Ненасильственные способы разрешения конфликтов между учителем и учащимся
Известно, что в современной школе возникают конфликты не только среди учащихся, но конфликты между учителем и детьми. Поэтому с точки зрения педагогики ненасилия важно рассмотреть и эту проблему. Прежде всего, следует проанализировать, что такое конфликты в педагогической деятельности, каковы их виды и причины возникновения? Эти вопросы хорошо раскрываются в работе М.М.Рыбаковой "Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе". Как отмечает автор, конфликты в педагогической деятельности "проявляются как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка". Наиболее распространенными видами конфликтов являются следующие: - конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; - конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроке, вне школы; - конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере общения в процессе педагогической деятельности. В других исследованиях конфликты классифицируются по источникам возникновения, типу структуры взаимоотношений, типу разрешения, форме выражения. Следует отметить, что многие конфликты очень болезненно переживаются как учениками, так и педагогами. Последствия их бывают часто непредсказуемыми. Нередко конфликт, который возник по частному вопросу между педагогом и учеником, захватывает весь класс, а то и весь педагогический коллектив, тогда школа превращается, в сплошной сгусток конфликтов, которые никто не знает, как остановить. В качестве наиболее распространенных причин возникновения конфликтных ситуаций М.М.Рыбакова выделяет следующие: - малая возможность учителя прогнозировать поведение учеников, неожиданность их поступков вызывает стремление убрать "помехи"; - свидетелями ситуации являются другие ученики, поэтому учитель старается сохранить свой социальный статус любыми средствами, что приводит к конфликту; - оценка учителя строится на субъективном восприятии поступка и малой информированности о мотивах; - учитель затрудняется провести анализ ситуации, торопится наказать, что естественно приводит к конфликту; - личностные качества учеников и нестандартность поведения; - личностные качества учителя (раздражительность, мстительность, грубость и др.). Любой конфликт характеризуется обычно тем, что ни одна сторона не признает себя виновной и полностью перекладывает эту вину на другую сторону Если послушать отдельно конфликтующих людей, то каждый по своему оказывается прав и убежден в этой правоте. Когда же возникает необходимость идти на компромисс, соглашение, чтобы уменьшить или изжить конфликт, многие не хотят этого делать, начинают искать поддержку на стороне, вовлекая тем самым в конфликт все новых и новых людей. Поэтому разрешение конфликта - это сложная проблема, и к такому разрешению у нас, как правило, не готовят ни учеников, ни учителей. Если обратиться к способам разрешения конфликтов, то здесь выделяют две стратегии: жесткую и мягкую. При жесткой стратегии конфликт прекращается волевым усилием, например, угрозой увольнения учителя с работы или исключения ребенка из школы, давлением педагога на школьника, с которым у него возник Конфликт, в результате чего тот прекращает его из-за боязни крайне нежелательных последствий и т.п. Следует отметить, что жесткая стратегия чаще всего не дает желаемого результата, конфликт просто загоняется вглубь, и в одно прекрасное время может вновь разгореться с новой силой. С точки зрения педагогики ненасилия более предпочтительными оказываются мягкие формы разрешения конфликта. Они основываются не на принуждении, а на, учете закономерностей возникновения самого конфликта и личностных особенностей вступивших в конфликт. Именно таким формам или такой стратегии разрешения конфликта следует отдавать предпочтение. Самое страшное в конфликте заключается в том, что разрешение возникшей проблемы подменяется негативным отношением к противоположной стороне. Так учитель начинает обвинять конфликтующего ученика во всех мыслимых или немыслимых грехах, крайне отрицательно оценивает его личностные качества, нередко возлагает ответственность на родителей, они якобы плохо воспитали ребенка. Ученик, в свою очередь, начинает отвечать тем же, что усугубляет конфликтную ситуацию. Поэтому в качестве важнейшего принципа разрешения конфликта является умение прежде всего учителя отделить проблему от личности или по крайней мере не распространять проявившиеся недостатки (по его мнению) в частной ситуации на всю личность школьника в целом. Второй принцип состоит в том, чтобы научиться вставать на противоположную сторону, посмотреть на конфликт как бы глазами «противника». Если учителю это удается, то многое становится понятным и достаточно быстро находятся пути разрешения конфликта. Однако и первый и второй принцип сработают только тогда, когда педагог поймет объективные причины конфликта, как со своей стороны, так и со стороны ученика (имеется в виду и их оценка). Это можно сделать, овладев алгоритмом анализа конфликтной ситуации. М.М.Рыбакова предлагает ряд таких алгоритмов, например: - описание возникшей ситуации; - что предшествовало ситуации; - какие возрастные и индивидуальные особенности учеников проявились; - ситуация глазами и учителя и глазами ученика; - личностная позиция учителя, реальные цели учителя; - что нового узнал учитель об ученике из ситуации; - основные причины возникновения ситуации; - варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации; - выработка средств и приемов педагогического воздействия. В ряде случаев в качестве посредника разрешения конфликта может выступать руководство школы. В этом случае целесообразно воспользоваться алгоритмом для руководителей, который предложен М.О. Новодворской: - определение основы, прямых и косвенных причин возникновения, времени действия конфликта, особенностей состава участников, их отношений, выявление тенденций развития коллизии; - оценка возможных направлений естественного развития конфликта с разных позиций: участников, администрации и т.п.; - выявление главной и вытекающей из нее совокупности второстепенных целей, исходящих из результата анализа и прогноза развития конфликта, направленных на его позитивное разрешение; - определение состава действий руководителя по достижению поставленных целей с обязательным учетом их очередности и условий функционирования коллектива. Возможны и другие принципы анализа конфликтной ситуации. Например, педагог должен научиться анализировать конфликт по следующей схеме:
В этом последнем, "что я хочу сделать, чтобы разрешить ситуацию", заключается ответ на то, какой самый оптимальный способ разрешения конфликта. С этим вопросом часто обращаются практические работники к психологу. Ответ неизменно один: для того, чтобы быстро и оптимально разрешить конфликт, нужно признать свою вину, хотя бы частично, дело в том, что если вы вступаете в конфликт - это уже и ваша вина, несмотря на то, что вы считаете субъективно виноватым противоположную сторону. В свою очередь, чтобы выйти из конфликта, нужно определить меру своей ответственности и вины, признать это перед учеником, и вы увидите, что он с радостью пойдет вам на встречу, в свою очередь признает и себя виноватым в конфликте. В таком случае наступает мир и взаимопонимание. Но первым это должен сделать именно учитель. Вся сложность заключается в том, что учителя далеко не всегда способны признавать свою вину. В этом случае остается один путь – посредничество и долгий путь согласования мнений, позиций, установок. И все же можно себя подготовить для того, чтобы оказаться способным признавать свою неправоту перед учеником или вину перед ним. Для этого достаточно овладеть основными навыками оптимального взаимодействия и общения, понимания, в каких случаях конфликт будет усиливаться и в каких – ослабляться. Известно, что конфликт будет:
Итак, если педагог хочет, чтобы конфликт разрешился ненасильственным способом, то он должен хорошо понять его причины, постараться встать на позицию противоположной стороны, т.е. школьника, осознать меру своей вины в данной ситуации, учесть ситуации, когда конфликт будет усиливаться и когда будет ослабляться. Предвосхитить последствия как со своей стороны, так и со стороны ученика, сопровождая это своим субъективным желанием поступиться своими мнениями, установками ради достижения мира и справедливости. Если педагог будет следовать этим принципам, то успех обеспечен и конфликтные ситуации будут разрешаться безболезненно и продуктивно.
Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика ненасилия. – М., 1993. – С. 36-55.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |