Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности средневековой духовной культуры



2019-11-21 256 Обсуждений (0)
Особенности средневековой духовной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Средние века –  это промежуточное время между древней и новой цивилизациями. Понятие «средние века» появилось в XV–XVI вв.; его использовали итальянские историки-гуманисты; утвердилось оно в науке в XVIII в. Эпоха феодального Средневековья качественно отличается от античной. Значительные изменения произошли в сфере деятельности, общения людей, в системе духовной культуры. Средневековое сознание было ориентировано прежде всего на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Человек также характеризовался не своими объективными чертами – талантом, деловитостью, умом, а сквозь призму социально-иерархических ценностей – власть, авторитет, богатство, престиж. Знание рассматривалось всего лишь как побочный продукт духовно-религиозной деятельности. Во многих житиях святых можно встретить мнение о том, что даже совершенно неученый человек способен получить премудрость и знание напрямую от Бога, а если это так, то наука теряла смысл: все определяла вера.

Этот период обычно называется периодом господства церкви над наукой. Такое понимание не является полностью адекватным. Христианство, направленное на духовное исцеление каждого человека, не отвергает исцеления телесного, медицинского. Как институт духовной и светской власти церковь Средневековья в Западной и Восточной Европе стремилась донести до широких масс и народов духовное содержание Библии. В связи с этим необходимо было научить людей читать Библию. Средневековье безусловно способствовало развитию образования и медицины, но лишь в определенном смысле.

Ценностно-эмоциональное восприятие доминировало над познавательно-рациональным, а точкой отсчета в ценностной системе духовного мира религиозный дуализм поставил антагонистические понятия: добро и зло, Бога и Сатану, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное. Отношение к Богу довлело над отношением к второстепенной, по мнению средневековых людей, природе. Ориентация на выявление ее объективных закономерностей отсутствовала. Выделяя себя из природы, но не противопоставляя себя ей, средневековый человек не относился к природе как к самостоятельной сущности. В качестве определяющего выступает у него отношение к Богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу. Здесь знание природы подчинено «чувству божества». Природа рассматривалась как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него, реализующая его волю во всем. В целом средневековое знание ориентировано на повторение, воспроизведение и обоснование некоторых исходных абстрактных образов религиозной значимости, которые передавались из поколения в поколение на основе авторитарности. Вместе с тем средневековое сознание исторически развивалось и претерпевало качественные изменения, которые заключались в подключении новых элементов, т. е. новых образов (иносказаний, символов, аллегорий и др.), а также в установлении между образами (как старыми, так и новыми) новых связей и отношений (классификации, схематизации, формализации и др.) и их структурировании. Таким образом, мир средневекового сознания – это мир амбивалентности, подлинное «царство грез». Средневековый человек часто не мог дать себе отчет в том, в каком собственно мире он находится – в земном или небесном. Его сознание беспрестанно экстатически наполняют видения, откровения, тягостные переживания и образы. Но поскольку производство нового знания – историческая необходимость, то и в крайне консервативном средневековом обществе наука продолжала развиваться.

В средневековой науке можно выделить три традиции познания:

• схоластическую, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. В основу этой традиции легли принципы античного платонизма, истолкованные в духе христианства. Главные ее достижения лежат в области теологии и космологии, в которых предмет познания реально не представлен и разум остается единственным средством анализа предмета на основе умозаключений;

• герметическую, опирающуюся на ритуал, магию, рецептурно-манипуляторное и предметно-преобразовательное начала, сверхъестественные силы. Ритуалы сопровождали почти все действия не только в ремесленно-мануфактурном производстве и других отраслях хозяйства, но и в политике, юриспруденции, познании мира. Самые яркие воплощения герметизма – средневековые алхимия, астрология, медицина;

• опытно-эмпирическую, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Эта традиция развивалась под влиянием античных естественнонаучных идей Аристотеля. Представители этой традиции видели в научном знании средство расширения практического могущества, улучшения реальной жизни людей.

Таким образом, в первые века новой эры античная наука стала постепенно приходить в упадок, не будучи востребованной утратившей передовые позиции рабовладельческой системой.

 



2019-11-21 256 Обсуждений (0)
Особенности средневековой духовной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности средневековой духовной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)