Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие спорта в Донбассе на рубеже XIX-ХХ веков



2019-11-21 2581 Обсуждений (0)
Развитие спорта в Донбассе на рубеже XIX-ХХ веков 4.50 из 5.00 4 оценки




История юзовского спорта – это история двух его направлений – английского, которое было первичным, и массового, рабочего, которое стало неотъемлемой частью образа жизни промышленного города. Эти две ветви существовали параллельно.

 

Сначала спорт в Юзовке был экзотикой для рабочих Юзовского металлургического завода и шахт Новороссийского общества. Для занятий спортом не было ни денег, ни технических условий, ни соответствующей культуры. Рабочие могли только наблюдать, как английская элита – управляющие, инженеры и специалисты – катаются на «Самокатах» (велосипедах), играют в теннис, гольф, футбол. Футбол был едва ли не главной забавой заграничных служащих и их детей.

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какое из событий в развитии спорта считать датой рождения донецкого футбола.

В статистических данных футбольных справочников дата рождения футбола на донецкой земле приведена другая – 1910 г. Именно тогда английскими служащими Юзовского металлургического завода и была создана первая футбольная команда Юзовского спортивного общества. Из одиннадцати игроков команды только трое были русскими. Это К. Масленников, В. Афонский, Г. Мармазов.

Кирилл Алексеевич Масленников в 1904 г. в 15-летнем возрасте работал в должности контрольного мальчика табельного отдела металлургического завода Юзовки. Чемпион Донбасса 1913 г., участник II чемпионата Российской империи. После революции – первый председатель юзовского рабочего спортивного общества. Чемпион Донецка по конькобежному


спорту. Закончив активное выступление в спорте, долгие годы занимался с футболистами, гимнастами, конькобежцами.

Известны и фамилии английских футболистов: Джеймс, Лаз, Челески, Горбати, Амстронг, Гау, Атвуд, Дорре. Фото первой футбольной команды Юзовки помещено в экспозиции краеведческого музея.

«Юзовское» направление развития спорта начинается в 1900 г. и связано с именами российского горного инженера, дворянина Валериана Данчича и рабочего Артема Филина, которые работали на юзовском заводе. По инициативе В. Данчича именно в это время было создано Атлетическое общество, которое размещалось в помещении школы Новороссийского общества. В. Данчич также выступил инициатором строительства одного из лучших в России в те годы циклодрома (велотреков). Однако велоспортом занимались в основном инженеры и служащие Новороссийского общества, так как велик был членский взнос.

     
 

 

Юзовка. Кружок борцов под руководством А.Л.Филина Команда Юзовки и сборная команда Дружковки, Краматорска и Константиновки. 1913 г.

И велотрек, и кружок тяжелой атлетики после событий 1905 г. были ликвидированы, а сам В. Данчич за либеральную деятельность был переселен из Юзовки в Горловку, затем сослан на каторжные работы. Велотрек впоследствии был перестроен под футбольную площадку.

Затем в Юзовке стали создаваться рабочие спортивные кружки. Первый из них был организован молодыми рабочими металлургического завода А. Филиным, Н. Рыжовым, П. Загоруйко. Члены универсального кружка занимались одновременно борьбой, боксом, штангой, гимнастикой, футболом.

Артем Андреевич Филин стал с 1917 г. организатором спорта в Донбассе. Далее он устаивается слесарем механических мастерских Рыковского рудника. Территория, где находился рудник (область Войска Донского), не попадала под юрисдикцию юзовской полиции. Здесь А. Филин создает первую футбольную команду «Вперед». Так начинается новый этап в развитии юзовского футбола.


Неслучайно позже команда получает название «Кальмиус». Появившаяся на левом берегу реки, протекавшей по Юзовке, она была первой командой, которая возникла по территориальному, а не производственному признаку.

Вновь образованная команда считалась «дикой», так как входили в нее рабочие из разных заводов и шахт. Первая игра «Кальмиуса» состоялась в 1911г. с командой Смоляниновского рудника. Под влиянием «Кальмиуса» появляются и множество других команд, названия которых отражали жилые поселения: «Пастуховка», «Ветка», «Смолянка». Состав команд был организационно свободным, неподконтрольным администрации шахт и заводов.

В поединках с этими командами доминировал «Кальмиус». Его игроки имели еще одно очень важное преимущество: играющий тренер команды А.А. Филин обязательно занимался с футболистами борьбой и тяжелой атлетикой, приучал их к изучению спортивной литературы.

Футбол, как вид спорта, становится массовым, поэтому возникает необходимость его организационного устройства. В январе 1912 г. по инициативе спортивных обществ Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя в Петербурге состоялось учредительное собрание по организации Всероссийского футбольного союза (ВСО).

В апреле 1913 г. была создана «Донецкая футбольная лига», избравшая комитет. Первый матч на Кубок Донбасса состоялся 11 мая 1912 г. в Юзовке. В этом же году Донецкая лига вошла во Всероссийский футбольный союз и приняла участие во II первенстве России по футболу. Очередной розыгрыш Кубка Донбасса не был завершен: его прервала в 1914 г. Первая мировая война. Но наибольший успех Юзовским спортивным обществом (ЮСО) был достигнут в сезоне 1915 г., когда команда завоевала звание чемпиона Юга России. Просуществовало ЮСО до 1919 г.

 

     ПОДВЕДЕМ ИТОГИ                                                                                                  

В конце XIX-начале XX вв. в духовной жизни Юзовки произошли качественные изменения, связанные с развитием системы образования, открытием учреждений культуры.

Система образования в Донецком крае в конце ХІХ-начале ХХ вв. складывалась в большинстве своем из земских, церковноприходских, министерских, фабрично-заводских, железнодорожных и частных школ, ремесленных и коммерческих училищ.

Все формы просветительной деятельности: народные чтения, воскресные школы, повторительные классы, народные библиотеки имели большое значение в распространении элементарных общеобразовательных знаний


среди взрослого населения и в решении одной из важнейших проблем конца XIX-начала XX века – ликвидации неграмотности подросткового и взрослого населения.

Роль библиотек и музеев в жизни населения нашего края была довольно весомой. Несмотря на многие материальные и бюрократические трудности, на ограниченность круга читателей, общественность продолжала поддерживать их существование. Довольно высокий уровень посещаемости библиотек свидетельствовал о том, что они были заметным явлением общественной жизни Донбасса в конце ХІХ-начале XX века.

Начинается бурная театральная и музыкальная жизнь. Открываются театры, активно выступают местные профессиональные и аматорские труппы и музыкальные коллективы.

В Донбассе развивается спорт. Появляются и успешно выступают местные футбольные команды, развивается велосипедный спорт.

 

     Вопросы и задания для работы с текстом параграфа                              

1. Укажите учебное заведение, в котором основное внимание уделялось естественным и точным наукам:

а) гимназия                                              б) прогимназия

в) школа грамоты                                   г) реальное училище

2. Из приведенного списка выберите начальные учебные заведения: а) гимназия           б) школа грамоты         в) реальное училище г) церковно-приходская школа                       д) земская школа

3. Укажите название первой футбольной команды в Юзовке, которая возникла по территориальному, а не производственному признаку:

а) «Александровка»                               б) «Смолянка»

в) «Кальмиус»                                         г) «Петровка»

4. Укажите цель, с которой писательница Чайка Днепровая приехала в Донбасс:

а) сбор шахтерского фольклора

б) сбор материала о положении женщин – работниц Донбасса в) паломничество                                   г) встреча с писателями

5. Напишите название  города, в  котором действовал  единственный в Донбассе, до 1917 г., профессиональный театр.                                           

6. Каковы особенности развития системы просвещения в Донбассе в начале ХХ в.?

7. Каков был уровень начального образования в регионе в начале XX в.?

8. За счет каких средств шло развитие школьного дела в Донбассе?


9. Какие проблемы стояли перед системой народного просвещения Екатеринославской губернии?

10. Каким образом уездные земства решали проблемы, стоящие перед системой народного просвещения?

11. Какой вклад в образование и просвещение внесли H.А. Корф и X.Д. Алчевская?

12. Охарактеризуйте роль библиотек-читален для развития народного просвещения?

13. Какова была роль музеев в развитии образования населения?

14. В каких городах Донецкого региона впервые появляются печатные издания?

15. Какие театральные группы работали в Донецком крае? Перечислите их основной репертуар.

 

     Думаем, сравниваем, размышляем                                                                  

1. Объясните, какую роль для экономики Донбасса играли начальные школы.

2. Как вы считаете, какое влияние на развитие промышленного потенциала края оказывала деятельность гимназий и реальных училищ?

3. Дайте характеристику театральной жизни во второй половине XIX в.

4. Поработайте с дополнительным материалом и объясните, почему в Донбассе вплоть до 1917 г. существовал только один профессиональный театр?

5. Поработайте с дополнительным материалом и объясните, какое значение для развития Донбасса имела деятельность Н. Корфа и Х. Алчевской?

6. Поработайте с дополнительным материалом и ответьте на вопросы: с какими произведениями С. Прокофьева вы познакомились на уроках музыкального искусства? Какова роль С. Прокофьева в становлении музыкального искусства Донецкого края?

7. Какое значение для эстетического развития населения имели театр и музыка?

8. Почему, глядя на полотна Архипа Куинджи, хочется назвать его пейзажи гениальными?

9. Как вы считаете, почему с конца ХІХ века русские писатели, художники стали проявлять интерес к шахтерскому краю, шахтерской тематике?

10. Объясните популярность спорта и спортивных состязаний в городах и поселках Донбасса.


Творческие задания

1. Вспомните имена известных вам людей, живших и работавших в XIX- начале XX в. в нашем крае, составьте исторический портрет одного из них.

2. Составьте, используя дополнительную литературу, презентацию об известных людях Донбасса.

3. Используя произведения писателей конца ХIХ-начала ХХ вв., указанные в главе, составьте рассказ (эссе, сочинение) о жизни рабочих Донбасса (о повседневной жизни жителей Донбасса, о детях Донбасса).



2019-11-21 2581 Обсуждений (0)
Развитие спорта в Донбассе на рубеже XIX-ХХ веков 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Развитие спорта в Донбассе на рубеже XIX-ХХ веков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)