Потребности и ресурсы общества
Определение экономики
Термин «экономика» является производным от двух греческих слов «oikos» (домашнее хозяйство) и «nomos» (правило, закон) и дословно означает знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. Истоки экономической науки следует искать ещё в древнем мире. В научный оборот термин «экономия» ввёл представитель древнегреческой экономической мысли Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.), написавший труд под названием «Экономия». В настоящее время в развитии экономической науки выделяют три этапа: 1) экономия (4 век до н.э. – 15 век н.э.); 2) политическая экономия, в том числе · политическая экономия богатства (16 – 18 века), · политическая экономия труда (19 век), · маржинализм (20 век) представлял экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы исходя из идеи использования величин и состояний; 3) современная экономическая теория, в том числе · неоклассицизм (до 30-х гг. ХХ в.) критическое осмысление экономической теории К.Маркса воспевавшее свободную конкуренцию, · монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы, · неолиберализм пропагандирует минимальное вмешательство государства в экономику, · кейнсианство требует серьезного вмешательства государства в экономику, · институционализм – система, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, · и др. Экономика – фундамент всякого общества, на котором существуют политика, религия, наука и искусство. Человечество может существовать только благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных (экономических) процессов. Экономике как учебной дисциплине всего два века. Экономическая наука является предметом академическим. Проблемы этой науки рассматриваются не с позиций отдельного человека, а с позиций общества в целом. Экономика является фундаментальной наукой, на которой базируются многие дисциплины. Например, «экономика промышленности», «экономика труда», «экономика международных отношений» и др. Из всего многообразия определений экономики, выделим наиболее распространённые. Экономика – наука о деятельности по поводу производства и обмена между людьми. Экономика изучает, как люди выбирают способ использования земли, труда, оборудования, технических знаний для производства и распределения различных товаров. Экономика – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Наиболее верным следует считать следующее определение: Экономика – это наука об использовании редких ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека. Все экономические проблемы, в том числе инфляция, безработица, бедность связанны с ограничением ресурсов. Поэтому экономику рассматривают как науку о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченных ресурсов.
Потребности и ресурсы общества
Из определения экономики вытекают две фундаментальные экономические аксиомы: 1) потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы; 2) ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограниченны или редки. Потребности – это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, но и предметы, вредные для здоровья, но потребляемые людьми. Потребности подразделяются на биологические (пища, одежда, жилище) и социальные (образование, медицина, спорт и др.). Кроме того, различают частично насыщаемые потребности (пища, книги) и не насыщаемые потребности, для удовлетворения которых нет чётко обозначенного предела (например, потребности в знаниях). Иерархия потребностей по Маслову (1993г.) имеет пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации только лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. Первый уровень – это физиологические потребности в пище, воде, сне, во всём том, что необходимо для поддержания жизни. Второй уровень включает потребности в безопасности, защите, порядке, освобождении от страха. На третьем уровне находятся социальные потребности, это – потребности в любви, друзьях, семье, принадлежности к определённой группе. Потребности в уважении, признании окружающих (статус, престиж, слава, успех, внимание) составляют четвёртый уровень. Высший пятый уровень – это потребности в самореализации (написании романа, защита диссертации, воспитание детей и др.) Экономические ресурсы – это источники, средства обеспечения производства. Они подразделяются на природные (полезные ископаемые, животный и растительный мир), трудовые (люди), капитальные (здания, сооружения, оборудование и т.д.), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (деньги и денежные средства). Поскольку потребности людей безграничны, а ресурсы редки, возникает проблема выбора, т.к. общество не может производить и то и другое одновременно.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |