Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МИРОЛЮБИЯ



2019-11-22 733 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МИРОЛЮБИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Воспитание подрастающего поколения в духе мира, миролюбия как свойства личности относится к одной из важных задач педагогики ненасилия. Актуальность постановки и решения этой задачи обусловлена теми сложными проблемами, которые происходят в мире. Если в связи с позитивными изменениями, произошедшими в нашей стране, снизилась вероятность третьей мировой войны, то, в свою очередь, разгорелись очаги локальных войн, в основе которых лежат межнациональные конфликты, приводящие к тысячам жертв в разных регионах нашей планеты, в том числе и на территории бывшего СССР.

Поэтому воспитание в духе ненасилия вплотную смыкается с воспитанием в духе мира. Здесь педагогика ненасилия стыкуется с педагогикой мира. В нашей стране функционирует движение "Педагоги за мир и взаимопонимание", в рамках которого создан центр "Педагогика мира". Сотрудниками этого центра разработаны основные направления и задачи педагогики мира:

- формирование у молодежи и всего населения целостного восп­риятия мира в его диалектическом естественно – историческом и соци­альном развитии;

- переосмысление человеком и человечеством своего места и ро­ли в природной среде обитания;

- осознание всеми слоями общества глобальных проблем челове­чества, грозных опасностей, нависших над ними, необходимости реше­ния этих проблем и устранения опасностей;

- формирование высоконравственных личных отношений людей;

- создание благоприятной психолого-педагогической обстановки для осуществления системы всеобъемлющей безопасности во всех ее аспектах, особенно, в гуманитарном.

Следует отметить, что как в нашей стране, так и за рубежом воспитание миролюбия включает в себя две взаимосвязанные стороны:

во-первых, формирование негативного отношения к войне как способу разрешения международных и межнациональных конфликтов, уважения к людям другой национальности, их культуре, языку, традициям; во-вторых, формирование гуманных отношений народов как условию соответствующего отношения и к миру в целом.

В ряде развитых зарубежных стран созданы специальные програм­мы по воспитанию в духе мира и международного сотрудничества. Нап­ример, в США в помощь педагогам создано почти 50 различных руководств и учебных пособий. В них обобщен опыт практической деятельности ряда организаций, занимающихся вопросами воспитания молодежи в духе мира. Среди большого числа учебных пособий по проблемам мира и ядерной войны наибольшее распространение получили такие, как "Альтернативы", "диалог", "Принятие решения в ядерный век", "Перспективы". Так "Альтернативы" предназначенные для обуче­ния учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ. Целью курса яв­ляется формирование у школьников "нового взгляда" на проблемы, вы­зываемые гонкой ядерных вооружений и альтернативы предотвращения ядерной войны, на основе обобщения знаний, полученных учениками на уроках истории, гражданского права и естественных предметов. Во время занятий школьники должны узнать не только об опасности ядер­ного оружия, но, самое главное, об альтернативе предотвращения ужасных последствий ядерной войны, что зависит от усилий каждого человека, в том числе и каждого из них.

Следует также отметить, что воспитание в духе мира в США тес­но связано с подготовкой учащихся к решению различного рода конф­ликтных ситуаций. Идея состоит в том, что уменьшение конфликтов внутри общества будет косвенно способствовать оздоровлению общест­венного климата в целом, в мировом масштабе, что, в свою очередь, отразится на уменьшении числа международных конфликтов.

В Германии воспитание в духе мира рассматривается как воспи­тание в духе обороны, как воспитание в духе взаимообогащения куль­тур, как часть антивоенного движения, а также как воспитание в ду­хе мира в широком смысле слова как социальное обучение. Это обучение детей, живущих в конфликтном мире, умению разбираться в сложившихся ситуациях, искать способы выхода из них без применения силы, быть активным в деле поддержания мира на Земле. Это обучение уважению ко всем людям - детям и пожилым, больным и инвалидам. Это уважение к людям другой нации, языка, культуры, преодоление пред­рассудков и предубеждений, стремление к установлению полного взаи­мопонимания между всеми народами.

В Японии вопросы воспитания в духе мира рассматриваются в рамках теории "хэйва кеику" (японский эквивалент понятия «образо­вание в духе мира»). "Хайва кеику" трактуется в двух смыслах. Первый – это понимание мира как отсутствия войны. Соответственно, «хэйва кеику» трактуется только как антивоенное, антиядерное обра­зование. Второй – широкий взгляд. Смысл его состоит в том, что да­же при отсутствии войны мир невозможен в обществе, где существует неравенство между лицами разной национальности, между мужчинами и женщинами; в обществе, где недостаточно уделяется внимания борьбе с загрязнением окружающей среды, где растет количество правонарушений в школах. Поэтому "хэйва кеику" – это комплекс целей и задач по воспитанию детей в духе мира и международного взаимопонимания.

В качестве основных целей воспитания детей в духе мира, по мнению учителей Японии, выступают следующие:

- помочь школьникам понять бесчеловечность, жестокость и бессмысленность агрессивной войны и осознать высшее достоинство ми­ра, с целью заложить в них глубокое уважение к человеческой жизни;

- дать школьникам возможность анализировать причины возникновения войн и на конкретном материале выявить решающие факторы сов­ременной войны;

- вселить в них надежду на мир путем изучения усилий, направ­ленных на его достижение, привить им чувство личной ответственнос­ти за упрочнение мира и международной солидарности.

В нашей стране, к сожалению, нет специальных программ по вос­питанию в духе мира. Хотя, справедливости ради следует отметить, что миролюбие всегда было характерно для русского народа, что само по себе является благодатной почвой для ведения работы по формиро­ванию миролюбия.

Тем не менее уже имеются интересные теоретические и методи­ческие разработки как проведения самих уроков мира, так и формиро­вания миролюбия как важного свойства личности.

С практической точки зрения интересна Панорама Уроков мира, разработанная М.В.Кабатченко и Э.С.Соколовой. "Значение, смысл и цель Урока мира состоит в том, – отмечает М.В.Кабатченко, – что он становится Уроком спасения жизни на земле, Уроком зашиты природы, Уроком веры в человека. Уроком надежды. Уроком правды и справедли­вости, Уроком размышления, Уроком творчества, Уроком действия, Уроком доброго общения, Уроком взаимопонимания. Уроком международ­ного сотрудничества. Уроком дружбы, уроком формирования нового мышления личности XXI века.

Из наиболее интересных тем Панорамы Уроков мира, можно выде­лить следующие:

- человек и его ответственность перед цивилизацией;

- есть ли что-либо важнее мира? (бывший госсекретарь США О. Хейг считал, что есть, прав ли он?);

- житель другой страны – друг, враг, партнер или … (что мы думаем о них, а они о нас?);

- возможен ли мир без оружия или это утопия?        

- сделает ли человечество "последнюю ошибку"?                                              

- мир в народных пословицах, поговорках, афоризмах;

- мир начинается в классе; 

- как я отношусь к людям другой национальности;

- пресс-конференция послов;                          

- международный трибунал совести (над теми, кто готовит или развязывает войны);

- диалоги: "генералы и пацифисты", «американские сенаторы и парламентарии нашей страны";     

- детские сессии ООН – будущее устройство мирной планеты Земля;

- "взаимопонимание через опыт" – рассказы о тех странах, в которых побывали учащиеся, их родители, учителя, а также о тех странах, представители которых посетили школу или с которыми под­держивается связь и т.д.

К настоящему времени появились и некоторые конкретные методи­ческие разработки по формированию миролюбия и сотрудничества у де­тей. Много интересного можно почерпнуть, например, из опыта учите­ля школы N 29 г. Москвы Я.А.Краковой. Ниже приведенные некоторые выдержки из ее разработок, подготовленные для учащихся 12-13 лет, позволят читателю создать представление о том, как это можно делать в классе.

1. Значение слова "Мир" (обсуждение в классе).

Учитель: "Мир – это слово хорошо всем знакомо, мы слышали его тысячу раз. Оно так часто произносится, что мы привыкли к нему. А задумывались ли вы, что значит "МИР"?

Подумайте и сформулируйте устно:

МИР – это ...

мир – это не ...

2. "Сеть" мира.

Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните один из «мирных» моментов в вашей жизни и подумайте, что значит для вас мир. Что при­ходит вам на ум, когда вы слышите слово "мир"?

(Учитель пишет слово мир в центре доски и записывает ответы учеников).

3. Момент мира в моей жизни. (Работа парами или в малых груп­пах).

Закройте глаза и припомните время, когда в вашей душе царил мир.

1) Какие цвета вы видите? Каких людей? Какие звуки вы слышите?

Медленно открывайте глаза и возвращайтесь из прошлого в нас­тоящее. Опишите подробно ситуацию и объясните, что в ней было «мирного», что заставило вас почувствовать умиротворение и что еще вы чувствовали. После того, как обсуждение в малых группах закон­чено, вопросите учеников поделиться своими впечатлениями с классом.

2) В конце каждого школьного дня попросите учеников припом­нить время, когда они сегодня чувствовали мир внутри себя или в группе. Лайте им возможность рассказать о своих впечатлениях классу.

3) Миротворцы.

- Кто такой миротворец?

- Кто является миротворцем в вашей семье, среди ваших друзей, в школе?

- Вы когда-нибудь выступали в роли миротворца? Вспомните время, когда вы помогли где-либо восстановить мир, дружбу, хорошие отношения?

- Что это была за ситуация?

- Что вы сделали?

- Что вы чувствовали?

- Трудно или легко быть миротворцем? Объясните.

- Как вы думаете, не живет ли в каждом из нас миротворец?

5. Работа воображения.

5.1. Расслабьтесь, заставьте работать свое воображение и фан­тазию, ответьте на следующие вопросы словами или в виде рисунков:

- Какое слово стоит рядом со словом "мир"?

- Какого цвета мир?

- Какой это месяц?

- Какая погода больше всего соответствует миру?

- Какое животное символизирует мир?

- Какая игрушка?

- Какой праздник?

- Какой вкус?

- Какой звук?

5.2. добавьте 4-5 предложений к каждому из своих рисунков. Посмотрите свои рисунки и расскажите о своем видении мира.

5.3. Напишите романтическую историю. Начните так; 'Когда я закрываю глаза, я вижу и чувствую мир..."

Попросите желающих прочитать свои истории классу.

5.4. Работа в малых группах.

В группах из 3-4 человек разработайте и нарисуйте символ ми­ра. Представьте свою работу классу, объясните, что вы включили в ваш символ и почему сделали именно так. Какой символ понравился больше, почему?

Следует отметить, что в методике Я.А. Краковой очень много интересных находок методического характера, ее уроки представляют из себя систему и, несомненно, вносят практический вклад в педагогику ненасилия.

Однако, подобного рода разработок пока очень мало, и нужна серьезная исследовательская и экспериментальная работа, целью ко­торой будет являться создание этики и психологии мира. Главное здесь создать установку у учащихся на непримиримое отношение к войне, международным межнациональным конфликтам, с одной стороны, и овладение ненасильственными способами достижения мира и взаимопонимания, с другой.

Воспитание гуманного отношения к людям, способности ненасильственными методами разрешать конфликты

Воспитание гуманного отношения к людям, прежде всего к сверстникам, выступает в качестве важной задачи педагогики ненасилия. Под гуманными отношениями понимается умение школьников строить взаимодействие на основе общечеловеческих ценностей с учетом конкретной ситуации и личностных особенностей людей, вступающих во взаимодействие, способность к сотрудничеству и взаимопониманию, к ненасильственному разрешению возникающих конфликтов.

В качестве направлений работы в этом плане могут выступать такие, как обучение сотрудничеству, преодоление агрессивных форм поведения, формирования способности ненасильственными путями раз­решать конфликтные ситуации. Все это должно осуществляться на базе развития эмоционально ценностного отношения к другому человеку и самому себе, выражающееся в сочувствии, сопереживании, содействии, доброжелательности.

Проблема ненасильственного взаимодействия порождается тем, что люди, вступая в контакты друг с другом, преследуют свои цели и реализуют собственные позиции и установки, которые далеко не всег­да учитывают цели других и их позиции. В силу этого взаимодействие сопровождается такими далеко не всегда позитивными характеристика­ми, как стремление доминировать, принуждать другого человека под­чиниться, встать на свою точку зрения, что сопровождается нередко конфликтными ситуациями, оскорблениями, неспособностью вести диа­лог. Другими словами, разные формы принуждения - не такая уж редкая вещь в человеческом общении и взаимодействии. Все это, разумеется, свойственно не только взрослым, но и детям, которые легко усваивают все негативные формы поведения взрослых, переносят их в свое сообщество сверстников.

Все вилы взаимодействия людей практически могут быть сгруппированы в три основные типа: доминирование, подчинение, паритет или равенство позиций. Последняя форма является наиболее благоприятной для развития сотрудничества и взаимопонимания.

Относительно детей позиции доминирования и, подчинения хорошо описаны в психологии. Так Т.В. Сенько выделяет следующие характеристики позиций доминирования и подчинения.

Как доминирование, так и подчинение могут быть положительными и отрицательными, действенными и вербальными, сильными и слабыми. Каждая форма взаимодействия характеризуется своими понятиями: положительное доминирование - помогать, хвалить, руководить, наставлять; отрицательное доминирование - нападать, ругать, заставлять, приказывать; положительное подчинение - слушаться, соглашаться, доверяться, воодушевляться; отрицательное подчинение - уступать, подчиняться, терпеть, переживать.

Исследования Т.В. Сенько проводились на детях дошкольного возраста, однако приведенные характеристики доминирования и подчине­ния являются достаточно общими, и их можно использовать для анали­за взаимодействия детей на разных возрастных этапах. Попутно следует отметить, что согласно экспериментальным данным Т.В. Сенько позиции доминирования и подчинения тесно связаны с положением дошкольников в группе сверстников. Так, дети "звезды" чаще занимают

позицию положительного доминирования, "предпочитаемые" –положительного подчинения, "пренебрегаемые" - либо позицию положительно­го подчинения, либо - отрицательного подчинения, «изолированные» –положительного подчинения, либо отрицательного доминирования.

С точки зрения ненасилия необходимо учить детей и школьников занимать и позицию положительного доминирования, и позицию положительного подчинения. В то же время следует отметить, что основное внимание должно быть уделено развитию способности к паритетному взаимодействию, к сотрудничеству, способности согласовывать инди­видуальные и коллективные цели, позиции, установки. Всему этому можно научиться, овладевая искусством общения, развивая навыки ве­дения диалога. Вот, например, какие правила ведения диалога пред­лагаются:

1. Установите основные правила. Вначале выразите свое обязательство слушать и учиться с взаимным уважением. Обратите внима­ние, согласны ли другие действовать с учетом этой договоренности. Авторы предлагают следующие четыре правила для диалога:

- быть открытым и готовым учиться в процессе познания точки зрения друг друга:

- быть готовым слушать и справедливо делить отведенное время;

- пытаться использовать ясный недвусмысленный язык и избегать преувеличений;

- не подчинять самому и не позволять другим подавлять вас.

2. Слушайте с сопереживанием. Слушать другого человека с пристальным вниманием, не думая о том, согласны вы или не согласны с его или ее убеждениями, идеями или установками. Постарайтесь поставить себя на место другого человека.

3. Повторяйте с пониманием, объясняйте собеседнику то, как вы поняли его слова без высказывания своего мнения или суждения. По­том уточните, что вы упустили и что нужно исправить с тем, чтобы достичь полного понимания.

4. Говорите свою правду. Выражайте свою точку зрения и как защитник того, что вы считаете правдой, и как эмпирик, ищущий но­вые факты и более глубокое понимание.

Эти правила достаточно просты и могут быть использованы в организации тренингов общения со школьниками.

В отечественной психологии предпринимаются попытки разрабо­тать и внедрить специальные игровые тренинги для выработки навыков общения; способности видеть и понимать других и самого себя. Нап­ример, Н.П.Аникеева предлагает такие игры, как "Интервью", "Мимика и жесты", "Видение других", "стратегия в диалоге" и др. В ка­честве примера можно привести игру "Стратегия в диалоге".

«Стратегия в диалоге». Эти игровые упражнения направлены на тренировку вербального (словесного) общения: умения говорить и слушать другого.

а) Двое вызываются ведущим. Каждый из них получает втайне от аудитории и друг друга задание: первый поддерживать диалог в своей обычной манере, второй - во что бы то ни стало удержать лидерство в процессе диалога, затем стратегия диалога обсуждается всеми;

б) Все то же самое, но второй партнер получает противоположное задание: заставить напарника быть лидером диалога;

в) Оба получают задание вести диалог определенным образом. Один утверждает какое-то мнение, а второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать свое. Первый соответственно должен повторить высказанное партнером, за­тем продолжает обсуждение темы.  Такой диалог идет 5-7 мин. жела­тельно, чтобы кто-нибудь из участников фиксировал количество иска­жений каждым партнером в пересказе слов своего собеседника. Через это упражнение должны пройти все участники. Повторяя эту игру пос­тоянно, школьники увидят, как будет меняться их манера разговора и вне игры.

Я смог помочь

1. Разделите класс на пары или небольшие группы и попросите ребят вспомнить случаи, когда они помогли кому-нибудь выйти из затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой.

После того, как каждый ученик имел возможность рассказать об этом в течение 2-3 минут своему собеседнику или группе, попросите желающих поделиться своими историями с классом. Обсудите: Что это была за ситуация (проблема)? Как вы помогли выйти из нее (разре­шить ее)? Что вы чувствовали после этого? Это было трудно? легко? Объясните. Часто ли вам бывает нужна помощь? Получаете ли вы ее? Как вы относитесь к тому, что в каждом из нас живет "спаситель"? Какие чувства заставляют людей помогать другим? Обсудите эти качества.

2. Попросите ребят взять чистый лист бумаги и разделить его на две части, проведя горизонтальную черту посредине. Задание:

Вспомните случай, когда у вашего друга была проблема, с которой он не мог справиться сам, и вы помогли ему. Сверху, до черты, изобра­зите с помощью рисунка эту проблему. Под чертой нарисуйте и кратко опишите, что вы сделали, чтобы эту проблему решить. Проведите об­суждение по той же схеме, которая дана к предыдущему заданию.

3. В конце каждой школьной недели попросите ребят вспомнить случаи, когда они были полезны или помогли кому-нибудь. После 1-2 минут тишины предложите детям рассказать об этих ситуациях классу.

Все эти примеры показывают, что в арсенале учителя практичес­ки есть неисчерпаемые возможности для ведения целенаправленной и в то же время ненавязываемой работы по воспитанию гуманных отноше­ний, сотрудничества, взаимопомощи и т.п., необходимо лишь желание, умение мыслить по-новому и тогда, действительно, воспитание в духе ненасилия превратится из желаемого и во многом декларативного в реальность.

Из зарубежного опыта в рамках рассматриваемой проблемы следу­ет остановиться на специальной программе по нравственному воспита­нию, разработанной группой американских ученых под руководством К.Оллред.

Программа имеет название "Позитив Экшн" ("Воспитание личности ребенка положительным поступком"). В 1982 г. она была отмечена в США призом "Лучшая программа нации" как победитель общенацио­нального конкурса среди 600 других программ в области нравственно­го воспитания.

Специально разработанная педагогическая технология создает Возможности для ребенка в его повседневной жизни в семье, школе, в общении со сверстниками и взрослыми самостоятельно вычленять зада­чи особого рода -личностные, содержащие нравственно-эти­ческие проблемы и требующие от ребенка активных действий и твор­ческого преодоления достигнутых им пределов в своем развитии.

В качестве исходного понятия в концепции К.Оллред берется положительный поступок, который выступает как минимальная единица творческого продвижения ребенка в личностном развитии. Оно осуществляется одновременно по трем основным линиям психического раз­вития; когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Соответственно в структуру положительного поступка входят три составляющие: мысль,  эмоция, действие, которые образуют замкнутый позитивный круг (цикл).

Положительный поступок в контексте данной программы рассматривается достаточно широко. В его содержание входят умения ребенка оказать действенную помощь, быть справедливым и честным по отноше­нию к себе, признавать свои сильные и слабые стороны, принимать личную ответственность за поступок, преодолевать страх перед новым и неизвестным, преобразовывать трудные ситуации и события, способствующие личностному росту, рассматривать ситуацию с позиции человека не согласного с тобой и др.

В книгах, входящих в "Позитив Экшн", представлены концентри­чески три блока тем, содержание которых включает:

1)усвоение поня­тия "самопонимание", 

2)формирование позитивных установок для ин­теллектуального и физического совершенствования;   

3) психологическое самоуправление.

Например, в подготовительном классе дети участвуют в многочисленных приключениях, которые выстраиваются на пути во дворец Самопонимания у главных героев – мудрого и опытного енота Пикс-ит и несмышленого медвежонка-панды Никс-ит. Пикс-ит использует свою мудрость, чтобы обучить Никс-ит приемам самопонимания, обучает его навыкам, необходимым для осознанного построения счастливой и по­лезной жизни. Так, незаметно, через игру вводится осознание ребен­ком гармоничного и жизнеутверждающего мироощущения.

Приключения начинаются в Королевстве Положительного Поступка в поисках первого ключа к воротам дворца Самопонимания, действие продолжается в Стране Разума, где главные герои встречаются с дру­гими персонажами. Посещая Страну Здоровья и Страну Разума, учащие­ся добывают еще один ключ от ворот дворца Самопонимания и т.п.

Последующие разделы посвящены управлению и эффективному использованию эмоций. В итоге школьники подводятся к важному различению – «кто они есть» и «какими они могут быть». Здесь дети анализируют свое продвижение вперед, празднуют приход во Дворец Самопонимания. Каждый ребенок отмечает, что лично им достигнуто.

Программа разработана для детей и учащихся разных возрастных этапов, имеет полное методическое обеспечение. В целом многочисленными проверками исследовательского характера показано, что за­нятия по системе "Позитив ЭКШН" стабильно улучшают самооценку, по­вышают академическую успеваемость, формируют внутренний локус оценки, способствуют развитию самостоятельности и инициативности школьников, улучшают психологический климат в классе, школе, семье, формируют полезные навыки психосоматической саморегуляции, обеспечивают достижения психического здоровья детей.

В процессе взаимодействия детей и учащихся друг с другом достаточно часто можно наблюдать агрессивные формы поведения. Педаго­гика ненасилия выступает против проявления агрессии и рассматрива­ет разработку ненасильственных методов и приемов снятия агрессии в качестве одной н. актуальных задач.

Под агрессией понимают обычно действия человека, характеризующиеся демонстрацией превосходства в силе или применение силы к другим людям, нанесение им ущерба.

У детей и школьников наиболее распространенными являются следующие формы агрессии: физическая агрессия (драки), устная агрессия (оскорбления, брань и т.п.), вспыльчивость, непослушание, ван­дализм (разрушительное отношение к вещам).

Причины агрессивного поведения могут быть самые разнообраз­ные. Чаще всего корни агрессивного поведения нужно искать в семье. Известно, что если ребенок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла со стороны близких, если воспитывается в атмосфе­ре жесткого давления, то в последующем это, как правило, находит прямое выражение в агрессивных формах поведения детей во взаимоот­ношениях со взрослыми и сверстниками.

В качестве причины агрессии может выступать и стремление отс­тоять свою самостоятельность, защитить свое 'Я", – здесь агрессия проявляется как защитный механизм.

Особо следует указать на внутриличностные причины. Противоречивость "Я-концепции", глубокий эмоциональный дискомфорт побуждают учащегося избавиться от такого дискомфорта, что он делает через агрессивное отношение к другим людям.

Распространена и такая причина, как ответная агрессивная ре­акция на угрожающие факторы, оскорбления со стороны других при от­сутствии иных способов реагирования.

Агрессия может возникать и в случае ощущения своей незащищенности, брошенности, чувства одиночества, а также быть следствием утомления, перенапряжения.

В каждом конкретном случае, в каждой ситуации необходимо разобраться, что лежит в основе агрессивного поведения детей. Чаще всего причиной является не одна, а определенный комплекс: или конфликт со сверстниками или родителями, воспитателями, учителями.

Каким же образом можно работать с агрессивными детьми, предотвращать и снимать агрессию? В практике выделяются следующие направления в работе по предотвращению агрессии:

- прежде всего, педагогу самому следует встать в позицию не­насилия, исключить всякое проявление агрессии, раздражительности, неудовольствия со своей стороны, если же он все-таки сам выходит из себя, то это надо признать;

- важно как можно быстрее выяснить причину агрессивного пове­дения школьника, и если есть такая возможность, устранить эту при­чину;

- хороший эффект дают разнообразные способы переключения агрессии на другой объект без тяжелых последствий, замещение агрессивного поведения позитивным или отвлечение внимания на другое;

- положительное влияние оказывает объяснение субъекту агрессивного поведения последствий его действий для него самого и для других людей, однако это необходимо делать после аффекта, предва­рительно успокоив, сказав хорошие слова, дав возможность выгово­риться школьнику, пусть и в резкой форме;

- в тех ситуациях, когда причиной агрессии является неадек­ватное представление о себе, нужно помочь ребенку познать себя и позитивно принять;

- из специальных методов, касающихся прежде всего профилакти­ки агрессивного поведения, следует выделить игротерапию. Суть ее состоит в том, что ребенок в игровой форме ставится в позицию про­являющего агрессию, это дает возможность ему понять всю нелепость агрессивного поведения, осознать его как личностный тупик для него самого, научить преодолевать состояние агрессивности.

Проявление агрессивного поведения тесно связано, хотя и не всегда, с конфликтом и конфликтными ситуациями.

Под конфликтом понимают обычно столкновение противопо­ложно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

В школьном возрасте конфликты представляют из себя достаточно частое явление. Разумеется, педагогика ненасилия не выступает про­тив конфликтов, конфликты всегда были и будут сопровождать жизнь людей, в том числе и детей, в то же время подготовить подрастающее поколение к возможности вступить в конфликт; а самое главное, разрешить его в позитивном направлении, не оскорбляя и не умаляя личностного достоинства противоположной стороны - достойная задача любой гуманистически ориентированной педагогической теории и практики.

Конфликты со сверстниками обычно происходят на самой различ­ной почве и имеют многообразный спектр причин. Они могут разверты­ваться на деловой почве, отражать сферу межличностных отношений, личностные особенности конфликтующих, а нередко разгораются по пустякам в силу проявления импульсивности сторон, случайного стечения обстоятельств. Тем не менее даже самая случайная причина может привести к резкому ухудшению отношений, к возникновению конфликтной ситуации. Поэтому задача взрослых, родителей, учителей состоит в том, чтобы научить ребенка правильно реагировать на конфликт, исходя из принципов справедливости, находить ненасильственные пути его разрешения, применения с противной стороной.

В этой деятельности следует сочетать знакомства детей с тем, что такое конфликт, как из него выходить, с играми и тренингами, с умением ненасильственно разрешать реальные конфликтные ситуации, что является наиболее важным и актуальным. В качестве одного из приемов разрешения конфликтной ситуации является применение посредничества, причем посредником в разрешении конфликта выступает не взрослый (родитель, воспитатель или учитель), а сверстник. В силу особой значимости этого приема следует остановиться на нем несколько подробнее, воспользовавшись некоторыми материалами семи­нара по предотвращению конфликтов, проведенного специалистами в этой области из США.

Посредники-сверстники – это специально подобранные и обучен­ные школьники, которые помогают другим ученикам в разрешении спо­ров. Они имеют дело с различными типами конфликтов, кроме драк, вымогательства, насилия и т.п. Суть посредничества состоит в следующем. Если ученики вовлечены в спор без применения физической силы, посредники узнают у них, не хотят ли они, чтобы посредни­ки-сверстники помогли им в проведении переговоров и разрешении их спора. Если спорящие согласны, посредники-сверстники помогают им, используя определенный способ решения проблем, который должен помочь понять точку зрения каждого относительно сути спора, какие чувства испытывает каждый из участников, и что каждый считает нужным сделать для разрешения конфликта.

Преимущество этого метода состоит в том, что ученики получают уверенность, что они могут помочь себе сами; они учатся вести себя лучше как дома, так и в школе; учащиеся и учителя приобретают спо­собность более успешно совместно работать; педагоги могут больше времени уделять обучению, а не улаживайте конфликтов между учащимися. В качестве руководящих принципов посредничества выступают следующие.

1. Переговоры с помощью посредников-сверстников - это выбор самих учащихся. Если спорящие ученики решат принять помощь посред­ников, они должны будут согласиться работать так напряженно, как только они могут, для того, чтобы разрешить свои споры.

2. Единственной задачей посредников-сверстников является по­мощь другим ученикам в конфликтах. Они не должны заниматься конт­ролем во время перемен, выступать стражами порядка и следить за дисциплиной. Не отвлекаются также посредники-сверстники при драках.

3. Посредники-сверстники не решают проблем за других учени­ков. Их роль состоит в том, чтобы руководить процессом, который позволит спорящим обсудить их разногласия и разрешить их путем на­хождения взаимоприемлемых решений.

4. Посредники-сверстники всегда работают в паре. Это позволя­ет помогать друг другу лучше выполнять их работу и демонстриро­вать, как могут действовать сообща два человека в споре, если они стараются вместе разрешить свои разногласия.

5. посредники-сверстники обыкновенные учащиеся и у них тоже бывают конфликты. Предполагается, что посредники-сверстники также будут использовать прием посредничества, когда они сами неспособ­ны разрешать их собственные разногласия.

Рассмотренные выше некоторые вопросы воспитания гуманного от­ношения к людям, способности ненасильственными методами разрешать конфликты, естественно, далеко неполные. Реально проблема значи­тельно шире и охватывает практически все области взаимодействия, в которые включаются школьники. Задача на сегодняшний день состоит в том, чтобы разработать серьезные программы по гуманизации системы взаимодействия учащихся со взрослыми и сверстниками, эксперимен­тально обосновать и внедрить в практику.

 



2019-11-22 733 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МИРОЛЮБИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МИРОЛЮБИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)