Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Достижение положительного результата общения и взаимодействия



2019-11-22 352 Обсуждений (0)
Достижение положительного результата общения и взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок




- связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге,

- зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога,

- его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, "сенсорной остроте", установлению "раппорта" и умению учитывать репрезентативную систему собеседника,

- зависит от умения слушать, понимать учащегося, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.

Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

33. Барьеры и конфликты педагогического общения. Проблема урегулирования конфликтов в педагогическом общении.

Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями содержанием их совместной деятельности. Оптимальное педагогическое общение создает условия для мотивации учащихся, способствует благоприятному микроклимату, обеспечивает самореализацию педагога и учащихся. Общение между учителем и учеником должно стать свободным от барьеров, препятствующих обмену личностно-значимыми идеями и ценностями. При этом педагог несет ответственность за создание условий взаимного принятия и равенства в отношениях. Поэтому знакомство с психологическими закономерностями общения, изучение конфликтов в педагогическом взаимодействии, целенаправленное приобретение умений налаживания отношений равенства, партнерства и взаимоуважения как в детском коллективе, так и в общении учителя с классом, являются важной основой для эффективного педагогического общения.

 

34. Барьеры и конфликты педагогического общения. Проблема урегулирования конфликтов в педагогическом общении.

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот.

Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.

Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.

Вот некоторые, наиболее типичные затруднения, выявленные В.А.Кан-Каликом:

· «барьер» несовпадения установок;

· «барьер» боязни класса;

· «барьер» отсутствия контакта;

· «барьер» негативной установки на класс;

· «барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;

· «барьер» боязни педагогических ошибок (не уложиться во времени, не верно оценить, ошибаться и т.п.);

· «барьер» подражания и др.

Среди барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:

Проблема педагогических конфликтов и способы их предупреждения.Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия.

Причины педагогических конфликтов.Конфликт между педагогом и учащимся может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов:

· противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов;

· психологическая несовместимость;

· наличие внутренних конфликтов;

· отсутствие коммуникативной культуры и т.д.

Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в учебном процессе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.

Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения учащимся тех или иных заданий, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности.

Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями правил поведения.

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и педагогов в процессе общения или деятельности.

Различают следующие основные типы педагогических конфликтов.

Конфликт «ученик – ученик». Большая часть конфликтов среди учащихся возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах.

Конфликт «ученик – учитель». Межличностные конфликты между учащимися и педагогами возникают, если позиции преподавателя и обучаемого противоположны.

Конфликт «педагог – педагог». Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности.

https://studopedia.org/5-9294.html

Проблема урегулирования конфликтов в педагогическом общении.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт, если возникает инцидент (происшествие, неприятный случай, внешний повод). Конфликт сопровождается сильными эмоциональными проявлениями и направлен на перестройку взаимоотношений. Выделяют несколько этапов развития конфликта: возникновение объективных противоречий; осознание конфликтной ситуации; переход к конфликтным действиям; разрешение конфликта. Педагогическая мудрость проявляется на этапе осознания ситуации. При эмоциональном конфликте важно, чтобы сработали механизмы психической защиты: понимание собеседника, мудрость, свобода выбора переживаний. Если присутствует объективное противоречие с наличием объекта конфликта, в котором присутствует воспитательный потенциал, важно оценивать ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к определенному конфликтному поведению.
Пути решения конфликтов в педагогическом общении Для успешного разрешения конфликтов в педагогическом коллективе необходимо учитывать некоторые положения: принять и понять неизбежность конфликтных ситуаций в педагогической деятельности; важно определять наиболее вероятные конфликтные ситуации и вовремя прорабатывать пути их решения; осознать причины конфликтных ситуаций, необходимость овладения способами их разрешения; профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение конфликтов лежит на педагоге; различия в жизненном опыте и возрасте участников конфликта определяет их разное поведение; профессиональная позиция педагога в конфликте ставит его на приоритетные позиции в разрешении конфликта; всякая ошибка педагога ведет к порождению новых конфликтных ситуаций.

 



2019-11-22 352 Обсуждений (0)
Достижение положительного результата общения и взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Достижение положительного результата общения и взаимодействия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)