сти деят-сти предпр-ия, отражающие конечные рез-ты хоз. деят-сти (прибыль : затраты); если например рентаб-сть=10%, то это значит, что вбросили в пр-во 1 руб., а полчили 1,10 руб.

Виды экономического роста:

1.Экстенсивный - реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса.

2.Интенсивный - определяется совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала.

    Факторы экономического роста:

1)Факторы предложения:

-кол-во и кач-во природных ресурсов

-кол-во и кач-во трудовых ресурсов

-объем основного капитала

-технология про-ва

2) фактор спроса (должен быть спрос)

3)фактор распределение (оптим.размещение производств)

   К ф-рам, способствующим росту эфф-сти пр-ва, отн.: ускорение НТП, исп-ние в пр-ве достижений науки и передовых технологий; структурная перестройка хоз-ва; освоение совр. менеджмента; развитие специализации и кооперации; исп-ние выгод междунар. разделения труда.

Виды эффективности:

1) экономическая эффективность – отношение производимого продукта к издержкам. Осн. фактором повышения эк-кой эфф-сти явл. разделение труда, специализация и развитие технологии. Разделение труда – качественная дифференциация труд. деят-сти в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Общ. разделение труда - относительное обособление различных видов хоз. деят-сти людей, специализация раб-ка на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной труд. операции.

2) соц.эффективность- соответствие результатам производства целям общества, напр., достижение полной занятости, снижение числа бедных.

В ЭТ часто применяется определение эфф-сти по Парето – ситуация, когда невозможно увеличить пр-во одного товара не уменьшив пр-во другого товара. Точки, лежащие на кривой производств. возм-стей, явл. эффективными по Парето, поскольку в них невозможно увеличить выпуск одного товара, не уменьшив выпуск другого.

 

 

 

Рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура.

Рынок- форма координации связей м/д производителями и потребителями, на основе свободного ценообр-ия (без вмеш-ва гос-ва).

Условия возникновения рынка:

1)Общественное разделение труда: внутри общ-ва и внутри предпр-ия.

2)специализация работников - профессиональное разделение труда.

Функции рынка:

1) информационная (инф-ция снабжает субъектов рын. отношений оперативными сведениями об уровне цен, о спросе на товары, о том, какие ресурсы исп-вать при пр-ве и т.д., позволяя принимать тактически и стратегически верные решения, важнейший источник инф-ии: цены);

2) стимулирующая (рынок стимулирует НТП. Конкуренция заставляет производителей улучшать кач-во, снижать издержки и т.д.);

3) коммуникативная (связь обособленных производителей и потребителей, возможность согласованно действовать)

4) распределительная.

Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность (права принадлежат конкретному лицу или группе лиц), свободное ценообразование, конкуренция (способ организации рынка: совершенная и несовершенная).

Структура рынка - внутреннее строение отдельных элемен­тов рынка.

Классификация  рынка:

1)По объектам купли-продажи:

- Рынок товаров (рынок потребит. благ, производств.-тех. товаров, мат ресурсов, рынок земли, инф. рынок, инновац.);

 - Фин. рынки: рынок краткоср. ссуд, инвестиц. рынок (долго- и среднеср. ссуд, ценных бумаг);

 - Рынки труда: рынки разных специальностей и рыноки разного уровня квалификации

 - Рынок услуг.

2)по типу конкуренции

-рынки совершенной конкуренции,

-несовершенной конкуренции.

3) по территориальному признаку:

-местные (ограничивается одним или неск-кими районами страны),

- региональный ,

 -национальные (ограничивается одним или неск-кими районами страны),

-мировые ( все страны мира).

4)по степени насыщенности:

-равновесные (спрос и предложение примерно совпадают),

 -дефицитные (спрос превышает предложение),

 -избыточные (предложение превышает спрос).

5)по механизму функционирования:

-свободный,

-монополизированный,

-государственно регулируемый.

6)По характеру продажоптовый и розничный.

7)В соотв-вии с действующим законод-вомтой или иной страны: легальный или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

Инфраструктура рынка – совокупность законодат. актов, учреждений и орг-ций, к-ые обслуживают рынок и через к-ые осущ-ется купля-продажа.

Принято различать инфрастр-ру трех рынков: товарного, фин. и рынка труда.

Инфрастр-ра товарного рынка представлена тов. бир­жами, предпр-ями оптовой и розничной торговли, аукционами, яр­марками, оптово-посредническими фирмами, снабженческо-сбытовыми орг-циями.

Инфрастр-ра фин. рынка вкл. банк. с-му, фин. с-му, с-му гос. и коммерч. страх-ния, фонд. Биржи, валют. биржи, лизинговые конторы.

Инфрастр-ра рынка труда: биржа труда.

 

10.Конкуренция (К).

Конкуренция – соперничество м/у участниками рыночного хоз-ва за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Виды:

1)Внутриотраслевая – м/у предпринимат, производ-ми однородн прод-ю, за лучшие условия ее производства и сбыта и получение сверхприбыли.

2)межотраслевая –м/у предпринимат разных отрасл произв-ва за сферы выгодного приложения капитала и перераспред-я приб.

Совершенная конкуренция – соперничество многочисленных производителей, которые создают примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Признаки:

- много производителей,

 -стандартизированная продукция,

-свободное вступление на рынок и выход из него

-полная мобильность факторов производства

-отсутствие транспортных издержек.

Несовершенная конкуренция – продавцы и покупатели способны оказывать существенное влияние на цену товаров, вкл. 3 модели рынка:

1)монополия – сущ. когда одна фирма является единственным производителем продукции, у которой нет близких заменителей (газ, вода, энергия)

Признаки: -1 производит, -уникальный продукт, -диктующий цены, -заблокированное вступление

2)монополистическая конкуренция – ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию (торговля, промышленность, туризм).

Признаки: - много производителей, - дифференциация продукта,

-относительно легкое вступление в отрасль (лицензия), - неценовая конкуренция.

3)Олигополия – наличие нескольких фирм в отрасли, каждая из которых обладает значительной долей рынка (автопромышленность).

Признаки: - немногочисленность, -всеобщ взаимозависимость.

Формы внутриотраслевой конкуренции:

1) ценовая: - демпинг, - ценовые войны

2) неценовая: - улучшение качества, - лучшие условия продаж,

- реклама, - создание принципиально нового товара.

Есть также добросовестная и недобросовестная конкуренция.




2019-11-20 190 Обсуждений (0)
Экономический рост и эффективность про-ва. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономический рост и эффективность про-ва.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)