Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пакет новых форм воспитательной работы с детьми



2019-11-22 432 Обсуждений (0)
Пакет новых форм воспитательной работы с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Составление пакета новых форм воспитательной работы с детьми связано со значительными изменениями в социально-психологическом климате общества и школы. Гуманизация отношений как педагогическая задача, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости, психологизация всей системы учебно-воспитательного про­цесса послужили почвой для взращивания новых методиче­ских идей. Они родились как альтернатива традиционным и общераспространенным формам, но они есть не что иное, как развитие пройденного, движение вперед с опорой на практи­ческий вчерашний опыт. Их отличие состоит в том, что они предельно просты, ясны, доступны каждому педагогу в практической работе, а также изящны и легки по форме. Главное, все они воспитывают у детей готовность проявить духовные усилия здесь и теперь.

Пакет новых форм групповой деятельности – это отра­жение новых методических тенденций, начало будущих но­вых методических направлений в работе с детьми. Десять предложенных методик иллюстрируют разные направления, по которым идет преобразование воспитательного процесса сегодня.

Волшебный стул

Это своеобразная психологическая игра, заключающаяся в том, что участники называют достоинства человека, кото­рый занимает волшебный стул. Правила игры гласят: тот, кто занял стул, предстает перед товарищами только в своих достоинствах; волшебный стул высвечивает только положи­тельные качества; называть недостатки запрещается.

Воспитательная цель игры – в развитии индивидуально­сти каждого ребенка, в формировании у детей интереса друг к другу, в гуманизации психологического климата в группе.

 

Приглашение к чаю

Поочередно передавая чайную чашку, дети сообщают, ко­го именно они хотели бы пригласить к чаю, если число при­глашенных было бы ограничено одним гостем, аргументиру­ют свой выбор – Почему приглашают этого гостя? – и го­ворят, о чем собираются спросить у него и что хотели бы ему сказать.

Данная форма групповой деятельности развивает и ук­репляет эмпатии детей, духовно ориентирует школьников на ценность общения, одухотворяет бытовую деятельность детей. Хорошо, если момент преподнесения чайной чашки как знака приглашения к дружеской беседе сопровождается му­зыкой, например. Приглашением к танцу Вебера.

 

Диалог с веком (аналог: диалог с Великим)

Инициируя воображение детей педагог называет им пред­ставителя века прошлого и предлагает вступить в общение с выдающейся личностью, поставив перед нею вопрос и услы­шав от нее вероятностный ответ.

Представитель века предъявляется через живописный портрет, слайд, фотографию, скульптуру или имя, написан­ное мелом на доске. Обязательно дается информация о нем в виде двух-трех фактов, отражающих мировоззрение лично­сти и ее социальные позиции.

Первые минуты предъявления портрета следует сопро­вождать музыкой, чтобы воображение детей заработало и был сформулирован вопрос к Великому и услышан ответ. Стимулирующим приемом может стать состязательный элемент: одна из групп ставит вопрос, другая отвечает, пред­полагая, как мог бы ответить представитель прошлого века.

Характер беседы обусловлен характером названного века. Если диалог ведется с Диогеном, то сохраняется демократический дух беседы (Скажи, Диоген ...); если диалог пред­лагается знаменитости XVIII или XIX в. (например, Байрону, портрету Струйской художника Рокотова), то в беседе соблюдаются прави­ла высокого этикета и некоторый церемониал.

Беседы с веком (или диалог с Великим) имеют большое значение для философского развития детей, для становления их мировоззренческих позиций и развития духовных интере­сов. Диалоги с веком становятся содержательнее по мере их традиционного проведения, сила их воздействия увеличи­вается.      

Разброс мнений

Дискурсивная форма работы с детьми, групповой разго­вор на одну предложенную тему. Чтобы в беседе приняли участие все дети, используются карточки с недописанным суждением. Суждение носит общий характер, поэтому одни и те же карточки могут быть использованы при групповом обсуждении любой темы. Пример таких фраз, инициирующих мышление школьника: Мне кажется, здесь главное..., Я с этой проблемой встретился, когда ..., Меня смущает в этом вопросе ...., Я раньше думал, что … и т. п.

Число карточек должно быть чуть больше числа участ­ников беседы, так чтобы в случае неудовлетворения фразой

школьник мог попросить о замене карточки.

Тематика беседы самая широкая: от философских проб­лем до вопросов организации жизни класса.

Принципиально важно принимать любое мнение с инте­ресом и уважением, не давать оценочных ярлыков на выска­зывания детей.

 

Театр-экспромт

Одно из самых веселых, смешных и интереснейших замя­тий детей. Составляется сюжет театрального представления;

заготавливаются карточки с обозначением на них ролей, они раздаются собравшимся детям. Актеры, получившие роль,

поочередно приглашаются за кулисы.

Составленный текст произносится как голос за кадром. Слыша текст, актеры выходят на сцену, производят действия и произносят слова согласно тексту голоса за кадром.

На глазах у зрителей разыгрывается спектакль непред­сказуемого содержания, импровизированной игры.

Сюжет должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей, Могут играться не только сказки, детективные истории, легенды, фантастика, но и бытовые веселые анекдоты.

Театр-экспромт снимает страх и психологическую зажатость. Дети раскрепощаются, действуют свободно. Они начи­нают творить образ на сцене. Улучшается психологический климат в группе, развиваются симпатии к отдельным учени­кам, талантливые дети завоевывают лидерство.

Открытая кафедра

Форма деятельности по развитию социальной и граждан­ской ориентации. В ней тоже присутствует элемент игры и воображения – Как, если бы....

Участники предполагают, что стоящая перед ними кафед­ра могла бы передать всему миру слова выступающего.Каждый говорит то, что ему больше всего хотелось бы ска­зать людям мира.

Открытая кафедра консолидирует учащихся, развивает у них способность быть сопричастными ко всем событиям в мире, пробуждает гражданские чувства и открывает путь для выражения своего нравственного Я.

Методическая сложность – в соблюдении меры игры и реальности, серьезного и шутливого, публицистического и ду­ховного, интимного.

Позиционная игра

Ценностно-ориентировочная деятельность детей в ситуа­ции поведенческой задачи. В ходе игры каждый раскрывает суть своей личностной жизненной позиции в им же самим соз­даваемом сюжете.

Предлагается некоторая фабула, дающая самые скупые очертания события. Например: на привале вдруг оказалось, что кто-то забыл пищевые запасы на платформе вокзала (ва­риант: скормил бродячим собакам и т. п.). Предлагается субъекту-один, субъекту-два и субъекту-три (они самостоя­тельно берут на себя конкретную роль) разыграть создавшу­юся ситуацию в ее сюжетно-ролевом разворачивании.

Создав три-четыре игровые группы, педагог предъявляет детям широкую возможность в выборе жизненных решений. Ни одно из них не оценивается как правильное или непра­вильное – выбор позиции производит каждый участник иг­ры, проецируя свое поведение в будущем, размышляя о связи такого выбора и своей итоговой судьбы.

Сувенир друзьям

Способ развития духовных ориентации школьников, ут­верждение примата духовных ценностей над материальными. Обычно проводится в предпраздничные или знаменательные дни.

Содержанием является преподнесение отдельным учени­кам либо всей группе предметов духовного творчества чело­века: стихов, песен, рисунков, поделок, мелодий, репродук­ций, историй, советов, афоризмов и т. д. Не исключено и шутливое преподнесение символических даров:

Если бы я был великим волшебником, я бы непременно для вас...

Каждый момент вручения сувенира подчеркивается музыкальной фразой, обставляется сценически, вводится ритуаль­ное принятие подарка.

Сувенир друзьям чрезвычайно влияет на смягчение пси­хологического климата в коллективе, пробуждает у детей добрые чувства. Он может быть использован как первый шаг к последующей системе общественных благотворительных актов или общественнополезной работе.

Требуется эстетизированное обустройство помещения, где происходит вручение сувениров.

 

Презентация мира

Философское осмысление ценности отдельных предметов и явлений мира, обогащающих содержание жизни человека, украшающих его жизнь или выступающих средством его су­ществования.

Детям предъявляется для восприятия и для ценностного осмысления предмет, дается индивидуально-групповая оцен­ка его роли в жизни и судьбе каждого.

В дальнейшем на Презентацию мира каждый из участни­ков приносит свой объект ценностного рассмотрения и либо сам, либо дети избирательно ведут речь о ценностном содер­жании объекта.

Введение двух категорий: цена и ценность – поможет избежать уклона беседы в утилитарно-рыночную область.

Презентация мира – это педагогическое воздействие, противостоящее прессингу рыночно-торгового отношения к миру, поддерживающее уровень духовной культуры, содейст­вующее расширению духовного мира личности путем вочеловечивания окружающего мира.

Нельзя увлекаться явлениями и предметами редкими, не­обычными, далекими от повседневности детей. Следует рас­крывать высокую ценность обычных предметов, которые прочно вошли в жизнь каждого человека: очков, мела, двери, бумаги, гитары, блокнота, варежек ...

Уроки в лесу

Поездка в лес и проведение серии учебных занятий на ло­не природы. Вовсе не обязательно, чтобы непременно изуча­лось явление физической природы. Это может быть и урок математики, истории искусства или русского языка.

Природный ландшафт, лесной интерьер придают уроку необычность и особую пленительность, а занятию – харак­тер максимальной свободы.

Уроки проводятся в самых различных целях: для оздо­ровления, эстетического развития, укрепления товарищества, гуманизации взаимоотношений, развития способности к пси­хологической саморегуляции.

Методические предостережения: сообщение о поездке дается задолго до дня, когда она будет проводиться; опреде­ляется программа занятия, которая обсуждается в группе детей; обговариваются все моменты деятельности в лесу; вводится ряд обязательных поведенческих правил; заранее оговаривается способ оплаты за проезд в электропоезде.

В том случае, если педагог и его ученики нумеруют уроч­ные занятия, то целесообразно проводить в лесу юбилейные уроки как радость, как проверку, как итог.

         



2019-11-22 432 Обсуждений (0)
Пакет новых форм воспитательной работы с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пакет новых форм воспитательной работы с детьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)