Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технические достижения в эпоху Возрождения



2019-11-21 407 Обсуждений (0)
Технические достижения в эпоху Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В эпоху Возрождения был решен ряд задач, поставленных в Средневековье. С появлением огнестрельного оружия возникла задача анализа движения снарядов – в частности определения угла наклона ствола орудия для достижения наибольшей дальности полета снаряда. Н. Тарталья скорее догадался, чем математически обосновал, что этот угол должен быть равен 45°. В своем труде «Проблемы и различные изобретения» (1546) он в противоположность Аристотелю утверждает, что траектория снаряда всегда является криволинейной и не содержит прямолинейного участка. Великим соперником Тартальи называют И. Кардана. Его труды «О тонкости» и «О разнообразии вещей» представляют собой своеобразную энциклопедию естественных наук XVI в. В них приведены самые разнообразные сведения – от космологии до суеверий. Ценность работ И. Кардана – в конкретности постановки задач, в методичности изложения.

Заметный вклад в механику внес ученик Тартальи Джованни Баттиста Бенедетти. В пространном предисловии к своей первой научной работе он привел математическое доказательство утверждения своего учителя: «Два тела одинаковой формы и одинакового рода, равные или не равные между собой, в одной и той же среде проходят равные расстояния за равное время». Это утверждение было воспринято и развито впоследствии Галилеем. В главном труде Бенедетти «Различные математические и физические рассуждения» (1585) излагаются основы арифметики и алгебры, вопросы механики, учение о перспективе и пропорциях, сформулирован «гидростатический парадокс» (одинаковое давление на дно сосудов независимо от их формы при равенстве высот находящейся в них жидкости).

Значительное внимание нидерландский математик и инженер Симон Стевин уделял гидростатике. Он предоставил доказательство закона Архимеда, опытным путем установил существование гидростатического парадокса. Замечательно сочинение Стевина по фортификации «Новый способ защиты крепостей и укреплений при помощи шлюзов» (1618). Интересно, что Стевин построил ветряную повозку, использующую парус. Повозка развивала значительную скорость – до 34 км/ч. При первом испытании на ней находилось 28 пассажиров. Повозка воспринималась как чудо. Сочинения Стевина не получили широкого распространения отчасти потому, что, будучи убежденным в преимуществах голландского языка, при рассмотрении научных вопросов Стевин пользовался только им. Переводы трудов Стевина появились значительно позже.

В области оптики примечательны имена Франческа Мавролика (1494–1575) и Джованни Баттисты Порты (1543–1615). Страх перед предрассудками, царившими в средневековой науке, удержал Мавролика от публикации своих работ по оптике. Они были изданы посмертно. В трактате Мавролика интересны в первую очередь объяснение круглых изображений Солнца, получаемых через отверстия произвольной формы, уточнение представлений об оптике глаза. По Мавролику, хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Отсюда следует объяснение причин дальнозоркости и близорукости. Мавролик первый указал на семь цветов в радуге (по Виттелию – их три). Им доказано, что лучи не меняют своего направления, следуя сквозь плоскопараллельную пластинку, и что при прохождении призмы они раскладываются на такие же цвета, что и лучи солнца.

Дж. Б. Порта был современником Галилея, но по своему мировоззрению он принадлежит эпохе Возрождения. Порта родился в Неаполе в богатой семье, получил хорошее образование, много путешествовал. Он был плодовитым писателем, но самым известным его сочинением стала «Натуральная магия» в 20 книгах. Она была переведена на английский, французский, испанский, арабский языки. Содержание «Магии» весьма своеобразно. Там даны сведения по оптике, рассказывается, как можно приготовить фейерверки, духи, лекарства, как разводить животных, предлагаются уроки кулинарии, косметики, описаны алхимические опыты, опыты по пневматике. Впервые в книге сделана попытка описать подзорную трубу типа телескопа с параболическим зеркалом и линзой. Магнетизм, как нечто таинственное, всегда интересовал Порту. В своем труде он представил блестящие опыты по магнетизму. Среди них опыт с железными опилками. Опилки помещаются в пакет, где под воздействием естественного магнита они приобретают магнитные свойства. Рассыпанные и перемешанные, а затем вновь собранные в пакет, они теряют эти свойства. Опыт с железными опилками, расположенными по силовым магнитным линиям у полюсов магнита (также описанный Портой), является первой демонстрацией действия магнитного поля. В «Натуральной магии» описаны и опыты по отражению звука и света от сферических зеркал, трубчатый телефон и др. Порта называл свою «магию» «натуральной», подчеркивая тем самым, что посредством знаний и опыта можно раскрыть тайны природы, ее «магию».

Замечательный английский ученый, врач Уильям Гильберт  (1544–1603) считается отцом науки об электричестве и магнетизме. Гильберт состоял придворным врачом при королеве Елизавете Английской. Это не помешало ему заниматься «магнитной философией», практическим направлением которой было улучшение компаса, так необходимого англичанам, стремящимся в то время к господству на море. В своем знаменитом сочинении «О магните» Гильберт описывает ставшие классическими опыты с магнитной стрелкой. Он показывает, что всякий магнит имеет полюсы и свойства полюсов взаимопротивоположны (разноименные полюсы притягиваются, одноименные отталкиваются), что, разламывая магнит, нельзя получить один полюс и т. д. Гильберт предположил, что наша Земля – большой круглый магнит и что географические полюса совпадают с магнитными. Для доказательства своего предположения Гильберт изготовил из естественного магнита шар. Приближая к шару легкую магнитную стрелку, Гильберт мог наглядно демонстрировать поведение этой стрелки при ее перемещении по поверхности шара (как бы в различных точках земной поверхности). Значение опытов Гильберта с шаровым магнитом – имитатором магнитных свойств Земли – выходит за обычные рамки технического эксперимента и приобретает мировоззренческий смысл. В условиях лаборатории (возможно, впервые) исследовалось явление космического масштаба. Гильберт, увлеченный исследованиями магнетизма, не считал мнение Фалеса о существовании души у магнита абсурдным. Со времен Фалеса знания об электрических явлениях не слишком продвинулись вперед и ограничивались сведениями о свойствах натертого янтаря притягивать некоторые легкие предметы. Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (сапфир, алмаз, аметист, стекло, сера и др.). Он установил, что под воздействием пламени приобретенное свойство магнита притягивать предметы теряется. Многочисленные эксперименты по электричеству привели Гильберта к попытке создать теорию электромагнитного притяжения, но эта попытка оказалась неудачной. По существу, он вернулся к представлению древних философов о стихиях (первичными элементами являются вода и земля). По Гилберту, свойством притяжения обладают тела, происходящие от воды.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему возникла новая культурная парадигма?

2. Почему родиной Ренессанса явилась Италия?

3. Как можно определить понятие «рациональная индивидуальность»?

4. Какое значение в развитии науки имеет гелиоцентрическая система Коперника?

5. Какого ученого обычно относят к основоположникам науки Нового времени?

6. Какие открытия сделали в математике и астрономии Г. Пейербах и И. Мюллер?

7. Какие достижения в медицине вы можете назвать?

8. Кто и когда сделал первый глобус?

9. Каковы были достижения в картографии и географии?

10. Кто написал труды «О тонкости» и «О разнообразии вещей»?

11. Какие сведения включает сочинение Дж. Б. Порты «Натуральная магия»?

 

Задания

 

Завершите предложения:

1. Ятрохимия – это….

2. Ценность работ И. Кардана заключается в…

3. Английского ученого У. Гильберта называют отцом науки об…

 

Тесты

 

1. Научным критерием периода Возрождения является:

а) рациональная индивидуальность;

б) прагматизм;

в) иррационализм.

2. Гелиоцентрическая картина мира была открыта:

а) Н. Коперником; в) Парацельсом.

б) Грациелем;

3. Изучением строения тела человека и происходящих в нем процессов, положившим начало научной медицине и анатомии в период Возрождения, занимались:

а) Парацельс и Везалий;

б) Л. Бруни;

в) Ж. Боден и Н. Макиавелли.

4. Новые астрономические таблицы «Эфемериды», которыми пользовались Колумб, Васко да Гама и др., были созданы:

а) Леонардо да Винчи; в) Н. Тартальей.

б) И. Мюллером;

5. Основоположником гидравлики считается:

а) Леонардо да Винчи;

б) И. Мюллер;

в) Н. Тарталья.

6. Родоначальником ятрономии – врачебной химии является:

а) Парацельс; в) Д. Ваззари.

б) И. Мюллер;

7. Создателем первого глобуса (1490) является:

а) М. Бехайм; в) Парацельс.

б) Леонардо да Винчи;

8. Специфической особенностью науки периода Возрождения была ее связь:

а) с религией; в) с искусством.

б) с схоластикой;

9. Практически доказали шарообразность Земли и привели к установлению очертаний большей части суши:

а) Ф. Магеллан; в) Птолемей.

б) Г.И. Ретик;

10. Термин «Возрождение» в научную литературу был введен:

а) Д. Вазари; в) Леонардо да Винчи.

б) Ж. Мишель;

11. Общественно-философское движение, рассматривающее человека, его личность, свободу, созидательную деятельность как высшую ценность и критерий общественных институтов. Это:

а) позитивизм; в) институализм.

б) гуманизм;

12. Новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени открыли в XVI в.:

а) Н.Тарталья и Дж. Кардано;

б) Парацельс и А. Везалий;

в) Н. Макиавелли и Ж. Боден.

13. Современную буквенную символику разработал:

а) Ф. Виет; в) Н. Коперник.

б) Леонардо да Винчи;

14. Гуманитарные науки в период Возрождения рассматривались как средство:

а) воспитания; в) социализации.

б) образования;

 

Литература

 

1. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв.: в 3 т. / Ф. Бродель. М., 1986–1991.

2. Виргинский, В. С. Очерки истории науки и техники с XVI–XIX веков / В.С. Виргинский. М., 1984.

3. История Европы: в 8 т. От средневековья к новому времени. М., 1993. Т. 3.

4. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / под. ред. Л.М. Брагиной. М., 1999.

5. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. М., 2001.

6. Природа в культуре Возрождения. М., 1992.

 

 

Тема 7



2019-11-21 407 Обсуждений (0)
Технические достижения в эпоху Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технические достижения в эпоху Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)