Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мышление и язык- продукты общественного развития



2019-11-13 212 Обсуждений (0)
Мышление и язык- продукты общественного развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Общественный характер мышления и языка. Марксистский философский материализм учит, что мышление и язык - продукты общественного развития, продукты практической трудовой деятельности людей. Мышление и язык - это общественные явления, возникшие и развивающиеся вместе с возникновением и развитием человеческого общества.

“...Сознание, - писали Маркс и Энгельс,- с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди” [15]. Вне общества нет и не может быть сознания, мышления человека. Сознание человека возникло и развилось на основе общественно-трудовой деятельности и является прежде всего отражением его общественного бытия.

Сознание развивалось в процессе активного воздействия человека на природу: воздействуя на природу, человек вместе с тем изменял и свою собственную природу, развивал своё сознание. Активное изменение природы человеком в процессе его общественной трудовой деятельности - основа развития человеческого мышления на протяжении всей его истории.

То же нужно сказать и в отношении языка. Язык, подобно мышлению, есть общественное явление, поэтому он и не может существовать и развиваться вне общества. “Язык,- пишет И. В. Сталин,- относится к числу общественных явлений, действующих за всё время существования общества. Он рождается и развивается с рождением и развитием общества. Он умирает вместе со смертью общества. Вне общества нет языка” [16].

Язык не является надстройкой над базисом, он не является классовым. Язык в отличие от надстройки порождён всем ходом истории общества в течение веков, усилиями сотен поколений людей и служит не одному какому-нибудь классу, а всему обществу в качество орудия общения людей.

Мышление и язык возникли и разнимаются в неразрывной связи с развитием общественно-трудовой деятельности людей и неотделимы от их общественной жизни.

Марксистский философский материализм и в решении этого вопроса прямо противоположен идеализму. Идеализм отрывает мышление и язык от общественной жизни людей, превращает их в нечто самостоятельное. Это вытекает из неправильного представления о роли мышления и языка в общественной жизни людей.

Мышление и язык уже на ранней ступени развития общества играли большую роль в производственной деятельности людей. С дальнейшим развитием общества роль мышления и языка всё больше и больше возрастала, так как практика требовала от людей всё более глубокого и всестороннего осмысливания своей производственной деятельности. В дальнейшем, когда возникли классы, умственный труд был отделён от физического, появилось превратное представление о том, будто определяющую роль в жизни общества играет мышление. На этой основе возникло затем идеалистическое мировоззрение, рассматривающее мышление как нечто самостоятельное, независимое от объективной действительности.

Отрыв мышления от действительности неизбежно влечёт за собой и обособление языка от общественной жизни. “Непосредственная действительность мысли, это язык. Так как философы (идеалисты.- Ред.) обособили мышление, то они должны были обособить и язык в некое самостоятельное царство” [17].

Возникновение и развитие языка и мышления. Марксистский философский материализм даёт единствено научное объяснение возникновению и развитию языка и мышления.

Решающую роль в возникновении и развитии языка мышления человека играет труд. Энгельс в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человек писал, что “мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека”. Первоначальным шагом для перехода от обезьяны к человеку, а следовательно, для появления и развития речи и сознания человек было усвоение человекоподобными обезьянами прямой походки. Переход наших далёких предков от лазания к прямой походке дал возможность им высвободить руку и постепенно совершенствовать её в процессе совместной трудовой деятельности. Без прямой походки первобытный человек не умел бы свободно пользоваться лёгкими и голосовыми связками, а следовательно и не мог бы создать звуковой язык (речь).

Только с переходом к прямой походке неразвитая рука обезьяны в процессе труда развилась в орган человеческого труда. Рука как орган человеческого труда коренным образом отличается от руки обезьяны. Между усовершенствованной трудом тысяч поколений руки человека и несовершенной, неразвитой рукой обезьяны, дистанция огромных размеров. В отличие от руки обезьяны, при помощи которой она строит себе гнёзда на деревьях или навесы для укрытия от дождя, схватывает естественные орудия, дубину или камень, для защиты от врагв и выполняет ряд других простых операций, рука человека дала ему возможность изготовлять различные орудия труда и при их помощи выполнять самые разнообразные и весьма сложные работы, недоступные никакой обезьяне. Рука человека достигла высокой степени совершенства только благодаря труду, применению орудий труда, благодаря приспособлению её ко всё новым и более сложным операциям. Поэтому рука человека является не только органом труда, но также и его продуктом.

Трудовые операции в зародыше присущи и некоторым животным. Но труд с применением созданных в его процессе орудий присущ только человеку. Основой возникновения и дальнейшего развития членораздельной речи и мышления человека является процесс труда, связанный с изготовлением и применением в нём орудий. Животные умеют издавать определённые звуки. Однако эти звуки не выражают никаких мыслей. Эта способность животных не выходит за пределы первой сигнальной системы, единственно возможной для их нервной деятельности. У животных нет речи и нет словесного мышления.

Только в связи с изготовлением и применением в процессе труда орудий у предка человека возникла насущная потребность и необходимость в общении с другими людьми, и из этой потребности в общении возникает в ходе дальнейшего усовершенствования высшей нервной деятельности членораздельная речь, язык. “...Развитие труда,- писал Энгельс,- по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим” [18].

Труд и возникшая в связи с ним членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превращался в человеческий мозг. Речь и неразрывно связанное с ней мышление в понятиях - это качественно новое свойство, присуще только человеческому мозгу.

Критика буржуазных идеалистических теорий возникновения языка. Теория возникновения языка из трудовой деятельности и в процессе трудовой деятельности является единственно правильной и коренным образом отличается от всех идеалистических теорий, существующих поэтому вопросу.

Так, среди языковедов XIX в. особенно широкое распространение получили две теории биологического происхождения языка: теория звукоподражания и теория междометий. По первой теории (Уитней) язык возник предков человека в результате подражания шумам природы и крикам зверей; но второй (Штейнталь) - под влиянием эмоций, из непольных выкриков (междометий). Кроме этих теорий в XIX в. были созданы и другие, стой же несостоятельные. К ним относится теория Дарвина, пытавшегося связать испускание криков предком человека с инстинктом сохранения рода, по аналогии с брачным пением птиц.

Широко распространены в буржуазном языкознании теории духовного происхождения языка. По этим теориям, язык возник или как “дар божий”, или вследствие “внутренней духовной жизни” человека, или даже в результате “общественного договора” - сознательного сговора людей в первобытном обществе.

Все эти теории антинаучны потому, что рассматривают возникновение языка вне процесса труда, в полном отрыве от развития материального производства, от потребности людей в общении.

Язык и мышление - не готовые дары природы или духа; они являются продуктом развития общественно-трудовой деятельности людей, они возникли в процессе труда и развиваются на его основе. Сознание, мышление человека, возникшее и развившееся, как и язык, в процессе его трудовой деятельности, является прежде всего отражением его общественного бытия. Мышление первобытных людей никогда не было чем-то оторванным от их общественной жизни, а, напротив, непосредственно вытекало из ихматериальной деятельности; оно, по выражению Маркса было первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей.

Сознание человека проявляется прежде всего как осознание ближайшей чувственно-воспринимаемой среды и связи с другими людьми, как осознание необходимости вступить в общение с окружающими людьми, как начало осознания того, что человек живёт в обществе. Сознание человека формировалось и развивалось в процессе активного воздействия человека на природу. Воздействуя на природу, изменяя её, человек всё полнее и глубже отражал в своём сознании предметы природы, их свойства, а затем и законы. Процесс труда и развитие на этой основе руки увеличивали господство человека над природой, а это расширяло с каждым новым шагом вперёд кругозор человека. Язык в прямую противоположность звукам, издаваемым животными, является орудием, при помощи которого закрепляются успехи мыслительной работы, кристаллизуется общественный опыт человеческого коллектива, и имеете с тем язык - средство общения людей, орудие обмена мыслями в человеческом обществе.

Следовательно, коренное качественное отлично языка человека от звуков, издаваемых животными, состоит и том, что язык социально обусловлен как по своему происхождению, так и по своему назначению, тогда как звуки, издаваемые животными, суть продукты чисто биологического приспособления их к окружающий среде. Поэтому в корне ошибочно прямо выводить и объяснять членораздельную речь первобытных людей из криков и звуков их животных предков, как это делают буржуазные учёные. Не менее ошибочен также взгляд, по которому членораздельная звуковая речь возникает якобы из нечленораздельных звуков и не как средство общения, не как средство закрепления успехов мышления, а как эмоциональное или магическое средство.

Совершенно несостоятельны утверждения буржуазных учёных о мифологическом характере мышления первобытного человека. На самом деле человек уже в то, весьма отдалённое, время правильно, хотя и неглубоко, отражал и своём сознании многие предметы и явления окружающего внешнего мира, был в состоянии благодаря слову закреплять успехи своей умственной работы, передавать свой опыт другим людям и тем самым более успешно воздействовать на окружающий мир.

Таким образом, люди, развивая своё материальное производство, изменяли вместе с условиями жизни, с общественными отношениями и общественным бытием и своё сознание. По мере развития материального производства всё более и более совершенствовалось мышление человека. Люди начинают с того, говорит Маркс, что активно действуют, овладевают при помощи этих действий предметами внешнего мира и, таким образом, удовлетворяют свои потребности. Способность тех или иных предметов удовлетворять потребности людей запечатлевается в их мозгу. Благодаря этому люди “научаются и “теоретически” отличать внешние предметы, служащие удовлетворению их потребностей, от всех других предметов. На известном уровне дальнейшего развития, после того как умножились и дальше развились тем временем потребности людей и виды деятельности, при помощи которых они удовлетворяются, люди дают отдельные названия целым классам этих предметов, которые они уже отличают на опыте от остального внешнего мира” [19].

Таким образом, в самом процессе производства материальных благ люди совершают умственную работу: сопоставляя и сравнивая предметы и открывая в них нечто общее, образуют общие понятия в их словесном выражении, охватывающие целые группы предметов данного рода. Разумеется, первые понятия человека были весьма элементарны, так как они представляли собой просто обобщение его ещё примитивной практической деятельности и ограниченного круга предметов, которыми пользовался человек для удовлетворения своих собственных потребностей.

Возникновение мышления и его дальнейшее развитие было бы невозможно помимо языка слов. Язык с самого начала своего появления служит средством общения людей, способом выражения человеческих мыслей. Следовательно язык, именно язык слов, возник вместе с сознанием в процессе становления человеческого общества и с тех пор неизменно служит средством общения и выражения мыслей людей.

Язык и мышление возникли одновременно и не существуют раздельно. Неразрывная связь языка с мышлением обусловлена производственной деятельностью людей, необходимостью общения людей друг с другом, обмена мыслями между ними.

Обмен мыслями даёт возможность людям наладить совестные действия в борьбе с силами природы, добиться успехов в производстве необходимых материальных благ. Без языка, понятного для общества и общего для всех его членов, общество прекращает производство, распадается и перестаёт существовать как общество.

Язык - выражение реальности мысли. Язык есть практическое, действительное сознание, есть выражение реальности мысли. Это значит, что мысль, выраженная в языке в виде слов (произнесённых или написанных), становится реальностью, доступной наблюдению и восприятию при помощи органов чувств как для самого говорящего, так и для других людей.

Даже при самом абстрактном мышлении человек не может мыслить, не пользуясь словами, не облекая свои мысли в материальную языковую оболочку. Признание существования “чистых” мыслей неминуемо приводит к открытому идеализму.

Наглядным примером этого служат воззрения Марра, считавшего, что общение людей можно осуществить и без языка, при помощи мышлении, свободного от “природной материи” языка. Это обусловило порочности всей концепции Марра, ее идеалистическую сущность. Марр создал надуманную и насквозь идеалистическую схему развития мышления и соотношения его с языком. Сначала, по этой схеме, существовало мышление без звукового языка, без языка слов. Такое мышление сопровождалось языком жестов и было названо Марром “ручным мышлением”. Затем, гораздо позже, с возникновением классов, якобы наступила вторая стадия развития языка - звуковой язык. На этой стадии господствующие классы будто бы создали формально-логическое мышление, в котором язык взял верх над мышлением. Наконец, по Марру, формально-логическое мышление как достояние классового общества сменилось диалектико-материалистическим мышлением пролетариата, где мышление опять взяло верх над языком. На последней стадии развития мышления в новом, бесклассовом обществе, по мнению Марра, должно быть создано мышление, совершенно свободное от какой бы то ни было “природной материи” языка.

Рассуждения Марра о мышлении без языка представляют собой, по выражению И. В. Сталина, ““труд-магическую” тарабарщину”. Марр оторвал мышление от языка, что и привело его к идеализму, так как только идеалисты могут говорить о мышлении без языка. Язык является средством выражения и закрепления мысли в словах и предложениях; мысли без языка не только не могут быть высказаны, но и не могут возникнуть в голове человека.

Но из того, что мысли людей не возникают и не существуют без языкового материала, вовсе не вытекает, что язык и мышление тождественны, что слово по своей сути есть та же мысль. Язык и мышление не существуют друг без друга, но в то же время они не представляют собой одного и того же явления. Отождествление языка и мышления означает вульгаризацию и прямое искажение марксистско-ленинской теории отражения. Мышление представляет собой отражение объективной реальности; язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям.

Когда идёт речь о роли языка в развитии общества имеется в виду звуковой язык. Утверждение Марра о том, будто одно время человеческое общество не имело звукового языка, что его заменял ручной язык, ошибочно Язык с самого начала был звуковым языком. Кроме звукового языка никакого другого языка в человеческом обществе не существовало. Язык первобытных людей был весьма ограниченным и примитивным, но всё же это был звуковой язык, при помощи которого люди общались друг с другом, обменивались мыслями и добивались взаимного понимания.

Звуковой язык, как и мышление, возник в процессе труда человека. Но, раз возникнув, он в свою очередь стал одним из мощных факторов в развитии человеческого общества и мышления человека. “Звуковой язык в истории человечества является одной из тех сил, которые помогли людям выделиться из животного мира, объединиться в общества, развить своё мышление, организовать общественное производство, вести успешную борьбу с силами природы и дойти до того прогресса, который мы имеем настоящее время” [20].

Рассуждение Марра, будто ручной язык в течение одного-полутора миллиона лет давал возможность людям выражать свои мысли, общаться и пройти громадный путь нескольких материальных культур, абсурдно. В действительности значение так называемого языка жестов ввиду его крайней бедности и ограниченности ничтожно. Это, собственно, не язык и даже не суррогат языка, могущий так или иначе заменить звуковой язык. Язык жестов представляет собой лишь вспомогательное средство, которым пользуется иногда человек для подчёркивания тех или иных моментов в своей речи.

Учение марксизма-ленинизма о языке и мышлении наносит смертельный удар по идеализму и является мощным идейным источником для развития языкознания и философии. Положение марксизма о возникновении и развитии мышления в процессе общественной трудовой деятельности человека на базе языкового материала в корне опровергает все измышления идеалистов о независимости мышления от языка, о врожденности абстрактных понятий и первичности мышления.

5. Положение о первичности материи
и вторичности сознания и применении
к обществу

Положение о первичности материи и вторичности сознания марксизм-ленинизм применяет и к общественной жизни. В применении к общественной жизни это положение означает признание первичным материальной жизни общества, общественного бытия людей, а вторичным - духовной жизни общества, общественного сознания. Материальная жизнь общества представляет объективную реальность, существующую независимо от воли людей, тогда как духовная жизнь общества, общественное сознание производно от материальной жизни общества, зависит от неё. Из этого следует, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их общественное сознание. Великой заслугой Маркса и Энгельса является то, что они, применив положение философского материализма о первичности материи и вторичности сознания к явлениям жизни общества, совершили настоящий переворот во взглядах на историю общества. I противоположность господствовавшему до них идеалистическому пониманию истории Маркс и Энгельс создали научную материалистическую теорию общественного развития. Разработав основное положение материалистического понимания истории, положение о том, что общественное бытие определяет общественное сознание, Маркс и Энгельс нанесли смертельный удар по идеалистическому взгляду на развитие общества.

Все домарксистские философы и социологи при рассмотрении общественной жизни останавливались лишь на общественных идеях, не умея объяснить эти идеи из материальных общественных отношений. Впервые Маркс и Энгельс из сложной сети общественных явлений выделили производственные отношения как экономическую структуру общества, как его реальный базис. Производственные отношения по природе своей объективны, так как они существуют независимо от воли людей.

Понимание общественного бытия людей как объективной реальности, существующей независимо от воли людей, а духовной жизни общества - как отражения этой объективной реальности дало возможность перейти от описания общественных явлений к строго научному анализу их. Материалистическое истолкование явлений общественной жизни положило конец идеалистическом воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, возникающий и изменяющийся случайно, по чьей-то воле свыше, и впервые поставило социологию на научную почву.

Распространив положение о первичности материи и вторичности сознания на общественную жизнь, Маркс и Энгельс создали тем самым целостное революционное материалистическое мировоззрение.

В противоположность всем идеалистическим теория общества, исходившим из идей и идейных побуждений, исторический материализм определяющей основой истории человеческого общества считает способ добывания средств к жизни, способ производства материальных благ необходимых для того, чтобы общество могло жить и развиваться. Способ производства определяет физиономию общества, общественные идеи и теории.

Общественное бытие людей изменяется по своим внутренним экономическим законам. Эти законы, как и законы естествознания, существуют объективно, а потому их никто не может отменять и создавать вместо них новые. Объективные законы общества, как и законы природы являются первичным, а их отражение в сознании людей - вторичным.

Отрицание объективной закономерности общества и утверждение, что законы общества можно “создавать”, есть субъективный идеализм. Разновидностью субъективного идеализма является и теория, отождествлявшая общественное бытие и общественное сознание (Богданов).

Подвергая резкой критике богдановскую идеалистическую теорию тождества общественного бытия и общественного сознания, В. И. Ленин указывал, что из того, что люди вступают в общение как сознательные существа, никоим образом не следует, чтобы общественное сознание было тождественно общественному бытию. Вступая в общение, люди во всех сколько-нибудь сложных общественных формациях - и особенно в капиталистической общественной формации - не сознают того, какие общественные отношения при этом складываются, по каким законам они развиваются и т. д. Общественное сознание отражает общественное бытие - вот в чем состоит учение Маркса. Отраженно может быть верной приблизительно копией отражаемого, но о тождестве тут говорить нелепо” 20. Богдановская теория тождества общественного бытия и общественного сознания извращала марксизм и служила реакции.

Исходя из положения о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, классики марксизма-ленинизма впервые в истории общественных теорий дали правильное, научное объяснение происхождения общественных идей, теорий, показав, что они являются отражением условий материальной жизни общества. Возникновение общественных идей, общественных теорий, политических взглядов является результатом развития материальных условий жизни общества, общественного бытия людей. Способ производства материальной жизни обусловливает в конечном счёте духовный процесс жизни общества. Это значит, что общественные идеи коренятся не в самом развитии духовной жизни общества, не в сознании людей, а в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии людей.

Если в различные периоды истории общества наблюдаются различные общественные идеи, теории, политические учреждения, то это объясняется не “природой”, “свойством” самих идей, теорий, взглядов, политических учреждений, а различными условиями материальной жизни общества в разные периоды общественного развития. Например, возникновение марксизма обусловлено практическими потребностями революционного движения рабочего класса. Марксизм является обобщением они революционного рабочего движения всех стран, теоретическим выражением коренных интересов пролетариата. Марксизм возник в Германии в 40-х годах XIX в. потому, что Германия в этот период становилась центром революционного движения.

Возникновение ленинизма объясняется новыми историческими условиями. Ленинизм как марксизм новой исторической эпохи возник и оформился в условиях империализма, когда противоречии капитализма дошли до крайних пределов, когда пролетарская революция стала практической необходимостью. Россия стала родиной ленинизма потому, что она была узловым пунктом всех противоречий империализма, потому, что только в России имелась реальная сила, могущая разрешить все противоречия путём революции. Россия начала XX столетия находилась накануне величайшей народной революции, во главе которой стоял самый революционный в мире рабочий класс, имевший своим союзником революционное крестьянство. Все эти обстоятельства послужили причиной того, что именно в России возник ленинизм, возникла теория и тактика пролетарской революции.

Марксизм-ленинизм, возникший на определённом этапе развития общества, оказывает огромное революционизирующее влияние на весь ход истории общества.

6. Значение марксистского положения
о первичности материи и вторичности сознания
для практической деятельности
Коммунистической партии

Положение исторического материализма о том, что источником формирования духовной жизни общества являются условия его материальной жизни, имеет громадное значение для практической деятельности партии пролетариата. Коммунистическая партия строит свою политику, свою практическую деятельность, исходя из признания первичности условий материальной жизни общества, на основе учёта реальных потребностей развития материальной жизни общества.

Отрицание первичности общественного бытия, первичности условий материальной жизни общества с неизбежностью приводит к авантюризму в политике, к полному произволу в практической деятельности. Наглядным примером этого служит авантюристическая политика народников, анархистов, эсеров, которая была основана на планах, оторванных от реальной жизни общества. Авантюристическая политика, как показала история, всегда обречена на провал.

Несокрушимая сила марксистско-ленинской партии состоит в том, что она опирается в своей практической деятельности на знание законов развития общества. Лишь строгий учёт объективной действительности, учёт всей совокупности взаимоотношений классов данного классового общества и учёт объективной ступени развития этого общества может служить опорой правильной тактики борьбы рабочего класса.

Из того, что общественное сознание, общественные идеи и теории возникают из материальных условий жизни общества, вовсе не следует, что общественные идеи, теории не играют никакой роли и развитии общества, что они по производят обратного воздействия на общественное бытие.

Марксизм-ленинизм учит, что в коренном вопросе исторической науки - об отношении общественного сознания к общественному бытию - имеются две стороны: 1) вопрос о происхождении общественных идей, теорий, том, что духовная жизнь общества является отражением его материальной жизни, и 2) вопрос о значении общественных идей, теорий в жизни общества. Общественное бытие всегда предшествует общественному сознанию. Сначала - общественное бытие, а потом - его отражение в сознании людей. Но раз возникнув из условий материальной жизни общества, общественные идеи, овладевают массами, становятся материальной силой, влияющей на ход общественной жизни.

Марксизм, говоря о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, вместе с тем подчеркивает, что сознание, будучи порождено бытием, не остаётся пассивным и нейтральным, а, напротив, становится величайшей силой, активно содействует дальнейшему развитию общественного бытия.

По вопросу об отношении общественного сознания общественному бытию классики марксизма-ленинизма вели борьбу как против идеалистов, не признававших первичности условий материальной жизни общества, так и против вульгарного материализма, фатализма, против “экономистов” и меньшевиков, отрицавших обратное воздействие идей на общественное бытие, отрицавших роль передовых идей в жизни общества.

Коммунистической партии пришлось бороться против горе-марксистов, которые недооценивали возможность сознательного воздействия на экономические процессы, предлагали не брать власть пролетариату до тех пор пока не произойдёт обобществление всех средств производства при капитализме. Если бы партия поступила таким образом, это привело бы миллионы мелких и средних крестьян к разорению и обрекло бы трудящихся нашей страны на долгие годы лишения, нищеты и бесправия.

Однако партия не пошла по этому пути. Вооружённая ленинским кооперативным планом, Коммунистическая партия повела трудящихся крестьян по пути коллективизации. Этот путь развития является единственно возможным и целесообразным для победы социализма во всех странах, где имеется относительно многочисленный класс мелких и средних производителей.

В противоположность субъективному идеализму и фатализму марксизм-ленинизм соединяет признание объективной закономерности развития общества с признанием активной роли передовых идей, передовых теорий в жизни общества.

В борьбе против “экономистов” и меньшевиков, не признававших роли передовой теории и обрекавших партию на пассивность, на прозябание, большевики отстаивали огромную мобилизующую, организующую и преобразующую роль передовой теории, передовых идей в развитии общества. Коммунистическая партия в своей практической деятельности опирается на передовую марксистско-ленинскую теорию. Партия использует марксизм-ленинизм как величайшее теоретическое оружие в борьбе за революционное преобразование природы и общества.

Источники силы и жизненности передовых теорий, идей состоят в том, что передовые идеи, во-первых, возникают на основе новых задач, выдвигаемых развитием материальной жизни общества, и призваны помочь разрешению этих назревших задач, во-вторых, служат интересам передовых классов общества, в-третьих, правильно отражают общественное бытие.

Идеи марксизма-ленинизма стали величайшей преобразующей силой, облегчающей продвижение советского общества к коммунизму.

Большую активную силу в Советской стране представляют морально-политическое единство советского общества, дружба народов CCCP, советский патриотизм. Эти движущие силы социализма, являясь отражением экономического строя советского общества, играют огромную мобилизующую роль в построении коммунизма в нашей стране.

Величайшей руководящей и вдохновляющей силой советского общества является Коммунистическая партия Советского Союза. Политика Коммунистической партии, исходящая из коренных интересом народа - из интересов построения коммунизма, является жизненной основой советского общества.

Политика Коммунистической партии правильно отражает требования экономического развития Советской страны. Основная цель политики партии и Советского государства - это постоянное улучшение материального положения трудящихся, обеспечение дальнейшего процветания советского общества.

Отражая потребности развития материальной жизни советского общества, политика партии опирается на творческую активность народа, пользуется его беззаветной поддержкой, является великой организующей, мобилизующей и преобразующей силой, направляющей движение советского общества к коммунизму.

Коммунистическая партия своевременно выдвигает новые задачи, вырабатывает соответствующие определённым историческим этапам развития политические установки, она даёт народу научную программу практической деятельности, намечает правильную линию и способы её осуществления. Без этого нельзя было бы строить коммунистическое общество.

Великий Ленин ещё в первые годы существования Советского государства разработал научно обоснованную программу превращения экономически отсталой России в передовую, могучую социалистическую державу. Этой ленинской программой руководствовалась партия при выработке плана построения социализма в нашей стране. Коммунистическая партия, исходя из объектива законов экономического развития общества, на основе учёта потребностей развития материальной жизни нашей страны, поставила во весь рост задачу превратить нашу страну из аграрной в индустриальную, экономически независимую от капиталистических стран. В этом состояла генеральная линия политики Коммунистической партии. План социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства вооружил советский народ на борьбу за создание экономической базы социализма. Этот план был успешно осуществлён советским народом в годы довоенных пятилеток. В результате осуществления плана социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства в нашей стране были окончательно ликвидированы эксплуататорские классы, навсегда уничтожена эксплуатация человека человеком, был создан новый общественный строй - социализм. На XVIII съезде Коммунистическая партия, исходя материальных потребностей социалистического общества, определила программу дальнейшего развития советского общества к коммунизму.

Программой дальнейшего развития по пути постепенного перехода от социализма к коммунизму являют решения XIX съезда партии и пятый пятилетний план развития CCCP. Пятый пятилетний план развития CCCP составлен на основе максимального учёта назревших потребностей развития материальной жизни советского общества, учёта интересов народа. Он является наглядным свидетельством растущей мощи и могущества нашей социалистической Родины, свидетельством грандиозных успехов социалистической экономики и культуры. Дальнейшее развитие всех отраслей промышленности и сельского хозяйства и расцвет культуры - необходимое условие удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей трудящихся, процветания всего советского народа. Все успехи, достигнутые советским народом, являются результатом последовательного проведепия в жизнь выработанной Коммунистической партией политики.

Положение марксистского философского материализма о первичности материи и вторичности сознании помогает правильно уяснить первенствующее значение материальных условий жизни в построении коммунистического общества и мобилизует народ на поднятие производительности труда как решающего фактора в построении коммунизма. Руководствуясь этим положением, партия и весь народ решают и идеологические задачи.

Важнейшей политической и идеологической задачей партии в период постепенного перехода от социализма к коммунизму является очищение сознания людей от пережитков капитализма, воспитание всего народа в коммунистическом духе.

Сознание людей отстаёт в своём развития от их экономического положения. Этот вывод об отставании сознания от бытия основан на марксистском положении о первичности материи и вторичности сознания. Сознание людей есть отражение их общественного бытия. Сначала изменяется общественное бытие людей, затем изменяется их общественное сознание.

В CCCP на основе победы социализма, коренных преобразований в экономике произошли существенные изменения в сознании советских людей. Изменился их духовный облик. Советский народ в целом является активным и сознательным строителем коммунизма. Однако ещё сохранились и не изжиты пережитки капитализма в сознании некоторой части советского общества. Эти пережитки находят своё проявление в труде - в виде нарушений трудовой дисциплины и т. д., в идеологии - в форме буржуазного национализма, объективизма, космополитизма, преклонения перед буржуазной культурой, безыд



2019-11-13 212 Обсуждений (0)
Мышление и язык- продукты общественного развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мышление и язык- продукты общественного развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)