МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МИРОЛЮБИЯ
Воспитание подрастающего поколения в духе мира, миролюбия как свойства личности относится к одной из важных задач педагогики ненасилия. Актуальность постановки и решения этой задачи обусловлена теми сложными проблемами, которые происходят в мире. Если в связи с позитивными изменениями, произошедшими в нашей стране, снизилась вероятность третьей мировой войны, то, в свою очередь, разгорелись очаги локальных войн, в основе которых лежат межнациональные конфликты, приводящие к тысячам жертв в разных регионах нашей планеты, в том числе и на территории бывшего СССР. Поэтому воспитание в духе ненасилия вплотную смыкается с воспитанием в духе мира. Здесь педагогика ненасилия стыкуется с педагогикой мира. В нашей стране функционирует движение "Педагоги за мир и взаимопонимание", в рамках которого создан центр "Педагогика мира". Сотрудниками этого центра разработаны основные направления и задачи педагогики мира: - формирование у молодежи и всего населения целостного восприятия мира в его диалектическом естественно – историческом и социальном развитии; - переосмысление человеком и человечеством своего места и роли в природной среде обитания; - осознание всеми слоями общества глобальных проблем человечества, грозных опасностей, нависших над ними, необходимости решения этих проблем и устранения опасностей; - формирование высоконравственных личных отношений людей; - создание благоприятной психолого-педагогической обстановки для осуществления системы всеобъемлющей безопасности во всех ее аспектах, особенно, в гуманитарном. Следует отметить, что как в нашей стране, так и за рубежом воспитание миролюбия включает в себя две взаимосвязанные стороны: во-первых, формирование негативного отношения к войне как способу разрешения международных и межнациональных конфликтов, уважения к людям другой национальности, их культуре, языку, традициям; во-вторых, формирование гуманных отношений народов как условию соответствующего отношения и к миру в целом. В ряде развитых зарубежных стран созданы специальные программы по воспитанию в духе мира и международного сотрудничества. Например, в США в помощь педагогам создано почти 50 различных руководств и учебных пособий. В них обобщен опыт практической деятельности ряда организаций, занимающихся вопросами воспитания молодежи в духе мира. Среди большого числа учебных пособий по проблемам мира и ядерной войны наибольшее распространение получили такие, как "Альтернативы", "диалог", "Принятие решения в ядерный век", "Перспективы". Так "Альтернативы" предназначенные для обучения учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ. Целью курса является формирование у школьников "нового взгляда" на проблемы, вызываемые гонкой ядерных вооружений и альтернативы предотвращения ядерной войны, на основе обобщения знаний, полученных учениками на уроках истории, гражданского права и естественных предметов. Во время занятий школьники должны узнать не только об опасности ядерного оружия, но, самое главное, об альтернативе предотвращения ужасных последствий ядерной войны, что зависит от усилий каждого человека, в том числе и каждого из них. Следует также отметить, что воспитание в духе мира в США тесно связано с подготовкой учащихся к решению различного рода конфликтных ситуаций. Идея состоит в том, что уменьшение конфликтов внутри общества будет косвенно способствовать оздоровлению общественного климата в целом, в мировом масштабе, что, в свою очередь, отразится на уменьшении числа международных конфликтов. В Германии воспитание в духе мира рассматривается как воспитание в духе обороны, как воспитание в духе взаимообогащения культур, как часть антивоенного движения, а также как воспитание в духе мира в широком смысле слова как социальное обучение. Это обучение детей, живущих в конфликтном мире, умению разбираться в сложившихся ситуациях, искать способы выхода из них без применения силы, быть активным в деле поддержания мира на Земле. Это обучение уважению ко всем людям - детям и пожилым, больным и инвалидам. Это уважение к людям другой нации, языка, культуры, преодоление предрассудков и предубеждений, стремление к установлению полного взаимопонимания между всеми народами. В Японии вопросы воспитания в духе мира рассматриваются в рамках теории "хэйва кеику" (японский эквивалент понятия «образование в духе мира»). "Хайва кеику" трактуется в двух смыслах. Первый – это понимание мира как отсутствия войны. Соответственно, «хэйва кеику» трактуется только как антивоенное, антиядерное образование. Второй – широкий взгляд. Смысл его состоит в том, что даже при отсутствии войны мир невозможен в обществе, где существует неравенство между лицами разной национальности, между мужчинами и женщинами; в обществе, где недостаточно уделяется внимания борьбе с загрязнением окружающей среды, где растет количество правонарушений в школах. Поэтому "хэйва кеику" – это комплекс целей и задач по воспитанию детей в духе мира и международного взаимопонимания. В качестве основных целей воспитания детей в духе мира, по мнению учителей Японии, выступают следующие: - помочь школьникам понять бесчеловечность, жестокость и бессмысленность агрессивной войны и осознать высшее достоинство мира, с целью заложить в них глубокое уважение к человеческой жизни; - дать школьникам возможность анализировать причины возникновения войн и на конкретном материале выявить решающие факторы современной войны; - вселить в них надежду на мир путем изучения усилий, направленных на его достижение, привить им чувство личной ответственности за упрочнение мира и международной солидарности. В нашей стране, к сожалению, нет специальных программ по воспитанию в духе мира. Хотя, справедливости ради следует отметить, что миролюбие всегда было характерно для русского народа, что само по себе является благодатной почвой для ведения работы по формированию миролюбия. Тем не менее уже имеются интересные теоретические и методические разработки как проведения самих уроков мира, так и формирования миролюбия как важного свойства личности. С практической точки зрения интересна Панорама Уроков мира, разработанная М.В.Кабатченко и Э.С.Соколовой. "Значение, смысл и цель Урока мира состоит в том, – отмечает М.В.Кабатченко, – что он становится Уроком спасения жизни на земле, Уроком зашиты природы, Уроком веры в человека. Уроком надежды. Уроком правды и справедливости, Уроком размышления, Уроком творчества, Уроком действия, Уроком доброго общения, Уроком взаимопонимания. Уроком международного сотрудничества. Уроком дружбы, уроком формирования нового мышления личности XXI века. Из наиболее интересных тем Панорамы Уроков мира, можно выделить следующие: - человек и его ответственность перед цивилизацией; - есть ли что-либо важнее мира? (бывший госсекретарь США О. Хейг считал, что есть, прав ли он?); - житель другой страны – друг, враг, партнер или … (что мы думаем о них, а они о нас?); - возможен ли мир без оружия или это утопия? - сделает ли человечество "последнюю ошибку"? - мир в народных пословицах, поговорках, афоризмах; - мир начинается в классе; - как я отношусь к людям другой национальности; - пресс-конференция послов; - международный трибунал совести (над теми, кто готовит или развязывает войны); - диалоги: "генералы и пацифисты", «американские сенаторы и парламентарии нашей страны"; - детские сессии ООН – будущее устройство мирной планеты Земля; - "взаимопонимание через опыт" – рассказы о тех странах, в которых побывали учащиеся, их родители, учителя, а также о тех странах, представители которых посетили школу или с которыми поддерживается связь и т.д. К настоящему времени появились и некоторые конкретные методические разработки по формированию миролюбия и сотрудничества у детей. Много интересного можно почерпнуть, например, из опыта учителя школы N 29 г. Москвы Я.А.Краковой. Ниже приведенные некоторые выдержки из ее разработок, подготовленные для учащихся 12-13 лет, позволят читателю создать представление о том, как это можно делать в классе. 1. Значение слова "Мир" (обсуждение в классе). Учитель: "Мир – это слово хорошо всем знакомо, мы слышали его тысячу раз. Оно так часто произносится, что мы привыкли к нему. А задумывались ли вы, что значит "МИР"? Подумайте и сформулируйте устно: МИР – это ... мир – это не ... 2. "Сеть" мира. Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните один из «мирных» моментов в вашей жизни и подумайте, что значит для вас мир. Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово "мир"? (Учитель пишет слово мир в центре доски и записывает ответы учеников). 3. Момент мира в моей жизни. (Работа парами или в малых группах). Закройте глаза и припомните время, когда в вашей душе царил мир. 1) Какие цвета вы видите? Каких людей? Какие звуки вы слышите? Медленно открывайте глаза и возвращайтесь из прошлого в настоящее. Опишите подробно ситуацию и объясните, что в ней было «мирного», что заставило вас почувствовать умиротворение и что еще вы чувствовали. После того, как обсуждение в малых группах закончено, вопросите учеников поделиться своими впечатлениями с классом. 2) В конце каждого школьного дня попросите учеников припомнить время, когда они сегодня чувствовали мир внутри себя или в группе. Лайте им возможность рассказать о своих впечатлениях классу. 3) Миротворцы. - Кто такой миротворец? - Кто является миротворцем в вашей семье, среди ваших друзей, в школе? - Вы когда-нибудь выступали в роли миротворца? Вспомните время, когда вы помогли где-либо восстановить мир, дружбу, хорошие отношения? - Что это была за ситуация? - Что вы сделали? - Что вы чувствовали? - Трудно или легко быть миротворцем? Объясните. - Как вы думаете, не живет ли в каждом из нас миротворец? 5. Работа воображения. 5.1. Расслабьтесь, заставьте работать свое воображение и фантазию, ответьте на следующие вопросы словами или в виде рисунков: - Какое слово стоит рядом со словом "мир"? - Какого цвета мир? - Какой это месяц? - Какая погода больше всего соответствует миру? - Какое животное символизирует мир? - Какая игрушка? - Какой праздник? - Какой вкус? - Какой звук? 5.2. добавьте 4-5 предложений к каждому из своих рисунков. Посмотрите свои рисунки и расскажите о своем видении мира. 5.3. Напишите романтическую историю. Начните так; 'Когда я закрываю глаза, я вижу и чувствую мир..." Попросите желающих прочитать свои истории классу. 5.4. Работа в малых группах. В группах из 3-4 человек разработайте и нарисуйте символ мира. Представьте свою работу классу, объясните, что вы включили в ваш символ и почему сделали именно так. Какой символ понравился больше, почему? Следует отметить, что в методике Я.А. Краковой очень много интересных находок методического характера, ее уроки представляют из себя систему и, несомненно, вносят практический вклад в педагогику ненасилия. Однако, подобного рода разработок пока очень мало, и нужна серьезная исследовательская и экспериментальная работа, целью которой будет являться создание этики и психологии мира. Главное здесь создать установку у учащихся на непримиримое отношение к войне, международным межнациональным конфликтам, с одной стороны, и овладение ненасильственными способами достижения мира и взаимопонимания, с другой. Воспитание гуманного отношения к людям, способности ненасильственными методами разрешать конфликты Воспитание гуманного отношения к людям, прежде всего к сверстникам, выступает в качестве важной задачи педагогики ненасилия. Под гуманными отношениями понимается умение школьников строить взаимодействие на основе общечеловеческих ценностей с учетом конкретной ситуации и личностных особенностей людей, вступающих во взаимодействие, способность к сотрудничеству и взаимопониманию, к ненасильственному разрешению возникающих конфликтов. В качестве направлений работы в этом плане могут выступать такие, как обучение сотрудничеству, преодоление агрессивных форм поведения, формирования способности ненасильственными путями разрешать конфликтные ситуации. Все это должно осуществляться на базе развития эмоционально ценностного отношения к другому человеку и самому себе, выражающееся в сочувствии, сопереживании, содействии, доброжелательности. Проблема ненасильственного взаимодействия порождается тем, что люди, вступая в контакты друг с другом, преследуют свои цели и реализуют собственные позиции и установки, которые далеко не всегда учитывают цели других и их позиции. В силу этого взаимодействие сопровождается такими далеко не всегда позитивными характеристиками, как стремление доминировать, принуждать другого человека подчиниться, встать на свою точку зрения, что сопровождается нередко конфликтными ситуациями, оскорблениями, неспособностью вести диалог. Другими словами, разные формы принуждения - не такая уж редкая вещь в человеческом общении и взаимодействии. Все это, разумеется, свойственно не только взрослым, но и детям, которые легко усваивают все негативные формы поведения взрослых, переносят их в свое сообщество сверстников. Все вилы взаимодействия людей практически могут быть сгруппированы в три основные типа: доминирование, подчинение, паритет или равенство позиций. Последняя форма является наиболее благоприятной для развития сотрудничества и взаимопонимания. Относительно детей позиции доминирования и, подчинения хорошо описаны в психологии. Так Т.В. Сенько выделяет следующие характеристики позиций доминирования и подчинения. Как доминирование, так и подчинение могут быть положительными и отрицательными, действенными и вербальными, сильными и слабыми. Каждая форма взаимодействия характеризуется своими понятиями: положительное доминирование - помогать, хвалить, руководить, наставлять; отрицательное доминирование - нападать, ругать, заставлять, приказывать; положительное подчинение - слушаться, соглашаться, доверяться, воодушевляться; отрицательное подчинение - уступать, подчиняться, терпеть, переживать. Исследования Т.В. Сенько проводились на детях дошкольного возраста, однако приведенные характеристики доминирования и подчинения являются достаточно общими, и их можно использовать для анализа взаимодействия детей на разных возрастных этапах. Попутно следует отметить, что согласно экспериментальным данным Т.В. Сенько позиции доминирования и подчинения тесно связаны с положением дошкольников в группе сверстников. Так, дети "звезды" чаще занимают позицию положительного доминирования, "предпочитаемые" –положительного подчинения, "пренебрегаемые" - либо позицию положительного подчинения, либо - отрицательного подчинения, «изолированные» –положительного подчинения, либо отрицательного доминирования. С точки зрения ненасилия необходимо учить детей и школьников занимать и позицию положительного доминирования, и позицию положительного подчинения. В то же время следует отметить, что основное внимание должно быть уделено развитию способности к паритетному взаимодействию, к сотрудничеству, способности согласовывать индивидуальные и коллективные цели, позиции, установки. Всему этому можно научиться, овладевая искусством общения, развивая навыки ведения диалога. Вот, например, какие правила ведения диалога предлагаются: 1. Установите основные правила. Вначале выразите свое обязательство слушать и учиться с взаимным уважением. Обратите внимание, согласны ли другие действовать с учетом этой договоренности. Авторы предлагают следующие четыре правила для диалога: - быть открытым и готовым учиться в процессе познания точки зрения друг друга: - быть готовым слушать и справедливо делить отведенное время; - пытаться использовать ясный недвусмысленный язык и избегать преувеличений; - не подчинять самому и не позволять другим подавлять вас. 2. Слушайте с сопереживанием. Слушать другого человека с пристальным вниманием, не думая о том, согласны вы или не согласны с его или ее убеждениями, идеями или установками. Постарайтесь поставить себя на место другого человека. 3. Повторяйте с пониманием, объясняйте собеседнику то, как вы поняли его слова без высказывания своего мнения или суждения. Потом уточните, что вы упустили и что нужно исправить с тем, чтобы достичь полного понимания. 4. Говорите свою правду. Выражайте свою точку зрения и как защитник того, что вы считаете правдой, и как эмпирик, ищущий новые факты и более глубокое понимание. Эти правила достаточно просты и могут быть использованы в организации тренингов общения со школьниками. В отечественной психологии предпринимаются попытки разработать и внедрить специальные игровые тренинги для выработки навыков общения; способности видеть и понимать других и самого себя. Например, Н.П.Аникеева предлагает такие игры, как "Интервью", "Мимика и жесты", "Видение других", "стратегия в диалоге" и др. В качестве примера можно привести игру "Стратегия в диалоге". «Стратегия в диалоге». Эти игровые упражнения направлены на тренировку вербального (словесного) общения: умения говорить и слушать другого. а) Двое вызываются ведущим. Каждый из них получает втайне от аудитории и друг друга задание: первый поддерживать диалог в своей обычной манере, второй - во что бы то ни стало удержать лидерство в процессе диалога, затем стратегия диалога обсуждается всеми; б) Все то же самое, но второй партнер получает противоположное задание: заставить напарника быть лидером диалога; в) Оба получают задание вести диалог определенным образом. Один утверждает какое-то мнение, а второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать свое. Первый соответственно должен повторить высказанное партнером, затем продолжает обсуждение темы. Такой диалог идет 5-7 мин. желательно, чтобы кто-нибудь из участников фиксировал количество искажений каждым партнером в пересказе слов своего собеседника. Через это упражнение должны пройти все участники. Повторяя эту игру постоянно, школьники увидят, как будет меняться их манера разговора и вне игры. Я смог помочь 1. Разделите класс на пары или небольшие группы и попросите ребят вспомнить случаи, когда они помогли кому-нибудь выйти из затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой. После того, как каждый ученик имел возможность рассказать об этом в течение 2-3 минут своему собеседнику или группе, попросите желающих поделиться своими историями с классом. Обсудите: Что это была за ситуация (проблема)? Как вы помогли выйти из нее (разрешить ее)? Что вы чувствовали после этого? Это было трудно? легко? Объясните. Часто ли вам бывает нужна помощь? Получаете ли вы ее? Как вы относитесь к тому, что в каждом из нас живет "спаситель"? Какие чувства заставляют людей помогать другим? Обсудите эти качества. 2. Попросите ребят взять чистый лист бумаги и разделить его на две части, проведя горизонтальную черту посредине. Задание: Вспомните случай, когда у вашего друга была проблема, с которой он не мог справиться сам, и вы помогли ему. Сверху, до черты, изобразите с помощью рисунка эту проблему. Под чертой нарисуйте и кратко опишите, что вы сделали, чтобы эту проблему решить. Проведите обсуждение по той же схеме, которая дана к предыдущему заданию. 3. В конце каждой школьной недели попросите ребят вспомнить случаи, когда они были полезны или помогли кому-нибудь. После 1-2 минут тишины предложите детям рассказать об этих ситуациях классу. Все эти примеры показывают, что в арсенале учителя практически есть неисчерпаемые возможности для ведения целенаправленной и в то же время ненавязываемой работы по воспитанию гуманных отношений, сотрудничества, взаимопомощи и т.п., необходимо лишь желание, умение мыслить по-новому и тогда, действительно, воспитание в духе ненасилия превратится из желаемого и во многом декларативного в реальность. Из зарубежного опыта в рамках рассматриваемой проблемы следует остановиться на специальной программе по нравственному воспитанию, разработанной группой американских ученых под руководством К.Оллред. Программа имеет название "Позитив Экшн" ("Воспитание личности ребенка положительным поступком"). В 1982 г. она была отмечена в США призом "Лучшая программа нации" как победитель общенационального конкурса среди 600 других программ в области нравственного воспитания. Специально разработанная педагогическая технология создает Возможности для ребенка в его повседневной жизни в семье, школе, в общении со сверстниками и взрослыми самостоятельно вычленять задачи особого рода -личностные, содержащие нравственно-этические проблемы и требующие от ребенка активных действий и творческого преодоления достигнутых им пределов в своем развитии. В качестве исходного понятия в концепции К.Оллред берется положительный поступок, который выступает как минимальная единица творческого продвижения ребенка в личностном развитии. Оно осуществляется одновременно по трем основным линиям психического развития; когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Соответственно в структуру положительного поступка входят три составляющие: мысль, эмоция, действие, которые образуют замкнутый позитивный круг (цикл). Положительный поступок в контексте данной программы рассматривается достаточно широко. В его содержание входят умения ребенка оказать действенную помощь, быть справедливым и честным по отношению к себе, признавать свои сильные и слабые стороны, принимать личную ответственность за поступок, преодолевать страх перед новым и неизвестным, преобразовывать трудные ситуации и события, способствующие личностному росту, рассматривать ситуацию с позиции человека не согласного с тобой и др. В книгах, входящих в "Позитив Экшн", представлены концентрически три блока тем, содержание которых включает: 1)усвоение понятия "самопонимание", 2)формирование позитивных установок для интеллектуального и физического совершенствования; 3) психологическое самоуправление. Например, в подготовительном классе дети участвуют в многочисленных приключениях, которые выстраиваются на пути во дворец Самопонимания у главных героев – мудрого и опытного енота Пикс-ит и несмышленого медвежонка-панды Никс-ит. Пикс-ит использует свою мудрость, чтобы обучить Никс-ит приемам самопонимания, обучает его навыкам, необходимым для осознанного построения счастливой и полезной жизни. Так, незаметно, через игру вводится осознание ребенком гармоничного и жизнеутверждающего мироощущения. Приключения начинаются в Королевстве Положительного Поступка в поисках первого ключа к воротам дворца Самопонимания, действие продолжается в Стране Разума, где главные герои встречаются с другими персонажами. Посещая Страну Здоровья и Страну Разума, учащиеся добывают еще один ключ от ворот дворца Самопонимания и т.п. Последующие разделы посвящены управлению и эффективному использованию эмоций. В итоге школьники подводятся к важному различению – «кто они есть» и «какими они могут быть». Здесь дети анализируют свое продвижение вперед, празднуют приход во Дворец Самопонимания. Каждый ребенок отмечает, что лично им достигнуто. Программа разработана для детей и учащихся разных возрастных этапов, имеет полное методическое обеспечение. В целом многочисленными проверками исследовательского характера показано, что занятия по системе "Позитив ЭКШН" стабильно улучшают самооценку, повышают академическую успеваемость, формируют внутренний локус оценки, способствуют развитию самостоятельности и инициативности школьников, улучшают психологический климат в классе, школе, семье, формируют полезные навыки психосоматической саморегуляции, обеспечивают достижения психического здоровья детей. В процессе взаимодействия детей и учащихся друг с другом достаточно часто можно наблюдать агрессивные формы поведения. Педагогика ненасилия выступает против проявления агрессии и рассматривает разработку ненасильственных методов и приемов снятия агрессии в качестве одной н. актуальных задач. Под агрессией понимают обычно действия человека, характеризующиеся демонстрацией превосходства в силе или применение силы к другим людям, нанесение им ущерба. У детей и школьников наиболее распространенными являются следующие формы агрессии: физическая агрессия (драки), устная агрессия (оскорбления, брань и т.п.), вспыльчивость, непослушание, вандализм (разрушительное отношение к вещам). Причины агрессивного поведения могут быть самые разнообразные. Чаще всего корни агрессивного поведения нужно искать в семье. Известно, что если ребенок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла со стороны близких, если воспитывается в атмосфере жесткого давления, то в последующем это, как правило, находит прямое выражение в агрессивных формах поведения детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. В качестве причины агрессии может выступать и стремление отстоять свою самостоятельность, защитить свое 'Я", – здесь агрессия проявляется как защитный механизм. Особо следует указать на внутриличностные причины. Противоречивость "Я-концепции", глубокий эмоциональный дискомфорт побуждают учащегося избавиться от такого дискомфорта, что он делает через агрессивное отношение к другим людям. Распространена и такая причина, как ответная агрессивная реакция на угрожающие факторы, оскорбления со стороны других при отсутствии иных способов реагирования. Агрессия может возникать и в случае ощущения своей незащищенности, брошенности, чувства одиночества, а также быть следствием утомления, перенапряжения. В каждом конкретном случае, в каждой ситуации необходимо разобраться, что лежит в основе агрессивного поведения детей. Чаще всего причиной является не одна, а определенный комплекс: или конфликт со сверстниками или родителями, воспитателями, учителями. Каким же образом можно работать с агрессивными детьми, предотвращать и снимать агрессию? В практике выделяются следующие направления в работе по предотвращению агрессии: - прежде всего, педагогу самому следует встать в позицию ненасилия, исключить всякое проявление агрессии, раздражительности, неудовольствия со своей стороны, если же он все-таки сам выходит из себя, то это надо признать; - важно как можно быстрее выяснить причину агрессивного поведения школьника, и если есть такая возможность, устранить эту причину; - хороший эффект дают разнообразные способы переключения агрессии на другой объект без тяжелых последствий, замещение агрессивного поведения позитивным или отвлечение внимания на другое; - положительное влияние оказывает объяснение субъекту агрессивного поведения последствий его действий для него самого и для других людей, однако это необходимо делать после аффекта, предварительно успокоив, сказав хорошие слова, дав возможность выговориться школьнику, пусть и в резкой форме; - в тех ситуациях, когда причиной агрессии является неадекватное представление о себе, нужно помочь ребенку познать себя и позитивно принять; - из специальных методов, касающихся прежде всего профилактики агрессивного поведения, следует выделить игротерапию. Суть ее состоит в том, что ребенок в игровой форме ставится в позицию проявляющего агрессию, это дает возможность ему понять всю нелепость агрессивного поведения, осознать его как личностный тупик для него самого, научить преодолевать состояние агрессивности. Проявление агрессивного поведения тесно связано, хотя и не всегда, с конфликтом и конфликтными ситуациями. Под конфликтом понимают обычно столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В школьном возрасте конфликты представляют из себя достаточно частое явление. Разумеется, педагогика ненасилия не выступает против конфликтов, конфликты всегда были и будут сопровождать жизнь людей, в том числе и детей, в то же время подготовить подрастающее поколение к возможности вступить в конфликт; а самое главное, разрешить его в позитивном направлении, не оскорбляя и не умаляя личностного достоинства противоположной стороны - достойная задача любой гуманистически ориентированной педагогической теории и практики. Конфликты со сверстниками обычно происходят на самой различной почве и имеют многообразный спектр причин. Они могут развертываться на деловой почве, отражать сферу межличностных отношений, личностные особенности конфликтующих, а нередко разгораются по пустякам в силу проявления импульсивности сторон, случайного стечения обстоятельств. Тем не менее даже самая случайная причина может привести к резкому ухудшению отношений, к возникновению конфликтной ситуации. Поэтому задача взрослых, родителей, учителей состоит в том, чтобы научить ребенка правильно реагировать на конфликт, исходя из принципов справедливости, находить ненасильственные пути его разрешения, применения с противной стороной. В этой деятельности следует сочетать знакомства детей с тем, что такое конфликт, как из него выходить, с играми и тренингами, с умением ненасильственно разрешать реальные конфликтные ситуации, что является наиболее важным и актуальным. В качестве одного из приемов разрешения конфликтной ситуации является применение посредничества, причем посредником в разрешении конфликта выступает не взрослый (родитель, воспитатель или учитель), а сверстник. В силу особой значимости этого приема следует остановиться на нем несколько подробнее, воспользовавшись некоторыми материалами семинара по предотвращению конфликтов, проведенного специалистами в этой области из США. Посредники-сверстники – это специально подобранные и обученные школьники, которые помогают другим ученикам в разрешении споров. Они имеют дело с различными типами конфликтов, кроме драк, вымогательства, насилия и т.п. Суть посредничества состоит в следующем. Если ученики вовлечены в спор без применения физической силы, посредники узнают у них, не хотят ли они, чтобы посредники-сверстники помогли им в проведении переговоров и разрешении их спора. Если спорящие согласны, посредники-сверстники помогают им, используя определенный способ решения проблем, который должен помочь понять точку зрения каждого относительно сути спора, какие чувства испытывает каждый из участников, и что каждый считает нужным сделать для разрешения конфликта. Преимущество этого метода состоит в том, что ученики получают уверенность, что они могут помочь себе сами; они учатся вести себя лучше как дома, так и в школе; учащиеся и учителя приобретают способность более успешно совместно работать; педагоги могут больше времени уделять обучению, а не улаживайте конфликтов между учащимися. В качестве руководящих принципов посредничества выступают следующие. 1. Переговоры с помощью посредников-сверстников - это выбор самих учащихся. Если спорящие ученики решат принять помощь посредников, они должны будут согласиться работать так напряженно, как только они могут, для того, чтобы разрешить свои споры. 2. Единственной задачей посредников-сверстников является помощь другим ученикам в конфликтах. Они не должны заниматься контролем во время перемен, выступать стражами порядка и следить за дисциплиной. Не отвлекаются также посредники-сверстники при драках. 3. Посредники-сверстники не решают проблем за других учеников. Их роль состоит в том, чтобы руководить процессом, который позволит спорящим обсудить их разногласия и разрешить их путем нахождения взаимоприемлемых решений. 4. Посредники-сверстники всегда работают в паре. Это позволяет помогать друг другу лучше выполнять их работу и демонстрировать, как могут действовать сообща два человека в споре, если они стараются вместе разрешить свои разногласия. 5. посредники-сверстники обыкновенные учащиеся и у них тоже бывают конфликты. Предполагается, что посредники-сверстники также будут использовать прием посредничества, когда они сами неспособны разрешать их собственные разногласия. Рассмотренные выше некоторые вопросы воспитания гуманного отношения к людям, способности ненасильственными методами разрешать конфликты, естественно, далеко неполные. Реально проблема значительно шире и охватывает практически все области взаимодействия, в которые включаются школьники. Задача на сегодняшний день состоит в том, чтобы разработать серьезные программы по гуманизации системы взаимодействия учащихся со взрослыми и сверстниками, экспериментально обосновать и внедрить в практику.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |