Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровни и методы анализа экономики



2019-11-22 249 Обсуждений (0)
Уровни и методы анализа экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Различают следующие четыре уровня анализа экономики.

Мировая экономика (супермакроэкономика) – изучает мировое хозяйство или мирохозяйственную систему, представляющую собой взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных стран мира, функционирующие по согласованным правилам.

Макроэкономика (национальная экономика) – изучает крупномасштабные экономические явления и процессы, относящиеся к экономике страны, её хозяйству в целом.

Мезоэкономика – экономика отдельных сфер и отраслей народного хозяйства. Изучает функциональные подсистемы: АПК, ВПК и др., а также экономику территорий (региональную экономику).

Микроэкономика – изучает относительно маломасштабные экономические процессы, субъекты, явления. В центре внимания находятся во-первых, производители, предприятия, фирмы, предприниматели, их хозяйственная деятельность, экономические отношения между ними, во-вторых, потребители и их потребности.

Кроме того, следует различать нормативную и позитивную экономическую теорию.

Нормативная экономическая теория – объясняет экономические явления и события, способствует выработке экономической политики, даёт конкретные рекомендации правительству, руководителям предприятий и фирм. Нормативный подход характеризует то, что должно быть.

Позитивная экономическая теория – изучает экономические явления, факты, события, устанавливает связь между ними. Позитивный подход показывает то, что есть.

Методология экономического исследования базируется на формах и способах научного познания, которые изучаются в курсе философии, статистических наблюдениях, экспериментальных методах, математических и логических приёмах.

 

Проблемы экономической организации общества

(три основные экономические задачи)

 

Любое общество для удовлетворения своих потребностей сталкивается с фундаментальной проблемой рационального использования ограниченных редких ресурсов, решая при этом три основные экономические задачи - что производить, как производить, для кого производить.

Решение первой задачи (что производить) предполагает определение перечня и объёмов производства товаров и услуг. Вторая задача (как производить) заключается в нахождении ответов на вопросы:  какие технологии применять, как организовать производство, какие ресурсы использовать. На этапе выполнения третьей задачи (для кого производить) происходит распределение произведённой продукции и дохода между членами общества, а также обеспечение всех членов общества товарами и услугами.

Эти задачи решаются по разному в зависимости от общественного устройства. В капиталистической системе они реализуются через механизм цен и рынка, в социалистической – через плановые рычаги и административные меры.

Любое общество существует в мире ограниченных ресурсов, поэтому производит лишь необходимые товары для удовлетворения своих потребностей. От решения трёх основных экономических задач зависит уровень жизни людей для каждого данного общества.

    


Технологический выбор и кривая производственных возможностей

    

Граница производственных возможностей определяется при помощи простейшей экономической модели – кривой производственных возможностей. Кривая графически иллюстрирует возможности одновременного производства дух продуктов с учётом ограниченности ресурсов, расходуемых на производство этих продуктов. Кривая строится в системе координат, на каждой оси отражаются объёмы производства одного из продуктов. Кривая ограничивает область производственных возможностей, так что любая точка на кривой показывает предельно возможные по ресурсным ограничениям сочетания объёмов производства двух продуктов.

Предположим, что общество может использовать свои природные и людские ресурсы для производства основных средств производства и предметов потребления.

Основные средства производства – это производственные здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, приборы и др., которые используются в производстве.

Предметы потребления – это потребительские товары и услуги, используемые для личного, семейного, домашнего и др. видов производственного потребления.

 

Основные

Средства

производства

                                                                                          

                                                                                                  

                 А              

          Ув                 В         ·Е

             

 

 

                       ·F                              C

          Ус                                                  

                                                                           D

                                                                       ·                                                                     

                                              Xв                                        Xс                                       Предметы потребления   

Рис. 1.1. Кривая производственных возможностей

 

Комментарии к рис. 1.1. Каждая точка кривой АВС D представляет определённую комбинацию товаров этих двух видов. Точка А – производятся только средства производства. Точка В – производится меньше предметов потребления (Хв) и больше средств производства (Ув). Точка С – производится больше предметов потребления (Хс) и меньше средств производства (Ус). Точка D – производятся только предметы потребления. Точка F – ресурсы используются не полностью (например, в результате безработицы или забастовки). Точка Е – недостижимый выпуск продукции при полном использовании ресурсов и имеющейся технологии. Перемещение кривой в точку Е возможно за счёт технических и экономических нововведений, а также увеличения производственных ресурсов (открытие новых месторождений полезных ископаемых, сокращение безработицы, строительство новых предприятий и др.)

Кривая АВСD называется границей производственных возможностей и характеризует максимально возможные объёмы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

При равномерном расширении производственных возможностей кривая сместится параллельно вправо.

 

 

           А1                                                               

                А

 

 

                                           Д Д1

Рис. 1.2. Равномерное расширение производственных возможностей

При неравномерном расширении производственных возможностей кривая сместится с перекосом к одной из оси.

     
 


  А1                                                       А

      

  А

 

 

 


                                   Д                                             Д Д1

       а)                                                        б)     

 

Рис. 1.3. Неравномерное расширение производственных возможностей (а, б)

 

Перед обществом стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Поэтому при производстве одного товара приходится жертвовать другим товаром.

Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для производства другого товара на единицу называется альтернативными (вменёнными) затратами, или затратами упущенных возможностей.

По мере приближения к каждой из осей координат (рис. 1.1., 1.2., 1.3.) будут расти альтернативные затраты.

 



2019-11-22 249 Обсуждений (0)
Уровни и методы анализа экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровни и методы анализа экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)