ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Для специальности 07.00.10 – История науки и техники
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЕ АСПИРАНТУРОЙ И ДОКТОРАНТУРОЙ
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ --------------------------- ПРОГРАММА КУРСА
Для специальности 07.00.10. – История науки и техники
Москва 2011
ББК 63.3 (0) 4я73 И90
История науки и техники: Программа курса для аспирантов: Специальность 07.00.10 – История науки и техники/ РГГУ. Управление аспирантурой и докторантурой; Автор Ю.С. Воронков М., 2011. 29 с.
Программа одобрена и рекомендована для опубликования На заседании кафедры «История науки» Протокол № 10 от «17» октября 2011 г.
Программа утверждена на заседании Научно-методического совета по аспирантуре и докторантуре Протокол №___от «__» ____________ 2011 г.
© Российский государственный гуманитарный университет, 2011 © Ю.С. Воронков СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Предметом курса, концептуальные подходы которого базируются на идеях общей истории науки (ОИН) В.И. Вернадского и П. Таннери, являются основные данные истории отечественной и зарубежной науки и техники, факты и события этой истории; теоретические концепции, организационные структуры, практические применения и т. д., характеризующие в разное время науку и технику разных стран и цивилизаций. (Данная Программа разработана на основе Программы, подготовленной Б.А. Старостиным в 2004 г.)
Цель курса:
· представить картину исторического движения научного и технического знания в его единстве и многообразии; · помочь освоить методы (в том числе компьютерные) анализа и объективного освещения развития науки и техники; · раскрыть детерминацию процесса развития науки и техники внутренними и внешними факторами; · проследить динамику естественно-научного, гуманитарного и технического знания в целом и важнейших отдельных научных дисциплин. Задачи курса:
· представить концептуальный аппарат и фактический материал для восприятия развития науки и техники в его связи с развитием других областей культуры, включая философию, религию, искусство. · научить пониманию взаимовлияний науки и других областей культуры, видению науки как развивающегося, динамичного феномена в социальном и культурном контекстах.
В дополнение к тому, что уже было освоено обучающимися в ходе общеуниверситетского вузовского курса истории науки и техники, в ходе аспирантского обучения они должны научиться ориентироваться в том, чтобы: · искать и адекватным образом использовать основные виды первичных и вторичных источников по истории науки и техники; · применять (в целях этого поиска и использования) компьютерные программы и базы данных; оценивать уровень и структуру естественнонаучных, гуманитарных и технических знаний той или иной эпохи, цивилизации, страны как нечто специфичное для данной эпохи и т. д. и вместе с тем как момент в развитии науки как целого; · концептуализованно и сознательно воспринимать в историко-научном контексте основные достижения науки и техники прошлого и настоящего. · В отношении методологии истории науки и техники, программа курса «История науки» для студентов, выпущенная кафедрой истории науки РГГУ в 2002 г., предполагала изучение концепций Т. Куна, И. Лакатоса и В. И. Вернадского. Настоящая программа в дополнение предусматривает освоение аспирантами и стажёрами таких важных методологических вопросов, как: «Понятия прогресса, регресса, цикличности применительно к развитию знания и к развитию общества»; «Наука как структурированный эволюционирующий феномен»; «Параметры науки и ее развития, их уровни: масштабный, пропорциональный, коммуникативный»; «Специфика и взаимодействие процессов дифференциации и интеграции применительно к структуре научного знания»; «История науки как дисциплина и как одна из форм самосознания науки». · Для аспирантов и стажёров (в отличие от проходящих общеуниверситетский курс истории науки) необходимым признано изучение историко-научных аспектов принципа онтологической относительности В. Куайна; реализма К. Поппера и Х. Патнема; концепции революций в науке Дж. Агасси; эволюционной эпистемологии К. Хахлвега и К. Хукера; конструктивного эмпиризма Б. ван Фраассена. В концептуальном плане существенно также добавление параметрического анализа и проблематики соотношения истории гуманитарных, естественных и прикладных (технических, медицинских, сельскохозяйственных) наук, а также истории науки и других сфер культуры. Многое в плане конкретного материала будет в данном курсе новым: например, такие рубрики, как «Роль права, религии, магии, искусства в формировании древнейших вариантов картины мира», «Роль номинализма и реализма, ортодоксии и ересей в развитии средневековой науки. Средневековая техника; нововведения по сравнению с античностью. Успехи средневекового мореплавания, их значение для подготовки научного прогресса в эпоху Ренессанса»; «Современные формы взаимодействия гуманитарного, естественнонаучного и технического знания; роль ядерной физики, космических исследований, наук о Земле» и т. д.
ВВЕДЕНИЕ Концептуальные основы курса. Междисциплинарный характер историко-научного и историко-технического исследования. История науки и техники как неотъемлемая часть современного гуманистического мировоззрения и гуманитарного образования. Соотношение субъективной (как дисциплины) и объективной (как процесса) истории науки. Объективная история науки и техники как неотъемлемая часть развития общества. Ценностный базис истории науки и техники. Невозможность «ценностно-нейтральной» науки. Методы, используемые историко-научным исследованием. Историко-научный анализ как реконструкция; как способ уяснения места человека в эволюции Космоса; как поле взаимодействия рационального и иррационального (личностного) знания. Понятия прогресса, регресса, цикличности применительно к развитию знания и к развитию общества. Наука как структурированный эволюционирующий феномен. Параметры науки и ее развития, их уровни: масштабный, пропорциональный, коммуникативный. Специфика и взаимодействие процессов дифференциации и интеграции применительно к структуре научного знания и ее параметрическим уровням. История науки как дисциплина и как одна из форм самосознания науки. Соотношение истории гуманитарных, естественных и прикладных (технических, медицинских, сельскохозяйственных) наук, а также истории науки и других сфер культуры и форм отображения мира в сознании. История науки и техники как самостоятельная область знания; ее формирование; становление ее концептуального аппарата. Возникновение нарративной историографии науки; пережитки нарративности на позднейших этапах. Античные, средневековые, просветительские схемы истории знания. Позитивистские концепции истории науки. Формирование понятия причинности в историографии науки; экстернализм и интернализм, кумулятивизм и антикумулятивизм. Понятия парадигмы, нормальной науки, аномалии, кризиса, научной революции. Роль науковедения и социологии науки в развитии историко-научных и историко-технических исследований. Логика и феноменология истории науки; значение (для историко-научного анализа) концепций исследовательской программы, методологического анархизма. Тематический, системный, структурный подходы к истории науки. Научная революция, парадигма и нормальная наука (концепция структуры научных революций Т. Куна). Концепции революций в науке Дж. Агасси. Историко-научные аспекты принципа онтологической относительности В. Куайна и конструктивного эмпиризма Б. ван Фраассена. Реализм К. Поппера и Х. Патнема. Эволюционная эпистемология К. Хахлвега и К. Хукера. ПРОГРАММА КУРСА Раздел 1 НАУКА ДРЕВНЕГО МИРА
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |