Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неодолимость нового, прогрессивного



2019-11-13 253 Обсуждений (0)
Неодолимость нового, прогрессивного 0.00 из 5.00 0 оценок




Неодолимость нового в развитии явлений природы. Материалистическая диалектика учит, что для научного понимания важно не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным.

Новое в своем развитии н борьбе против старого неодолимо. Неодолимость нового вытекает из того, что оно оказывается более соответствующим данным условиям развития. Определяясь этими условиями, вытекая из них, оно вытесняет собой старое, одолевает и уничтожает старое. В природе, в общество, в истории развития знаний - всюду новое одолевает старое, идет на смену старому, вытесняет старое, обеспечивая неодолимый поступательный процесс развития от низшего к высшему.

Так, по мере развития нашей планеты па ней закономерно появлялись всё новые н новые, всё более и более сложные химические соединения, вплоть до образования сложнейших органических соединений. По мере дальнейшего развития условий возникали соединения, близкие к белкам, и, наконец, возникли белковые соединения, обладающие свойствами биологического обмена веществ - появилась жизнь на земле. Вначале это были, может быть, отдельные, единичные, немногочисленные факты появления живого из неживого. Но раз условия для возникновения жизни сложились, то живое, появившись, росло, развивалось, занимая всё более и более обширную площадь, пока не покрыло собой всю поверхность земного шара.

То же самое можно видеть в дальнейшем развитии всё новых и новых разновидностей и видов животных, растений и микроорганизмов. Одни разновидности и виды стареют и отживают свой век, другие нарождаются, побеждают и вытесняют собой старые виды и разновидности, всё время обновляя формы жизни. Каждый новый вид зарождается в недрах старого, старый вид является источником нового. Новые виды неодолимо вытесняют собой старые виды.

Но менее ярко закономерность и неодолимость рождения нового проявляется и в индивидуальном развитии организмов. Организмы последовательно и закономерно проходят стадии развития. Новые стадии неодолимо приходят на смену старым, предыдущим стадиям. Если растение закончит стадию яровизации, а в среде обитания будут нужные условия, способствующие переходу в следующую стадию, то закономерно совершается переход растения из стадии яровизации в световую стадию.

Неодолимость нового в развитии общества. Неодолимость нового является также законом общественного развития.

Одни, старые, общественно-экономические формации сменяются другими, новыми, исторически более прогрессивными. Рабовладельческий строй вытеснил первобытно-общинные формы жизни. Феодализм пришёл на смену рабовладельческому строю и в свою очередь был вытеснен капитализмом. Последний также изжил себя и уступает место социализму. Вначале социализм победил лишь в одной стране - в СССР, но теперь народы Китая, Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании, Северной Корен вырвались из цепей капиталистического рабства и стали па путь мира, демократии и социализма.

Ни одна новая общественная формация не может возникнуть раньше, чем для неё будут созданы условия в недрах старого общественного строя. Но раз условия для нового, более прогрессивного общественного строя сложились, то никакие силы не могут остановить уничтожение старых, отживших своё время общественных порядков и замену их новыми, более прогрессивными. Рождение нового и отмирание старого обусловлено всем предшествующим развитием и представляет собой объективную историческую закономерность.

На первых порах новое бывает слабее старого. Однако, чем дальше идет вперёд процесс развития, тем всё больше растет сила и мощь нового.

В России второй половины XIX в, пролетариат был ещё слабым. Но, несмотря на свою слабость и малочисленность, он, будучи новым, до конца революционным классом, рос и развивался вместе с развитием капитализма и уже в начале XX в. (1905 г.) стал великой революционной силой, способной побеждать. В октябре 1917 г. пролетариат России совершил социалистическую революцию, являющуюся поворотной вехой в развитии мировой истории.

В наши дни на мировой арене происходит ожесточённая борьба нового со старым, лагеря сторонников мира, демократии и социализма с лагерем империализма, с поджигателями войны.

Неодолимость нового ярко проявилась в победе великого китайского народа. Гоминдановская клика, опираясь на старые, реакционные силы и пользуясь экономической и военной поддержкой со стороны реакционеров Америки и Англии, много лет терзала страну. Но силы китайского народа, возглавляемые Коммунистической партией, росли и крепли, в то время как силы реакции в Китае под ударами китайского народа падали и разлагались. В результате решительной борьбы новых сил против старых новое одержало победу над старым. Победа китайского народа над силами империализма и феодальной реакции является величайшим историческим событием, мощным ударом по умирающему капитализму. Теперь Китайская Народная Республика идёт по пути социалистической индустриализации и социалистических преобразовании в народном хозяйстве.

Неодолимость нового выражается и в том, что растут силы демократии, растёт организованность пролетариата внутри самих капиталистических стран в Италии, Франции, в странах Ближнего и Среднего Востока и т. д. Трудящиеся массы, а вместе с ними и передовые учёные, писатели, политические деятели разных стран всё решительнее становятся в ряды сторонников мира, демократии и социализма.

Возможность и действительность. Развитие представляет собой процесс отмирания старого и возникновения нового. Марксистская диалектика исследует пути, которыми осуществляется развитие и победа нового.

Неодолимость нового имеет свои корни в объективном мире. Новое располагает большими возможностями развития, чем старое: оно соответствует новым условиям, а потому способно развиваться многообразнее, более ускоренным темпом. Новое более жизнеспособно, чем старое, ибо выражает поступательный ход развития.

Неодолимость нового, его победа над старым - а без этого нет развития - есть процесс превращения в действительность того, что существует вначале как возможность.

Классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что важно уметь обнаруживать объективные возможности и превращать их в действительность, не смешивать возможность с действительностью.

После поражения революции 1905-1907гг. В. И. Ленин дал глубочайший анализ экономического и политического развития России, показав, что ни один из коренных вопросов русской революции не был разрешён, а, следовательно, возможности нового подъёма рабочего движения остались. В предвидении нового подъёма революционного движения масс Ленин призывал терпеливо и активно работать в направлении организованного отступления и подготовки решительного перехода русского пролетариата в наступление против царизма и капитализма. Известно, с каким мастерством большевики во главе с Лениным провели эту работу по превращению возможности русской революции в действительность, в победу революции.

Все явления неорганической и органической природы говорят о том, что развитие совершается путём возникновения нового, превращения его из возможности в действительность.

Превращение возможности в действительность - это сложный и противоречивый процесс. Не всегда возможность становится действительностью: для этого нужны определённые условия.

Так, существует реальная возможность превращения любого газа в жидкость посредством увеличения давления и его сжатия. Однако, чтобы эта возможность стала действительностью и газ превратился в жидкость, он должен быть охлажден ниже так называемой "критической" температуры. Иначе никаким увеличением давления превратить его в жидкость не удастся. Но если нужные условия созданы, то газ с неизбежностью превратится в жидкость.

Возможность возникновения жизни заложена в самой природе, но эта возможность в солнечной системе реализована и превратилась в действительность на Земле. В последнее время наука пришла к выводу о наличии некоторых форм жизни на Марсе. Но на Луне, например, эта возможность не могла превратиться в действительность и силу отсутствия там нужных для жизни условий. В органической природе заложена возможность появления мыслящей материи. Однако для реализации этой возможности потребовалось больше миллиарда лет развития живых форм.

Материалистическая биология учит, что наследственность организма есть способность требовать для своего развития определённых условий существования, что только при наличии этих условий организм может повторить путь, пройденный его предками, проходя последовательно одну стадию за другой. Свойства наследственности дают возможность организмам осуществить определённый путь развития, но реализация этой возможности обусловлена средой, в которой живёт организм. Будут условия - возможность станет действительностью, не будет их - возможности так и останутся нереализованными.

Процесс превращения возможности в действительность закономерен и необходим как процесс возникновения нового и неизбежной гибели старого.

Превращение возможности в действительность в обществе. Подобно всякому процессу развития, развитие в общественной жизни также представляет собой превращение в действительность того, что существует вначале как возможность, в виде тенденции. Естественно, что в условиях общества этот процесс превращения возможности в действительность отличается глубоким своеобразием.

Диалектический материализм учит, что превращение возможности в действительность осуществляется в обществе не автоматически, а на основе действия объективных законов, в ходе упорной борьбы людей, движимых определёнными классовыми, общественными интересами. Решающим условием превращения возможности в действительность в общественной жизни является практическая деятельность людей, в классовом обществе - борьба классов.

