Философский анализ природы
Уважаемый студент! Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу:
Вопрос первый. Слово «природа» употребляется в широком и узком значении. Широко понимаемая природа – это бытие, Вселенная, все разнообразие движущейся материи, её многообразные состояния и свойства. В узком смысле, природа – всё то, что как бы противостоит обществу, без чего общество не может существовать. Составные части природы Земля: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Природа- это явление жизни. Природа – это и человек как венец ее тысячелетней эволюции.
Вопрос второй. Изменение взглядов человека на характер своих отношений с природой: от провозглашения идей о неразрывной связи и единства человека до возвышения человека на недосягаемый для других существ постамент, с которого он может неограниченно распоряжаться природой по собственной воле и разумению. Но как бы человек не стремился возвыситься над природой, пренебречь условиями своей жизни объективно он подчиняется этим условиям и зависит от них. Противоречия между природой и обществом приобрело в XX веке глобальный характер. Необходимо рассмотреть пути выхода из экологического кризиса.
Третий вопрос. Взаимосвязь и взаимозависимость естественной и искусственной среды обитания человека. Природа существует не только вне человека, но и в самом человеке: через него она ощущает, познает саму себя. Проблема социальной экологии – охрана человека, его личности, здоровья, последствий научно-технического прогресса, негативного влияния общества.
Четвертый вопрос. Вмешательство человека в развитие Земли, а теперь уже космоса приводит к изменениям необратимого характера. Выяснить сущность взаимосвязи природы и общества в теориях Вернадского и Тейяра – де – Шардена. Важно понять, что учение В.И.Вернадского о ноосфере (от греч. – ноос-разум) пронизано мыслью о том, что взаимоотношения природы и общества все больше становится проблемой, от которой зависит будущее человечества.
Задания и упражнения Поразмышляйте над философскими проблемами (выберите 2 задания). 1. Какие философские позиции противопоставляются в суждении героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»? 2. Почему противоречие между природой и обществом приобрело в ХХ в. глобальный характер? 3. Древний царь Соломон Мудрый говорил: «Муравьи народ не сильный, но летом заготавливают пищу; горные мыши – народ слабый, но ставят дома на скале; у саранчи нет царя, но выступает она вся стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах». Подумайте над этой фразой. Какое представление о природе оно выражает? Как оценивает природу мудрый царь? Кажутся ли Вам его замечания меткими? 4. В одном из своих стихотворений В.Шекспир написал: Ведь природу улучшают Тем, что самой природой дано. Искусство также детище природы. Когда мы к ветви дикой прививаем Початок нежный, чтобы род улучшить, Над естеством наш разум торжествует, Но с помощью того же естества. Какой философский смысл заключен в этих строчках? 5. В чем состоит отличие гуманизма от экогуманизма? 6. Что такое экологическая этика? Могли бы вы сформировать собственные правила такой этики? 7. В чём вы видите основные причины глобального экологического кризиса? Каковы его основные особенности? 8. Каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?
Литература. Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 , с. 178-184. 2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 385-390. 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец.учеб.заведений. – М.: Университетская книга; Логос.2009 ,с. 207-216, с.239.
Дополнительные источники: 1.Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с. 69-70
средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с.82,90-94, 178-192,323-325.
2010, с.172-181..
Электронный ресурс: 1.www.alleg.ru/edu/philosl.htm 2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия 3.www.diplom-inet.ru/resursfilos
Вариант № 4. Философия сознания
Уважаемый студент! Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу:
Вопрос первый. Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных, т.к. оно не существует как отдельный предмет или вещь. Сознание – великий благостный дар человеку, но одновременно, сознание – и крест, тяжесть, т.к. в нем содержится вся боль мира. Происхождение и сущность сознания. Биологическая, божественная (космическая), «человеческая» точки зрения на происхождение сознания. Биологические основы сознания. Мозг – как физиологическая основа мышления. Социальные корни психологической деятельности человека. Сознание как форма психического отражения окружающего мира. Главные свойства человеческого сознания: идеальность, направленность на предмет, способность творить и воспроизводить идеи. Вопрос второй. Язык – система знаков, с помощью которых люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. Естественная система знаков и искусственная специально созданная людьми. Функции языка. Связь языка и сознания «Язык как материальная оболочка мысли». Иначе говоря, сознание – это содержание языка, языковых систем. Чем богаче содержание и духовного мира, тем больше ему нужно языковых знаков и наоборот. Язык и речь. Вопрос третий. Проблема сознания в философии связана с теорией сознательного и бессознательного. Уясните понятие сознательное и бессознательное, а также их взаимосвязь. Обратите внимание на теорию З.Фрейда, и К.Юнга. Вопрос четвертый. Самосознание как способ осмысления субъектом своего «Я», осознание единства человека и внешнего мира. Самосознание – часть сознания человека, это процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире. Внутренний диалог как механизм самосознания. Сознание, самосознание, душа. Задания и упражнения
Поразмышляйте над философскими проблемами (Выберите 2 задания):
– сознание отражает общественную жизнь; – сознание – самостоятельный феномен, присущий человеку; – сознание является продуктом общественно-исторического развития.
Литература. Основные источники: 1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА2012с.126-155. 2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 182-205. 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец.учеб.заведений. – М.: Университетская книга; Логос.2009, с.166-168.
Дополнительные источники:
1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с. 81-82, с.118-121 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2009, с. 234-242. 3. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007 4. Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006. 5. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учереждений средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с. 95-112.. 6. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. - Ростов-на-Дону, 1995, с. 26-46. 7. Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001, гл. 6. 8. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В, Основы философии: учебное пособие для сред. спец.учеб.заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010, с 182-204. 9. Краткий философский словарь/ Под ред. А.П.Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010. 10. Основы философских знаний (п/р Большакова) – М. 1994, с. 153-167. 11. Смирнов И.Н. Философия. - М. 1993, с. 135-147. 12. Спиркин А.Г. Философия Учебник для технических вузов М. 2002, с. 52-72.
Электронный ресурс: . 1. www.alleg.ru/edu/philosl.htm
Вариант № 5 Проблемы познания 1. Знание и познание 2. Этапы познания 3. Истина и заблуждение 4. Познание и понимание
Уважаемый студент! Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу:
Первый вопрос. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека. Познание – процесс приобретения и развития знания. Познание как духовная сторона практической деятельности, высший уровень информации, субъектно-объектное взаимодействие, Социальная природа познания. Познание – творчество. Гностицизм. Агностицизм. Скептицизм. Формы познания: обыденно-практическое, игровое, мифологическое, художественно-образная, религиозная, научное познание. Предмет познания. Второй вопрос. Уровни познания: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание (живое созерцание). Формы: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание. Формы познания: понятие, суждение, умозаключение. Примеры форм познания. Связь чувственного и рационального познания. Третий вопрос. Истина – непосредственная цель познания, а практика – конечная и опосредованная цель. Понятие объективной истины. Истина как процесс: диалектика абсолютной и относительной истины, конкретность истины. Проблема критерия истины. Заблуждение - знания, не соответствующие своему предмету, не совпадающие с ним. Заблуждение и ложь, заблуждение и ошибки. Практика и познание. Формы и функции практики. Четвертый вопрос. Познание и понимание. Важное средство постижения истины – понимание. Процесс поиска смысла, т.е. предметного содержания, вложенного автором в текст. Понятие «смысл» - ключевое в решении проблемы понимания. Понимание не отделено от самопонимания и тесно связано с объяснением, т.е. подведением изучаемого явления под закон и причинность.
Задания и упражнения Поразмышляйте над философскими проблемами (выберите 2 задания).
1. Как вы понимаете слова В. Шекспира «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить»? 2. Перед оптимистом, скептиком и агностиком стоит дерево. Что каждый из них сказал бы о возможности его познания? 3. Назовите плюсы и минусы сомнения. 4. Прокомментируйте слова английского философа Ф. Бэкона «Знание - сила». 5. Как бы Вы могли определить истину. Правда ли, что истина одна, или существует разные истины? 6. «Истина - дочь времени, а не авторитета», - считал Ф. Бэкон. Объясните позицию философа. Согласны ли Вы с ним и почему? Аргументируйте свой ответ. 7.Может ли наука познать всё на свете? А философия? Аргументируйте свой ответ. 8. Как различные формы ненаучного познания помогают познавать мир? 9. Ф. Ницше считал: «Лучше ничего не знать, чем знать наполовину! Лучше быть безумцем на свой собственный страх, чем мудрым на основании чужих мнений» Как вы относитесь к этому суждению? Прав ли философ? 10. Что такое «идолы сознания»? Какую роль они играют в процессе познания? 11. Разум помогает открывать истины. Но он же и мешает этому. Приведите примеры, которые иллюстрируют оба суждения. 12.Т.Фуллер сказал: «Знание – сокровищница, но ключ к ней - практика». Прокомментируйте высказывание. Аргументируйте ответ.
Литература. Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 , с. 161-167.. 2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 207-229 3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2012, с. 155-167. 4.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец.учеб.заведений. – М.: Университетская книга; Логос.2009, с.145-173.
Дополнительные источники: . 1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с. 134-143. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2009, с. 183-420 3. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007
2010, с. 236-291. 9. Краткий философский словарь/ под ред. А.П.Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010.
Электронный ресурс:
Вариант № 6
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |