Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ненасильственные способы разрешения конфликтов между учителем и учащимся



2019-11-22 236 Обсуждений (0)
Ненасильственные способы разрешения конфликтов между учителем и учащимся 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Известно, что в современной школе возникают конфликты не только среди учащихся, но конфликты между учителем и детьми. Поэтому с точки зрения педагогики ненасилия важно рассмотреть и эту проблему.

Прежде всего, следует проанализировать, что такое конфликты в педагогической деятельности, каковы их виды и причины возникновения? Эти вопросы хорошо раскрываются в работе М.М.Рыбаковой "Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе".                 

Как отмечает автор, конфликты в педагогической деятельности "проявляются как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка".

Наиболее распространенными видами конфликтов являются следую­щие:

- конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

- конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроке, вне школы;

- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере общения в процессе педагогической деятельности.

В других исследованиях конфликты классифицируются по источни­кам возникновения, типу структуры взаимоотношений, типу разреше­ния, форме выражения.

Следует отметить, что многие конфликты очень болезненно пере­живаются как учениками, так и педагогами. Последствия их бывают часто непредсказуемыми. Нередко конфликт, который возник по част­ному вопросу между педагогом и учеником, захватывает весь класс, а то и весь педагогический коллектив, тогда школа превращается, в сплошной сгусток конфликтов, которые никто не знает, как остановить.

В качестве наиболее распространенных причин возникновения конфликтных ситуаций М.М.Рыбакова выделяет следующие:

- малая возможность учителя прогнозировать поведение учени­ков, неожиданность их поступков вызывает стремление убрать "поме­хи";

- свидетелями ситуации являются другие ученики, поэтому учи­тель старается сохранить свой социальный статус любыми средствами, что приводит к конфликту;

- оценка учителя строится на субъективном восприятии поступ­ка и малой информированности о мотивах;

- учитель затрудняется провести анализ ситуации, торопится наказать, что естественно приводит к конфликту;

- личностные качества учеников и нестандартность поведения;

- личностные качества учителя (раздражительность, мститель­ность, грубость и др.).

Любой конфликт характеризуется обычно тем, что ни одна сторо­на не признает себя виновной и полностью перекладывает эту вину на другую сторону Если послушать отдельно конфликтующих людей, то каждый по своему оказывается прав и убежден в этой правоте. Когда же возникает необходимость идти на компромисс, соглашение, чтобы уменьшить или изжить конфликт, многие не хотят этого делать, начи­нают искать поддержку на стороне, вовлекая тем самым в конфликт все новых и новых людей. Поэтому разрешение конфликта - это слож­ная проблема, и к такому разрешению у нас, как правило, не готовят ни учеников, ни учителей.

Если обратиться к способам разрешения конфликтов, то здесь выделяют две стратегии: жесткую и мягкую. При жесткой стратегии конфликт прекращается волевым усилием, например, угрозой увольне­ния учителя с работы или исключения ребенка из школы, давлением педагога на школьника, с которым у него возник Конфликт, в резуль­тате чего тот прекращает его из-за боязни крайне нежелательных последствий и т.п. Следует отметить, что жесткая стратегия чаще всего не дает желаемого результата, конфликт просто загоняется вглубь, и в одно прекрасное время может вновь разгореться с новой силой.

С точки зрения педагогики ненасилия более предпочтительными оказываются мягкие формы разрешения конфликта. Они основываются не на принуждении, а на, учете закономерностей возникновения самого конфликта и личностных особенностей вступивших в конфликт. Именно таким формам или такой стратегии разрешения конфликта следует от­давать предпочтение.

Самое страшное в конфликте заключается в том, что разрешение возникшей проблемы подменяется негативным отношением к противопо­ложной стороне. Так учитель начинает обвинять конфликтующего уче­ника во всех мыслимых или немыслимых грехах, крайне отрицательно оценивает его личностные качества, нередко возлагает ответствен­ность на родителей, они якобы плохо воспитали ребенка. Ученик, в свою очередь, начинает отвечать тем же, что усугубляет конфликтную ситуацию. Поэтому в качестве важнейшего принципа разрешения конф­ликта является умение прежде всего учителя отделить проблему от личности или по крайней мере не распространять проявившиеся не­достатки (по его мнению) в частной ситуации на всю личность школь­ника в целом. Второй принцип состоит в том, чтобы научиться вста­вать на противоположную сторону, посмотреть на конфликт как бы глазами «противника». Если учителю это удается, то многое стано­вится понятным и достаточно быстро находятся пути разрешения конф­ликта. Однако и первый и второй принцип сработают только тогда, когда педагог поймет объективные причины конфликта, как со своей стороны, так и со стороны ученика (имеется в виду и их оценка). Это можно сделать, овладев алгоритмом анализа конфликтной ситуа­ции.

М.М.Рыбакова предлагает ряд таких алгоритмов, например:

- описание возникшей ситуации;

- что предшествовало ситуации;

- какие возрастные и индивидуальные особенности учеников про­явились;

- ситуация глазами и учителя и глазами ученика;

- личностная позиция учителя, реальные цели учителя;

- что нового узнал учитель об ученике из ситуации;

- основные причины возникновения ситуации;  

- варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации;

- выработка средств и приемов педагогического воздействия.

В ряде случаев в качестве посредника разрешения конфликта мо­жет выступать руководство школы. В этом случае целесообразно воспользоваться алгоритмом для руководителей, который предложен М.О. Новодворской:

- определение основы, прямых и косвенных причин возникнове­ния, времени действия конфликта, особенностей состава участников, их отношений, выявление тенденций развития коллизии;

- оценка возможных направлений естественного развития конф­ликта с разных позиций: участников, администрации и т.п.;

- выявление главной и вытекающей из нее совокупности вто­ростепенных целей, исходящих из результата анализа и прогноза развития конфликта, направленных на его позитивное разрешение;

- определение состава действий руководителя по достижению поставленных целей с обязательным учетом их очередности и условий функционирования коллектива.

Возможны и другие принципы анализа конфликтной ситуации. Нап­ример, педагог должен научиться анализировать конфликт по следую­щей схеме:

 

Что особенно интересует меня? Что может интересовать ученика?
Как ситуация действует на меня?   Как эта ситуация может действо­вать на учащегося?
Почему это для меня важно? Почему это важно для школьника?
Какие мои ценности затронуты?   Какие ценности школьника могут быть затронуты?  
В чем заключены мои потребности (интересы)? В чем могут быть заключены его потребности (интересы)?  
Что могло бы изменить ситуацию к лучшему для меня?  
Что я хочу сделать, чтобы раз­решить ситуацию?    

 

В этом последнем, "что я хочу сделать, чтобы разрешить ситуа­цию", заключается ответ на то, какой самый оптимальный способ раз­решения конфликта. С этим вопросом часто обращаются практические работники к психологу. Ответ неизменно один: для того, чтобы быст­ро и оптимально разрешить конфликт, нужно признать свою вину, хотя бы частично, дело в том, что если вы вступаете в конфликт - это уже и ваша вина, несмотря на то, что вы считаете субъективно вино­ватым противоположную сторону. В свою очередь, чтобы выйти из конфликта, нужно определить меру своей ответственности и вины, признать это перед учеником, и вы увидите, что он с радостью пой­дет вам на встречу, в свою очередь признает и себя виноватым в конфликте. В таком случае наступает мир и взаимопонимание. Но пер­вым это должен сделать именно учитель. Вся сложность заключается в том, что учителя далеко не всегда способны признавать свою вину. В этом случае остается один путь – посредничество и долгий путь согласования мнений, позиций, установок.

И все же можно себя подготовить для того, чтобы оказаться способным признавать свою неправоту перед учеником или вину перед ним. Для этого достаточно овладеть основными навыками оптимального взаимодействия и общения, понимания, в каких случаях конфликт бу­дет усиливаться и в каких – ослабляться. Известно, что конфликт будет:

 

Усиливаться Ослабляться  
- вовлечение в конфликт лиц, принимающих одну из сторон;   - найдите укромное место для разрешения конфликта;  
- возрастание эмоциональной напряженности; - выражение и обсуждение настроений;  
- возрастание ощущения угрозы; - уменьшение угрозы;
- недостаток навыков мирного решения конфликта;   - наличие навыков или третьей стороны;         
- отсутствие усилий по поддер­жанию взаимоотношений.   - вклад в поддержку по­зитивных взаимоотношений;  
  - сосредоточение на проблеме, а на другом человеке.

 

Итак, если педагог хочет, чтобы конфликт разрешился не­насильственным способом, то он должен хорошо понять его причины, постараться встать на позицию противоположной стороны, т.е. школь­ника, осознать меру своей вины в данной ситуации, учесть ситуации, когда конфликт будет усиливаться и когда будет ослабляться. Пред­восхитить последствия как со своей стороны, так и со стороны уче­ника, сопровождая это своим субъективным желанием поступиться сво­ими мнениями, установками ради достижения мира и справедливости. Если педагог будет следовать этим принципам, то успех обеспечен и конфликтные ситуации будут разрешаться безболезненно и продуктивно.

 

Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика ненасилия. М., 1993. – С. 36-55.


 



2019-11-22 236 Обсуждений (0)
Ненасильственные способы разрешения конфликтов между учителем и учащимся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ненасильственные способы разрешения конфликтов между учителем и учащимся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)