В классовом, антагонистическом общество за каждой возможностью стоят определённые классы, каждый из которых, исходя из своих интересов, ведёт борьбу за осуществление определённой возможности. Возможность прогрессивного развития имеет более глубокие корни в жизни, она выражает потребности развития материальной жизни общества. Но ей противостоит такая возможность, за которую цепляются отживающие, реакционные силы общества. Такого рода возможность сама по себе, самотёком не исчезает.

Марксизм-ленинизм учит, что новые экономические законы общественного развития проявляют себя и вступают в действие не самотёком, а в результате борьбы прогрессивных сил общества. Класс прогрессивный заинтересован в том, чтобы прекратили своё действие старые экономические законы и вступили в силу новые. Классы реакционные заинтересованы в сохранении старых общественных порядков и потому сопротивляются установлению новых общественных условии, в которых могут проявиться новые экономические законы,

Чтобы новый экономический закон получил полный простор для своего действия, необходима борьба прогрессивных сил, и только в результате этой борьбы и победы прогрессивных сил создаются условия и возможности действия нового закона. В этом одна из существенных отличительных особенностей законов общественного развития от законов естествознания.

Подчёркивая объективность законов природы и общества, их независимость от воли и желания люден, марксизм-ленинизм вместе с тем показывает отличие экономических законов от законов природы, выявляет решающую роль борьбы прогрессивных сил общества, в результате которой создаются условия для проявления новых объективных законов общественного развития.

Умирающие классы добровольно не уходят со сцены. Они стремятся использовать все возможности для продления своего существования. Всей своей деятельностью реакционные классы препятствуют превращению возможности прогрессивного развития в действительность, а иногда добиваются временной победы, если прогрессивные силы не проявляют достаточной активности и упорства в борьбе за новое.

Борьба за реализацию возможности прогрессивного развития - это мобилизация масс на борьбу с силами, отстаивающими старое.

Так, в России в 1917 г. имелась объективная возможность победы трудящихся над эксплуататорами. Но существовала объективно и другая возможность - возможность временного сохранения власти капиталистов и помещиков. Коммунистическая партия сумела организовать массы на борьбу против самодержавия и империализма, а рабочий класс сумел воспользоваться сложившейся внутренней и международной обстановкой и в революции разгромил силы реакции, отстаивавшие старое.

Без умелой и решительной борьбы, которую осуществили трудящиеся массы нашей страны в период Октября под руководством Коммунистической партии, победа над капитализмом осталась бы на известное время лишь возможностью, хотя и реальной возможностью. Она не превратилась бы в действительность сама собой, автоматически.

В 1918-1920 гг. в ряде стран Европы - в Германии, Венгрии и других - имелись объективные условия для победы пролетариата над буржуазией и свержения власти капиталистов. Однако из-за предательства социал-демократии, слабости компартий в этих странах и ряда других причин возможность победы не была превращена в действительность. Другое мы видим в наши дни в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Здесь во-время были использованы возможности победы трудящихся и установлен режим народной демократии.

Роль науки в превращении возможности в действительность. Огромную роль в превращении возможности в действительность играет наука, раскрывающая законы развития явлений природы и общественной жизни. Познание законов природы делает человеческую деятельность целенаправленной, не противоречащей реальному ходу явлений, т. е. объективному процессу вызревания возможностей и созданию условий превращения их в действительность.

До открытия естествознанием закона сохранения и превращения энергии многие учёные и изобретатели бились над попытками создать "вечный двигатель" (perpetuum mobile) - машину, которая работала бы, не затрачивая на это эквивалентного количества энергии. Все эти попытки были обречены на пропал, так как они не опирались на реальную возможность, противоречили законам природы.

Открытие законов природы раскрывает реальные возможности и открывает путь к превращению возможности действительность. Объективно имеется возможность полёта человека на аппаратах тяжелее воздуха. Эта возможность была реализована впервые в мире русским инженером А. Ф. Можайским, создавшим на основе учёта физических и аэродинамических законов летательный аппарат тяжелее воздуха.

В природе электромагнитных волн содержится возможность использования их для передачи сигналов на большие расстояния без проводов. Впервые в истории эту возможность увидел и реализовал замечательный русский учёный А. С. Попов. Современные достижения радиотехники говорят о том, какие ранее скрытые возможности стали теперь повседневной действительностью.

Пока не были известны законы общественного развития, нельзя было наметить пути социалистического преобразования общества, и дело ограничивалось мечтами утопистов ''о лучшем будущем". Только марксизмом-ленинизмом эти законы были познаны. Они стали основой борьбы рабочего класса всех стран, основой борьбы коммунистических партий за претворение в действительность возможности победы социализма над капитализмом.

5. Неодолимость нового и превращение возможности
в действительность в социалистическом обществе

Социалистическое общество качественно отлично от всех предшествующих общественных формации. Качественное своеобразие социалистического общества определяет специфику проявления закона неодолимости нового.

Коммунистическая партия Советского Союза как руководящая и направляющая сила советского общества подмечает, поддерживает и воспитывает ростки нового, создает условия для развития и победы нового. Так партия возглавила и организовала движение бедняцких и середняцких слоев крестьянства за коллективизацию. По призыву и под руководством Коммунистической партии крестьяне еще, в первые годы Советской власти создавали местами товарищества по совместной обработке земли. Первые объединения крестьян были теми зачатками, которые показывали крестьянству преимущества крупного хозяйства.

Партия поддерживала и заботливо выращивала эти ростки нового, добиваясь создания условий, при которых движение за коллективизацию сельского хозяйства могло стать массовым.

В 30-х годах, когда такие условия были созданы, Коммунистическая партия при поддержке крестьян организовала массовый поход крестьянства в колхозы, в результате чего вместо разрозненных мелкокрестьянских хозяйств было создано крупное социалистическое сельскохозяйственное производство.

То же самое имело место в движении ударничества и других, высших формах социалистического соревнования. Подхватывая эти новые, прогрессивные явления, Коммунистическая партия Советского Союза придала им размах всенародного и организованного движения, революционизирующего социалистическое производство и поднимающего его на новые и новые ступени. Социалистическое соревнование, зародившееся в недрах народа, постоянно поддерживаемое и направляемое Коммунистической партией, превратилось в могучую силу роста промышленности, в рычаг постепенной ликвидации существенных различий между умственным и физическим трудом.

Если в любом эксплуататорском обществе, расколотом на враждебные классы, новое поддерживается только передовыми, прогрессивными классами при отчаянном противодействии классов реакционных, то при социализме - впервые в мировой истории - на стороне нового выступают силы всего народа, возглавляемые Коммунистической партией.

В советском обществе новые явления, о какой бы стороне жизни ни шла речь, поддерживаются Коммунистической партией, Советским правительством, общественными, научными и иными организациями трудящихся. Это придаёт новым явлениям особую силу неодолимости и делает новое ведущим началом во всей жизни советского общества.

Благодаря тому, что при социализме ростки нового во-время подмечаются и поддерживаются народом и его авангардом - Коммунистической партией, новое в своём развитии обладает громадной силой и с успехом преодолевает сопротивление старого. Разумеется, и при социализме новое встречает трудности, помехи, сопротивление сил старого; имеют место борьба между новым и старым, конфликты между ними. Но это сопротивление качественно иное в сравнении с тем сопротивлением, которое встречает на своем пути новое в обществе, разделённом на враждебные классы.

В процессе активного превращения возможностей в действительность огромное значение имеет руководящая направляющая деятельность Коммунистической партии, организованность и сознательность трудящихся масс.

Коммунистическая партия разоблачила попытки врагов советского народа - бухаринцев подменить марксистско-ленинскую диалектику метафизической теорией "самотёка" и "стихийности". Марксизм-ленинизм обязывает всегда помнить, что возможность не является ещё действительностью. Чтобы возможность превратить в действительность, нужна большая организационная и политическая работа партии в массах, нужна целенаправленная практическая деятельность трудящихся.

"Выходит, таким образом, - говорил И. В. Сталин, - что нужно строго различать между возможностями, имеющимися в нашем строе, и использованием этих возможностей, превращением этих возможностей в действительность" [10].

Возможность победы социализма в нашей стране при наличии диктатуры пролетариата и союза рабочего класса с крестьянством была реальной возможностью. Однако остатки недобитых эксплуататорских классов вкупе с иностранными интервентами пытались реставрировать капитализм в СССР. Коммунистическая партия приняла все меры, чтобы ликвидировать возможность реставрации Капитализма и превратить возможность построения социализма в СССР в действительность. Партия разгромила врагов рабочего класса - троцкистов и бухаринцев, толкавших нашу страну на путь реставрации капитализма. Партия взяла твёрдый курс на социалистическую индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, мобилизовала трудящихся на ликвидацию кулачества как класса на основе сплошной коллективизации, подготовила и осуществила наступление социализма по всему фронту.

С построением социализма в СССР и утверждением таких его новых движущих сил, как морально-политическое единство всего народа, дружба между народами, советский патриотизм, произошли дальнейшие глубокие изменения в формах превращения возможности в действительность в советском обществе.

Пока существовали эксплуататоры, кулачество, пока имели место непримиримо враждебные противоречия между трудящимися, с одной стороны, и ещё не до конца ликвидированными эксплуататорскими классами - с другой, в развитии страны были две возможности: либо итти вперёд - к социализму, либо назад - к капитализму.

При социализме благодаря ликвидации эксплуататорских классов, уничтожению антагонистических противоречий между классами, сложилось морально-политическое единство народа. Благодаря этому неисчерпаемые возможности советского социалистического строя превращаются в действительность на основе дружного, самоотверженного труда советских людей. Однако и при социализме возможность становится действительностью через борьбу со старым.

Борьба за новую действительность предполагает и требует разоблачения и ликвидации остатков старого. В условиях социализма необходимо раскрывать и преодолевать в борьбе остатки буржуазной идеологии в сознании людей, вести борьбу с попытками протащить в науку, литературу, искусство растленные идеи империалистической идеологии, вести борьбу с национализмом, космополитизмом и другими реакционными проявлениями буржуазной идеологии, которые могут проникать в сознание отдельных представителей советской интеллигенции.

Советский народ идёт к коммунизму. В СССР имеются все возможности для построения коммунизма: материальная база (высокоразвитая социалистическая индустрия, социалистическое сельское хозяйство), советский общественный и государственный строй, испытанная и закалённая в боях Коммунистическая партия.

Превращение возможности построения коммунизма в действительность представляет собой самоотверженную борьбу всего советского народа за дальнейшие успехи в пасти хозяйства, науки, культуры, борьбу за ещё более высокое, ещё более прогрессивное в советской жизни. Именно потому, что возможности проявляются при социализме не в условиях взаимной борьбы социальных групп, а в условиях морально-политического единства всего народа, - новое, более прогрессивное завоёвывает всеобщее признание, поддерживается всеми силами общества и одерживает решительную победу над старым.

6. Значение марксистского положения о движении
и развитии для практической деятельности
Коммунистической партии

Положение марксистского диалектического метода о движении и развитии имеет большое значение для практической деятельности Коммунистической партии.

Положение о движении, обновлении, развитии даёт ключ к познанию всех явлений объективного мира. Будучи единственно научным методом познания мира, марксистская диалектика представляет собой могучее орудие то изменения.

Основоположники марксизма, применив теорию развития к изучению общества, определили пути уничтожения капиталистического строя и создания строя социалистического. Вооружённые марксистско-ленинской теорией, коммунистические партии стали во главе могучего движения пролетарских масс по пути к коммунизму. Вся деятельность марксистско-ленинской партии является ярким выражением практического применения теории развития к обществу. Если общество находится в состоянии непрестанного движения, изменения и развития, то ясно, что капитализм не вечен, что он обязательно должен уступить своё место новому, более прогрессивному общественному строю - социализму. Если новое, возникающее и растущее неодолимо, то ясно, что надо ориентироваться не на старое, хотя бы оно и занимало ещё преобладающее место в обществе, а на новые, прогрессивные общественные классы - на рабочий класс. Марксизм учит, что Коммунистическая партия, чтобы не ошибиться в политике, должна смотреть вперёд, а не назад.

Руководствуясь марксистским учением о развитии, рассматривая капитализм как преходящую общественно-экономическую формацию, Коммунистическая партия Советского Союза поставила задачу свержения капитализма и построения коммунизма. Партия сплотила и повела за собой массы трудящихся, осуществив свершение сласти помещиков и капиталистов в России в 1917 г. Рассматривая развитие общества как процесс отмирания старого, отживающего и появления нового, нарождающегося, Коммунистическая партия возглавила движение прогрессивных сил в борьбе за новый, высший строй - социализм, в короткий исторический срок осуществила построение социализма в СССР.

Ныне на путь строительства нового общественного строя - социализма встали трудящиеся ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Во главе этого могучего движения стоят коммунистические партии, руководствующиеся марксистско-ленинской наукой о законах развития общества, о революции угнетенных и эксплуатируемых масс, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества.

Коммунистическая партия настойчиво добивается осуществления стоящих перед ней задач в борьбе за новый общественный строй. Какие бы трудности ни стояли на пути, партия преодолевала их, руководствуясь положением марксистской диалектики о неодолимости нового, прогрессивного.

"Преодолевая огромные трудности - хозяйственную разруху и голод, отбивая бешеные атаки иностранных интервентов (так называемый "поход 14 государств" против Советской России) и мятежи внутренней контрреволюции, Коммунистическая партия привела народы нашей страны к полной победе над интервентами и белогвардейцами.

История никогда не забудет величайшего героизма, который показали рабочие и крестьяне в годы интервенции и гражданской войны, отстаивая свою молодую Советскую республику. Ни голод и разруха, ни отсутствие топлива, одежды, обуви, ни эпидемии тифа и другие бедствия, ни кулацкие мятежи, организованные агентами империалистических хищников, мечтавших о разделе России о превращении её в колонию империалистических держав, - ничто не могло сломить непоколебимую волю трудящихся нашей страны к победе над эксплуататорскими классами, к строительству новой, социалистической жизни" [11].

Коммунистическая партия в каждый исторический момент умела находить новое, прогрессивное и оказывать ему поддержку. В результате деятельности партии новое, прогрессивное, вначале слабое, становилось сильным, всепобеждающим.

Партия раскрывает перед советским народом неисчерпаемые возможности, таящиеся в социалистическом экономическом и политическом строе, ведет огромную работу но мобилизации масс на использование этих возможностей, на превращение возможности коммунизма в действительность.

Все мероприятия партии, правительства по вопросам хозяйства, науки и культуры служат яркими примерами раскрытия нового и активной поддержки его.

Руководствуясь учением марксистской диалектики о неодолимости нового, о процессе развития как превращении возможности в действительность, Коммунистическая партия и Советское правительство направляют усилия миллионов советских людей на борьбу за дальнейший подъём народного хозяйства и культуры. Чувство нового является драгоценным качеством строителей коммунизма.

Положения марксистской диалектики имеют важное значение и для развития передовой науки.

Руководствуясь диалектическим методом, советские учёные добились крупных успехов в науке. На примере борьбы мичуринской биологии с вейсманизмом-морганизмом можно видеть огромное значение применения диалектического метода в науке. Вейсманизм-морганизм отрицал в развитии живой материи появление нового и сводил её развитие к перекомбинации несуществующего вечного, неизменного и бессмертного наследственного вещества. В результате вейсманизм-морганизм, будучи антинаучным, оказался вредным практически. Домыслы вейсманистов, основанные на идеализме и метафизике, не соответствовали практике и были отброшены ею. Наоборот, мичуринская биология, последовательно применяя диалектическое учение о развитии, смогла раскрыть и объяснить факторы изменчивости организмов, доказать направленность и наследственность изменений, полученных организмом под влиянием условий среды. Биологическая наука была поднята на новую, высшую ступень её развития. Мичуринская биология оказалась способной не только объяснить развитие живой природы, но и активно направлять этот процесс в соответствии с задачами и интересами народного хозяйства - создавать новые породы животных и новые сорта сельскохозяйственных растений.

Положения марксистского диалектического метода о всеобщности развития, о борьбе нового со старым, о неодолимости нового имеют непосредственное применение и к самой науке.

Если всё развивается, то не может стоять на месте и самая наука. Требование развития предохраняет науку от закоснелости и догматизма. Внимание учёных привлекается к тому, чтобы не успокаиваться на достигнутом, а искать новых путей в науке, видеть ростки нового, поддерживать это новое и укреплять его.

Положение о том, что содержанием развития является борьба между отжившим старым и нарождающимся новым приобретает в науке особое значение. Формами раскрытия этой борьбы между новым и старым являются борьба мнений, творческие дискуссии, научная критика и самокритика.

Марксизм-ленинизм учит творческому применению положений диалектики к практической деятельности. Марксизм-ленинизм является врагом всякого догматизма, указывает путь к успешному решению сложнейших вопросов практической деятельности и развития науки.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Природа находится в состоянии непрестанного движения, изменения, обновления и развития. Это - один из всеобщих законов действительности, которому подчинены все явления неорганического и органического мира и общественной жизни. Поэтому марксистский диалектический метод учит рассматривать все явления с точки зрения их возникновения, развития и отмирания.

Материалистическая диалектика различает ряд основных, качественно своеобразных форм движения материи: химическое движение, физическое, химическое, биологическое и общественное развитие. Каждая из этих форм движения характеризуется специфическими закономерностями, присущими только ей ; несводимыми к закономерностям других форм движения.

Марксистский диалектический метод учит, что движение не есть повторение старого, а представляет собой процесс отмирания старого и возникновения нового. При этом зарождение нового происходит в недрах старого, и новое, представляющее собой шаг вперёд, неодолимо.

Новое рождается только при наличии определённых условий. Только в соответствующих условиях возможность нового превращается в действительность. Средством превращения возможности в действительность в обществе является практическая деятельность людей.

Положение марксистского диалектического метода об изменении, обновлении и развитии в природе и обществе имеет огромное практическое и теоретическое значение. Марксистская философия требует смотреть вперёд, а не назад, заботливо воспитывать в народе драгоценное чувство нового. Коммунистическая партия руководствуется положениями марксистской диалектики в своей практической деятельности. Они служат орудием познания мира и его революционного преобразования.

1 Ф. Энгельс,Диалектика природы, 1953, с. 45

2 И. В. Сталин,Вопросы ленинизма, 1952, с. 576

3 Ф. Энгельс,Диалектика природы, 1953, с. 44

4 В. И. Ленин,Соч., т. 29, стр. 436

5 И. В. Мичурин, Сочинения в четырёх томах, т. 1, Сельхозгиз, М.1948, с. 629

6 Ф. Энгельс,Диалектика природы, 1953, с. 44

7 Ф. Энгельс,Диалектика природы, 1953, с. 52

8 В. И. Ленин,Соч., т. 14, стр. 314

9 “Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза (1903 - 1953)”, Госполитиздат, 1953, с.18

10 И. В. Сталин,Соч., т. 12, с. 341

11 “Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза (1903 - 1953)”, Госполитиздат, 1953, с.18-19

 

 

Глава пятая

РАЗВИТИЕ КАК ПЕРЕХОД
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
В КОРЕННЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ

1.Коренная противоположность диалектики метафизике
в понимании характера развития

Марксистский диалектический метод учит рассматривать предметы, явления окружающего мира не только со стороны их движения и изменения, развития и обновления, отмирания старого и возникновения нового. Он также показывает, как протекает процесс развития, как происходит постоянное обновление в природе и обществе, каковы пути и формы замены одного качественного состояния другим. Эта сторона вопроса раскрывается одним из важнейших положений марксистского диалектического метода о развитии как переходе от количественных изменений к качественным изменениям, от старого качественного состояния к новому качественному состоянию.

Маркс и Энгельс на основе изучения и обобщения данных общественной практики и науки своего времени пришли к выводу, что процесс развития в природе и обществе происходит путем скачкообразного перехода количественных изменений в коренные, качественные, что является одним из всеобщих законов развития объективного мира. Ленин и Сталин в новых исторических условиях всесторонне развили марксистскую диалектику, в том числе и её положение о развитии как переходе количественных изменений в коренные, качественные изменения.

Обогащая и классически применяя марксистскую диалектику к явлениям общественной жизни, Ленин доказал, что развитие включает в себя как медленную эволюцию, как и быстрые скачки. “В противоположность метафизике, - говорит И. В. Сталин, - диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, - а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменении.

Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не как движение по кругу, не к простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему” [1].

Метафизика сводит движение к механическому перемещению тел в пространстве, представляет развитие только как количественное изменение явлений, как увеличение или уменьшение одного и того же раз навсегда данного предмета или явления, как простое повторение. Для метафизической концепции развитие - это простой процесс роста, плоская эволюция, без перерыва непрерывности, скачков, без переходов от старого качественного состояния к новому, без борьбы п



2019-11-13 253 Обсуждений (0)
Неодолимость нового, прогрессивного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неодолимость нового, прогрессивного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)