Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Софисты и Сократ. Роль Сократа в истории европейской культуры.



2019-11-13 580 Обсуждений (0)
Софисты и Сократ. Роль Сократа в истории европейской культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Мировоззрение и его формы: миф, религия, философия.

Мировоззрение – совокупность представлений человека о мире, о самом себе и о своём месте в мире.

Миф — способ объяснения реальности, основанный на чувственном единении человека с миром.
Одна из основных черт – анимизм(одушевленность). Другая черта: отсутствие критичности мышления.

Магия – способ воздействия на мир, основанный на чувственных и психических связях между явлениями.
В мифе отсутствуют различия естественного и сверхъестественного.
Сверхъестественное – то, что нарушает природную необходимость.

Естественное – то, что подчиняется природной определимости.
Религия основана на принципиальном различии ествественного и сверхъественного.Основой сверхъественного является бог.
В философии не принимают веру. Она требует доказательство, обоснование.

3.Проблема познания: основные познавательные способности.

В вещах окружающего мира можно выделить два уровня познания: явления и сущности. Предмет нам дается со стороны явления.
Сущность – основные внутренние качества предмета, которые отличают его от других предметов и делают самим собой.
Чувственное познание – процесс познания, осуществляемый непосредственными контактами с предметами или другими явлениями. Главную роль в чувственном познании играют органы чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Формы чувственной ступени познания - ощущения, восприятия, представления.

Ощущения - отражение отдельных свойств предмета. Восприятие - это чувственный образ предметов в целом. Представление - это целостный образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью.

В логическом познании доминирует абстрактное мышление человека.

Особенности мышления:

1) обобщенность
2)объективной материальной формой мышления является язык.
3)функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности.

Уровни мышления:

Рассудок - исходный уровень мышления, способность оперировать известными категориями по определенным правилам.

Разум -  высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями.

Интуиция - усмотрение нового знания.

 

4. Теория как форма познания. Понятие «замкнутой теории» по В. Гейзенбергу.

Теория- форма организации научного знания, дающая целостное представление о наиболее общих существенных закономерностях некоторых областей явлений.

Выделяют базис теории, в который входят основные понятия и положения теории. Положения формируются в виде суждений.

Свойства: логическая замкнутость, то есть мысль движется логически и последовательно, не может выйти за рамки содержания.

Философские направления и основания для их выделения: «основной вопрос философии».

Выделяют 2 части: онтологическая и гносеологическая. Вопрос связан с поиском бытия. Два основных направления: материализм и идеализм. Что первично: материя или дух?

Материализм: Материя первична, сознание и дух вторичны. Первичность материи в 2 смыслах:

1.Сознание возникло в процессе революции материи.

2.Содержание сознания – отражение материальных объектов мира.

Представители: Бэкон, Гольбах, Маркс. Порядок и структура изначальна присуще материи.

Идеализм: Сознание первично, материя вторична. Порядок и структура превносятся в материю идеальными началами. Субъективный и объективный. Субъективный – идеальное – форма внутреннего опыта(Юм,Беркли). Объективный – идеальное – форма разума(Платон, Гегель).

Гносеологическая: «Познаваем» ли мир?

Гностицизм: Мир «не познаваем».

Агностицизм: Мир «познаваем».

Ранние философские учения античности: философская мысль до Парменида.

Мировоззрение – космоцентризм. Космос – конечный, совершенный порядок.  Основа государственного устройства - полис. Человек - часть полиса.
1.Фалес – основа всего вода.
2.Анаксимен – воздух.
3.Анаксимандр – анейрон (бесконечное).
4. Гераклит – все в непрерывном движении и изменении. Все течет, все меняется. Огонь – основа всего .
5. Анаксагор – гомеомерий – мельчайшая частица
6. Пифагор – число. Становление математики как науки.

 

Своеобразие первых форм философствования. Смыслообразное и понятийное мышление.

Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.

Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки.

Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое.

Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой.

Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий.

Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию.

Систематизация – объединение категорий в одну систему.

 

Парменид: рождение понятийного мышления. Атомизм Демокрита.

Парменид: В сущности всё неизменно. Бытие тождественно мышлению. Бытие есть, небытия нет. Есть только то, что можно мыслить.

Демокрит: Есть бытие и небытие. Бытие – атомы(мельчайшие неделимые частицы), небытие – отсутствие атомов. Все вещества состоят из атомов.

Софисты и Сократ. Роль Сократа в истории европейской культуры.

Софисты (Протагор, Гиппий, Горий):  истина относительна, отождествление с выгодой и пользой. Они искали не истину, а победу, допуская ради неё нечестные методы ведения дискуссий.

Сократ: Истина абсолютна и разум надо использовать для познания истины. Он не занимался познанием космоса и природы. Он вступил в беседу о справедливости, власти с одним из государственных мужей, считавшимся весьма мудрым в этих вопросах. После беседы Сократ сделал вывод, что «этот человек только кажется мудрым другим людям, но на самом деле не мудр».

 Сократовский метод: постоянно задавать вопрос, имеющий целью привести в противоречие с самим собой. Цель - помочь человеку придти к истине.

Сущность явления познаётся в идее. Сократ – создатель мира идей.

 



2019-11-13 580 Обсуждений (0)
Софисты и Сократ. Роль Сократа в истории европейской культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Софисты и Сократ. Роль Сократа в истории европейской культуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)