Структура классного коллектива.
Схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики коллектива Классный коллектив в структуре школы. Показать организационную структуру школы и место классного коллектива в ней.
Рекомендации: Пример:
Ответь на вопрос: Наблюдается ли в изучаемом вами коллективе наличие и систематичность взаимодействия его с другими единицами организационной структуры (с педагогическим советом, советом старшеклассников и т.д.) и за её пределами ( с общественными объединениями и др.)В чем это проявляется? Структура классного коллектива. 1)раскрыть формальную структуру: состав класса по полу, возрасту, социальному положению родителей. 2)раскрыть неформальную структуру коллектива: -количество малых групп, их состав, формальные лидеры («звезды»), одинокие в коллективе («робинзоны»). Рекомендации: раскрыть неформальную структуру поможет метод социометрии. Реализация метода начинается с подготовки: 1.исследователь готовит матрицу (таблицу), которая получается в форме квадрата. Левая сторона таблицы (вертикаль)– список класса (каждый ребенок в этом списке имеет свой порядковый номер). Правая (горизонталь) включает количество клеток, которое равно числу детей, участвующих в эксперименте. Тем самым получаются 2 графы –горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная и вертикальная графы, имеющие одинаковый порядковый номер, должны пересекаться по диагонали квадрата. Диагональ заштриховывается. 2.подготовка инструментария. Надо подготовить конверты (столько сколько детей в классе). В конверте – 3 открытки (1 сорта, 2 и 3 сорта - все разные). На конверте стоит цифра (номер), который соответствует номеру в списке класса, и на каждой открытке данного конверта тоже та же цифра (например, Иванов в списке имеет номер 4, значит для него подготовлен конверт № 4, и на каждой открытке в этом конверте тоже стоит № 4). Открытки можно заменить квадратами из цветной бумаги (6х6), на каждого ребенка готовим 3 квадрата, трех разных цветов. Исследователь знает, что красный – 1 сорт; зеленый – 2 сорт, синий – 3 сорт.
Проведение: Правила: 1. Дети берут лист бумаги, на нем крупными печатными буквами пишет свою фамилию. 2. Все убирают в сумки и ручки тоже, кроме этого листа (после эксперимента дети должны пойти домой) 3. Просьба посмотреть и запомнить: кто где сидит. 4. Все вещи взять, выйти за дверь, игра длится 20-30 мин., за дверью соблюдать тишину. 5. В алфавитном порядке по одному дети заходят в класс (или сначала мальчики, или девочки). За дверью висит список класса, в руках экспериментатора такой же список. 6. По одному заходят, совершают действия, но, уходя, никому ничего не рассказывают. Отсутствующие дети в игре участвуют, надо самим положить листы с их фамилиями. Что сказать детям. Ребенка приглашаете в класс. Он по списку 1. Конверт взять с № 1 (сверить обязательно номер и фамилию) и дать конверт ребенку. Сказать: Сегодня мы играем в психологическую игру «Кто победит?». Победит в этой игре тот, кто наберет больше таких красивых открыток. Перед тобой весь твой класс. 1 открытку положи тому, кому желаешь победы в 1 очередь. 2 открытку – тому, кому во 2 очередь. 3 открытку – тому, кому в третью очередь. Иди по классу, и положи под листочек тому, кому желаешь победы (трем разным людям, себе нельзя). Клади под листок аккуратно листы поднимать нельзя. Другой вариант: Поздравь товарища по классу с праздником (праздник должен быть общим, например, Новый год). Кого ты поздравишь в первую очередь, кого во вторую, кого в третью?
Можно предложить вариант «Выбор словом». Суть: ребенок взял лист бумаги, на ней он пишет свою фамилию, далее инструкция та же что и в игре «Кто победит?». На листе ребенок пишет три фамилии (кого выбирает в первую очередь, кого – во вторую, кого – в третью). Обработка: Полученная информация заносится в матрицу (подготовленную таблицу). В матрицу заносится номер выбора: открытки первого сорта – 1, второго сорта – 2, третьего – 3. Вы берете листок (на нем написана фамилия и под ним лежат открытки). Номер выбора ставится в клетке, где горизонталь школьника (фамилия которого на листке) пересекается с вертикалью того, кто подарил ему эту открытку (порядковый номер того, кто выбрал указан на обратной стороне открытки и это порядковый номер в списке). Например, Иванов получил открытку первого сорта от Сидорова. Находим горизонталь Иванова и вертикаль Сидорова. На месте их пересечения ставим номер 1. Заполнив всю матрицу, проверить по вертикали: у каждого номера должно быть 3 выбора: 1,2,3. Далее продолжаем заполнять таблицу, а именно графы количество выборов. Подсчитать сколько всего выборов напротив фамилии и взаимных выборов (те, которые симметрично диагонали (сорт не имеет значения)). Сколько выборов – помещаем в колонку взаимный выбор. Выборы подсчитаны. По их количеству школьники могут быть разделены на группы: 1 круг - дети, которые получили 6 и более выборов - «звезды» 2 круг 3-5 выборов - «предпочитаемые» 3 – 1-2 выбора - «пренебрегаемые» 4 – ничего не получают - «робинзоны». Всех внести в социограмму, ориентируясь в количестве выборов. В знак (О) вписать номер этого человека. Взаимные выборы обозначить в социограмме стрелочками от одного знака (где стоит номер одного ребенка) к другому знаку (где стоит номер другого ребенка). Так, Иванов выбрал Сидорова, Сидоров - Иванова. Их знаки в социограмме соединить стрелкой. Отсюда, имеем структуру коллектива: дети, соединенные красными линиями, составляют малые группы.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |