Человек в современном мире
Уважаемый студент! Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу: Первый вопрос. Человек – понятие родовое, в котором отражается общие черты, присущие всему человеческому роду. Индивид – это отдельный человек. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть особые свойства, благодаря которым он отличается от других; природные и социальные. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор уникальных свойств, отличающих его от других людей. Личность – более высокая степень характеристики социальных свойств человека. Основу личности составляет устойчивая система социально значимых черт. Личность – это вечное напряжение и искание. Факторы, влияющие на формирование личности. Второй вопрос. Личностями не рождаются, а становятся в итоге деятельного процесса созревания. Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида и социальных качеств, формируемых в обществе. Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность. Типология личностей с точки зрения философии: 1 тип – «деятели» 2 тип – «мыслители» 3 тип – люди чувств и эмоций 4-й тип – люди, сделавшие делом жизни милосердие.
Третий вопрос. Свобода – высшая ценность для человека но в то же время, свобода – тяжкое бремя. Внутренняя свобода, «свобода для», «свобода от». Противоречия волюнтаризма и фатализма. Мера ответственности личности за свои деяния.
Четвертый вопрос. Смысл жизни – это проблема, которая встает перед человеком, когда он отвлекается от ежедневных практических дел и сиюминутных интересов и осознает, что он смертен. Религиозная версия смысла жизни. Атеистическая нигилистическая версия смысла жизни. Безрелигиозная гуманистическая версия. Самореализация, актуализация всех заложенных в человеке способностей. Задание и упражнения Поразмышляйте над философскими проблемами (выберите 2 задания);
- человек и личность – это тождественные понятия; - человек – это антропологическое понятие, а личность – социальное; - человек становится личностью, когда овладеет культурой и моралью; - главным качеством личности является то, что у неё есть способность к познанию; - личность – это общественно развитый человек. Выберите варианты ответов. Аргументируйте свой ответ.
- свобода – это отсутствие сопротивления; - свобода – это возможность выбора; - свобода – это произвол; - свобода – это осознанная необходимость; - каждый человек свободен ровно настолько, насколько он представляет право пользоваться свободой другим; - свобода – это чисто человеческое качество и животным оно не присуще; - свобода – это самовыражение личности; - нет свободы без ответственности.
Согласны ли вы с предложенным авторами определением смысла жизни человечества.
Литература. Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 159-162, 170-180. 3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2012, с. 94-106..
Дополнительные источники: . 1.Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с.127-131. 2. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. 3. Введение в философию /под. ред. Малышевского/– М., 1995, с. 73-96. 4. Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006.
2010, с.103-115.
281-304.
Электронный ресурс: 1. www.alleg.ru/edu/philosl.htm 2. ru.wikipedia.org/wiki/Философия 3. www.diplom-inet.ru/resursfilos
Вариант № 8 Человек и общество
Уважаемый студент! Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу: Вопрос первый. Общество – особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей. Общество – как динамическая само развивающаяся система. Модели развития общества: натуралистическая, идеалистическая, диалектико-материалистическая. Человек – общество – производство – природа.
Второй вопрос. Основные сферы жизни общества: Экономическая сфера (основным содержанием является материальное производство) Социальная сфера. Это мир классов, слоев, наций и народностей, профессиональных, возрастных, половых иных групп, связанных системой прямых и опосредованных отношений и взаимодействия. Политическая сфера связана с регулированием отношений между социальными группами её основным институтом является государство. Мир политики. Правовое государство и гражданское общество, политические партии. Многогранность, динамичность и конфликтность политической жизни. Духовная сфера «Сложность и многогранность сферы..» Духовная жизнь – это многообразие проявлений (общественного) сознания. (сознание всего общества и индивидуальное сознание, обыденное историческое сознание, массовое и специализированное сознание, общественная идеология и общественная психология). Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, художественное и религиозное, философское и др. Взаимодействие всех сфер общества. Вопрос третий. Прогресс – духовный фактор развития общества, рост веры в каждом человеке, гуманизация межчеловеческих отношений, укрепление позиций истины, добра и красота в мире. Регресс - движение в обратном направлении, торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то внешней силы. Критерии общественного прогресса. Всё большая связь прогресса общества с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Человек и его история – подлинная и единственная цель общества, ридающая смысл нашему существованию и определяющая в конечном итоге понятие прогресса.
Задания и упражнения Поразмышляйте над философскими проблемами, выберите 2 задания: 1. Как соотносятся друг с другом человек и общество? 2. Какие факторы влияют на развитие общества? Можно ли признать, что какие-то из них способы привести к серьезным изменениям в обществе, а какие-то нет? 3. Какой Вы видите структуру общества будущего? 4. Как вы считаете, какое общество лучше – такое, где царят суровые законы, но зато есть порядок и гарантированный минимум благ; или общество с мягким либеральным законодательством, где вы идете на постоянный риск: риск разориться, риск не найти работу? 5. Политические деятели считают, что демократия для России не подходит, и неплохо было бы восстановить монархию. Есть ли серьезные аргументы в пользу этого? 6. К какому классу общества вы хотели бы принадлежать? Какие социальные сдвиги и сдвиги в сознании общества происходят в современной России? 7. Какого человека вы хотели бы видеть во главе государства: харизматического или бюрократического? Справедливы ли слова поэта: «У нас в России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти». 8. Какое будущее у современной семьи? 9. Что такое «гуманистическая революция»? Попробуйте представить себе 21 век. Каким он, по вашему мнению, будет и почему?
Литература.
Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с.338-372, 441-473. 3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2012, с.203-223 4.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец.учеб.заведений. – М.: Университетская книга; Логос.2009, с. 123-128.
Дополнительные источники: 1.Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с. 144-153. 4. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007 5. Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006. 6. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учереждений средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с. 192-252. 7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996 8. Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001, с. 287-344. 9. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В, Основы философии: учебное пособие для сред. спец.учеб.заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010, с. 124-146.. 10. Краткий философский словарь/ под ред. А.П.Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010. 11. Основы философских знаний /под. ред. Большакова/- М.,1994, с. 89-108
Электронный ресурс: 1. www.alleg.ru/edu/philosl.htm 2. ru.wikipedia.org/wiki/Философия 3. www.diplom-inet.ru/resursfilos
Вариант № 9. Культура и цивилизация.
Уважаемые студенты! Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому Первый вопрос. Сущность понятия «культура». Культура это то, что создано и создаётся человеком (материальное и духовное), в отличие от природных вещей и явлений. Культура – это природа, обработанная особым, человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Культура – синтез творческих достижений человечества, мера человеческого в человеке, мера его разумности и одухотворенности. Материальная и духовная культура. Второй вопрос. Четыре основные модели культуры. 1. Натурализм. XVIII в. Идея общественного блага. 4. Классическая. ХIX в. Культура – духовное состояние человека. 5. Модернистская. ХХ в. Идея диалога разных культур, иррациональности жизни человека. 6. Постмодернистская. конец ХХ в. Личность принимает все многообразие, культур и одинаково равно относятся ко всем проявлениям жизни. Один из главных критериев жизнестойкости и процесса культуры – способность одной культуры вбирать и осваивать достижения других культур. Третий вопрос. Главное в цивилизации – непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса. Классификации цивилизации: 1. по локально – историческому типу (А. Тойнби) 2. по историко – стадиональному типу (К.Ясперс). Четвертый вопрос. Разрыв естественно – научного знания и гуманитарной культуры. Технократический тип мышления – идея овладения миром с помощью науки и техники. Гуманитарный тип мышления. Контркультура – протест против сложившихся стереотипов и ценностей, общепринятых на Западе. Массовая культура. «Экранная» культура. Главное в преодолении кризиса – обеспечить питательную среду для культуры, беречь и охранять уникальность каждой человеческой личности и среды её обитания. Задания и упражнения Поразмышляйте над философскими проблемами. Выберите 2 задания.
Литература. Основные источники: 1. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 375-404, 405-421. 3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2012, с.191-203, 224-242, 254-261. 4.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец.учеб.заведений. – М.: Университетская книга; Логос.2009, с. 139-144,198-206, 224-227..
Дополнительные источники: . 1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с.164-175. 2. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007 7. Большаков А.В. Грехнев В.С. Добрынина В.И. Основы философских знаний, М. Общество «Знание» России, 1994, гл. 11, с. 188 – 232. 8. Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006. 9. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учереждений средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с. 271-291. 10. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. 11. Гуревич П.С Культурология, М. Гардарики, 2001, гл. 3, гл. 5, гл. 6, гл. 9, гл. 10, гл. 12. 12. Елюхова Л.Г. Мировая художественная культура М. Академия, 2001, с. 336 – 418. 13. Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001 14. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В, Основы философии: учебное пособие для сред. спец.учеб.заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010, с. 147-161.. 15. Краткий философский словарь/ под ред. А.П.Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010. 16. Миронов В.В. Философия - М. Проспект, 1998, гл. 6 с. 213 – 232. 17. Радугин А.А. Философия Курс лекций. М. Владос, 1995, с. 268-284. 18. Радугин А.А. Культурология, М. центр 2001, гл. 5, гл. 9, гл.10. 19. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997, гл. 4, 5, 6. 20. Философия. Человек и жизнь /под. Ред. Кожеуровой Н.С./ М. 2002, 151-174.
Электронный ресурс: 1. www.alleg.ru/edu/philosl.htm 2. ru.wikipedia.org/wiki/Философия 3. www.diplom-inet.ru/resursfilos Вариант 10. Идея Бога, и её значение в жизни человека.
1. Религия как феномен культуры. 2. Ранние формы религии. 3. Мировые религии: Буддизм, христианство, ислам. 4. Религия и мораль.
Уважаемые студенты! Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу: Первый вопрос. Религия - неотъемлемая часть культуры. Миллионы людей испытывают потребность в религиозных чувствах, в религиозной жизни. Религия есть чувство связанности, зависимости, долженствования по отношению к всемогущей силе, дающей опору и достойной поколения. Осмысление феномена религии. Происхождение религии. Структура и функции религии. Второй вопрос. Дайте характеристику ранним формам религии. Анимизм, тотемизм, фетишизм. Третий вопрос. Мировые религии. Буддизм, его основные черты. Учение Будды. Христианство. Основные черты, учения о Троице. Разновидности христианства: католицизм, протестантизм, православие. Ислам. Возникновение ислама. Сущность религиозного учения. Четвертый вопрос. Религия и мораль. Влияние религии на нравственное и психическое здоровье человека. Задания и упражнения
Поразмышляйте над философскими проблемами, выберите 2 задания. 1. В чем причина выживания религии на всех этапах истории человечества? 2. Как Вы объясните тот факт, что Бог един, а религии разные? 3. Прокомментируйте слова русского философа: «Любовь в своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала». 4. Что объединяет религию и науку? Религию и искусство? 5. Каково ваше представление о судьбах религии в будущем мировом сообществе? 6. Что Вы знаете о язычестве: Каковы происхождение слова и основные признаки язычества? 7. Каковы основные черты буддизма? Почему её называют «атеистической религией»? 8. В христианской религии Бог есть любовь. Означает ли это, что любящий человек уже является в определенном смысле верующим? 9. Какие разновидности христианства Вам известны? 10. Что Вам известно о судьбе ислама в современном мире? 11. Какие функции религия выполняет в обществе? Что такое религиозное возрождение? 12. Что есть ценного в религии?
Литература. Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009, 171-174. 2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 422-439. 3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2012, с. 184-191.
Дополнительные источники: . 1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с. 96-108.. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2009, с. 322-325. 3. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007
Электронный ресурс:
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |