Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Противоположность диалектики метафизике в понимании развития



2019-11-13 221 Обсуждений (0)
Противоположность диалектики метафизике в понимании развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Открытие всеобщей взаимозависимости предметов, явлений - это первый шаг по пути познания диалектики природы, общества и мышления. Рассмотрение явлений в их изменении, обновлении, развитии есть дальнейшее углубление познания человеком объективного мира.

Положение диалектики о движении, обновлении, развитии всех предметов и явлений органически связано с положением о взаимосвязи явлений. Энгельс писал: "Вся Доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел... В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение" [1].

Связь и взаимодействие неотделимы от движения, изменения и развития.

Диалектическое понимание развития как процесса рождения нового и отмирания старого является одним из важнейших положений в теоретическом фундаменте революционной борьбы пролетариата против капитализма, за социализм, в теоретическом обосновании его стратегии и тактики

Основоположники марксизма-ленинизма всесторонне разработали вопрос о диалектическом характере развития, об изменении природы, общества и мышления. Маркс показал, что общество находится в постоянном развитии и изменении. Все общественные явления Маркс рассматривает в их развитии и изменении. Классическое произведение Маркса "Капитал" является образцом творческого применения диалектического материализма к анализу законов развития капитализма.

Диалектика, учит Энгельс, охватывает собой все формы движения от простого перемещения предметов в пространстве до развития человеческого общества. Энгельс дал характеристику диалектического понимания основных форм движения материи, соотношения движения и покоя. Опираясь на данные науки о природе и обществе, Энгельс показал, что движение есть форма, есть способ существования материи, её неотъемлемое свойство. Не было, нет и не может быть материи без движения. Таков важнейший вывод диалектического материализма.

Отстаивая марксистскую диалектику от извращении. развивая и обогащая её на основе новых данных наук о природе и новой практики революционной борьбы, К. И. Ленин обогатил диалектическое понимание развития. В. И. Ленин разоблачил народников, объявлявших диалектику софистикой, ревизионистов, проповедовавших плоский эволюционизм. В книге "Материализм и эмпириокритицизм" Ленин разгромил махистов, отрывавших движение от материи, рассматривавших движение вне материи. Обобщая новые данные физики, Ленин показал, что марксистское учение о движении как неотъемлемом свойстве материи вновь получило подтверждение в физике.

"В противоположность метафизике, - пишет И. В. Сталин, - диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век.

Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания" [2].

Согласно метафизической точке зрения всё в природе остаётся тем же самым, неизменным, застывшим.

Вскрывая характерные черты естествознания XVII-XVIII веков, Энгельс отмечал, что наука этого периода рассматривала природу в состоянии покоя. Учёным того времени природа представлялась неизменной. Они считали, что планеты вращаются по неизменным эллипсам, (звёзды покоятся навеки неподвижно на своих местах. Предполагалось, что всегда существовали теперешние пять частей света, всегда имелись те же горы, долины, моря, реки, озера. Климат, флора, фауна, виды растений и животных также считались абсолютно постоянными и неизменными.

Насколько сильно влияла метафизика на взгляды естествоиспытателей, можно судить по воззрениям известного французского зоолога Кювье. Изучая ископаемые остатки животных, он обнаружил, что ранее жившие животные отличаются от современных. Из этого факта сам собою напрашивался вывод о развитии видов. Однако Кювье не стал на этот путь, а утверждал, что виды постоянны. Он считал, что Земля пережила несколько катастроф, "катаклизмов", в результате которых каждый раз погибали животные и растения, а Земля долгое время оставалась ненаселённой, пока "божественная" сила не создавала их заново.

Разновидностью метафизических воззрений являлась долгое время проповедовавшаяся в биологии антинаучная теория преформизма, согласно которой зародыш организма имеет псе признаки и органы взрослого животного или человека.

Последующее развитие науки полностью опровергло такого рода взгляды.

Однако было бы ошибкой считать метафизику только историческим прошлым. В буржуазной науке она господствует и в настоящее время. Правда, в наше время трудно отрицать развитие; поэтому буржуазные философы, желая сохранить видимость научности своих взглядов, прямо и открыто не отрицают развития, но извращают его сущность. В этом - одна из особенностей метафизики на современном этапе.

Некоторые буржуазные учёные пытаются, например, "доказать", что вселенная имеет начало во времени и, следовательно, будет иметь конец. Реакционеры утверждают, будто развитие природы уже прекратилось. Подобного рода взгляды являются защитой поповщины и не имеют ничего общего с наукой. Так, буржуазный учёный-идеалист Дж. Джинс, проповедуя метафизику, заявляет, что природа не развивается во времени и пространстве.

Современная реакционная идеология всячески старается воскресить метафизику, изгнать из науки идею развития. С этой целью усиленно опровергается дарвинизм, опровергается сама идея развития живой природы. Дарвинизм объявляется трюком, утверждается, что идея эволюции якобы потерпела крах.

Такие лжетеории, как менделизм-вейсманизм-морганизм, представляют собой типичную метафизику. Вейсманисты-морганисты на словах признают развитие, они даже прячутся под вывеской неодарвинизма. На деле же они отрицают новое в процессе развития органической природы. Они утверждают, что существует особое наследственное вещество, которое якобы вечно, неизменно, бессмертно и не зависит от условий среды. Вейсман писал: "Только тело смертно в смысле естественной смерти, наследственная же основа бессмертна. Она тянется от одного поколения к другому подобно ползучему корневищу".

Если наследственное вещество вечно и неизменно, значит, в процессе жизни организмов ничего нового не создаётся, а только проявляются ранее заложенные в них свойства. Таким образом, вейсманизм есть тот же преформизм, отрицающий развитие, возникновение нового и признающий только простой рост. Вейсманисты открыто борются против диалектической идеи развития, утверждая, будто эволюция органической природы "прекращается", "затухает", вследствие того что организмы растрачивают "резерв мутаций".

Метафизическая концепция развития господствует и в современной буржуазной социологии. Реакционеры на протяжении веков твердили о вечности разделения общества на классы, о нерушимости принципов частной собственности, о вечных принципах морали, о всеобщности "религиозного чувства" и т.п. Защитники изжившего себя, умирающего капитализма изо всех сил стараются доказать вечность капитализма, незыблемость раскола общества на угнетённых и угнетателей, на "низшие" и "высшие" расы.

Метафизика насквозь пронизывает всю реакционную буржуазную философию. Например, прагматисты утверждают, что сам по себе мир не подвержен никаким изменениям. Движение, изменение для них не более чем способ различения явлений, способ, применяемый потому, его он удобен для познающего субъекта.

Метафизика в наше время, о какой бы области знания не шла речь, представляет собой одно из выражений буржуазного мировоззрения. Современная реакция пытается найти своё оправдание в метафизическом толковании развития. Рабочий класс находит научное обоснование своей борьбы за новое, за социализм, в диалектическом понимании развития. Это значит, что в современном обществе метафизическая и противоположная ей диалектическая концепция развития отражает коренную противоположность буржуазного и пролетарского мировоззрений.

Из двух концепций развития научной является только диалектико-материалистическая. Эта концепция полностью подтверждается выводами современного естествознания и всей общественно-производственной деятельностью людей.

2. Движение и развитие - всеобщий закон природы
и общества

Марксизм учит: "Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собою все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением" [3]. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения.

На особую важность подхода к явлениям природы и общества с точки зрения их изменения и развития указывал В. И. Ленин. Он подчёркивал, что для вскрытия сущности явлений, их закономерности надо "смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" [4].

Движение и развитие неотделимы от предметов, явлений природы. Только на первый взгляд может показаться, что предметы и явления всегда остаются тождественными, равными самим себе. В действительности же нет ничего неизменного, всё находится в состоянии изменения. Вся природа - от мельчайшего атома вещества до исполинских небесных тел - находится в движении и развитии, где одни явления с необходимостью исчезают, а вместо них возникают другие.

Изменение явлений в неорганической природе. Нам кажется, что изо дня в день, из года в год с полнейшей неизменностью происходит смена дня и ночи на нашей Земле, неизменно и в точности одинаково восходит и уходит за горизонт Луна, повторяются лунные фазы. Как воплощённый образец неизменности воспринимаются нами расположение звёзд на небе, фигуры созвездий.

Но в действительности этой одинаковости, неподвижности и неизменности нет. Возьмём, например, движение Земли и её спутника - Луны. Под влиянием притяжения Луны в водах земного океана образуется приливная волна, трение которой непрерывно замедляет земное вращение. Это ведёт к медленному, но неуклонному увеличению земных суток. Установлено, что продолжительность земных суток увеличивается за каждые 100 лет на одну сотую долю секунды. Изменяется не только скорость вращения Земли. Всё время изменяется и положение оси вращения земного шара, в силу чего Северный и Южный полюс перемещаются по земной поверхности чрезвычайно сложным образом. Это движение полюсов связано с неравномерностью распределения масс внутри земного шара.

Различные изменения происходят и на других планетах. Меняются периоды их обращения, траектории движения, претерпевает изменения их атмосфера и т. д. Таким образом, меняется вся наша солнечная система, некогда возникшая из других материальных образований и переживающая свою собственную длительную историю. Медленно, но неуклонно меняется расположение звёзд на небе, и ныне фигуры созвездий уже не такие, какими они были тысячи лет назад. Во вселенной возникают новые звёзды и угасают старые, возникают новые звёздные образования.

Земля как планета, прежде чем приняла современный вид, претерпела сложный и длительный процесс развития. Геология устанавливает, что горы, равнины и долины, моря, озёра и реки, различные геологические наслоения - результат длительного развития.

Изменения беспрерывно происходят и во всех телах, повседневно окружающих нас.

Внутреннее движение свойственно всем телам. Чрезвычайно наглядным проявлением этого интенсивного внутреннего движения является так называемая "диффузия твёрдых тел". Если два куска различных металлов, например, свинца и золота, привести в соприкосновение друг с другом, то через достаточно большой срок обнаруживается, что атомы свинца, в силу присущего им движения, проникли в золото, а атомы золота проникли в свинец: металлы смешиваются друг с другом без всякого постороннего вмешательства.

Ещё более интенсивное внутреннее изменение и движение имеет место в жидкостях и газах, атомы которых менее связаны друг с другом, нежели атомы твёрдых тел. То там, то здесь в малых частях всего объёма жидкости и газа благодаря беспрестанному движению молекул происходят местные самопроизвольные изменения ("флюктуации") плотности жидкости и газа, меняется показатель преломления отдельных небольших областей газа, их электрические свойства.

Не остаются неизменными и самые атомы. Представление об атомах и молекулах как абсолютно неизменных частицах материи, лишённых всякого внутреннего движения, простых и однородных, долгое время держалось в науке. Но уже к концу XIX - началу XX в. оно рухнуло как несостоятельное. Оказалось, что молекулы и атомы - не застывшие, неизменные простые кусочки вещества, а изменяющиеся сложные образования.

Молекулы, представляя собой соединение двух или более атомов, могут возникать и разрушаться, они испускают или поглощают свет, изменяя своё внутреннее состояние, и т. д. Входящие в молекулы атомы тоже не достаются неизменными и неподвижными. Они могут терять или приобретать электроны, испускать или поглощать электромагнитные лучи, в связи с чем совершается перестройка их электронных оболочек. Свойства атомов несколько изменяются под воздействием сильных электрических и магнитных полей. Одни атомы при соответствующих условиях могут полностью разрушаться и превращаться в другие атомы, коренным образом изменяя свою физическую и химическую природу.

Открытие радиоактивности в конце XIX в., с несомненностью доказавшее, что атомы некоторых, так называемых радиоактивных, элементов разрушаются и преобразуются друг в друга, имело огромное значение для науки. Оно нанесло удар по метафизическим представлениям об абсолютно неизменных частицах, не переживающих никакой истории, всегда остающихся рапными самим себе. С тех пор физикой было доказано, что нет ни одного элемента, атомы которого при определённых условиях не становились бы радиоактивными, не распадались бы, не изменялись бы, не превращались бы в атомы других элементов. Это было одним из величайших завоеваний науки XX в.

Не только атомы изменчивы, обладают внутренним движением, но и составляющие их ядра и электроны не остаются постоянными, лишёнными внутреннего движения, застывшими. Атомные ядра состоят из протонов и нейтронов. Протоны, нейтроны образуют ядро именно потому, что им присуща изменчивость, особая форма внутреннего движения, связанная с их качественным преобразованием друг в друга. Протоны могут в условиях, существующих в атомном ядре, превращаться в нейтроны. Благодаря этому никогда не угасающему, пока существует ядро, превращению протонов в нейтроны и нейтронов в протоны и возникают особые ядерные силы, соединяющие их в целостное и единое атомное ядро. Атомные ядра, таким образом, полны движения и беспрестанного изменения.

Полной движения и изменчивой является и такая мельчайшая частица материи, как электрон. Он обладает способностью превращаться вместе с позитроном в другие "элементарные частицы" - фотоны. Он может порождаться за счёт исчезновения фотонов. Он обладает особым свойством, называемым "спином", которое можно понять, только рассматривая его как проявление особой, внутренне присущей электрону формы движения. Его масса меняется в зависимости от скорости движения и т. д.

Изменение явлений в органической природе. Непрестанно меняется и развивается также и органический мир, мир живых организмов.

В своё время на Земле не было никакой жизни, но процесс развития природы шёл по пути постепенного усложнения химических соединении, по пути образования новых тел природы - вначале простейших органических соединений, а затем и белка, формой существования которого является жизнь.

Наукой установлено, что явления органической природы существуют на Земле более миллиарда лет и что в этот период в них произошли колоссальные изменения.

Возникнув из неживой материи и будучи неразрывно связана с ней, жизнь развивалась в соответствии с изменявшимися условиями. С изменением условий изменялись и усложнялись формы жизни, развившись от доклеточных и одноклеточных к сложным многоклеточным организмам.

Первоначально возникшие из неживой материи организмы были чрезвычайно простыми. Однако постепенно они всё более и более усложнялись. На определённой ступени своего развития мир живых организмов разделился на две ветви - растительную животную - с различными способами существования и различными свойствами. Организмы, изменяясь, меняли и окружающую их внешнюю среду. Живые организмы явились самой важной причиной почвообразовательного процесса. Благодаря живым организмам образовались залежи угля, торфа, меловые горы, известняки и коралловые острова.

С появлением жизни на поверхности Земли образовался новый слой - биосфера, имеющий огромное значение в изменении поверхности нашей планеты. Растения стали причиной наличия свободного кислорода в атмосфере Земли. Тем самым создались необходимые условия для развития животных, дышащих лёгкими.

Многие миллионы лет шёл процесс изменения и усложнения живых форм. За этот длительный период возникали, развивались и отмирали многочисленные виды животных и растений. Земля пережила несколько эр и периодов, для каждого из которых были характерны своп климатические пояса, своё распределение суши и водных бассейнов, свои геологические особенности, а также растительные и животные обитатели в море и на земле.

Земная кора сохранила в своих недрах остатки вымерших животных и растений. По этим остаткам изучаются история нашей планеты и история жизни на ней.

Наукой установлено, что жизнь находится в постоянном развитии и изменении. Разнообразие растительного и животного мира на нашей планете есть результат длительного процесса развития. Выдающиеся деятели биологической науки Дарвин, Тимирязев, Мичурин и другие всесторонне разработали материалистическую теорию развития животных и растений.

Организмы в процессе своей жизни находятся в состоянии изменения и развития. Каждый организм переживает сложный процесс развития, связанный с изменениями биохимических, физиологических и морфологических процессов. Жизнь организма не есть простое увеличение, как думали преформисты, а процесс постоянного возникновения новых свойств и особенностей.

Ещё более ярко развитие проявляется в процессе видообразования. Органическая природа в своём развитии идёт через ступени, определённые звенья, которыми являются виды растений, животных и микроорганизмов. Видообразование - яркое свидетельство беспрерывного развития от низшего к высшему, от простого к сложному. Установлено, что на нашей планете в настоящее время насчитывается свыше миллиона видов животных и свыше 300 тысяч видов растений. Все они есть результат длительного исторического развития.

В ходе сельскохозяйственной практики люди научились изменять организмы и виды, получать новые породы животных и сорта растений с теми качествами, которые удовлетворяют требованиям человека. Ныне существующие культурные виды растений и животных являются не просто продуктом природы, а результатом деятельности людей, создавших эти виды и изменяющих их в соответствии со своими потребностями. Так, например, высокопродуктивные ярославские породы крупного рогатого скота, тонкорунные породы овец - кавказская, казахстанская и другие - получены в результате деятельности людей, изменивших имевшиеся в природе виды. Полученные академиком Цициным высокоурожайные сорта пшеницы, выведенные им пшенично-пырейные гибриды - всё это результаты преобразующей целенаправленной деятельности человека, овладевшего законами органической природы и использующего эти законы в интересах общественного производства.

Характеризуя развитие живой природы, Мичурин писал: "...жизнь всей природы не является чем-то застывшим в своих формах, она безостановочно идёт и непрерывно изменяется, и все формы живых существ, почему-либо остановившиеся в своём развитии, неизбежно обречены на уничтожение. Многое, что прежде казалось самым лучшим по пригодности к условиям жизни прошедших лет, в настоящее время является уже негодным и требует замены" [5].

В процессе развития природы происходит превращение, изменение, образование нового и нет ничего абсолютно неизменного.

Изменение общественных явлений. Выделение из мира животных и дальнейшее развитие человека непосредственно связано с развитием общественного производства. Решающим условием, создавшим человека, был труд, начинающийся в собственном смысле слова с изготовления орудий производства. Процесс труда требовал объединения человеческих усилий, что было возможно только путём общественной организации труда. Труд - основа общественной жизни человека.

Маркс и Энгельс, впервые создав науку об обществе - исторический материализм, показали, что развитие присуще и обществу и что история общества представляет собой естественно-исторический процесс. Все общественные явления не вечны и не неизменны; они возникли, развились и находятся в постоянном изменении. Развитие и изменение общества зависит от изменения способа производства. На основе развития способа производства изменяются и развиваются все другие стороны общественной жизни.

Вначале люди пользовались каменными орудиями труда. Но человеческое общество шло вперёд. Человек научился приручать животных и выращивать нужные ему растения. Возникли скотоводство и земледелие. Человек научился делать металлические орудия труда. На определённой стадии развития производительных сил возникла частная собственность и на её основе - деление общества на классы, при появлении которых с неизбежностью было создано государство, как результат непримиримости классовых противоречий, как орудие подавления и угнетения трудящихся эксплуататорами. Марксизм-ленинизм опроверг измышления о вечности классового деления людей на рабов и господ, о вечности государства, доказав, что было время, когда не было ни классов, ни государства, и что человечество развивается по пути к бесклассовому обществу.

Развитие человеческого общества прошло через ряд ступеней - общественных формаций. Первобытное общество сменил рабовладельческий строй, который в спою очередь сменился феодализмом, затем на смену феодализму пришёл капитализм, который с неизбежностью уступит и уже уступает место новому строю - социалистическому. В СССР построен социализм. На основе опыта СССР строят социализм и страны народной демократии.

Социалистическое общество также непрерывно развивается, движется вперед. С социализма начинается развитие, небывалое по быстроте темпа, по многообразию и всесторонности. Советское общество семимильными шагами идёт к коммунизму. В коммунистическом обществе производство, наука, культура будут непрерывно совершенствоваться, развиваться.

Мышление человека также находится в процессе развития и изменения. Это изменение выражается в процессе познания человеком окружающего мира. Познание, как учит Ленин, идёт от незнания к знанию, от менее полного знания к знанию более полному.

На низших ступенях развития человеческого общества люди пользовались простейшими орудиями и теми предметами, которые природа давала им в готовом виде. Низкая ступень развития трудовой деятельности не могла создать условий для глубокого познания природных процессов, человек поневоле ограничивался их поверхностным знанием. Даже используя в своих интересах природные процессы, люди не знали законов, которым подчиняются эти процессы. Так, например, люди пользовались огнём, но они не знали законов горения. Добывая огонь путём трения, они не знали о существовании закона превращения энергии, хотя именно в силу этого закона при трении предметов друг о друга механическая энергия превращалась в тепловую.

Дальнейшее развитие трудовой деятельности привело к усилению воздействия человека на природу, и возникла необходимость более глубокого познания законов сё развития. Возникли науки. Прежде всего возникли такие науки, как астрономия, математика, механика. Последующее развитие производства привело к образованию новых отраслей знания, к открытию новых закономерностей природы и общества. Создались физика химия биология, были открыты важнейшие законы природы. Открытие таких законов, как законы механики, закон движения планет, закон всемирного тяготения, закон сохранения и превращения энергии и другие, составляло важный шаг в развитии человеческого познания проникшего в глубинные процессы природы.

Об историческом развитии познания, об углублении человеческого знания свидетельствует развитие философии. Как известно, первые философские учения были по своей форме и содержанию наивными. Материализм принимал новые формы в связи с новыми открытиями науки. Объяснение этого мы находим в том что материалистическая философия, раскрывая общие закономерности природы и общества, базируется на данных конкретных наук. Наивный материализм древних греков, метафизический материализм XVII - XVIII вв. соответствовали каждый определённому уровню знании об окружающем мире. Создание диалектического материализма Марксом и Энгельсом стало возможным благодаря появлению рабочего класса и развёртыванию его борьбы против буржуазии, а также благодаря ряду открытий науки, на которые опирались Маркс и Энгельс как на естественно-научную основу.

Такова в общих чертах картина движения, обновления и развития природы и общества. Положение диалектики о всеобщности движения полностью подтверждается выводами естественных и общественных наук

Движение и покой. Вся природа представляет собой никогда не прекращающийся процесс изменения обновления, развития. Однако отсюда вовсе не следует, что в этом безостановочном потоке изменений нет ничего устойчивого, определённого, а всё расплывчато, неопределённо Движение абсолютно, покой - относителен.

Диалектика, говоря о всеобщности развития всегда имеет в виду развитие определённых вещей, явлений и предметов, обладающих относительной устойчивостью. Так одна из основных черт диалектического метода говорит о взаимосвязи не каких-то неопределённых процессов, а конкретных предметов и явлений природы. Стало быть, движение не исключает покоя, хотя этот покой и является относительным.

Относительность покоя проявляется в двух разных формах. Во-первых, в форме относительного постоянства расстояний между теми или иными телами, совершающими механическое перемещение в пространстве.

Нет материальных тел, которые так пли иначе не перемещались бы в пространстве. Но в этом беспредельно разнообразном движении тот или иной предмет может находиться в покое по отношению к одному или многим другим телам, не меняя расстояния по отношению к ним. Так пассажир, сидящий в купе равномерно движущегося поезда, покоится по отношению к вагону. Покоятся и его вещи, лежащие на полке. Но в то же время и пассажир, и его вещи движутся относительно Земли и вместе со всей Землёй движутся вокруг Солнца. В свою очередь Солнце вместе со своей планетной системой, в том числе и Землёй, движется с огромной скоростью по отношению к звёздам и т. д.

Во-вторых, покой, равновесие выступают в форме относительной устойчивости самих предметов, явлении, их качественной определённости, благодаря которой они отличаются от других предметов и явлений. Как бы, например, ни менялся атом, поглощая или испуская свет, теряя свои электроны из внешней оболочки или захватывая чужие, он остаётся (пока его ядро сохраняет неизменным свой заряд) атомом определённого химического вещества, существенно отличающимся от атомов другого химического вещества.

Эта устойчивость качеств предметов, явлений так же относительна и временна, как и покой в механическом движении. Но она играет огромную роль в развитии природы. Возможность относительного покоя тел, возможность временного состояния равновесия является существенным условием дифференцирования материи.

Диалектический материализм учит, что покой, временное равновесие являются теми состояниями, когда в предмете или явлении накапливаются изменения, которые приведут в конце концов к смене данного предмета или явления другим, новым, отличным от прежнего.

В мире нет ничего неизменного, но в процессе изменения образуются относительно устойчивые грани, ступени развития, обусловливающие качественное разнообразие материальных тел, предметов, явлений.

Временный покой, наличие равновесия в процессе развития связаны с образованием определённых закономерностей, присущих каждой данной группе явлении. Все явления природы развиваются на основе общих законов диалектики, но вместе с тем они имеют и свою специфику, свои особенности, свои собственные закономерности. Именно закономерности, присущие определённым группам явлений, отличают последние друг от Друга.

Так, явления перемещения тел в пространстве под влиянием тех или иных сил образуют специфическую группу явлений, подчиняющихся законам механики. Процесс взаимодействия электрически заряжённых тел и магнитов подчиняются качественно своеобразным закономерностям электромагнетизма. В процессах, происходящих в атомном ядре, господствуют свои особые закономерности, изучаемые особым разделом физики, - ядерной физикой.

С возникновением и развитием жизни на Земле появились такие закономерности, которых не было в неорганической природе, как, например, закономерности наследственности, изменчивости, естественного отбора. С появлением общественной жизни возникают новые закономерности - закономерности развития производительных сил и производственных отношений, классовая борьба и другие.

Материалистическая диалектика не признаёт абсолютного покоя и абсолютной устойчивости. Она утверждает, что существует лишь относительный покой в развитии природы и общества. Метафизика же и в этом вопросе представляет собой принципиально иной, ненаучный взгляд.

Во-первых, метафизика абсолютизирует покой. Например, метафизически мыслящие учёные-физики искали некую "мировую субстанцию", которая была бы абсолютно неподвижной и неизменной. Во взаимодействии тел они пытались отыскать абсолютно неизменные, раз навсегда данные "силы". Так представление о неизменности и неделимости атомов абсолютизировало присущие им относительный покой и качественную определённость. Метафизическая и идеалистическая "теория" тепловой смерти вселенной, проповедуемая рядом буржуазных учёных, также вырастает из абсолютизации относительного равновесия материальных систем в тепловых процессах.

Придумывание постоянных элементов наследственности - идов, генов, детерминантов и т. п. является характерной чертой воззрений метафизиков - менделистов-морганистов. Известно, что они считают "элементы наследственности" вечными, неделимыми, неизменными и бессмертными, якобы находящимися в состоянии абсолютного покоя. Достаточно допустить наличие таких неизменных элементов наследственности, как проблема развития снимается сама собой и заменяется перегруппировкой этих постоянных элементов. Уже одно это ведёт к признанию конца и начала в развитии природы. Не случайно поэтому вейсманисты, исходя из положения о постоянстве элементов наследственности, приходят к отрицанию развития органических видов, к отрицанию процессов видообразования.

Буржуазные ученые усиленно пропагандируют положение об абсолютности покоя и относительности движения, развития. Так, французский учёный Ж. Дюмонтье пишет, что если в физике движение универсально, а равновесие представляет особый случай, то в биологии якобы, наоборот, равновесие универсально, а движение, развитие - относительно, условно, как особый случай.

То же самое говорят буржуазные "учёные" применительно к обществу, к экономике, утверждая, что равновесие или покой якобы абсолютны, а развитие временно, относительно.

Таков один путь извращения действительности, основанный на метафизической абсолютизации покоя.

Другим, не менее антинаучным способом извращения процессов развития является полное отрицание покоя, даже относительного. Если движение представляет собой процесс без относительной устойчивости, без временного и относительного равновесия, то при таком положении нельзя говорить о закономерностях развития природы. Поэтому тот, кто понимает развитие природы как поток, в котором нет никакой устойчивости, никакой определённости, неизбежно приходит к отрицанию развития и существования самих предметов и явлений.

Основные формы движения. Из многообразия форм движения, изменения предметов и явлений природы материалистическая диалектика выделяет следующие основные, качественно своеобразные формы: механическую, физическую, химическую, биологическую и общественную. Относительно простой формой движения является механическая. Механическое движение - это пространственное перемещение тел относительно друг друга. Законы этого движения изучает механика.

"Всякое движение, - писал Энгельс, - связано с каким-нибудь перемещением - перемещением небесных тел, земных масс, молекул, атомов или частиц эфира. Чем выше форма движения, тем незначительнее становится это перемещение. Оно никоим образом не исчерпывает природы соответствующего движения, но оно неотделимо от него. Поэтому его необходимо исследовать раньше всего остального" [6].

Более сложными формами движения являются такие виды движения, как тепловые процессы, изучаемые термодинамикой и так называемой статистической физикой; электромагнитные (и в частности световые), изучаемые электродинамикой и оптикой; атомные - особая форма движения микрообъектов, изучаемая так называемой квантовой механикой; ядерные процессы, изучаемые ядерной физикой.

Химические процессы, совершающиеся в телах, образуют особую форму движения - химическую. Такие процессы, происходящие в неорганической природе, изучаются неорганической химией, а протекающие в органических телах - органической химией.

С появлением жизни на Земле возникла новая форма движения - биологическая, изучаемая группой биологических наук; с появлением общества - общественная, являющаяся самой высокой из всех форм движения природы. Она изучается общественными науками. Общей теоретической основой всех наук является диалектический и исторический материализм. Все формы движения не изолированы друг от друга, а тесно связаны между собой.

Каждая новая, более высокая (сложная) форма движения возникает на основе низшей и включает её в себя. Но закономерности низшей формы движения не исчерпывают существа более высокой формы, сложившейся на её основе; закономерности высшей формы движения не сводятся к закономерностям низшей. С другой стороны, и. закономерности высшей формы не распространяются на низшую. Так, законы электромагнетизма совсем не могут быть сведены к законам механики, а механическое движение, содержащееся в электромагнитных процессах в подчинённом виде, не исчерпывает существа электромагнитных процессов. Все попытки свести электродинамику к механике, многократно предпринимавшиеся на протяжении истории физики XVIII-XIX вв., в конце концов потерпели полный крах. Подобно этому химическая форма движения, включающая в себя в качестве подчинённого момента физические процессы, не сводится к физическому движению. Несводимость сложного химического движения к физическим процессам с полнейшей ясностью обнаружилась в частности в прова



2019-11-13 221 Обсуждений (0)
Противоположность диалектики метафизике в понимании развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Противоположность диалектики метафизике в понимании развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)