Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 18. СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ



2019-11-13 176 Обсуждений (0)
Тема 18. СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения в неживой и живой природе. Социальная форма сознания.

2. Сознание и мозг, сознание и язык. Сознание, самосознание и личность.

3. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь

 

Основные понятия: вульгарный материализм, сознание, язык, идеальное, отражение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003.

3. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановский. Ростов - н./ Д, 2000.

4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008.

Дополнительный

1. Дубровский Д.И. Проблема идеального/Д.И. Дубровский. М.: Наука, 1983. 312 с.

2. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание/В.А. Лекторский. М.: Мысль, 1980. 287 с.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1981. 340 с.

4. Моисеев Н.В. Алгоритмы развития/Н.В. Моисеев. М.: Наука, 1989. 415 с.

5. Методология развития научного знания. М.: МГУ, 1982. 120 с.

6. Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии/Л.А. Маркова//Вопросы философии. 1997. № 11. С.73-89.

Тема 19. О СУЩНОСТИ И СМЫСЛЕ ПОЗНАНИЯ

 

1. Познание как предмет философского анализа. Познание и практика.

2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности (типы познания: научное, религиозное, этическое, эстетическое).

3. Структура познания: эмпирическое и теоретическое. Формы познания: рациональная и иррациональная. Методы познания.

4. Проблема истины. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

 

Основные понятия: наблюдение, эксперимент, истина, заблуждение, вера, знание, догматизм, теория, гипотеза.

Контрольные вопросы

1. Каково место гносеологии в структуре философии?

2. Каковы основные формы чувственной ступени познания? Рациональной?

3. Как вы считаете, исчерпывает ли взаимосвязь этих форм процесс познания?

4. Что такое практика?

5. Какова взаимозависимость абсолютной и относительной истин?

6. Почему истина всегда конкретна?

7. Есть ли предел познаваемости мира?

8. В чем социальная опасность искажения истины?

9. Знание и вера: общее и особенное.

10. Какова роль интуиции в процессе научного познания?

11. Как можно прокомментировать теорию познания И. Канта, основываясь на следующих положениях: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок можно вообще представить как способность составлять суждение. Разум ограничивает рассудок применением в опыте. Опыт – это продукт рассудка. Образованный из материалов чувственности (то есть ощущений) разум содержит в себе основание для идей, а под идеями я разумею понятие, предмет которых не может быть дано ни в каком опыте».

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003.

3. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановский. Ростов - н./ Д, 2000.

4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008.

 Дополнительный

1. Дубровский Д.И. Проблема идеального/Д.И. Дубровский. М.: Наука, 1983. 312 с.

2. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание/В.А. Лекторский. М.: Мысль, 1980. 287 с.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1981. 340 с.

4. Моисеев Н.В. Алгоритмы развития/Н.В. Моисеев. М.: Наука, 1989. 415 с.

5. Методология развития научного знания. М.: МГУ, 1982. 120 с.

6. Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии/Л.А. Маркова//Вопросы философии. 1997. № 11. С.73-89.

 

Тема 20. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

1. Общественный прогресс и научное прогнозирование: типы, признаки, критерии.

2. Глобальные проблемы современности: экологическая, энергетическая, демографическая; опасность ядерных и локальных войн.

3. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего.

 

Основные понятия: прогресс, регресс, коэволюция, прогнозирование, экологический кризис, техника.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные функции социального прогнозирования?

2. Какому методу социального прогнозирования в настоящее время вы отдаете предпочтение? Почему?

3. Определите место социального прогнозирования в политическом сознании современного общества.

4. Что представляет собой «общепланетарная цивилизация»?

5. Что такое «информационное общество»? Какова закономерность его появления?

6. Основана ли ноосферная цивилизация на принципах ноосферы Вернадского и Тейяра де Шардена?

7. Какие причины являются главными в возникновении глобальных проблем?

8. Можно ли решить глобальные проблемы в ближайшем будущем?

9. Каковы сценарии будущего?

10. Как вы сформулируете космические перспективы развития социума?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003.

3. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановский. Ростов - н./ Д, 2000.

4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008.

Дополнительный

1. Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия/Р.С. Карпинская, Н.К. Лисеев, А.Т. Стурцов. М.: Интерпракс, 1995. 350 с.

2. Морохов В.Г. Научно-техническая революция и ее социальные последствия/В.Г. Морохов. М.: Прогресс, 1996. 230 с.

3. Ирина В.Р. В мире научной интуиции/В.Р. Ирина, А.А. Новиков. М.: Наука, 1999. 265 с.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Мировоззрение и его основные исторические типы: миф, религия, философия.

2. Основные философские проблемы и специфика их развития.

3. Структура философского знания.

4. Функции философии, ее место в духовной жизни общества.

5. Особенности возникновения и развития философии Древнего Китая. Проблема человека и государства в философии конфуцианства.

6. Человек и космос в философии даосизма.

7. Буддизм и джайнизм: картина мира, учение о человеке.

8. Софисты. Сократ – родоначальник философии человека.

9. Аристотель – энциклопедист античной философии.

10. Основные факторы формирования и этапы развития средневековой философии.

11. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Н.Кузанский и Дж.Бруно.

12. Человек, общество и государство в философии Возрождения. Никколо Макиавелли.

13. Влияние научной революции XVII в. на постановку философских проблем. Механистическая картина мира.

14. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт).

15. Проблема материи и ее атрибутов в философии XVIII в.

16. Проблема социальной философии в европейском Просвещении XVIII в.

17. Социально-экономические условия и духовные предпосылки возникновения немецкой классической философии.

18. Натурфилософия, гносеология и этика Канта.

19. Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие между методом и системой.

20. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

21. Социально-экономические, политические, естественно-научные предпосылки и теоретические источники возникновения философии марксизма.

22. Развитие диалектико-материалистических взглядов на природу и общество в философии Маркса и Энгельса.

23. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.

24. Основные черты и периодизация русской философии. Особенности философской мысли XVIII в. – Ломоносов, Радищев.

25. Русская философия XIX века: Чаадаев и Герцен, славянофилы и западники.

26. Человек в философии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Особенности русского гуманизма.

27. Русский космизм: Н.Федоров, А.Чижевский, В.Вернадский, К.Циолковский.

28. Характерные черты философской мысли ХХ в. Философский иррационализм.

29. Психоанализ З.Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг, Э.Фромм).

30. Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности личности (Хайдеггер, Камю, Сартр, Ясперс).

31. Неопозитивизм. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века (Витгенштейн,Рассел, Поппер, Лакатос).

32. Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект). Основные формы бытия.

33. Категория и структура материи, понятия движения, пространства и времени.

34. Картины мира: обыденная, религиозная, научная, философская.

35. Сознание, его происхождение и сущность. Идеальное и материальное.

36. Историко-философские концепции природы и сущности человека.

37. Природа, общество, человек. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

38. Философский аспект понятий «личность», «индивидуальность», «индивидум».

39. Жизнь и смерть человека как философско-социологическая проблема. Философское понимание бессмертия.

40. Постановка проблемы общества и человеческой истории в различных философских концепциях.

41. Структура общества и его система. Гражданское общество и государство.

42. Культура и цивилизация. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и развития культур и цивилизаций.

43. Понятие исторического прогресса и его критериев. Типологизация исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер).

44. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность, оценка, истина, норма.

45. Моральные и нравственные ценности. Ценностная характеристика добра и зла.

46. Эстетические ценности. Эстетическое и художественное.

47. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

48. Сущность познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Диалектика веры и знания.

49. Проблема научной истины. Критерии истины. Роль практики в процессе познания.

50. Научное познание: этапы, уровни, методы, формы.

51. Наука как вид духовного производства. Проблема классификации наук.

52. Системность как фундаментальный принцип научного познания.

53. Научные революции и смены типов рациональности.

54. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

55. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

56. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Особенности разрешения глобальных проблем.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Воронежский государственный технический университет

 

Кафедра ЭТЭП

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



2019-11-13 176 Обсуждений (0)
Тема 18. СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 18. СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)