Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Счетная Палата РФ и ее функции в сфере финансово-экономического контроля РФ.



2019-11-21 244 Обсуждений (0)
Счетная Палата РФ и ее функции в сфере финансово-экономического контроля РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Совокупность и структура органов государственного финансо­во-экономического контроля Российской Федерации образуют сис­тему органов государственного финансово-экономического контро­ля. Соответственно государственному устройству и организации управления государством структура органов государственного фи­нансово-экономического контроля имеет устройство по вертикали и по горизонтали (табл. 1). Вертикальное устройство структуры органов государственного финансово-экономического контроля определяется вертикальной структурой уровней государственного устройства и власти, горизонтальное устройство определяется на­правлениями и специализацией органов государственного финансо­во-экономического контроля.

Органы государственного финансового контроля подразделяют­ся на органы федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и органы муниципального уровня. Соответственно ос­новным направлениям и специализации органов различают налого­вый, таможенный и бюджетный финансовый контроль.

Бюджетный финансовый контроль можно определить как кон­троль за осуществлением бюджетного процесса. При этом под бюд­жетным процессом следует понимать регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления и участников бюджетного процесса по состав­лению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного само­управления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных социальных внебюджетных фон­дов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Россий­ской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Под органи­зационной независимостью понимается ее самостоятельность как конституционного органа: она не входит в структуру какого-либо органа государственной власти. Под функциональной независимо­стью понимается наличие у Счётной палаты исключительных функций, отличных от функций какого-либо другого органа госу­дарственной власти.

Задачами Счётной палаты являются:

1 организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2 определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

3 финансовая экспертиза и оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4 анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

5 контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и в иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

6 регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации своих задач, Счётная палата осуществля­ет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информа­ционную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов феде­ральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

а) организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

б) проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

в) экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

г) анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

д) подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

е) подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

Контрольные полномочия Счётной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учрежде­ния в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фон­ды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, ор­ганизации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получа­ют, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею.

На деятельность общественных объединений, негосударствен­ных фондов и иных негосударственных некоммерческих организа­ций контрольные полномочия Счётной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использовани­ем ими средств федерального бюджета, использованием федераль­ной собственности и управлением ею, а также в части предостав­ленных федеральным законодательством или федеральными орга­нами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Все органы государственной власти, органы местного само­управления, Центральный банк, предприятия, учреждения, органи­зации, независимо от форм собственности, и их должностные лица в Российской Федерации обязаны предоставлять по запросам Счёт­ной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее дея­тельности.

При проведении ревизий и проверок Счётная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую доку­ментацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

По требованию Счётной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые уч­реждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объек­тов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять по требованию Счётной палаты справки и копии до­кументов по операциям и расчетам с ними.

Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного пре­доставления необходимой информации или документации по тре­бованию Счётной палаты, а также представление ложной информа­ции влечет за собой ответственность, установленную законодатель­ством.

В процессе исполнения федерального бюджета Счётная палата осуществляет оперативный контроль за полнотой и своевременно­стью денежных поступлений, фактическим расходованием бюджет­ных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нару­шения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Данные оперативного контроля используются при планировании ревизий и проверок Счётной палаты.

О ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводят­ся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, Счётная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации опе­ративный отчет.

Для обеспечения своевременного сбора и обработки информа­ции, необходимой для составления Счётной палатой отчета об ис­полнении федерального бюджета, в Российской Федерации введена обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность.

Счётная палата осуществляет также контроль за состоянием го­сударственного внутреннего и внешнего долга Российской Федера­ции и за использованием кредитных ресурсов, в том числе за:

1 управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

2 законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

3 эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

4 предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В полномочия Счётной палаты входит также осуществление контроля за:

а) формированием и эффективностью использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ;

б) поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

в) банковской системой;

г) деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;

д) деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Счётная палата проводит экспертизу и дает заключения по:

1 проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

2 проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации;

3 проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение в Государственную Думу;

4 проектам Международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

5 проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счётная па­лата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

1 запросов Президента РФ;

2 поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

3 запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;

4 запросов депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

5 запросов Правительства РФ;

6 запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.5 Министерство финансов РФ – орган и агент финансового контроля РФ

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин Рос­сии) является федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налого­вой, страховой, валютной, банковской деятельности, государствен­ного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных плате­жей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопитель­ной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодейст­вия легализации доходов, полученных преступным путем, и финан­сированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также кон­троль за исполнением Федеральной таможенной службой норма­тивных правовых актов по вопросам исчисления и взимания тамо­женных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными ор­ганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле­ния, общественными объединениями и иными организациями.

Минфин России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанав­ливаемых указами Президента РФ или постановлениями Прави­тельства РФ.

Регулирование государственного финансового контроля Мин­фин России осуществляет через функции Департамента регулиро­вания государственного финансового контроля, аудиторской дея­тельности, бухгалтерского учета и отчетности. Непосредственные функции по осуществлению государственного финансового контроля реализуют подведомственные Минфину России федеральные службы: Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная служ­ка финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннад­зор).Эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в фи­нансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного кон­троля. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и че­рез свои территориальные органы (рис. 5.2), которые создает, реор­ганизует и ликвидирует в установленном порядке.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюд­жетного надзора являются:

1 проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

2 проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

3 осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4 осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5 организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

6 организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Росфиннадзор осуществляет следующие полномочия в установ­ленной сфере деятельности.

1 Осуществляет контроль и надзор:

1.1 за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

1.2 за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

1.3 за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

1.4 за исполнением органами финансового контроля фед органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

2 Осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

3 Осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4 Осуществляет в установленном* порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности.

5 Обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну.

 



2019-11-21 244 Обсуждений (0)
Счетная Палата РФ и ее функции в сфере финансово-экономического контроля РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Счетная Палата РФ и ее функции в сфере финансово-экономического контроля РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)