Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. Микроэкономика



2019-11-21 735 Обсуждений (0)
Раздел 2. Микроэкономика 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 6. Теория спроса и предложения

Ключевые понятия

·  Объём спроса

·  Факторы, влияющие на объём спроса

·  Функция спроса

·  Закон спроса

·  Кривая спроса

·  Изменение объёма спроса

·  Изменение спроса

·  Объём предложения

·  Факторы, влияющие на объём предложения

·  Функция предложения

·  Закон предложения

·  Кривая предложения

·  Изменение объёма предложения

·  Изменение предложения

·  Равновесная цена

·  Равновесное количество товара

·  Эластичность спроса по цене

·  Факторы, влияющие на эластичность спроса

·  Эластичность предложения по цене

·  Факторы, влияющие на эластичность предложения

·  Перекрёстная эластичность

·  Взаимозаменяемые товары

·  Взаимодополняемые товары

Верно – неверно

1.Кривая спроса показывает, что при снижении цены растёт объём спроса.

2. Цена данного товара не является фактором, вызывающим смещение кривой, как спроса, так и предложения.

3. Кривая абсолютно неэластичного предложения может быть показана на графике прямой горизонтальной линией.

4. Если цена на товар устойчива, то это значит, что она установилась на уровне пересечения кривой спроса и предложения.

5. Рост потребительских доходов вызовет расширение спроса на все товары.

6. При прочих равных условиях плохой урожай картофеля приведёт к росту цен на чипсы.

7. Два товара Х и У являются взаимодополняющими, если рост цены товара У ведёт к падению спроса на товар Х.

8. Падение цены на товар приведёт к росту спроса на его товар-заменитель.

9. Чем меньше заменителей имеет продукт, тем более эластичен спрос на него.

10. Спрос на предметы роскоши более эластичен, чем спрос на товары первой необходимости.

11. Если коэффициент ценовой эластичности спроса на товар равен 0,75, то такой спрос является эластичным.

12. Положительное значение коэффициента перекрёстной эластичности двух товаров означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми.

Упражнения

1.Придумайте конкретные примеры и постройте на их основе графики, характеризующие влияние на спрос следующих факторов:

· вкусы и предпочтения;

· цены на взаимосвязанные товары;

· инфляционные ожидания;

· увеличение численности населения.

2.Что произойдёт с линией спроса на говядину при повышении цены на баранину? Постройте график.

 3. Что произойдёт с линией спроса на малолитражные легковые автомобили при повышении цены на бензин? Постройте график.

4. Что произойдёт с линией спроса на видеомагнитофоны при увеличении доходов населения? Постройте график.

5. Что произойдёт с линией спроса на хлеб при увеличении доходов населения? Постройте график.

6. Что произойдёт с линией спроса на поваренную соль при увеличении доходов населения? Постройте график.

7. Придумайте конкретные примеры и постройте на их основе графики, характеризующие влияние на предложение следующих факторов:

· цены ресурсов;

· уровень технологии;

· цены других товаров;

· деятельность государства.

8. Что произойдёт с линией предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения? Постройте график.

   9. Что произойдёт с линией предложения мяса при повышении цен на шкуры? Постройте график.

10. Предположим, что правительство, пытаясь поддержать цены на сельскохозяйственную продукцию на высоком уровне, вводит премирование фермеров за сокращение посевных площадей. Как это повлияет на положение линии спроса и предложения? Постройте графики.

11. Представьте, что вы вслед за австрийским экономистом 19-го века Е. Бём-Баверком оказались на конном рынке. Однако количество покупателей и продавцов, а также их оценки лошадей уже изменились:

 

Покупатели Продавцы
А1=500 флоринов А2= 470 флоринов А3= 430 флоринов А4=400 флоринов А5=370 флоринов А6=350 флоринов В1=340 флоринов В2=380 флоринов В3=420 флоринов В4=460флоринов

    

На рынке соблюдаются следующие условия. Никто не станет покупать или продавать лошадь по цене, равной его собственной оценке. Для покупателей это максимальные цены, а для продавцов  – минимальные.

· Какова будет процедура установления равновесной цены? Разыграйте её в группе из 10 человек. На каком уровне она установится?

12. Перечислите факторы, влияющие на объём спроса.

· Изменился ли объём спроса на все товары после кризиса 17 августа 1998 года в России?

· Изобразите на графике изменение спроса.

· Почему при падении курса российского рубля выросли цены не только на импортные, но и на отечественные товары?

13. Перечислите факторы, влияющие на объём предложения.

· Изменился ли объём предложения на товары после кризиса 17 августа 1998 года в России?

· Изобразите на графике изменение предложения.

14. Изобразите графически равновесную цену и равновесный объём на рынке товаров до и после кризиса 17 августа 1998 года. Постройте два графика.

15. Изобразите графически установление рыночной цены на американский доллар в период кризиса 17 августа 1998 года в России.

· График 1: кривые спроса и предложения до 17 августа (1 доллар=6,3 рубля). Равновесие в точке Е.

· График 2: возрос спрос на валюту при неизменном предложении (1 доллар=20 рублей). Равновесие в точке Е1.

· График 3: ЦБ России выбрасывает на рынок валютные резервы и увеличивает предложение (1 доллар=7 рублей). Равновесие в точке Е2.

· График 3 (продолжение). ЦБ России не в состоянии повлиять на предложение (1 доллар=18 рублей). Равновесие в точке Е3.

16. Имеется группа товаров: кирпичи, доски, хлеб, цветы, бытовые магнитофоны. Как повлияют на ценовую эластичность спроса на них следующие факторы:

· падение доходов населения;

· предоставление горожанам земли под дачное строительство;

· приближение праздника 8 марта;

· увеличение импорта дешёвых магнитофонов;

· ограничение вырубки леса.

17*. В таблице приведены коэффициенты ценовой и перекрёстной эластичности на продукты питания, вино и пиво:

 

 

Товары

К о э ф ф и ц и е н т ы

ценовой эластичности

перекрёстной эластичности в зависимости от спроса на

продукты питания вино пиво
Продукты питания (у) Вино (х) Пиво (х)   0,25 1,2 0,85   - -0,13 0,07   0,06 - 0,41   0,01 0,27 -

 

· Для каких товаров спрос является эластичным, а для каких  – неэластичным?

· Какое влияние оказывает изменение цен продуктов питания на потребление вина и пива?

 

Задачи

1. Определите равновесную цену товара, равновесный объём продаж, дефицит и излишек, постройте график на основе следующих данных:

 

  Цена, руб. Объём спроса, тыс. шт Объём предложения, тыс. шт

 Превышение спроса над предложением (+,-)

P QD QS
80 100 120 140 160 9 8 7 6 5 3 5 7 9 11  

        

· Каким будет объём продаж при цене 100 или 140 рублей ?

2. Функция спроса населения на данный товар: QD= 7-P. Функция предложения данного товара: QS= -5+ 2P.

· Определите равновесную цену и равновесный объём продаж.

· Постройте график.

· Что произойдёт, если цена будет установлена на уровне 3 рублей?

3. Ситуация на рынке такова, что при цене 10 рублей покупатели были готовы купить 40 тыс. штук товара, а продавцы согласны были продать 10 тыс. штук товара; по цене 20 рублей – соответственно 30 и 20 тыс. штук; по цене 30 рублей – 20 и 30 тыс. штук; по цене 40 рублей – 10 и 40 тыс.штук.

· Определите функцию спроса (QD) и предложения (QS) от цены.

· Определите аналитическим (используя равенство QD=QS) и графическим способами равновесную цену и равновесный объём продаж.

· Если решением местных органов власти будет установлена максимальная цена в 20 или 35 рублей, что произойдёт на рынке?

4. Предположим, что спрос и предложение на рынке радиоприёмников в США и Японии характеризуются следующими данными:

 

Цена, долларов

Объём спроса,

млн штук

Объём предложения, млн штук

США Япония США Япония США Япония
5 10 15 20 5 10 15 20 5 4 3 2 2,5 2,0 1,5 1,0 2 3 4 5 1 3 5 7

 

· Предположим, что между странами существует свободная взаимная торговля. Какой будет равновесная цена на радиоприёмники? Спрос и предложение двух стран охарактеризуйте следующей таблицей:

 

Цена, долларов Объём спроса, млн штук Объём предложения, млн штук
5 10 15 20    

· Какая страна будет экспортировать радиоприёмники в другую страну? Каким будет объём экспорта?

5. Определите коэффициент эластичности на основе следующих данных о спросе на мороженое:

 

Цена за продукцию, рублей (P) Объём спроса, тыс. порций (QD)   Расчёты   Коэффициенты ценовой эластичности     Примечания
2,1 1,8 1,5 1,2 0,9 0,6 0,3 10 20 30 40 50 60 70      

 

6. В таблице представлены данные о спросе на учебники в течение года:

 

Объём спроса, штук (QD) Цена за один учебник, руб. (P) Расчёты ценовой эластичности спроса   Выручка, руб. (TR)
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0    

 

· Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности и выручку.

· Определите, при каких значениях цены спрос является эластичным или неэластичным.

· Как влияет изменение цены на учебники на величину выручки при эластичном спросе?

7. Продавец газеты «Известия» решил проверить эластичность спроса на неё и стал снижать цену за номер с 1,8 до 1,5, а затем до 1,3 рублей. При этом количество проданных экземпляров в день выросло с 200 до 240, затем до 270. Оправдано ли экономически снижение цены, если продавец покупает газеты по 1,2 рубля за номер? Используйте для расчётов следующую таблицу:

 

  Цена, руб. (P) Количество, штук (Q) Выручка, руб. (TR) Издержки, руб. (TC) Прибыль, руб. (PF)
         

 

Тесты

1. Закон спроса предполагает, что

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

б) если доходы у потребителей растут, то они обычно покупают больше товаров;

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

г) когда цена товара падает, объём планируемых покупок растёт.

2. Рыночный спрос не испытывает влияния:

а) доходов потребителей;

б) цен на взаимосвязанные товары;

в) цен на ресурсы;

г) численности покупателей.

3. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размера национального дохода;

в) цены данного товара;

г) численности потребителей.

4. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если

а) спрос равен предложению;

б) цена равна издержкам плюс прибыль;

в) уровень технологии изменяется постоянно;

г) объём предложения равен объёму спроса.

5. Если рыночная цена ниже равновесной, то

а) появляются избытки товаров;

б) возникает дефицит товаров;

в) формируется рынок покупателей;

г) падает цена ресурсов.

6. Если предложение и спрос на товар возрастают, то

 а) цена повысится;

 б) увеличится общее количество товара;

 в) цена останется стабильной;

 г) благосостояние общества возрастёт.

 7. Если цены растут, а прочие условия неизменны, закон предложения проявляется:

а) в росте предложения;

б) в снижении предложения;

в) в росте объёма предложения;

г) в падении объёма предложения.

8. Законы спроса и предложения действуют:

а) на товарном рынке;

б) на денежном рынке;

в) на рынке факторов производства;

г) на любом рынке.

9. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:

а) рост налогов на частное предпринимательство;

б) рост потребительских доходов;

в) падение цен на производственные ресурсы;

г) падение цены на взаимодополняющий товар.

10. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цен на первый   вызовет:

а) падение спроса на второй товар;

б) рост спроса на второй товар;

в) увеличение объёма спроса на второй товар;

г) падение объёма спроса на второй товар.      

Письменные задания

1. Для регулирования лова рыбы из охраняемого озера местные власти приняли решение ограничить улов на одного рыбака до 10 кг рыбы и продавать лицензии, разрешающие такой улов. Озеро расположено вдали от транспортных магистралей, поэтому на рыбалку ходят только жители близлежащих сёл. Всего в них живёт 100 рыбаков, из них 20 готовы заплатить за лицензию 200 рублей, 30 – 150, 30 – 100 и остальные 20 рыбаков могут себе позволить уплатить только 50 рублей.

· Постройте кривую совокупного спроса на лицензии среди местных жителей.

· Что произойдёт, если к продаже будут предложены 40 лицензий по 150 рублей?

· Какую цену на лицензии должны установить власти, чтобы максимально ограничить вылов рыбы из озера и получить максимальную выручку от продажи лицензий?

· Что произойдёт со спросом на лицензии, если через соседний с озером населённый пункт будет проложена железная дорога, по которой можно быстро доехать до Москвы?

· Покажите эти изменения на кривой совокупного спроса.

2. Представьте себя в роли предпринимателя, который хочет начать производство новой зубной пасты и имеет для этого все возможности. Определите перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ, чтобы достаточно уверенно знать спрос на зубную пасту. Какими источниками и методами здесь можно воспользоваться?

3. Даже в период плановой экономики в СССР существовал «чёрный рынок».

· Назовите его экономические причины. Объясните неизбежность его возникновения с точки зрения принципов общей экономической теории.

· Виноваты ли в этом Госплан или Госкомцен СССР?

· Удалось ли органам правопорядка решить проблему спекуляции?

4. Опишите и проанализируйте в рыночной терминологии своё решение получить высшее образование.

· Какие ценовые и неценовые факторы повлияли на это?

· Оцените свою роль как потребителя на рынке образования.

· Что произойдёт, если со следующего учебного года все вузы страны перейдут на платное обучение студентов без дотаций государства?

 

Тема 7. Конкуренция

Ключевые понятия

·  Совершенная конкуренция

·  Несовершенная конкуренция

·  Монополистическая конкуренция

·  Олигополия

·  Монополия

·  Дуополия

·  Монопсония

·  Олигопсония

·  Входной барьер

·  Дифференциация продукции

·  Антимонопольный кодекс США

·  Антимонопольная политика России

·  Естественные монополии

·  Предприятия монополисты

·  Монопольно высокие цены

·  Монопольно низкие цены

·  Демпинг

Тесты

1. Конкуренция  – это

а) борьба производителей за получение наивысшей прибыли;

б) борьба потребителей за право покупать товары по более низким ценам;

в) движущая сила рынка;

г) система норм и правил, определяющих поведение экономических субъектов.

2. Конкуренция способствует:

а) производству необходимых обществу товаров, эффективному использованию ресурсов;

б) улучшению экологической ситуации в стране;

в) созданию условий для снижения издержек производства;

г) появлению в обществе богатых и бедных.

3. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что

а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;

б) имеется много покупателей, приобретающих этот товар;

г) все продавцы и покупатели имеют полную информацию на рынке;

д) имеет место свободный вход на рынок и выход с него;

е) все ответы верны.

4. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:

а) стали;

б) услуг парикмахерских;

в) автомобилей;

г) акций и облигаций;

д) бензина.

5. Распространение сведений ложных или порочащих товары конкурента  – это элемент:

а) свободной (совершенной) конкуренции;

б) несовершенной конкуренции;

в) недобросовестной конкуренции;

г) неценовой конкуренции.

6. Монополия – это рыночная структура, где

а) существуют практически непреодолимые входные барьеры в отрасль;

б) действует только один покупатель;

в) существует небольшое число конкурирующих между собой производителей;

г) имеется только одна крупная фирма-производитель;

д) отсутствует контроль над ценами продукции.

7. Характерной чертой монополии в отличии от конкурентной фирмы является:

а) стремление максимизировать прибыль;

б) стремление увеличивать объём производимой продукции и повышать на неё цену;

в) стремление снижать объём производимой продукции и повышать на неё цену;

г) стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей в данном виде продукции.

8. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.

9. Олигополия предполагает, что

а) олигополисты не учитывают поведения своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;

б) олигополисты вступают в сговор друг с другом;

в) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов.

10. Монополистическая конкуренция предполагает, что

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

в) выпускаются однородные товары;

г) существуют барьеры вхождения на рынок.



2019-11-21 735 Обсуждений (0)
Раздел 2. Микроэкономика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. Микроэкономика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)