Софисты и Сократ. Роль Сократа в истории европейской культуры.
Мировоззрение и его формы: миф, религия, философия. Мировоззрение – совокупность представлений человека о мире, о самом себе и о своём месте в мире. Миф — способ объяснения реальности, основанный на чувственном единении человека с миром. Магия – способ воздействия на мир, основанный на чувственных и психических связях между явлениями. Естественное – то, что подчиняется природной определимости. 3.Проблема познания: основные познавательные способности. В вещах окружающего мира можно выделить два уровня познания: явления и сущности. Предмет нам дается со стороны явления. Ощущения - отражение отдельных свойств предмета. Восприятие - это чувственный образ предметов в целом. Представление - это целостный образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью. В логическом познании доминирует абстрактное мышление человека. Особенности мышления: 1) обобщенность Уровни мышления: Рассудок - исходный уровень мышления, способность оперировать известными категориями по определенным правилам. Разум - высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями. Интуиция - усмотрение нового знания.
4. Теория как форма познания. Понятие «замкнутой теории» по В. Гейзенбергу. Теория- форма организации научного знания, дающая целостное представление о наиболее общих существенных закономерностях некоторых областей явлений. Выделяют базис теории, в который входят основные понятия и положения теории. Положения формируются в виде суждений. Свойства: логическая замкнутость, то есть мысль движется логически и последовательно, не может выйти за рамки содержания. Философские направления и основания для их выделения: «основной вопрос философии». Выделяют 2 части: онтологическая и гносеологическая. Вопрос связан с поиском бытия. Два основных направления: материализм и идеализм. Что первично: материя или дух? Материализм: Материя первична, сознание и дух вторичны. Первичность материи в 2 смыслах: 1.Сознание возникло в процессе революции материи. 2.Содержание сознания – отражение материальных объектов мира. Представители: Бэкон, Гольбах, Маркс. Порядок и структура изначальна присуще материи. Идеализм: Сознание первично, материя вторична. Порядок и структура превносятся в материю идеальными началами. Субъективный и объективный. Субъективный – идеальное – форма внутреннего опыта(Юм,Беркли). Объективный – идеальное – форма разума(Платон, Гегель). Гносеологическая: «Познаваем» ли мир? Гностицизм: Мир «не познаваем». Агностицизм: Мир «познаваем». Ранние философские учения античности: философская мысль до Парменида. Мировоззрение – космоцентризм. Космос – конечный, совершенный порядок. Основа государственного устройства - полис. Человек - часть полиса.
Своеобразие первых форм философствования. Смыслообразное и понятийное мышление. Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Систематизация – объединение категорий в одну систему.
Парменид: рождение понятийного мышления. Атомизм Демокрита. Парменид: В сущности всё неизменно. Бытие тождественно мышлению. Бытие есть, небытия нет. Есть только то, что можно мыслить. Демокрит: Есть бытие и небытие. Бытие – атомы(мельчайшие неделимые частицы), небытие – отсутствие атомов. Все вещества состоят из атомов. Софисты и Сократ. Роль Сократа в истории европейской культуры. Софисты (Протагор, Гиппий, Горий): истина относительна, отождествление с выгодой и пользой. Они искали не истину, а победу, допуская ради неё нечестные методы ведения дискуссий. Сократ: Истина абсолютна и разум надо использовать для познания истины. Он не занимался познанием космоса и природы. Он вступил в беседу о справедливости, власти с одним из государственных мужей, считавшимся весьма мудрым в этих вопросах. После беседы Сократ сделал вывод, что «этот человек только кажется мудрым другим людям, но на самом деле не мудр». Сократовский метод: постоянно задавать вопрос, имеющий целью привести в противоречие с самим собой. Цель - помочь человеку придти к истине. Сущность явления познаётся в идее. Сократ – создатель мира идей.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |