Пакет новых форм воспитательной работы с детьми
Составление пакета новых форм воспитательной работы с детьми связано со значительными изменениями в социально-психологическом климате общества и школы. Гуманизация отношений как педагогическая задача, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости, психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для взращивания новых методических идей. Они родились как альтернатива традиционным и общераспространенным формам, но они есть не что иное, как развитие пройденного, движение вперед с опорой на практический вчерашний опыт. Их отличие состоит в том, что они предельно просты, ясны, доступны каждому педагогу в практической работе, а также изящны и легки по форме. Главное, все они воспитывают у детей готовность проявить духовные усилия здесь и теперь. Пакет новых форм групповой деятельности – это отражение новых методических тенденций, начало будущих новых методических направлений в работе с детьми. Десять предложенных методик иллюстрируют разные направления, по которым идет преобразование воспитательного процесса сегодня. Волшебный стул Это своеобразная психологическая игра, заключающаяся в том, что участники называют достоинства человека, который занимает волшебный стул. Правила игры гласят: тот, кто занял стул, предстает перед товарищами только в своих достоинствах; волшебный стул высвечивает только положительные качества; называть недостатки запрещается. Воспитательная цель игры – в развитии индивидуальности каждого ребенка, в формировании у детей интереса друг к другу, в гуманизации психологического климата в группе.
Приглашение к чаю Поочередно передавая чайную чашку, дети сообщают, кого именно они хотели бы пригласить к чаю, если число приглашенных было бы ограничено одним гостем, аргументируют свой выбор – Почему приглашают этого гостя? – и говорят, о чем собираются спросить у него и что хотели бы ему сказать. Данная форма групповой деятельности развивает и укрепляет эмпатии детей, духовно ориентирует школьников на ценность общения, одухотворяет бытовую деятельность детей. Хорошо, если момент преподнесения чайной чашки как знака приглашения к дружеской беседе сопровождается музыкой, например. Приглашением к танцу Вебера.
Диалог с веком (аналог: диалог с Великим) Инициируя воображение детей педагог называет им представителя века прошлого и предлагает вступить в общение с выдающейся личностью, поставив перед нею вопрос и услышав от нее вероятностный ответ. Представитель века предъявляется через живописный портрет, слайд, фотографию, скульптуру или имя, написанное мелом на доске. Обязательно дается информация о нем в виде двух-трех фактов, отражающих мировоззрение личности и ее социальные позиции. Первые минуты предъявления портрета следует сопровождать музыкой, чтобы воображение детей заработало и был сформулирован вопрос к Великому и услышан ответ. Стимулирующим приемом может стать состязательный элемент: одна из групп ставит вопрос, другая отвечает, предполагая, как мог бы ответить представитель прошлого века. Характер беседы обусловлен характером названного века. Если диалог ведется с Диогеном, то сохраняется демократический дух беседы (Скажи, Диоген ...); если диалог предлагается знаменитости XVIII или XIX в. (например, Байрону, портрету Струйской художника Рокотова), то в беседе соблюдаются правила высокого этикета и некоторый церемониал. Беседы с веком (или диалог с Великим) имеют большое значение для философского развития детей, для становления их мировоззренческих позиций и развития духовных интересов. Диалоги с веком становятся содержательнее по мере их традиционного проведения, сила их воздействия увеличивается. Разброс мнений Дискурсивная форма работы с детьми, групповой разговор на одну предложенную тему. Чтобы в беседе приняли участие все дети, используются карточки с недописанным суждением. Суждение носит общий характер, поэтому одни и те же карточки могут быть использованы при групповом обсуждении любой темы. Пример таких фраз, инициирующих мышление школьника: Мне кажется, здесь главное..., Я с этой проблемой встретился, когда ..., Меня смущает в этом вопросе ...., Я раньше думал, что … и т. п. Число карточек должно быть чуть больше числа участников беседы, так чтобы в случае неудовлетворения фразой школьник мог попросить о замене карточки. Тематика беседы самая широкая: от философских проблем до вопросов организации жизни класса. Принципиально важно принимать любое мнение с интересом и уважением, не давать оценочных ярлыков на высказывания детей.
Театр-экспромт Одно из самых веселых, смешных и интереснейших замятий детей. Составляется сюжет театрального представления; заготавливаются карточки с обозначением на них ролей, они раздаются собравшимся детям. Актеры, получившие роль, поочередно приглашаются за кулисы. Составленный текст произносится как голос за кадром. Слыша текст, актеры выходят на сцену, производят действия и произносят слова согласно тексту голоса за кадром. На глазах у зрителей разыгрывается спектакль непредсказуемого содержания, импровизированной игры. Сюжет должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей, Могут играться не только сказки, детективные истории, легенды, фантастика, но и бытовые веселые анекдоты. Театр-экспромт снимает страх и психологическую зажатость. Дети раскрепощаются, действуют свободно. Они начинают творить образ на сцене. Улучшается психологический климат в группе, развиваются симпатии к отдельным ученикам, талантливые дети завоевывают лидерство. Открытая кафедра Форма деятельности по развитию социальной и гражданской ориентации. В ней тоже присутствует элемент игры и воображения – Как, если бы.... Участники предполагают, что стоящая перед ними кафедра могла бы передать всему миру слова выступающего.Каждый говорит то, что ему больше всего хотелось бы сказать людям мира. Открытая кафедра консолидирует учащихся, развивает у них способность быть сопричастными ко всем событиям в мире, пробуждает гражданские чувства и открывает путь для выражения своего нравственного Я. Методическая сложность – в соблюдении меры игры и реальности, серьезного и шутливого, публицистического и духовного, интимного. Позиционная игра Ценностно-ориентировочная деятельность детей в ситуации поведенческой задачи. В ходе игры каждый раскрывает суть своей личностной жизненной позиции в им же самим создаваемом сюжете. Предлагается некоторая фабула, дающая самые скупые очертания события. Например: на привале вдруг оказалось, что кто-то забыл пищевые запасы на платформе вокзала (вариант: скормил бродячим собакам и т. п.). Предлагается субъекту-один, субъекту-два и субъекту-три (они самостоятельно берут на себя конкретную роль) разыграть создавшуюся ситуацию в ее сюжетно-ролевом разворачивании. Создав три-четыре игровые группы, педагог предъявляет детям широкую возможность в выборе жизненных решений. Ни одно из них не оценивается как правильное или неправильное – выбор позиции производит каждый участник игры, проецируя свое поведение в будущем, размышляя о связи такого выбора и своей итоговой судьбы. Сувенир друзьям Способ развития духовных ориентации школьников, утверждение примата духовных ценностей над материальными. Обычно проводится в предпраздничные или знаменательные дни. Содержанием является преподнесение отдельным ученикам либо всей группе предметов духовного творчества человека: стихов, песен, рисунков, поделок, мелодий, репродукций, историй, советов, афоризмов и т. д. Не исключено и шутливое преподнесение символических даров: Если бы я был великим волшебником, я бы непременно для вас... Каждый момент вручения сувенира подчеркивается музыкальной фразой, обставляется сценически, вводится ритуальное принятие подарка. Сувенир друзьям чрезвычайно влияет на смягчение психологического климата в коллективе, пробуждает у детей добрые чувства. Он может быть использован как первый шаг к последующей системе общественных благотворительных актов или общественнополезной работе. Требуется эстетизированное обустройство помещения, где происходит вручение сувениров.
Презентация мира Философское осмысление ценности отдельных предметов и явлений мира, обогащающих содержание жизни человека, украшающих его жизнь или выступающих средством его существования. Детям предъявляется для восприятия и для ценностного осмысления предмет, дается индивидуально-групповая оценка его роли в жизни и судьбе каждого. В дальнейшем на Презентацию мира каждый из участников приносит свой объект ценностного рассмотрения и либо сам, либо дети избирательно ведут речь о ценностном содержании объекта. Введение двух категорий: цена и ценность – поможет избежать уклона беседы в утилитарно-рыночную область. Презентация мира – это педагогическое воздействие, противостоящее прессингу рыночно-торгового отношения к миру, поддерживающее уровень духовной культуры, содействующее расширению духовного мира личности путем вочеловечивания окружающего мира. Нельзя увлекаться явлениями и предметами редкими, необычными, далекими от повседневности детей. Следует раскрывать высокую ценность обычных предметов, которые прочно вошли в жизнь каждого человека: очков, мела, двери, бумаги, гитары, блокнота, варежек ... Уроки в лесу Поездка в лес и проведение серии учебных занятий на лоне природы. Вовсе не обязательно, чтобы непременно изучалось явление физической природы. Это может быть и урок математики, истории искусства или русского языка. Природный ландшафт, лесной интерьер придают уроку необычность и особую пленительность, а занятию – характер максимальной свободы. Уроки проводятся в самых различных целях: для оздоровления, эстетического развития, укрепления товарищества, гуманизации взаимоотношений, развития способности к психологической саморегуляции. Методические предостережения: сообщение о поездке дается задолго до дня, когда она будет проводиться; определяется программа занятия, которая обсуждается в группе детей; обговариваются все моменты деятельности в лесу; вводится ряд обязательных поведенческих правил; заранее оговаривается способ оплаты за проезд в электропоезде. В том случае, если педагог и его ученики нумеруют урочные занятия, то целесообразно проводить в лесу юбилейные уроки как радость, как проверку, как итог.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |