Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человек в современном мире



2019-11-13 569 Обсуждений (0)
Человек в современном мире 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  1. Индивид, индивидуальность, личность
  2. Основные черты личности
  3. Свобода и необходимость, и свобода и ответственность
  4. Смысл жизни человека

Уважаемый студент!

Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу:

Первый вопрос. Человек – понятие родовое, в котором отражается общие черты, присущие всему человеческому роду. Индивид – это отдельный человек. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть особые свойства, благодаря которым он отличается от других; природные и социальные.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор уникальных свойств, отличающих его от других людей.

Личность – более высокая степень характеристики социальных свойств человека.

Основу личности составляет устойчивая система социально значимых черт. Личность – это вечное напряжение и искание.

 Факторы, влияющие на формирование личности.

Второй вопрос. Личностями не рождаются, а становятся в итоге деятельного процесса созревания. Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида и социальных качеств, формируемых в обществе.

Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность.

Типология личностей с точки зрения философии:

1 тип – «деятели»

2 тип – «мыслители»

3 тип – люди чувств и эмоций

4-й тип – люди, сделавшие делом жизни милосердие.

 

Третий вопрос. Свобода – высшая ценность для человека но в то же время, свобода –

тяжкое  бремя. Внутренняя свобода, «свобода для», «свобода от». Противоречия волюнтаризма и фатализма. Мера ответственности личности за свои деяния.

 

Четвертый вопрос. Смысл жизни – это проблема, которая встает перед человеком, когда он отвлекается от ежедневных практических дел и сиюминутных интересов и осознает, что он смертен.

Религиозная версия смысла жизни.

Атеистическая нигилистическая версия смысла жизни.

Безрелигиозная гуманистическая версия. Самореализация, актуализация всех заложенных в человеке способностей.

Задание и упражнения

Поразмышляйте над философскими проблемами (выберите 2 задания);

  1. Можно ли согласится с тем, что вы вашими способностями , вашим характером занимаете в мире такое же законное место, как великие люди –Наполеон, Толстой и т.п.? Или вы более скромно оцениваете свою личность?
  2. Психология толпы такова, что чем ярче, оригинальнее, неповторимее человек, тем больше он вызывает зависти и злобы. Мы часто слышим: будьте как все, не высовывайтесь, не стройте из себя умников! Может быть, в этих призывах и есть доля истины?
  3. Что означает фраза: «Быть человеком – значит быть жизненной задачей» (Х. Ортега-и-Гассет).
  4. Какой ответ будет правильным?

- человек и личность – это тождественные понятия;

- человек – это антропологическое понятие, а личность – социальное;

- человек становится личностью, когда овладеет культурой и моралью;

- главным качеством личности является то, что у неё есть способность к познанию;

- личность – это общественно развитый человек.

Выберите варианты ответов. Аргументируйте свой ответ.

  1. Дайте анализ следующих определений:

- свобода – это отсутствие сопротивления;

- свобода – это возможность выбора;

- свобода – это произвол;

- свобода – это осознанная необходимость;

- каждый человек свободен ровно настолько, насколько он представляет право пользоваться свободой другим;

- свобода – это чисто человеческое качество и животным оно не присуще;

- свобода – это самовыражение личности;

- нет свободы без ответственности.

  1. Прав ли Достоевский, утверждая, что ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы…? Объясните философию писателя.
  2. Человек всегда мечтает о великой доле. Но философы говорят, что любая жизнь достойна, если ее живешь как свою жизнь. В любой жизни можно найти массу радостей и наслаждений. Согласны ли вы с этим?
  3. Прокомментируйте высказывание философа. «Жизнь человеческая на земле не просто воинское служение, а бой» ( Ф. Петрарка).
  4. Совпадает ли цель жизни общества и цель жизни человека?
  5. Почему проблема смысла жизни занимает значительное место в философии? Сформулируйте различные варианты ответа на вопрос. В чем ваш смысл жизни?
  6. «… Смысл существования человечества состоит в умножении усилий к сохранению своего существования и в содействии его прогрессу. Этим должен определяться и смысл жизни каждого отдельного человека, а тем самым и объективная ценность его жизни» (Анисимов С.Ф., Гурьев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме.)

Согласны ли вы с предложенным авторами определением смысла жизни человечества.

  1. Существует ли объективный смысл жизни? В чем он заключается?

 

Литература.

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов                                                сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009   

2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 159-162, 170-180.   

3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2012, с.  94-106..

 

 

Дополнительные источники:

.                                                                                                         

1.Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с.127-131.

2. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления             философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Введение в философию /под. ред. Малышевского/– М., 1995, с. 73-96.

4. Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006. 

  1. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учереждений средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с.   143-146, 153-157, 161-165.
  2. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2008.
  3. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. - Ростов-на-Дону, 1995, с. 227-330.
  4.  Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001 с. 214-218, с. 362-375
  5. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В, Основы философии: учебное пособие для сред. спец.учеб.заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс,

       2010,  с.103-115.

  1. Краткий философский словарь/ под ред. А.П.Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010.
  2. Основы философских знаний /под. ред. Большакова/- М.,1994, с. 112-116, 149-152.
  3.   Смирнов И.Н. Философия. - М., 1998, с.  189-182..
  4.  Философия.  Человек и жизнь /под. ред. Н.С. Кожеуровой/. - М., 2002, 202-225,

281-304. 

 

 

 

Электронный ресурс:

1. www.alleg.ru/edu/philosl.htm

2. ru.wikipedia.org/wiki/Философия

3. www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

 

 

 

 

Вариант № 8

Человек и общество

 

  1. Понятие общества
  2. Сферы жизни общества
  3. Прогресс и регресс в развитии общества.

 

 

Уважаемый студент!

Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу:

Вопрос первый.

Общество – особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей.

Общество – как динамическая само развивающаяся система.

Модели развития общества: натуралистическая, идеалистическая, диалектико-материалистическая.

Человек – общество – производство – природа.

 

Второй вопрос. Основные сферы жизни общества:

Экономическая сфера (основным содержанием является материальное производство)

Социальная сфера. Это мир классов, слоев, наций и народностей, профессиональных, возрастных, половых иных групп, связанных системой прямых и опосредованных отношений и взаимодействия.

 Политическая сфера связана с регулированием отношений между социальными группами её основным институтом является государство. Мир политики. Правовое государство и гражданское общество, политические партии. Многогранность, динамичность и конфликтность политической жизни.

 Духовная сфера «Сложность и многогранность сферы..» Духовная жизнь – это многообразие проявлений (общественного) сознания. (сознание всего общества и индивидуальное сознание, обыденное историческое сознание, массовое и специализированное сознание, общественная идеология и общественная психология). Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, художественное и религиозное, философское и др.

Взаимодействие всех сфер общества.

Вопрос третий. Прогресс – духовный фактор развития общества, рост веры в каждом человеке, гуманизация межчеловеческих отношений, укрепление позиций истины, добра и красота в мире.

Регресс - движение в обратном направлении, торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то внешней силы.

Критерии общественного прогресса. Всё большая связь прогресса общества с развитием телесных и духовных характеристик самого человека.

Человек и его история – подлинная и единственная цель общества, ридающая смысл нашему существованию и определяющая в конечном итоге понятие прогресса.

 

Задания и упражнения

Поразмышляйте над философскими проблемами, выберите 2 задания:

1. Как соотносятся друг с другом человек и общество?

2. Какие факторы влияют на развитие общества? Можно ли признать, что какие-то из них способы привести к серьезным изменениям в обществе, а какие-то нет?

3. Какой Вы видите структуру общества будущего?

4. Как вы считаете, какое общество лучше – такое, где царят суровые законы, но зато есть порядок и гарантированный минимум благ; или общество с мягким либеральным законодательством, где вы идете на постоянный риск: риск разориться, риск не найти работу?

5. Политические деятели считают, что демократия для России не подходит, и неплохо было бы восстановить монархию. Есть ли серьезные аргументы в пользу этого?

6. К какому классу общества вы хотели бы принадлежать? Какие социальные сдвиги и сдвиги в сознании общества происходят в современной России?

7. Какого человека вы хотели бы видеть во главе государства: харизматического или бюрократического? Справедливы ли слова поэта: «У нас в России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти».

8. Какое будущее у современной семьи?

9. Что такое «гуманистическая революция»? Попробуйте представить себе 21 век. Каким он, по вашему мнению, будет и почему?

 

Литература.

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов                                                сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009   

2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с.338-372, 441-473. 

3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2012, с.203-223

4.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец.учеб.заведений. – М.: Университетская книга; Логос.2009, с. 123-128.

 

 

Дополнительные источники:

 1.Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС,        2003, с. 144-153.

4. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления             философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007

5. Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006. 

6. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учереждений средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с. 192-252.

7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996

8. Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001, с. 287-344.

9. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В, Основы философии: учебное пособие для сред. спец.учеб.заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010, с.  124-146..

10. Краткий философский словарь/ под ред. А.П.Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010.

11. Основы философских знаний /под. ред. Большакова/- М.,1994, с. 89-108

 

 

Электронный ресурс:

1. www.alleg.ru/edu/philosl.htm

2. ru.wikipedia.org/wiki/Философия

3. www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

 

 

 

 

Вариант № 9.

Культура и цивилизация.

 

  1. Сущность культуры.
  2. Основные модели культуры.
  3. Сущность цивилизации.
  4. Кризис культуры.

 

Уважаемые студенты!

Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому

Первый вопрос. Сущность понятия «культура». Культура это то, что создано и создаётся человеком (материальное и духовное), в отличие от природных вещей и явлений.

Культура – это природа, обработанная особым, человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Культура – синтез творческих достижений человечества, мера человеческого в человеке, мера его разумности и одухотворенности.

Материальная и духовная культура.

Второй вопрос. Четыре основные модели культуры.

1. Натурализм. XVIII в.  Идея  общественного блага.

4. Классическая. ХIX в.   Культура – духовное состояние человека.

5. Модернистская. ХХ в. Идея диалога разных культур, иррациональности жизни человека.

6. Постмодернистская. конец ХХ в. Личность принимает все многообразие, культур и одинаково равно относятся ко всем проявлениям жизни.

Один из главных критериев жизнестойкости и процесса культуры – способность одной культуры вбирать и осваивать достижения других культур.

Третий вопрос. Главное в цивилизации – непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса.

  Классификации цивилизации:

1. по локально – историческому типу (А. Тойнби)

2. по историко – стадиональному типу (К.Ясперс).

Четвертый вопрос. Разрыв естественно – научного знания и гуманитарной культуры.

Технократический тип мышления – идея овладения миром с помощью науки и техники.

Гуманитарный тип мышления.

Контркультура – протест против сложившихся стереотипов и ценностей, общепринятых на Западе. Массовая культура. «Экранная» культура.

Главное в преодолении кризиса – обеспечить питательную среду для культуры, беречь и охранять уникальность каждой человеческой личности и среды её обитания.

Задания и упражнения

Поразмышляйте над философскими проблемами. Выберите 2 задания.

  1. В чем специфика философского анализа культуры?
  2. . В чем специфика русской культуры?
  3.  Какую роль играет культура в жизни человека и общества? Что такое духовность? Из чего складывается духовная жизнь человека?
  4. Каково соотношение культуры и цивилизации?
  5. Почему культура существует во множестве вариантов? Как сложились развитые культуры? Почему люди создают особый образ, особые традиции?
  6. Каков смысл формулы «Культура – это вторая природа?»
  7. Что такое ценность? В чем,  на Ваш взгляд,  причина того, что каждая культура имеет собственные ценности и выстраивает их в особый иерархии?
  8. Что такое «массовая культура»? Когда она возникла? Какие положительные и отрицательные черты вы могли отметить в массовой культуре?
  9. Каковы особенности современной молодежной субкультуры?
  10. Как Вы можете объяснить выражение «творческое озарение»? Возможно ли творчество без него? Что такое творческая интуиция? Возможно,  творчество лишает семейной жизни или семья мешает творчеству?
  11. Прокомментируйте мысль Ж. П. Сартра: «Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя; только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо».
  12. Что такое добро? Почему в мире существует зло? Почему этику называют практической философией?
  13.  Что такое этика ненасилия? Может ли она быть продуктивной? Воможен ли мир, где насилие устранено?
  14.  Почему 21 век называют веком знаний?

Литература.

Основные источники:

 1. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 375-404, 405-421. 

3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2012, с.191-203, 224-242, 254-261.

4.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец.учеб.заведений. – М.: Университетская книга; Логос.2009, с. 139-144,198-206, 224-227..

 

Дополнительные источники:

.                                                                                                         

1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.:  ВЛАДОС, 2003, с.164-175.

2. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007 

7. Большаков А.В. Грехнев В.С. Добрынина В.И. Основы философских знаний, М. Общество «Знание» России, 1994, гл. 11, с. 188 – 232.

8. Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006. 

9. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учереждений средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с.   271-291.

10. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994.

11. Гуревич П.С Культурология, М. Гардарики, 2001, гл. 3, гл. 5, гл. 6, гл. 9,

гл. 10, гл. 12.

12. Елюхова Л.Г. Мировая художественная культура М. Академия, 2001, с. 336 – 418.

13. Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001  

14. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В, Основы философии: учебное пособие для сред. спец.учеб.заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс,

         2010, с. 147-161..

15. Краткий философский словарь/ под ред. А.П.Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010.

16. Миронов В.В. Философия - М. Проспект, 1998, гл. 6 с. 213 – 232.

17. Радугин А.А. Философия Курс лекций. М. Владос, 1995, с. 268-284.

18. Радугин А.А. Культурология, М. центр 2001, гл. 5, гл. 9, гл.10.

19. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997, гл. 4, 5, 6.

20. Философия.  Человек и жизнь /под. Ред. Кожеуровой Н.С./ М. 2002,  151-174.

 

Электронный ресурс:

1. www.alleg.ru/edu/philosl.htm

2. ru.wikipedia.org/wiki/Философия

3. www.diplom-inet.ru/resursfilos

Вариант 10.

Идея Бога, и её значение в жизни человека.

 

1. Религия как феномен культуры.

2. Ранние формы религии.

3. Мировые религии: Буддизм, христианство, ислам.

4. Религия и мораль.

 

 

Уважаемые студенты!

Раскройте вопросы темы, опираясь на рекомендации по каждому вопросу:

Первый вопрос. Религия - неотъемлемая часть культуры. Миллионы людей испытывают потребность в религиозных чувствах, в религиозной жизни. Религия есть чувство связанности, зависимости, долженствования по отношению к всемогущей силе, дающей опору и достойной поколения. Осмысление феномена религии. Происхождение религии. Структура и функции религии.

Второй вопрос. Дайте характеристику ранним формам религии. Анимизм, тотемизм, фетишизм.

Третий вопрос. Мировые религии. Буддизм, его основные черты. Учение Будды.

Христианство. Основные черты, учения о Троице. Разновидности христианства: католицизм, протестантизм, православие.

Ислам. Возникновение ислама. Сущность религиозного учения.

Четвертый вопрос. Религия и мораль. Влияние религии на нравственное и психическое здоровье человека.

Задания и упражнения

 

Поразмышляйте над философскими проблемами, выберите 2 задания.

1. В чем причина выживания религии на всех этапах истории человечества?

2. Как Вы объясните тот факт, что Бог един, а религии разные?

3. Прокомментируйте слова русского философа: «Любовь в своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала».

4.  Что объединяет религию и науку? Религию и искусство?

5. Каково ваше представление о судьбах религии в будущем мировом сообществе?

6. Что Вы знаете о язычестве: Каковы происхождение слова и основные признаки язычества?

7.  Каковы основные черты буддизма? Почему её называют «атеистической религией»?

8.  В христианской религии Бог есть любовь. Означает ли это, что любящий человек уже является в определенном смысле верующим?

9. Какие разновидности христианства Вам известны?

10. Что Вам известно о судьбе ислама в современном мире?

11. Какие функции религия выполняет в обществе? Что такое религиозное возрождение?

12. Что есть ценного в религии?

 

Литература.

 Основные источники:

 

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов                                                сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009, 171-174.

2. Гуревич П.С. Основы философии.- М.; КНОРУС, 2011, с. 422-439. 

3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2012, с.  184-191.

 

Дополнительные источники:

.

1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003, с.  96-108..

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2009,  с. 322-325.

3. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления             философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007  

  1.  Горбачев В.Г. Курс философии: учебное пособие.- Брянск: Курсив, 2006.
  2.  Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учереждений средн. проф. образования – М.; ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с. 253-270.
  3.  Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. - Ростов-на-Дону, 1995, с. 186 – 226.  
  4.   Краткий философский словарь/ под ред. А.П. Алексеева.- М.: РГ-Пресс. 2010.
  5. . Основы религиоведения (под ред. И.Н. Яблокова) М. Высшая школа, 1998, гл. 1, 4, 5, 8, 9, 10 гл. 26, 27.
  6. Основы философских знаний /под. ред. Большакова/ – М. 1994, с. 8-15.
  7. Религии мира, Энциклопедия для детей, т.6, ч. 2, М. А. Ванте, 1999
  8.  Религии мира М. Просвещение, 1994, с. 5 – 23, с. 35 – 110.
  9.  Религиоведение. Учебное пособие и Учебный словарь минимум – М. Гардарика, 1998, с. 221 – 304.
  10. Религия как общественное явление СПЖ, 1998, № 4, с. 111 – 126.
  11. Миронова М.Н. Кефели. Религия в системе культуры - СПЖ, 1996, № 1, с. 100 – 111.
  12. Философия Человек и жизнь /под. ред. Кожеуровой Н.С./ М. 2002, с 225-248.

 

Электронный ресурс:

  1. www.alleg.ru/edu/philosl.htm
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Философия
  3. www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

 

 

 



2019-11-13 569 Обсуждений (0)
Человек в современном мире 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человек в современном мире

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)