Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философский анализ природы



2019-11-13 737 Обсуждений (0)
Философский анализ природы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  1. Природа как проявления бытия.
  2. Отношение человека к природе в разные эпохи.
  3. Естественная природная среда и искусственная среда обитания человека.
  4. От биосферы к ноосфере.

 

 

Уважаемый студент!

Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу:

 

Вопрос первый. Слово «природа» употребляется в широком и узком значении. Широко понимаемая природа – это бытие, Вселенная, все разнообразие движущейся материи, её многообразные состояния и свойства. В узком смысле, природа – всё то, что как бы противостоит обществу, без чего общество не может существовать. Составные части природы Земля: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Природа- это явление жизни. Природа – это и человек как венец ее тысячелетней эволюции.

 

Вопрос второй. Изменение взглядов человека на характер своих отношений с природой: от провозглашения идей о неразрывной связи и единства человека до возвышения человека на недосягаемый для других существ постамент, с которого он может неограниченно распоряжаться природой по собственной воле и разумению. Но как бы человек не стремился возвыситься над природой, пренебречь условиями своей жизни объективно он подчиняется этим условиям и зависит от них.

Противоречия между природой и обществом приобрело в XX веке глобальный характер. Необходимо рассмотреть пути выхода из экологического кризиса.

 

Третий вопрос. Взаимосвязь и взаимозависимость естественной и искусственной среды обитания человека.

Природа существует не только вне человека, но и в самом человеке: через него она ощущает, познает саму себя. Проблема социальной экологии – охрана человека, его личности, здоровья, последствий научно-технического прогресса, негативного влияния общества.

 

Четвертый вопрос. Вмешательство человека в развитие Земли, а теперь уже космоса приводит к изменениям необратимого характера. Выяснить сущность взаимосвязи природы и общества в теориях Вернадского и  Тейяра – де – Шардена. Важно понять, что учение В.И.Вернадского о ноосфере (от греч. – ноос-разум) пронизано мыслью о том, что взаимоотношения природы и общества все больше становится проблемой, от которой зависит будущее человечества.

 

Задания и упражнения

Поразмышляйте над философскими проблемами (выберите 2 задания).

1. Какие философские позиции противопоставляются в суждении героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

2. Почему противоречие между природой и обществом приобрело в ХХ в. глобальный характер?

3. Древний царь Соломон Мудрый говорил: «Муравьи народ не сильный, но летом заготавливают пищу; горные мыши – народ слабый, но ставят дома на скале; у саранчи нет царя, но выступает она вся стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах».

Подумайте над этой фразой. Какое представление о природе оно выражает? Как оценивает природу мудрый царь? Кажутся ли Вам его замечания меткими?

4. В одном из своих стихотворений В.Шекспир написал:

Ведь природу улучшают

Тем, что самой природой дано.

Искусство также детище природы.

Когда мы к ветви дикой прививаем

Початок нежный, чтобы род улучшить,

Над естеством наш разум торжествует,

Но с помощью того же естества.

Какой философский смысл заключен в этих строчках?

5. В чем состоит отличие гуманизма от экогуманизма?

6. Что такое экологическая этика? Могли бы вы сформировать собственные правила такой этики?

7. В чём вы видите основные причины глобального экологического кризиса?

Каковы его основные особенности?

8. Каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?

 

 

 Литература.

 Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов                                                сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 , с.  178-184.

2.    Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 385-390.

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец.учеб.заведений. –     М.: Университетская книга; Логос.2009 ,с. 207-216, с.239.

 

Дополнительные источники:

1.Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС,       2003, с. 69-70

  1. .Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007
  2. Горелов А.А. Социальная экология. – М., 1998.
  3. Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006.  
  4. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учережден.

средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с.82,90-94, 178-192,323-325.

  1.  Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001 с. 542-555.
  2. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В, Основы философии: учебное пособие для сред. спец.учеб.заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс,

      2010, с.172-181..

  1. Краткий философский словарь/ Под ред. А.П.Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010.
  2. Основы философских знаний (п/р Большакова) – М, 1994, с. 26-35
  3. Смирнов И.Н. Философия. - М. 1998, с. 94-11
  4. Спиркин А.Г. Философия Учебник для технических вузов. - М. 2002, с. 127-133.

 

 

Электронный ресурс:

1.www.alleg.ru/edu/philosl.htm

2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия

3.www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

 

 

 

 

Вариант № 4.

Философия сознания

 

  1. Происхождение сознания
  2. Сознание и язык
  3. Сознательное и бессознательное
  4. Самосознание

 

Уважаемый студент!

Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу:

 

Вопрос первый. Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных, т.к. оно не существует как отдельный предмет или вещь. Сознание – великий благостный дар человеку, но одновременно, сознание – и крест, тяжесть, т.к. в нем содержится  вся боль мира. Происхождение и сущность сознания. Биологическая, божественная (космическая), «человеческая» точки зрения на происхождение сознания. Биологические основы сознания. Мозг – как физиологическая основа мышления. Социальные корни психологической деятельности человека. Сознание как форма психического отражения окружающего мира. Главные свойства человеческого сознания: идеальность, направленность на предмет, способность творить и воспроизводить идеи.

Вопрос второй. Язык – система знаков, с помощью которых люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. Естественная система знаков и искусственная специально созданная людьми. Функции языка. Связь языка и сознания «Язык как материальная оболочка мысли». Иначе говоря, сознание – это содержание языка, языковых систем. Чем богаче содержание и духовного мира, тем больше ему нужно языковых знаков и наоборот. Язык и речь.

Вопрос третий. Проблема сознания в философии связана с теорией сознательного и бессознательного. Уясните понятие сознательное и бессознательное, а также их взаимосвязь. Обратите внимание на теорию З.Фрейда, и К.Юнга.

Вопрос четвертый. Самосознание как способ  осмысления субъектом своего «Я», осознание единства человека и внешнего мира. Самосознание – часть сознания человека, это процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире. Внутренний диалог как механизм самосознания. Сознание, самосознание, душа.

Задания и упражнения

 

Поразмышляйте над философскими проблемами (Выберите 2 задания):

  1. Почему сознания великий благостный дар человеку, но одновременно – и крест, тяжесть?
  2. В каком соотношении находится душа и сознание? Как вы понимаете слова апостола Павла: «Что мне в том, что я приобрету богатства всего мира, а душу свою потеряю»? Ваше представление о душе.
  3.  Чем отличается инстинкт от разума? Какую роль играет бессознательное в жизни человека?
  4. Что такое коллективное бессознательное? Приведите примеры архетипов, пользуясь ссылками на сказки и мифы.
  5. Выберите правильный ответ: с аргументацией

– сознание отражает общественную жизнь;

– сознание – самостоятельный феномен, присущий человеку;

– сознание является продуктом общественно-исторического развития.

  1. Если мозг материален, то почему же мысль нематериальная?
  2. Что входит в структуру индивидуального сознания?
  3. Прокомментируйте  поговорку: «Чужая душа - темный лес», «Что у трезвого в голове, то у пьяного на языке», «Язык мелит, а голова не знает», «Слово не стрела, а ранит хуже стрелы».
  4. Чем отличается сознание от мышления? Что дает основание характеризовать мышление как процесс?
  5. Если сознание служит опорой человека, то почему философы критически оценивают его, анализируют парадоксы сознания? Можно ли представить человека и человечество в целом лишенным сознания?

Литература.

 Основные источники:

1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА2012с.126-155.

2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 182-205. 

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец.учеб.заведений. – М.: Университетская книга; Логос.2009, с.166-168.

 

Дополнительные источники:

 

1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с. 81-82, с.118-121

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2009, с. 234-242.

3. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007

4. Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006.

5. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учереждений средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с.  95-112..

6. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. - Ростов-на-Дону, 1995, с.  26-46.

7. Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001, гл. 6.

8. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В, Основы философии: учебное пособие для сред. спец.учеб.заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс,

2010, с 182-204.

9. Краткий философский словарь/ Под ред. А.П.Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010.

10. Основы философских знаний (п/р Большакова) – М. 1994, с. 153-167.

11. Смирнов И.Н. Философия. - М. 1993, с. 135-147.

12. Спиркин А.Г. Философия Учебник для технических вузов М. 2002, с. 52-72.

 

 

Электронный ресурс:

. 1. www.alleg.ru/edu/philosl.htm

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Философия
  2. www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 5

Проблемы познания

1. Знание и познание

2. Этапы познания

3. Истина и заблуждение

4. Познание и понимание

 

Уважаемый студент!

Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу:

 

Первый вопрос. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека. Познание – процесс приобретения и развития знания. Познание как духовная сторона  практической деятельности, высший уровень информации, субъектно-объектное взаимодействие, Социальная природа познания. Познание – творчество. Гностицизм. Агностицизм. Скептицизм.

Формы познания: обыденно-практическое, игровое, мифологическое, художественно-образная, религиозная, научное познание. Предмет  познания.

Второй вопрос. Уровни познания: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание (живое созерцание). Формы: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание. Формы  познания: понятие, суждение, умозаключение. Примеры форм познания. Связь чувственного и рационального познания.

Третий вопрос. Истина – непосредственная цель познания, а практика – конечная и опосредованная цель. Понятие объективной истины. Истина как процесс: диалектика абсолютной и относительной истины, конкретность истины. Проблема критерия истины.

Заблуждение -  знания, не соответствующие своему предмету, не совпадающие с ним. Заблуждение и ложь, заблуждение и ошибки.

Практика и познание. Формы и функции практики.

Четвертый вопрос. Познание и понимание. Важное средство постижения истины – понимание. Процесс поиска смысла, т.е. предметного содержания, вложенного автором в текст. Понятие «смысл» - ключевое в решении проблемы понимания. Понимание не отделено от самопонимания и тесно связано с объяснением, т.е. подведением изучаемого явления под закон и причинность.

 

Задания и упражнения

Поразмышляйте над философскими проблемами (выберите 2 задания).

 

1. Как вы понимаете слова В. Шекспира «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить»?

2. Перед оптимистом, скептиком и агностиком стоит дерево. Что каждый из них сказал бы о возможности его познания?

3. Назовите плюсы и минусы сомнения.

4. Прокомментируйте слова английского философа Ф. Бэкона «Знание - сила». 

5. Как бы Вы могли определить истину. Правда ли, что истина одна, или существует разные истины?

6. «Истина - дочь времени, а не авторитета», - считал Ф. Бэкон. Объясните позицию философа. Согласны ли Вы с ним и почему? Аргументируйте свой ответ.

7.Может ли наука познать всё на свете? А философия? Аргументируйте свой ответ.

8. Как различные формы ненаучного познания помогают познавать мир?

9. Ф. Ницше считал: «Лучше ничего не знать, чем знать наполовину! Лучше быть безумцем на свой собственный страх, чем мудрым на основании чужих мнений» 

Как вы относитесь к этому суждению? Прав ли философ?

10. Что такое «идолы сознания»? Какую роль они играют в процессе познания?

11. Разум помогает открывать истины. Но он же и мешает этому. Приведите примеры, которые иллюстрируют оба суждения.

12.Т.Фуллер сказал: «Знание – сокровищница, но ключ к ней - практика». Прокомментируйте высказывание. Аргументируйте ответ.

 

 Литература.

 Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов                                                сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 , с.  161-167..

2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 207-229 

3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2012, с. 155-167.

4.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец.учеб.заведений. – М.: Университетская книга; Логос.2009, с.145-173.

 

Дополнительные источники:

.

1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с. 134-143.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2009,  с. 183-420

3. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления             философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007  

  1.  Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006.
  2.  Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учереждений средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с.  112-136.
  3.  Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. - Ростов-на-Дону, 1995, с.  47-82.
  4.  Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001 с.  375-447..
  5. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В, Основы философии: учебное пособие для сред. спец.учеб.заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс,

2010, с. 236-291.

9.   Краткий философский словарь/ под ред. А.П.Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010.

  1.   Основы философских знаний /под. ред. Большакова/ – М. 1994, с.168-174
  2. Смирнов И.Н. Философия. -  М., 1998, с. 71-93
  3. Философия Человек и жизнь /под. Ред. Кожеуровой Н.С./ М. 2002, с. 175-201.
  4. Спиркин А.Г. Философия Учебник для технических вузов М. 2002.

 

 

 

Электронный ресурс:

  1. www.alleg.ru/edu/philosl.htm
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Философия
  3. www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

 

 

 

 

Вариант № 6



2019-11-13 737 Обсуждений (0)
Философский анализ природы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философский анализ природы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)