Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ



2019-11-21 1145 Обсуждений (0)
Тема 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Практикум

ПО ДИСЦИПЛИНАМ:

ЭкономическАЯ теориЯ,

МИКРОЭКОНОМИКА И МАКРОЭКОНОМИКА

Направления подготовки:

080100.62 – Экономика;

Менеджмент

Товароведение

Т верь 2013

Авторы: Орлова О.С., к.э.н., доцент кафедры экономики

           Комелькова И.С., к.э.н., ст. преподаватель кафедры экономики

 

 

Рецензент: Леметти Ю.А., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга

 

 

Практикум одобрен и рекомендован к изданию кафедрой экономики (протокол № 1 заседания кафедры от 28 августа 2013 года), утверждены методической комиссией экономического факультета (протокол № 1 заседания методической комиссии от 18 сентября 2013 года).

 

 

 

 

 

Оглавление

                                                                                                            

Введение………………………………………………………. Раздел 1. Введение в экономику……………….. Тема 1. Предмет и метод экономической теории………….. Тема 2. Типы экономических систем……………………….. Тема 3. Экономические основы рыночных отношений…… Тема 4. Рыночная инфраструктура…………………………. Тема 5. Собственность и приватизация…………………….. Раздел 2. Микроэкономика……………………….. Тема 6. Теория спроса и предложения……………………... Тема 7. Конкуренция ………………………………………... Тема 8. Теория потребительского поведения……………… Тема 9. Производство и издержки производства…………. Тема 10. Теория прибыли …………………………………. Тема 11. Рынки факторов производства……………………. Тема 12. Фирма как субъект экономики……………………. Раздел 3. Макроэкономика……………………….. Тема 13. Система национальных счетов……………………. Тема 14. Теория общего равновесия………………………... Тема 15. Экономический рост………………………………. Тема 16. Государственное регулирование экономики…….. Тема 17. Денежно-кредитная система государства………... Тема 18. Финансовая система государства………………… Тема 19. Безработица и инфляция………………………….. Тема 20. Международная торговля…………………………. Тема 21. Международная валютная система………………. Список литературы…………………………………………. 4 5 5 10 14 16 18 21 21 31 33 35 39 41 45 49 49 53 55 58 61 64 67 71 73 76

 

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый практикум является логическим продолжением лекционного курса по экономической теории, который читается студентам экономических специальностей. Практикум состоит из трёх разделов – «Введение в экономику», «Микроэкономика» и «Макроэкономика», – включающих 21 тему. Задания составлены на основе имеющейся отечественной и зарубежной литературы для практических занятий.

Практикум содержит все вопросы, предусмотренные ФГОС ВПО. При изложении материала использованы ключевые понятия, ситуации «верно – неверно», упражнения, проблемные ситуации, задачи, тесты, письменные задания. Все виды работ различаются по степени сложности, но любую из них можно выполнить, освоив лекционный курс, а также учебники, приведённые в списке литературы.

Цель настоящего практикума – создать необходимые условия для глубокого и осмысленного изучения экономической теории, помочь студентам выработать экономический образ мышления. Поэтому многие задания построены на примерах из российской действительности, учитывают реалии современной экономики, а в ряде случаев поднимают дискуссионные вопросы.

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Ключевые понятия

· Экономия

· Политическая экономия богатства

· Политическая экономия труда

· Экономикс

· Экономика

· Потребности общества

· Ресурсы общества

· Благо

· Экономические ресурсы

· Кривая производственных возможностей

· Альтернативные (вменённые) затраты или затраты упущенных возможностей

· Основные средства производства

· Предметы потребления

· Супермакроэкономика (мировая экономика)

· Макроэкономика (национальная экономика)

· Мезоэкономика

· Микроэкономика

· Нормативная экономическая теория

· Позитивная экономическая теория

Верно – неверно

1. Советская экономика – грандиозный экономический эксперимент.

2. Российской экономике несвойственны монополии.

3. Благосостояние народа можно обеспечить за счёт импорта потребительских товаров в значительных объёмах.

4. В странах со слабой экономикой отсутствует рынок.

5. Что выгодно для РАО «Газпром», то выгодно для народов России.

6. Всё взрослое население страны нашло лазейки в законодательстве и не платит налоги. Это хорошо для всего населения.

7. Принцип распределения «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям» неосуществим на практике.

8. Научный анализ установил, что можно преодолеть экономическое отставание страны посредством радикальных структурных изменений, обусловленных преимущественным развитием наиболее приоритетных отраслей. Такую рекомендацию формулирует нормативная экономическая теория.

 

Проблемные ситуации

1. Проблема «безбилетника» возникает тогда, когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет. Если человек пользуется выгодами, не оплачивая их, то он становится «безбилетником». Такой человек преследует лишь свой интерес и не думает об общественном благе, в результате блага не будут производиться. Докажите на конкретных примерах, что у «безбилетника» ограниченные представления о своих интересах.

2. Живущие сегодня люди мало задумываются о потребностях будущих поколений в природных ресурсах. Докажите, что именно государство (а не частный сектор) должно служить хранителем природных ресурсов для будущих поколений.

3. Обычно, когда хотят подчеркнуть мысль, что в жизни не бывает ничего бесплатного, произносят фразу: «бесплатным бывает только сыр в мышеловке». Правомерно ли это утверждение? Приведите доказательство своего ответа на конкретных примерах.

4. Следует ли законодательно обязать домовладельцев утеплить свои дома, чтобы добиться экономии энергии? Какие выгоды получат домовладельцы от утепления? Выиграют ли другие члены общества, если кто-то утеплит свой дом? Стоит ли выделять домовладельцам субсидии, чтобы стимулировать утепление?

Упражнения

1. Укажите, какое из следующих утверждений относится к супермакроэкономике, макроэкономике, мезоэкономике и микроэкономике:

а) уровень безработицы в России составил в прошлом году 9,5 %;

б) Тверская птицефабрика в прошлом году сократила объём производства на 3%;

в) за первый квартал текущего года мировые цены на нефть поднялись до 36 долларов за баррель;

г) внезапные холода в Воронежской области сократили урожай яблок, что вызвало повышение цен на них;

д) валовой национальный продукт (ВНП) России вырос в прошедшем году на 3%;

е) индекс цен на потребительские товары по стране вырос за январь на 1,2 %;

ж) правительство осуществляет политику либерализации цен.

 

Задачи

1. Программист Петров зарабатывает в час 100 рублей, а его мама получает пенсию. В магазине за говядиной по 80 рублей за 1 кг нужно простоять в очереди один час. За говядиной по 120 рублей за 1 кг очереди нет. При каком объёме покупок рационально стоять в очереди за более дешёвой говядиной для: а) программиста Петрова, б) для мамы программиста.

2. Фирма изготавливает два типа теннисных мячей, тратя на их производство по 3 и 2 доллара за штуку. Нарисуйте линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 90 долларов.

3. Мария Ивановна посвящает день домашнему хозяйству. Она тратит на стирку рубашки 15 минут, а на мытьё окна – 45 минут. Нарисуйте линию производственных возможностей Марии Ивановны в рамках девятичасового рабочего дня.

4. Предположим, что ваш ежемесячный доход составляет 1000 рублей. Расходы на питание, одежду и обувь полностью покрываются родителями. На какие альтернативные цели вы потратили бы ваш доход и в каких пропорциях. Выберите две альтернативные цели и нарисуйте линию ваших производственных возможностей.

5. Представим, что ваша группа оказалась на необитаемом острове. Существует возможность делать из древесины луки со стрелами и вытачивать из кремня топоры. При помощи лука можно охотиться, а с помощью топора – строить дома.

· Обсудите варианты решения трёх основных экономических задач в этом случае.

· Постройте график производственных возможностей вашего острова в рамках одного рабочего дня при следующих условиях: в день женщина может вытачить 0,5 топора или сделать 2 лука со стрелами, а мужчина соответственно – 1 топор или 4 лука со стрелами.

· Как изменится график, если при прочих постоянных факторах вытачивать топоры вы будите не вручную, а с помощью какого-либо приспособления.

6. Предположим, что две фирмы (А и Б) производят два товара: велосипеды и теннисные ракетки. Обе фирмы используют общую валюту. Исходные данные о затратах труда представлены в следующей таблице:

 

Товары

Затраты труда, часы на единицу выпуска

фирма А фирма Б
Велосипеды Ракетки 60 30 120 40

 

· Постройте на одном графике линии производственных возможностей для каждой фирмы. Какая фирма обладает преимуществом в производстве обоих товаров?

· Рассчитайте для каждой фирмы альтернативные издержки производства велосипедов, выраженные в ракетках, и альтернативные издержки производства ракеток, выраженные в велосипедах. Какая фирма обладает сравнительными преимуществами в производстве велосипедов?

· Предположим, что торговля отсутствует. Каждая фирма имеет 300 работников, занятых по 40 часов в неделю. Первоначально в каждой фирме половина работников занята в производстве велосипедов, а другая половина – в производстве теннисных ракеток. Рассчитайте объёмы производства велосипедов и ракеток в каждой фирме. Результаты расчётов внесите в следующую таблицу:

 

Товары

Объём производства, единиц в неделю

фирма А фирма Б сумма
Велосипеды Ракетки      

· Предположим, что начался процесс торговли. Специализация следующая. Фирма, обладающая сравнительным преимуществом в производстве ракеток, выпускает только ракетки. Другая фирма производит велосипеды на уровне суммарного объёма производства, имеющего место при отсутствии торговли, а оставшиеся трудовые ресурсы направляет на выпуск ракеток. Рассчитайте объём производства велосипедов и ракеток в каждой фирме. Результаты расчётов внесите в таблицу, макет которой дан в предыдущем пункте. Какие выгоды имеют фирмы от торговли?

7. В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 2 т пшеницы в год. В Кыргызстане – 2 т мяса или 1 т пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируются 400 тысяч человек, а в Кыргызстане – 100 тысяч человек.

· Нарисуйте на отдельных графиках линии производственных возможностей Казахстана и Кыргызстана.

· Определите отдельно для Казахстана и Кыргызстана альтернативные издержки пшеницы, выраженные в мясе, и альтернативные издержки мяса, выраженные в пшенице.

· Президенты подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эффективное разделение труда в производстве пшеницы и мяса. Нарисуйте кривую производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы.

8. Предположим, что США могут производить 3 компьютера или 3000 бочек вина, используя при этом 1 единицу ресурсов. Франция может производить 1 компьютер или 5000 бочек вина, используя 1 единицу ресурсов.

· Как будет выглядеть линия производственных возможностей США, если максимальное количество компьютеров, которое может быть произведено в этой стране, составляет 1000 штук. Постройте график 1.

· Предположим, что США производят только компьютеры и продают их Франции в обмен на вино (цена одного американского компьютера равна цене 2000 бочек вина). На том же графике 1 нарисуйте линию торговых возможностей США.

· Как будет выглядеть линия производственных возможностей Франции, если максимальное количество бочек вина, которое может быть произведено в этой стране, составляет 2 млн штук. Постройте график 2.

· Предположим, что Франция производит только вино и продаёт его в США в обмен на компьютеры (цена одного американского компьютера равна цене 2000 бочек французского вина). На том же графике 2 нарисуйте линию торговых возможностей Франции.

· Предположим, что цена компьютера растёт. Теперь один американский компьютер обменивается на 4000 бочек вина. Нарисуёте на графике 1 новую линию торговых возможностей США, а на графике 2 – новую линию торговых возможностей Франции.

9. Нарисуйте на одном графике кривые производственных возможностей США и СССР в период «холодной войны» (на оси ординат – пушки, на оси абсцисс – масло). Чем определяются наклон и расположение кривой? Выше или ниже кривой СССР находится кривая США?

 

Письменные задания

1. Дайте обоснованные ответы на следующие вопросы. Возможно ли в стране с бедным потенциалом экономических ресурсов более полное насыщение потребностей, чем в стране с богатыми экономическими ресурсами? Что в большей степени влияет на удовлетворение потребностей: объём имеющихся в наличии ресурсов или характер их распределения?

2. Почему основную часть обслуживающего персонала фирмы «Макдональдс» составляют подростки? Обоснуйте ответ, используя понятие альтернативных издержек.

Тема 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Ключевые понятия

· Рынок

· Централизованное планирование

· Рыночный капитализм (чистый капитализм)

· Плановый капитализм

· Рыночный социализм

· Классический социализм (командная экономика)

· Смешанная экономика

· Экономическая реформа

Проблемные ситуации

1. Могут ли рынки быть абсолютно свободными? Свободными от чего? Является ли рынок «несвободным», если на нём действуют законы, запрещающие использование фальшивых мер и весов; законы, запрещающие обманывающую рекламу? Где бы Вы провели границу между свободным и регулируемым рынком?

 

Тесты

1.Какой вариант перехода от административно-командной экономики к рыночной скорее всего выберет руководство страны, если в ней тяжелая промышленность представлена лишь несколькими крупными предприятиями; 80 % активного населения занято в сельском хозяйстве; в экспорте преобладают кофе и цитрусовые:

а) шоковый;

б) эволюционный.

2. Когда в России в ХХ веке был теоретически возможен эволюционный переход к рыночной экономике:

а) в 30-х гг.;

б) в 50-х гг.;

в) в 80-х гг..

3. В каком случае можно говорить об административно-командной экономике исходя из степени участия государства в развитии хозяйства:

а) минимальное вмешательство государства в экономику;

б) государство контролирует производство преобладающей части товаров и услуг в рамках государственного сектора;

в) государство, контролируя некоторые отрасли экономики, в то же время допускает функционирование частного сектора.

4. Какими проблемами в переходной экономике должно заниматься государство:

а) оказывать помощь конкретному предприятию, находящемуся в тяжелом финансовом положении;

б) определять, что и сколько нужно произвести из имеющихся ресурсов;

в) определить круг товаров и услуг, необходимых для государственных нужд.

5. Чем вызван спад производства в ряде стран при переходе от административно-командной к рыночной экономике:

а) ошибками реформаторов;

б)серьезными диспропорциями в структуре национальной экономики;

в) высокой долей отраслей, не ориентированных на удовлетворение платежеспособного спроса.

6. Какие меры необходимы для достижения финансово-экономической стабилизации в переходной экономике:

а) отмена государственного контроля над ценами;

б) сдерживание роста заработной платы и других денежных доходов населения;

в) сокращение (ликвидация) дефицита государственного бюджета;

г) повышение ссудного процента сверх уровня инфляции;

д) свобода частной предпринимательской деятельности;

е) отмена государственной монополии внешнеэкономической деятельности.

7. Какие основные черты присущи методу шоковой терапии:

а) реформы обычно начинаются в сельском хозяйстве;

б) либерализация цен распространяется на преобладающую часть товаров и услуг на начальном этапе реформ;

в) одномоментная ликвидация централизованного планирования;

г) государство непосредственно занимается производством товаров;

д) проведение приватизации крупных предприятий.

8. Какие меры относятся к институциональным преобразованиям:

а) проведение малой приватизации в сфере розничной торговли и общественного питания;

б) повышение процента по кредитам выше уровня инфляции;

в) снятие ограничений на частное предпринимательство;

г) неполная индексация фиксированных денежных доходов;

д) отмена государственного контроля над ценами на потребительские товары.

9. Что может служить заменой приватизации нерентабельных производств в странах, осуществляющих эволюционный переход к рыночной экономике:

а) акционирование;

б) переход собственности в управление трудового коллектива.

10. В чем заключаются специфические особенности России по сравнению с другими странами с переходной экономикой:

а) высокая доля военно-промышленного комплекса в народном хозяйстве;

б) широкое распространение кустарного производства;

в) структурный кризис в сельском хозяйстве;

г) создание свободных экономических зон.

11. Главными задачами перехода от административно-командной к рыночной экономике являются при всех вариантах:

а) отмена государственного контроля над ценами и тарифами;

б) переход в частную собственность значительной части государственного сектора экономики;

в) установление государственной монополии внешней торговли;

г) реституция (возвращение национализированной собственности прежним владельцам).

Письменные задания

1. Назовите причины спада при переходе от командно-административной экономики к рыночной.

2. Перечислите главные задачи перехода от административно-командной к рыночной экономике.

3. В чем заключаются специфические особенности России по сравнению с другими странами с переходной экономикой.

 



2019-11-21 1145 Обсуждений (0)
Тема 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)