Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ



2019-11-21 375 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




(вторая половина XX в. – первые годы XXI в. )

 

Отличительные особенности современного этапа развития науки. Движение к созданию «интегрального интеллекта», «техносферы», глобальных электронных сетей; интернациональный характер науки, техники и образования. Мирное и военное применение ядерной энергии. Сциентизм и антисциентизм, их ограниченность. Переход науки от экспоненциального к логистическому росту. Понятие современной научно-технической революции, его различные интерпретации. Появление новых возможностей воздействия на человеческую природу (с помощью масс-медиа, технологии управления, генной инженерии). "Зеленая революция" 60-х гг.

Проблема человека в мире современной науки и техники. Современные формы взаимодействия гуманитарного, естественнонаучного и технического знания; роль ядерной физики, космических исследований, наук о Земле. Учение о человеке на этапе современной научно-технической революции.

Фронт исследований современной науки; ограниченность возможностей его реализации в отдельных странах. Особенности науки и техники США, основных европейских стран; Японии, Китая, других восточных стран, Латинской Америки, России. Организационные механизмы функционирования науки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общие закономерности развития науки и тенденции, характерные для развития отдельных дисциплин и присущие отдельным этапам. Тенденция движения от спекулятивного к эмпирико-рационалыюму познанию, от абстракций и одностороннего анализа к аналитико-синтетическому подходу, отфактуальности и чистой описательности к теории, от догматизма к критике в истории пауки.

Значение истории и историографии науки на различных этапах развития науки. Место истории науки в системе форм познавательной деятельности человека. Соотношение и связь историко-научного исследования с прогнозированием, футурологией, с организацией научной деятельности.

Рациональное и иррациональное в развитии науки, в частности в развитии естественно-научных, технических и общественных дисциплин. Возможности и перспективы использования электроники в разработке источниковой базы истории науки и техники и в других аспектах изучения и преподавания истории науки и техники.


 

Примерный тематический план курса

 

п/п

Название темы

Количество часов

Лекции Семинары Самостоятельная работа Всего
1 Тема I. Наука древнего мира 6 8 8 22
2 Тема II. Средневековая наука 4 6 6 16
3 Тема III. Наука эпохи возрождения 4 8 6 18
4 Тема IV. Научная революция XVIII века. 4 6 4 14
5 Тема V. Наука и техника VXIII - начала XXвв. 8 10 6 24
6 Тема VI. Постклассическая наука и техника 4 6 4 14
7 Тема VII. Заключение        
Итого   30 44 34 108

 


 ИНФО РМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО КУРСУ

 

Аверкиева Ю. П.История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979. 288 с.

Базилевская Н. А, и др.Краткая история ботаники. М.: Наука, 1968. 310 с.

Барнашов А. В.Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988. 100с.

Батюшкова И. В.и др.Развитие естествознания в России: XVIII - начало XX века. М.: Наука, 1977.535с.

Блауг М. Т.Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994. 687 с.

Бродель Ф.Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVJII вв.: В 3 т.: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1986-2007.

Будовниц И. У.Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.). М.: Изд-во АН СССР, I960.

Бурав и хин В. А.и др.Биография электрона и его родословная. М.: Агар, 1997. 384с.

Вайман А. А.Шумеро-вавилонская математика. М., 1961.

Ван д ер-Варден Б.Пробуждающаяся наука: Пер. с англ. М.: Наука, 2006. 384 с.

Вернадский В. И.Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 360 с.

Вернадский В. И.Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 272 с.

Геворкян А. Т.Философский анализ революций в физике. Ереван: Изд-во АН СССР, 1979. 163с.

Гейзенберг В.Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. М.: Наука, 1989.400с.

Декарт Р.Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках //Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т. I. М., 1989. С. 250-296.

Демидова М. Г.История экономических учений: от Аристотеля до Монкретьена. Спб: СпбТЕИ, 1993.

Джуа М.История химии. М.: Мир, 1975. 478 с.

Дорфма н Я. Г.Всемирная история физики. Ч. 1-2. М.: Наука, 1974-1979.

Зубов В. П.Историография естественных наук в России: XVIII в. - первая половина XIX в. М. Изд-во АН СССР, 1956. 576 с,

Ибн С ина (Авиценна ) .  Книга знания // Ибн Сина.Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. С. 59-228.

Ид лис Г. М.Революции в астрономии, физике и космологии. М.: Наука, 1985, 232 с.

Идлис Г. М.Гармония Вселенной // Вселенная, астрономия, философия. М.: МГУ, 1988. С. 65-77.

Кейнс Дж. М,Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.494с.

Кирсанов B . C .Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987. 344 с.

Ко й ре А.Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Прогресс, 1985. 286 с.

Кондорсе Ж. А.Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2010. 232 с.

Копелевич Ю. Х.Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в. Л.: Наука, 1974. 266с.

Копелевич Ю. Х.Основание Петербургской академии наук. Л.: Наука, 1977. 210 с.

Кузаков В. К.Очерки развития естественно-научных и технических представлений на Руси в X-XVII вв. М.: Наука. 1976. 313 с.

Кузнецов К. Г.Джордано Бруно и генезис классической науки. М.: Наука, 1970. 212с.

Кун Т.Структура научных революций. М.: АСТ, 2009. 317 с.

Леви-С т рос К.Структурная антропология. М: Наука, 1985. 536 с.

Линней К.Философия ботаники. М.: Наука, 1989. 324 с.

Лу н кевич В. В.От Гераклита до Дарвина: Очерки по истории биологии. Т. 1-2. М.: Учпедгиз, 1960.

Л ьоцци М.История физики. М.: Мир, 1970. 463 с.

Магидович Я . , Магидович В.Очерки по истории географических открытий. Т. 1-5. М.: Просвещение, 1982-1986.

Маркова Л. А.Наука: история и историография XIX-XX вв. М.: Наука, 1987. 265 с.

Менделеев Д. И.Границ познанию предвидеть невозможно. Спб; М.: Сов. Россия, 1991.588с.

Мец А.Мусульманский Ренессанс. Изд. 2-е. М.: Наука, 1973. 474 с.

Ньютон И.Математические начала натуральной философии // Крылов Л.Н. (пер.) Собр. тр. М.; Л., 1937. Т. 7.

Огурцов А. П.От натурфилософии к теории науки. М.: ИФРЛН, 1995. 317с.

Ол ьшки Л.История научной литературы на новых языках. М.; Л.: Гостехтеориздат, 1933-1934. Т. 1-3.

Па н некук А.История астрономии. М.: Наука, 1966. 529 с.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г.История психологии. М.: РГГУ, 1994. 445 с.

Планк М.Происхождение и влияние научных идей // Планк М. Избранные труды. М.:Наука, 1975. С. 590-602.

Планк М.Единство физической картины мира // Там же. С. 613-633.

Полянский Ф. Я.Экономическая мысль древней Греции: Курс лекций. М.: МГУ, 1974. 344с.

Пуанк а ре А.О науке. М.: Наука, 1990. 736 с.

Рабинович В. Л.Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. 270 с.

Рожанский И. Д.Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука «о природе». М.: Паука, 1979. 484 с.

Романовский С. И.Великие геологические открытия. Спб.: ВСЕГЕИ, 1995. 216 с.

 Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Учебная хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. Сост.: А.А.Печёнкин. М.: Логос, 1996. 396 с.

Соловьев Ю. И.История химии. Развитие основных направлений современной химии. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1984. 335 с.

Сорокина Т. С.История медицины. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НЛИМС, 1994. 384с.

Холтон Дж.Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981. 383 с.

Чижевский А. Л.Космический пульс жизни. М.: Мысль, 1995. 768 с.

Эйнштейн А., Инфельд Л.Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов // Эйнштейн А.Собр. науч. тр.: В 4 т. Т.4. М.: Наука, 1967. С. 35-543.

Юшкевич А. П.История математики в средние века. М.: Физматгиз, 1961

Музейные коллекции (Политехнический музей).

 

 



2019-11-21 375 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)