Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ревизионная комиссия : состав, компетенция, правовой статус



2019-11-21 358 Обсуждений (0)
Ревизионная комиссия : состав, компетенция, правовой статус 0.00 из 5.00 0 оценок




Р2 «Органы внутреннего и внешнего финансово- экономического контроля»

2.1 Служба бух учета: права, обязанности, функции

2.2 Ревизионная комиссия: состав, компетенция, правовой статус

2.3 Служба внутреннего контроля (аудита)

2.4 Счетная Палата РФ и ее функции в сфере финансово-экономического контроля РФ

2.5 Министерство финансов РФ – орган и агент финансового контроля РФ

2.6 Участие органов Федерального Казначейства в государственном финансово-экономическом контроле

2.7 Федеральная Налоговая Служба как орган государственного финансово-экономического контроля

 

Служба бухгалтерского учета: права, обязанности, функции

Контроль со стороны бухгалтерской службы осуществляется в форме:

1 предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств;

2 текущего контроля в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей;

3 последующего контроля на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также посредством проводимых совместно с другими функциональными службами ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях (производственных единицах, непромышленных хозяйствах и т.п.).

Деятельность службы брухгалтерского учета является непрерыв­ной, универсальной (сплошной), системной и строго документаль­ной. Роль бухгалтерских служб в осуществлении внутрихозяйствен­ного финансового контроля заключается в обеспечении нужд управления необходимой информацией о выполнении планов, при­чинах отклонений от установленных заданий, нормативов и смет.

Особое значение для бухгалтерского внутрихозяйственного кон­троля имеет внедрение типовых унифицированных форм первич­ных учетных документов, установление ответственности должност­ных лиц за соблюдение порядка приемки, хранения, расходования и списания товарно-материальных и других ценностей, а также за достоверность применяемых первичных учетных документов.

Непременное условие повышения эффективности бухгалтерской службы — четкое разграничение ответственности главного бухгал­тера, работников бухгалтерской службы и руководителей различных экономических и технических служб организации за выполнение функций и задач бухгалтерии.

Для эффективного осуществления деятельности бухгалтерской службы контрольные функции руководителей различных функцио­нальных служб предприятия и линейных работников цехов, участ­ков и других подразделений, которым вменяется в обязанность в рамках их компетенции подписывать первичные документы, кон­тролировать соблюдение норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии и трудовых затрат, должны быть строго регламен­тированы. Это позволяет повысить персональную ответственность должностных лиц за экономическую и юридическую обоснован­ность совершаемых по подписываемым ими документам операций, их соответствие нормам производственных затрат.

Бухгалтерская служба является самостоятельной информацион­ной и контрольной подсистемой внутрихозяйственного контроля организации.

 

Ревизионная комиссия : состав, компетенция, правовой статус

 

Ревизионная комиссия коммерческой организации является ор­ганом контроля, осуществляемого в интересах ее собственников. Акционеры акционерных обществ, участники обществ с ограничен­ной ответственностью, члены производственных кооперативов и некоммерческих организаций наряду с другими предоставленными им законодательством правами имеют право на информацию о коммерческой организации и право на управление ею.

К информации (материалам), подлежащей обязательному пред­ставлению акционерам, участникам, членам коммерческой органи­зации, относятся годовой отчет, заключение ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности, сведения о кандидатах в совет дирек­торов (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизо­ра), проект изменений и дополнений, вносимых в устав или проект устава в новой редакции.

Кроме того, перечень дополнительной информации (материа­лов), обязательной для представления акционерам акционерных обществ при подготовке к проведению общего собрания, может быть установлен Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны содержаться: подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества; информация о фактах на­рушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизионные комиссии в соответствии с законодательством в обязательном порядке создаются во всех производственных коопе­ративах и хозяйственных обществах (в обществах с ограниченной ответственностью при условии, если число участников более 15 или если это предусмотрено уставом).

Ревизионная комиссия любой из перечисленных коммерческих организаций создается с целью защиты интересов собственников и представляет собой особый орган со значительными полномочия­ми, действующий наряду с другими органами организации.

Порядок избрания, функциональные полномочия и деятель­ность ревизионной комиссии коммерческой организации определе­ны законодательством, однако в законодательстве раскрыты не все вопросы образования, функционирования и прекращения ее пол­номочий. Неурегулированные законодательством вопросы целесо­образно отразить в уставе коммерческой организации и ее внутрен­них локальных нормативных документах, и в частности в Положе­нии о ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия общества с ограниченной ответственно­стью формируется и осуществляет свою деятельность практически так же, как и ревизионная комиссия акционерного общества. Ос­новное отличие заключается в том, что если в акционерном обще­стве образование ревизионной комиссии обязательно всегда, то в обществе с ограниченной ответственностью она создается в обяза­тельном порядке только в случаях, если количество участников об­щества составляет более пятнадцати, либо если образование реви­зионной комиссии предусмотрено уставом общества.

Проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов хозяйствен­ных обществ проводится в обязательном порядке. Заключение по результатам этой проверки должно быть представлено участникам в числе прочих материалов при подготовке общего собрания. Общее собрание не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские ба­лансы при отсутствии заключения ревизионной комиссии (ревизора).

В производственном кооперативе для контроля за его финансо­во-хозяйственной деятельностью общее собрание членов коопера­тива также избирает ревизионную комиссию в составе не менее трех членов кооператива или ревизора, если число членов коопера­тива менее двадцати.

Одним из важных условий соблюдения принципа независимо­сти ревизионной комиссии (ревизора) кооператива является то, что ее члены не могут одновременно являться членами наблюдательно­го совета и исполнительных органов кооператива.

Ревизионная комиссия (ревизор) кооператива осуществляет проверку финансового состояния кооператива по итогам работы за финансовый год, проводит проверку финансово-хозяйственной дея­тельности кооператива по поручению общего собрания его членов, наблюдательного совета кооператива или по требованию не менее чем десяти процентов членов кооператива, а также по собственной инициативе.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) кооператива вправе требовать от должностных лиц кооператива представления необхо­димых для проверки документов. Ревизионная комиссия (ревизор) кооператива представляет результаты своей проверки общему соб­ранию членов кооператива и наблюдательному совету кооператива.

Для проверки финансово-хозяйственной деятельности и под­тверждения финансовой отчетности исполнительные органы коопе­ратива могут привлекать внешних аудиторов из числа лиц, обла­дающих правом на осуществление такой деятельности. Проверка финансово-хозяйственной деятельности кооператива аудиторами осуществляется также по решению наблюдательного совета коопе­ратива или по требованию не менее чем десяти процентов членов кооператива. В последнем случае услуги аудитора оплачиваются членами кооператива, потребовавшими проведения такой проверки.

Положение о ревизионной комиссии должно быть разработано в соответствии с гражданским законодательством, включая законо­дательство о соответствующей организационно-правовой форме и уставе организации. Положение должно определять статус, состав, компетенцию, полномочия ревизионной комиссии, порядок ее ра­боты и взаимодействия с иными органами управления обществом. Учитывая, что каждая организационно-правовая форма организа­ции имеет свои особенности, рассмотрим вопросы образования и деятельности ревизионной комиссии в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Состав и правовой статус ревизионной комиссии.Для осуществ­ления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор). Голосование может проводиться отдельно по каждой кандидатуре в члены ревизионной комиссии или списком. Решение о включении конкретного лица в состав ревизионной комиссии принимается, если за него проголосовали владельцы (их законные представители) более чем пятидесяти процентов обыкновенных акций общества, принимающих участие в собрании.

Общим собранием может быть избран единоличный ревизор или ревизионная комиссия в составе не менее трех человек. Коли­чество членов комиссии должно быть нечетным. Ревизионная ко­миссия избирается на срок, предусмотренный уставом общества, с правом его продления по решению собрания акционеров.

В ревизионную комиссию могут быть избраны как лица из чис­ла участников или наемных работников общества, так и лица, не являющиеся его участниками или наемными работниками. Однако для обеспечения независимости в состав ревизионной комиссии не имеют права входить члены совета директоров (наблюдательного совета), генеральный директор (президент) общества, исполнитель­ные директора, члены счетной комиссии, главный бухгалтер и дру­гие штатные работники бухгалтерской службы.

Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным Федеральным законом «Об акцио­нерных обществах», определяется уставом общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества (положением), утверждаемым общим собранием акционеров.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности общества осу­ществляется по итогам его работы за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, реше­нию общего собрания акционеров, совета директоров (наблюда­тельного совета) общества или по требованию акционера (акционе­ров) общества, владеющего в совокупности не менее чем десятью процентами голосующих акций общества.

По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества ли­ца, занимающие должности в органах управления общества, обяза­ны представить документы о финансово-хозяйственной деятельно­сти общества.

Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со ст. 55 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут од­новременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества и бухгалтерской службе.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюда­тельного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Компетенция ревизионной комиссии.Ревизионная комиссия (реви­зор) осуществляет регулярные проверки и ревизии финансово-хозяй­ственной деятельности и текущей документации общества не реже одного раза в год. Проверки могут проводиться по поручению соб­рания акционеров, совета директоров, акционеров, владеющих в сово­купности не менее чем десятью процентами голосующих акций обще­ства, а также во всякое время по собственной инициативе комиссии.

При выполнении своих функций ревизионная комиссия осуще­ствляет следующие виды работ:

1 проверку финансовой документации общества, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение указанных документов с данными первичного бухгалтерского учета;

2 проверку законности заключенных договоров от имени общества, совершаемых сделок, расчетов с контрагентами;

3 анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учета существующим нормативным положениям;

4 проверку соблюдения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности установленных нормативов, правил, ГОСТов, ТУ и пр.;

5 анализ финансового положения общества, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, выявление резервов улучшения экономического состояния предприятия и выработку рекомендаций для органов управления обществом;

6 проверка своевременности и правильности платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, процентов по облигациям, погашения прочих обязательств;

7 проверку правильности составления балансов общества, отчетной документации для налоговой инспекции, статистических органов, органов государственного управления;

8 проверку правомочности решений, принятых советом директоров и правлением, их соответствия уставу общества и решениям собрания акционеров;

9 проверку соблюдения имущественных интересов общества при совершении исполнительными органами общества от его имени крупных сделок или сделок, интерес к совершению которых имеют члены этих органов или другие участники общества;

10 анализ решений собрания акционеров, внесение предложений по их изменению при расхождениях с законодательством и нормативными актами министерств и ведомств;

11 правовой контроль за деятельностью органов управления, должностных лиц общества, подразделений, служб, филиалов и представительств;

12 изучение причин, повлекших возникновение убытков от финансово-хозяйственной деятельности или условий несостоятельности (банкротства) общества.

Права и полномочия ревизионной комиссии. Для надлежащего выполнения своих функций ревизионная комиссия имеет право:

а) получать от органов управления обществом, его подразделений и служб, должностных лиц все затребованные ревизионной комиссией документы, необходимые для ее работы материалы, изучение которых соответствует функциям и полномочиям ревизионной комиссии. Указанные документы должны быть представлены ревизионной комиссии в течение пяти дней после ее письменного запроса;

б) требовать от полномочных лиц созыва заседаний правления, совета директоров, собрания акционеров в случаях, когда выявление нарушений в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам общества требуют принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции данных органов управления обществом;

в) созывать собрание акционеров, если выявляются нарушения в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или есть угроза интересам общества;

г) требовать личного объяснения от работников общества, включая любых должностных лиц, по вопросам, находящимся в компетенции ревизионной комиссии;

д) привлекать на договорной основе к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе;

е) ставить перед управляющими органами общества, его подразделений и служб вопрос об ответственности работников общества, включая должностных лиц, в случае нарушения ими положений, правил и инструкций, принимаемых обществом;

ж) ставить перед советом директоров (наблюдательным советом) общества вопрос о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа и должностных лиц в случае выявления допущенных ими нарушений, а также при обнаружившейся некомпетентности должностных лиц;

з) ставить перед общим собранием акционеров вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) в случаях выявления допущенных ими нарушений, а также обнаружившейся их некомпетентности.

Обязанности ревизионной комиссии и ее членов.При проведении проверок члены ревизионной комиссии обязаны надлежащим обра­зом изучить все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки. За неверные заключения члены ревизионной комиссии несут ответственность, мера которой определяется собранием ак­ционеров.

Если член ревизионной комиссии в течение срока действия предоставленных ему полномочий прекращает выполнение своих функций, то он обязан уведомить об этом совет директоров за ме­сяц до прекращения своей работы в составе ревизионной комиссии. В этом случае собрание акционеров на своем ближайшем заседании проследит замену члена ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия обязана:

1 своевременно доводить до сведения собрания акционеров, совета директоров, правления результаты осуществленных ревизий и проверок в форме письменных заключений, отчетов, докладных записок, сообщений на заседаниях органов управления обществом;

2 соблюдать коммерческую тайну, не разглашать сведений, являющихся конфиденциальными, к которым члены ревизионной комиссии имеют доступ при выполнении своих функций;

3 требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров в случае возникновения реальной угрозы интересам общества.

Ревизионная комиссия представляет в совет директоров (наблюда­тельный совет) не позднее чем за десять дней до годового собрания акционеров заключение по итогам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, в котором должны содержаться:

- подтверждение достоверности данных, отраженных в отчетах и иных финансовых документах общества;

- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Внеплановые ревизии проводятся ревизионной комиссией по собственной инициативе, по письменному запросу владельцев не менее десяти процентов обыкновенных акций общества или боль­шинства членов совета директоров.

Заседания ревизионной комиссии.Ревизионная комиссия решает все вопросы на своих заседаниях, которые проводятся по утвер­жденному плану, а также перед началом проверки или ревизии и по их результатам. Член ревизионной комиссии может требовать созы­ва экстренного заседания комиссии в случае выявления нарушений, требующих безотлагательного решения ревизионной комиссии.

Заседания ревизионной комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее 50% ее членов. Каждый член комиссии обладает одним голосом. Акты и заключения ревизион­ной комиссии утверждаются простым большинством голосов при­сутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим яв­ляется голос председателя ревизионной комиссии.

Члены ревизионной комиссии в случае своего несогласия с ре­шением комиссии вправе зафиксировать в протоколе заседания особое мнение и довести его до сведения правления, совета дирек­торов и собрания акционеров.

Ревизионная комиссия из своего состава избирает председателя и секретаря. Председатель комиссии созывает и проводит заседа­ния, организует текущую работу ревизионной комиссии, представ­ляет ее на заседаниях правления, совета директоров, собрания ак­ционеров, а также подписывает документы, выходящие от имени ревизионной комиссии.

Секретарь ревизионной комиссии организует ведение протоко­лов ее заседаний, доводит до адресатов акты и заключения ревизи­онной комиссии, подписывает документы, выходящие от имени ревизионной комиссии.

Досрочное прекращение полномочий членов ревизионной комиссии.Член ревизионной комиссии вправе по собственной инициативе выйти из ее состава в любое время, письменно известив об этом остальных ее членов. Полномочия члена ревизионной комиссии прекращаются автоматически в связи с его вхождением в совет ди­ректоров, исполнительную дирекцию, в ликвидационную комиссию или занятием должности генерального директора, главного бухгал­тера, работника бухгалтерской службы.

Полномочия отдельных членов или всего состава ревизионной комиссии могут быть прекращены досрочно решением общего соб­рания акционеров по таким основаниям, как:

а) отсутствие члена ревизионной комиссии на ее заседаниях или непринятие участия в ее работе в течение шести месяцев;

б) ненадлежащее изучение членами ревизионной комиссии (ревизором) при проведении проверок всех документов и материалов, относящихся к предмету проверки, что повлекло неверные заключения ревизионной комиссии общества;

в) грубые или систематические нарушения ревизионной комиссией сроков и формы отчетов по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

г) совершение иных действий (бездействия) членов ревизионной комиссии, повлекших неблагоприятные для общества последствия.

В случае, когда число членов ревизионной комиссии становится менее половины числа, предусмотренного уставом общества, совет директоров обязан созвать внеочередное общее собрание акционе­ров для избрания нового состава ревизионной комиссии. Остав­шиеся члены ревизионной комиссии исполняют свои функции до избрания нового состава ревизионной комиссии внеочередным об­щим собранием.

В случае досрочного прекращения полномочий ревизионной комиссии полномочия вновь избранных ее членов действуют до момента избрания (переизбрания) ревизионной комиссии годовым общим собранием, следующим через установленное число лет за годовым общим собранием, на котором был избран состав ревизи­онной комиссии, прекративший свои полномочия досрочно.

В случае досрочного прекращения полномочий всего состава ревизионной комиссии в целом члены ревизионной комиссии сла­гают полномочия после избрания нового состава ревизионной ко­миссии на следующем внеочередном или годовом общем собрании. Если внеочередное общее собрание досрочно прекратило полномо­чия состава ревизионной комиссии в целом или ее отдельных чле­нов, в результате чего их число стало менее половины числа членов ревизионной комиссии, указанного в уставе, то в течение не более трех рабочих дней с момента принятия данного решения совет ди­ректоров обязан принять решение о созыве внеочередного общего собрания, включив в повестку дня пункт об избрании нового соста­ва ревизионной комиссии.

Совет директоров (наблюдательный совет) устанавливает срок внесения предложений по кандидатам в состав ревизионной комис­сии. Дата окончания срока внесения предложений (заявок) должна определяться в зависимости от даты информирования о проведении внеочередного общего собрания.

Вносить предложения по кандидатам в состав ревизионной ко­миссии могут акционеры, имеющие в соответствии с уставом право на выдвижение кандидатов в органы управления и контроля обще­ства на годовом общем собрании. Выдвижение кандидатов осуще­ствляется в порядке, предусмотренном уставом для выдвижения кандидатов в органы управления и контроля общества для избрания на годовом общем собрании.

При проведении внеочередного общего собрания в очной фор­ме информация о сроках выдвижения кандидатов включается в текст сообщения о созыве внеочередного общего собрания. Срок выдвижения кандидатов для избрания ревизионной комиссии на внеочередном общем собрании, проводимом в смешанной форме, доводится до сведения акционеров при информировании их об ито­гах общего собрания, досрочно прекратившего полномочия членов ревизионной комиссии, в порядке и сроки, предусмотренные уста­вом для соответствующей формы собрания.

Требования о досрочном прекращении полномочий отдельных членов ревизионной комиссии или ее состава в целом вносятся в повестку дня внеочередного общего собрания.

Вознаграждение членов ревизионной комиссии.Представление ре­комендаций относительно вознаграждения и компенсаций, выпла­чиваемых членам ревизионной комиссии, относится к исключи­тельной компетенции совета директоров. Размер вознаграждения утверждается ежегодно общим собранием акционеров в абсолютной или относительной величине. При утверждении размера вознаграж­дения в относительной величине конкретная сумма является сред­ней расчетной величиной, определяемой за каждый конкретный период. При этом за базу средней величины на усмотрение общего собрания могут быть приняты:

а) минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством;

б) средняя заработная плата работников общества;

в) средняя заработная плата должностных лиц общества;

г) средний размер вознаграждения, выплачиваемого члену совета директоров.

Вознаграждение не выплачивается членам ревизионной комис­сии, отсутствовавшим на половине ее заседаний за истекшее полугодие или не участвовавшим в ее работе. Вознаграждение выплачи­вается из чистой прибыли общества.

 



2019-11-21 358 Обсуждений (0)
Ревизионная комиссия : состав, компетенция, правовой статус 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ревизионная комиссия : состав, компетенция, правовой статус

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)