Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Межбюджетные отношения



2019-11-22 181 Обсуждений (0)
Межбюджетные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Муниципальные образования существенно различаются по своему экономическому потенциалу. В муниципальных образованиях – «донорах» собственные доходы превышают нормативные бюджетные потребности, муниципальные образования – «реципиенты» нуждаются в бюджетных дотациях. Донорами, как правило, являются крупные города с эффективно работающими промышленными предприятиями, а также территории, обладающие богатыми природными ресурсами. Подавляющее большинство муниципальных образований – реципиенты. В отдельных сельских муниципальных образованиях доля собственных доходов не превышает 30% минимально необходимых расходов. В связи с этим возникает необходимость бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов

Межбюджетные отношения - это совокупность отношений между государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам регулирования экономических и бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

 Межбюджетные отношения основаны на разграничении функций и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления, распределении доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами, единстве методологии и критериев бюджетного регулирования.

 Передача отдельных видов доходов, предусмотренных в соответствующих бюджетах, в другой бюджет осуществляется только при внесении изменений и дополнений в настоящий Кодекс.

 Доходы, дополнительно полученные при исполнении местного бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец бюджетного года, остаются в распоряжении органов местного самоуправления. Указанные доходы не подлежат изъятию и используются на осуществление расходов местного бюджета, согласно нормативным правовым актам местных кенешей, в очередном бюджетном году.

    Политика межбюджетных отношений, включая стратегию изменения нормативов отчислений от общегосударственных доходов, определяется в Основных направлениях фискальной политики.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

1) распределение и закрепление доходов за каждым бюджетом бюджетной системы Кыргызской Республики;

2) соблюдение расходных полномочий государственных органов и органов местного самоуправления;

3) определение на долговременной основе нормативов распределения доходов между бюджетами;

4) достижение уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов за счет предоставления из республиканского бюджета межбюджетных трансфертов;

5) возмещение потерь в доходах или дополнительных расходов бюджетов, связанных с внесением изменений в законодательство Кыргызской Республики.

Общегосударственные доходы - установленные законодательством Кыргызской Республики доходы бюджетов, которые подлежат распределению между республиканским и местными бюджетами по установленным нормативам отчислений.

 К общегосударственным доходам относятся:

1) подоходный налог;

2) налог с продаж;

3) налоги за пользование недрами;

4) налог на основе добровольного патента;

5) налог на основе обязательного патента;

6) единый налог по упрощенной системе налогообложения;

7) плата за предоставление права пользования недрами;

8) отчисление на развитие и содержание инфраструктуры местного значения.

 Нормативы отчислений от общегосударственных доходов устанавливаются ежегодным законом о республиканском бюджете.

Отношения между бюджетами бюджетной системы Кыргызской Республики регулируются посредством установления нормативов отчисления от общегосударственных доходов и межбюджетных трансфертов

В систему межбюджетных трансфертов включаются:

1) трансферты местным бюджетам в виде:

а) выравнивающих трансфертов;

б) целевых трансфертов;

2) ассигнования из республиканского бюджета в бюджет Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.

 Межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам, утверждаются ежегодным законом о республиканском бюджете.

 Выравнивающие трансферты - это средства, предоставляемые из республиканского бюджета для покрытия финансового разрыва между уровнем доходов и потребностями местных бюджетов.

Объемы выравнивающих трансфертов определяются исходя из уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов и предоставляются им для обеспечения полноты финансирования местных бюджетов с целью поддержания стабильного социально-экономического положения региона.

 Порядок определения объемов выравнивающих трансфертов утверждается Правительством.

 Увеличение доходов местных бюджетов за счет принятия органами местного самоуправления решений о повышении базовых ставок или коэффициентов по земельному налогу в пределах предусмотренных законодательством полномочий не является основанием для изменения размеров выравнивающих трансфертов, предусмотренных в законе о республиканском бюджете.

 Целевые трансферты - это средства, предоставляемые из одного уровня бюджета в другой бюджет на определенные цели.

 Целевые трансферты из республиканского бюджета предоставляются на:

1) компенсацию финансовых разрывов или выпадения доходов в местных бюджетах в течение бюджетного года, а также дополнительных расходов или потерь доходов местных бюджетов, образовавшихся в результате принятия нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

2) финансирование расходов местных бюджетов при делегировании органам местного самоуправления отдельных полномочий государственных органов на основании закона или договора;

3) обеспечение совместного финансирования расходных обязательств республиканского и местного бюджетов.

 Целевые трансферты из местного бюджета предоставляются другому местному бюджету нормативным правовым актом местных кенешей.

 Объемы целевых трансфертов, предоставляемые из местного бюджета, утверждаются нормативным правовым актом местных кенешей

 Бюджетная ссуда - средства, выделяемые из республиканского бюджета местному бюджету либо из одного местного бюджета другому местному бюджету на возвратной, срочной и безвозмездной основах. Бюджетные ссуды предоставляются на срок до 12 месяцев и должны быть погашены до конца бюджетного года, в котором они были предоставлены. Бюджетные ссуды предоставляются при финансовых затруднениях местных бюджетов. Взаимоотношения по предоставлению бюджетных ссуд регулируются соответствующим договором и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

 Решение о выдаче бюджетных ссуд местным бюджетам из республиканского бюджета принимается Правительством.

В случае если предоставленные из республиканского бюджета бюджетные ссуды не возвращены в предусмотренный договором срок, уполномоченный государственный орган вправе взыскивать остаток невозвращенной бюджетной ссуды за счет отчислений от общегосударственных доходов, зачисляемых в местные бюджеты.

 Решение о выдаче и привлечении бюджетных ссуд принимается исполнительными органами местного самоуправления в соответствии с требованиями ограничения заимствований, определенного статьей 67 Бюджетнего Кодекса, по согласованию с местными кенешами.

 Порядок предоставления бюджетных ссуд из республиканского бюджета определяется Правительством, из местных бюджетов - соответствующими местными кенешами, в соответствии с настоящим Кодексом.

 Бюджетные ссуды не подлежат списанию. Общий объем бюджетных ссуд предусматривается нормативным правовым актом о бюджете.

 

Выводы:

Одна из основных проблем местного самоуправления это недостаточная сбалансированность местных бюджетов, без чего невозможно говорить о независимой и эффективной деятельности муниципальной власти.
Для большинства муниципальных образований достижение устойчивых, прогнозируемых и сбалансированных бюджетов практически невозможно. Это объясняется тем, что доля собственных доходов местных бюджетов крайне низка, в результате чего наблюдаются массированные и трудно прогнозируемые финансовые потоки из региональных бюджетов в местные.

С каждым годом становится все труднее обеспечивать финансирование действительно дотационных территорий. Учитывая такое положение вещей, законодателю крайне важно, как на федеральном, так и на уровне субъектов создавать стимулирующие механизмы для муниципальных образований к увеличению доходной базы местных бюджетов.

К этим механизмам можно отнести:
· увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования;
· увеличение собираемость налогов;
· повышение эффективности использования муниципального имущества, включая землю. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;
· использование в отдельных случаях заемных средств.

 

Однако одним повышением доходов проблему несбалансированности местных бюджетов решить невозможно требуется еще противоположно движение – сокращение необоснованных расходов. К наиболее вероятным путям сокращения расходов можно отнести:
· повышение эффективности работы муниципальных предприятий и учреждений, снижение их дотационности;
· усиление контроля за расходованием бюджетных средств и повышения ответственности органов местного самоуправления за нерациональное использование муниципальных ресурсов;
· привлечение частного бизнеса к оказанию отдельных видов услуг;
· нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг;
· конкурсное размещение муниципального заказа и его реальное, а не фиктивное проведение;
· установление экономически обоснованных цен и тарифов на муниципальные услуги, расширение спектра платных услуг;
· внедрения ресурсосберегающих технологий в городском хозяйстве;
· обеспечение для населения информационной открытости исполнения местных бюджетов.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Что такое экономические основы местного самоуправления?

2. Каков состав муниципальной собственности?

3. Что представляет собой местный бюджет?

4. Каковы особенности межбюджетных отношений в области поддержки местного самоуправления?

5. Каково предназначение механизма выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований?

 

 

Список рекомендуемой литературы и нормативно-правовых актов по теме:

1. Финансовые и экономические основы местного самоуправления

Э.Н.Ракимбаев, Н.М.Тюлюндиева, А.К.Ермеков. – Б., 2005.

2. Иванова О.Б. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие /

О.Б. Иванова, С.Н. Рукина, И.П. Денисова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для вузов / под ред.

А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Бюджетный Кодекс КР от 16 мая 2016 года № 59

5. Налоговый Кодекс КР от 17 октября 2008 года N 230

6. Закон Кыргызской Республики «  О муниципальной собственности на

имущество» от 15 марта 2002 года N 37. 



2019-11-22 181 Обсуждений (0)
Межбюджетные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Межбюджетные отношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)