Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Театральная и музыкальная жизнь во второй половине XIX века



2019-11-21 1451 Обсуждений (0)
Театральная и музыкальная жизнь во второй половине XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок




В данный период в Донбассе оживилась театральная и музыкальная жизнь.

В 1847 г. в Мариуполе выступала театральная труппа В.И. Виноградова, который и стал первооткрывателем театральной истории Мариуполя. Виноградов привез с собой довольно посредственную труппу, которая ставила свои спектакли в амбаре, наскоро переоборудованном в театр, который сдал в аренду антрепренеру купец Логофетов. У Виноградова оказалась легкая рука: в город одна за другой стали приезжать различные труппы. Интерес мариупольцев к театру навел местного купца Н. Попова на мысль, что иметь собственное театральное здание – дело и почетное, и прибыльное. Деревянный сарай в своем дворе он наскоро переоборудовал и дал ему пышное название «Храм музы Мельпомены». На сцене Попова играли труппы М. Стрельского, А. Ярославцева, артисты Александров, Минский, Прокофьев, Неверова, Пилони, Новицкий, Медведева и др. Ставили здесь Шекспира, Шиллера, Гоголя, Грибоедова, Островского. Любимыми пьесами мариупольцев были трагедии, драмы и малороссийские пьесы.

В конце XIX-начале XX вв. в духовной жизни Юзовки также произошли качественные изменения, связанные с открытием учреждений культуры. Директор Новороссийского общества Адам Александрович Свицын на Ларинской стороне соорудил здание театра под названием «Аудитория». При этом летнем театре работали два драматических кружка. Участниками этих кружков были служащие и квалифицированные рабочие. Известно, что спектакли ставили и валлийские специалисты в «Английском клубе поклонников представлений» в английской колонии в Юзовке.

В начале XX в. в Енакиеве также был создан любительский русско- малороссийский рабочий кружок Русско-бельгийского металлургического общества, ставший центром культурной жизни города. Организовали кружок артист из Бахмута Александр Иванович Андронов, служащие металлургического завода Григорий Яковлевич Григорянц и Федор Константинович Синицын. Ставились спектакли как на русском, так и на украинском языке. Иногда в один вечер давали два спектакля. Особенно популярны были у зрителей спектакли «Рабочая слободка», «Батраки, або ж Повернувся з Сибіру» и др., их ставили по 2-3 раза. За постановку этих, по выражению полиции, «крамольных пьес» бахмутский исправник Барткевич дал указание приставу Гореву прекратить выступление кружка. В 1914 г. кружок возобновил свою работу, но вновь распался в 1917 г.


До 1917 г. в Донбассе существовал единственный профессиональный театр в Мариуполе. Его создание связано с именем В.Л. Шаповалова. Он мечтал, чтобы в его родном городе был свой стационарный театр, на базе которого могли бы играть самые знаменитые актеры ведущих театров страны.

Свой план В.Л. Шаповалов осуществил в 1878 г., когда создал профессиональную труппу. Театральный сезон начался постановкой

«Ревизора» Гоголя. Шаповалов вырастил большую плеяду известных артистов, и среди них Л.П. Липницкую, которая впоследствии одной из первых получила звание народной артистки СССР. Концертный зал привлек в Мариуполь выдающиеся театральные коллективы. На его сцене играли корифеи театра П.К. Саксаганский,  И.К. Карпенко-Карый,  Н.К. Садовский,   труппы М.Л. Кропивницкого и многие другие.

На       сцене       зала Шаповалова было поставлено около 30 пьес. В 1887 г. был открыт  концертный зал им. Шаповалова (хотя он был и не таким грандиозным, как мечталось его владельцу, из- за финансовых трудностей). Билеты в театр стоили не меньше 1 рубля, но посещаемость его была очень Мариуполь. Театр В. Л. Шаповалова                высокой.
 

Вместительность зала составляла 800 зрительских мест (население Мариуполя в 1887 г. составляло 16 815 жителей). Спектакли Шаповалова смотрели каждый седьмой взрослый мариуполец в дни аншлагов, которые были нередким явлением. Беднейшие слои населения, естественно, не могли себе позволить такое дорогое удовольствие.

Музыка. В эти же годы в Донбассе получило развитие музыкальное искусство. Существовали повсеместно любительские кружки, которые создавались как среди учащейся молодежи, так и в рабочей среде. Большую тягу к музыке проявляли рабочие Юзовского завода. Из числа рабочих был организован любительский оркестр.


Кроме самодеятельности, музыкальных кружков, аматорских концертов, в городах Донбасса выступали профессиональные музыканты, певцы, артисты балета. Например, только в Мариуполе в концертном зале «Континенталь» в январе 1917 г. с большим успехом прошли балетный вечер с участием Ю.М. Седовой – примы-балерины Императорского театра, С. Рыжова – ведущего солиста Петроградского Императорского балета. 8 января состоялся концерт пианистки С. Эльстон, 16 января – концерт скрипача Р. Пиручно- Винницкого и певца В. Нинсановского. Все исполнители имели успех у мариупольской публики. В начале XX в. предприниматель Нина Ивановна Макарская открыла в Мариуполе музыкальные курсы, которые функционировали более трех лет.

1 сентября 1916 г. открылись двери мариупольского музыкально- педагогического училища, которое находилось на Екатеринской улице в доме

№ 47 – каменном двухэтажном доме у Александровского сквера с двумя портиками, флигелем и небольшим количеством вспомогательных служб. При училище были открыты классы фортепиано, скрипки, виолончели, вокала, духовых инструментов, теории композиции.

Леонид Каневский в 1910 г. открыл частную музыкальную школу на Марии- Магдалиновской улице в доме Михайловского. Глубокой осенью 1917 г. учеба в музыкально-педагогическом училище приостановилась, но учащиеся и преподаватели не хотели мириться с этим, несмотря на сложные условия жизни, многие из них продолжали занятия на дому.

В начале двадцатого в. в Енакиеве организуется симфонический оркестр. В 1902 г. 18-летним подростком пришел в этот оркестр Мстислав Иосифович Книжек. В 1905 г. в городе организуется духовой оркестр, М. И. Книжек переходит в него, как оказалось, на всю жизнь. Он становится руководителем оркестра и бессменным преподавателем музыкальной школы по классу духовых инструментов.

Таким образом, после 1850-х гг. по всей стране усилился интерес к театральному и музыкальному искусству, который был связан с подъемом общественно-политической жизни России. Театр и музыка имели большое значение для эстетического развития населения, были важным средством организации культурного досуга горожан Донбасса. Для горожан, участвовавших в музыкальных концертах и спектаклях, такая деятельность была средством самовыражения и реализации их творческой активности. Эта деятельность, кроме того, являлась одним из немногих выходов социальной активности женщин. В начале XX в. театр в Донбассе стал довольно устойчивым явлением культурной жизни края.


В условиях недостаточного количества гастролей профессиональных трупп и коллективов интересы горожан удовлетворяли местные артистические силы, уровень артистического мастерства которых был довольно высок, а репертуар, представленный местными аматорами, отличался разнообразием. Благодаря наличию стационарного театра в Мариуполе жители этого города оказались в выигрышном положении по сравнению с остальным населением региона. Но из-за высокой стоимости билетов театр был в недостаточной степени ориентирован на широкого зрителя и доступен не для всех слоев горожан.

 

4. Деятельность творческой интеллигенции: живопись и литература

В течение четырех лет с Донбассом была связана деятельность композитора Н.Д. Леонтовича. Он приехал в регион осенью 1904 г. На станции Гришино в железнодорожном училище преподавал пение. Вначале организовал хор из учащихся. Со временем в него влились железнодорожники станции Гришино. Так был создан первый рабочий хор в Донбассе. С ним Н.Д. Леонтович гастролировал по региону. В Донбассе композитор впервые познакомился с бытом рабочих, условиями труда. Именно здесь Н.Д. Леонтович обработал для хора «Марсельезу», «Вставай, поднимайся рабочий народ».

Среди писателей необходимо выделить М.М. Петренко. Он родился в 1817 г. в Славянске. Его отец владел тремя десятинами земли со строениями и четырьмя душами крестьян. Будущий поэт после окончания в 1841 г. Харьковского университета работал в палате уголовного суда.

В селе Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии родился будущий писатель В.М. Гаршин. До 1864 г. он жил в имении близ города Старобельска (Харьковская губерния). Описание здешних лугов появится позже – в рассказе «Медведи». Особенностью творчества писателя явилось обостренное чувство несправедливости.

«Писателем нескольких эпох» называют М.Ф. Чернявского. Он родился 3 января 1868 г. в селе Торская Алексеевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Будущий писатель окончил духовное училище в Бахмуте (1883), затем духовную семинарию в Екатеринославе (1889). Возвратившись на родину, преподавал музыку и пение в Бахмутском духовном училище.

С Донбассом была связана деятельность В.Н. Немировича-Данченко. Он ежегодно в летнее время приезжал в имение Нескучное. Здесь отдыхал и писал повести, рассказы, среди них: «Губернаторская ревизия», «В степи», «Пекло» и пьесы «Соколы и вороны», «Новое дело», «Цена жизни», «В мечтах». В


Нескучном В.И. Немирович-Данченко обдумывал новые постановки, помогал крестьянам. В 1895 г. открыл начальную школу.

Викентий Викентиевич Вересаев, будучи студентом-медиком, впервые посетил Юзовку в 1890 г., где инженером на шахте работал его брат. Эта поездка дала только начавшему литературную деятельность писателю обширный материал, который он использовал для создания серии очерков под названием «Подземное царство». В них впервые прозвучали слова о труде саночника, «часами ползающего взад и вперед по норе в двенадцать сажен длины, отвозя на себе уголь в вагончике». Через два года писатель вновь оказался в Юзовке во время вспышки холеры. Два месяца он заведовал карантинным бараком, помогал людям. Основываясь на своих впечатлениях, он написал повесть «Без дороги», которая по признанию самого автора позволила ему вступить в большую литературу.

Заметный след в творчестве А. Серафимовича оставили два года жизни (1896-1898), в течение которых он работал корреспондентом газеты

«Приазовский край» в Мариуполе. Местные впечатления послужили темой для очерков, корреспонденций, рассказов и оказали влияние на крупные произведения писателя. Побывал А. Серафимович в Юзовке. В рассказах «Под землей», «Маленький шахтер», «На заводе» и др. он достоверно описал условия труда металлургов, шахтеров, уделил внимание благоустройству поселка.

В качестве приемщика снарядов в 1916 г. приехал на Юзовский завод К.Г. Паустовский. Одновременно заведовал отделом газеты «Приазовский край». Впечатления от посещения этих мест были отражены им в прозе

«Беспокойная юность» и «Степная станица».

Посещение заводов в Юзовке и Дружковке в 1895-1896 гг. произвело на А.И. Куприна неизгладимое впечатление «чудовищно громадного царства огня и железа» (очерки «Юзовский завод», «В огне», «Рельсопрокатный завод»). Очерк «О главной шахте» – результат пребывания А.И. Куприна на Гладковском руднике. Самое крупное произведение, созданное писателем на донецком материале, – повесть «Молох».

Многие писатели приезжали в Донбасс в поисках образов героев своих произведений. Так, русский писатель М.Е. Петропавловский весной 1891 г. посетил Никитовку, Щербиновку, Горловку, Святые Горы. Свои впечатления он изложил в произведениях цикла «Очерки Донецкого бассейна», где описал тяжелую работу шахтеров, условия их жизни и природу Святогорья.

Специфику региона в детских сказках отразил писатель С.В. Василенко (Панасенко). В 1913 г. в Юзовке и Макеевке побывал русский писатель С. Н. Сергеев-Ценский. После посещения шахты «Наклонная Софья» в


Макеевке им была написана повесть «Наклонная Елена». Реалистическую картину от посещения Святых Гор дает писатель в повести «Сад». Яркие, запоминающиеся картины природы Донбасса описал А.П. Чехов в повести

«Степь».

Природа, история края, его древности вызвали большой интерес у И.А. Бунина (рассказ «Святые Горы / На Донце»). Для сбора шахтерского фольклора в 1916 г. приехала в Донбасс писательница Днепровая Чайка. В 1863 г. курорт посетили Ф.И. Тютчев, в 1880 г. – И.Е. Репнин, в 1891 г. – М. Горький, в 1915 г. – М.И. Цветаева.

 

 

В.И. Немирович-Данченко
А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

 




2019-11-21 1451 Обсуждений (0)
Театральная и музыкальная жизнь во второй половине XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Театральная и музыкальная жизнь во второй половине XIX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)