Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Естественнонаучные достижения средневековой арабской культуры



2019-11-21 270 Обсуждений (0)
Естественнонаучные достижения средневековой арабской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Европейская христианская наука переживала длительный период упадка до ХII – ХIII вв. Со второй половины VIII в. научное лидерство переместилось из Европы на Ближний Восток. В IX в. наряду с главным трудом Птолемея («Альмагест») на арабский язык были переведены «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля. Таким образом древнегреческая научная мысль получила известность в мусульманском мире, способствуя развитию там астрономии и математики. В истории науки этого периода известны такие ученые, как Мухаммед аль-Баттани (850–929) – астроном, составил новые астрономические таблицы; Ибн-Юнас (950-1009 гг.) – математик, астроном, достиг заметных успехов в тригонометрии, обобщил ценные наблюдения за лунными и солнечными затмениями; Ибн аль-Хайсам (965-1020) – математик, получил известность своими работами в области оптики; Ибн-Рушд (1126–1198) – виднейший философ и естествоиспытатель своего времени, считавший Аристотеля своим учителем.

В арабской культуре получает распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, заимствованная из индийской математики. Аль-Хорезми, аль-Бируни  и Омар Хайям практически создают алгебру как самостоятельную математическую дисциплину; Хорезми, Бируни, аль-Баттани превращают плоскую и сферическую геометрию из вспомогательного раздела астрономии в самостоятельную математическую отрасль. Алгебраический трактат Хорезми содержал классификацию квадратных уравнений и приемы их решений, трактат Омара Хайяма – теорию и классификацию кубических уравнений, трактат аль-Хазини – квадратуры конических сечений и кубатуры тел, полученных от их вращения.

Прогресс естественнонаучных знаний был неразрывно связан с прогрессом философской мысли. Отмеченные нами мыслители не боялись вступать в конфликт с господствующей религиозной системой. Так, в сочинении «О вечном движении небесной сферы» аль-Фараби защищал «еретическое» с точки зрения Корана учение о вечности мира (он являлся последователем Аристотеля, Птолемея и Евклида), а аль-Бируни был глубоко убежден в неизменности и всеобщности законов природы.

Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Востока. Интенсивное денежное обращение и торговля, как внутренняя, так и международная, требовали постоянного совершенствования методов взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие учения о взвешивании и теоретической основы взвешивания – науки о равновесии, создание многочисленных конструкций различных видов весов. Арабоязычные ученые широко использовали понятие удельного веса, с помощью которого совершенствовались методы определения массы различных металлов и минералов. Этим вопросом занимались аль-Бируни, Хайям, аль-Хазини. Для определения удельного веса применялся закон Архимеда, грузы взвешивались не только в воздухе, но и в воде. Средневековые арабские ученые обсуждали проблемы существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту. В работах Ибн-Сины, известного в Европе под именем Авиценна, а также аль-Багдади и аль-Битруджи, по сути, была сформулирована «теория импетуса», которая сыграла большую роль в качестве предпосылки возникновения принципа инерции.

Развитие кинематики было связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных тел. Арабские ученые усовершенствовали технику астрономических измерений, значительно дополнили и уточнили данные о движении небесных тел. Кроме того, в ряде работ изучалась кинематика «земных» движений.

Значительны и своеобразны на средневековом Востоке и медико-биологические знания, что объясняется, во-первых, богатыми традициями народной медицины стран Востока; во-вторых, заимствованиями из древнегреческих и древнеримские источников; в-третьих, высокой оценкой профессии врача, медика, лекаря; в-четвертых, категорическим запретом ислама на вскрытие человеческого тела (что, однако, не явилось препятствием для развития отдельных отраслей анатомии и хирургии). Все это определило развитие медико-биологических знаний в направлении детального изучения лекарств растительного, животного и минерального происхождения, диагностики, учения о причинах болезней и принципах лечения, профилактики заболеваний, развития токсикологии, диетологии, гигиены, косметологии, а также определения особенностей инфекционных заболеваний и др.

Средневековой арабской науке принадлежат и наибольшие успехи в химии. Опираясь на материалы александрийских алхимиков I в. н. э. и некоторых персидских школ, арабские химики достигли значительного прогресса в этой области: в их работах алхимия постепенно превращалась в химию. Под их влиянием (главным образом под влиянием испанских мавров) в позднее Средневековье химия как наука возникла в Европе.

 



2019-11-21 270 Обсуждений (0)
Естественнонаучные достижения средневековой арабской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Естественнонаучные достижения средневековой арабской культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)