Тема 18. СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
1. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения в неживой и живой природе. Социальная форма сознания. 2. Сознание и мозг, сознание и язык. Сознание, самосознание и личность. 3. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь
Основные понятия: вульгарный материализм, сознание, язык, идеальное, отражение. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основной 1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007. 2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003. 3. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановский. Ростов - н./ Д, 2000. 4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008. Дополнительный 1. Дубровский Д.И. Проблема идеального/Д.И. Дубровский. М.: Наука, 1983. 312 с. 2. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание/В.А. Лекторский. М.: Мысль, 1980. 287 с. 3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1981. 340 с. 4. Моисеев Н.В. Алгоритмы развития/Н.В. Моисеев. М.: Наука, 1989. 415 с. 5. Методология развития научного знания. М.: МГУ, 1982. 120 с. 6. Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии/Л.А. Маркова//Вопросы философии. 1997. № 11. С.73-89. Тема 19. О СУЩНОСТИ И СМЫСЛЕ ПОЗНАНИЯ
1. Познание как предмет философского анализа. Познание и практика. 2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности (типы познания: научное, религиозное, этическое, эстетическое). 3. Структура познания: эмпирическое и теоретическое. Формы познания: рациональная и иррациональная. Методы познания. 4. Проблема истины. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
Основные понятия: наблюдение, эксперимент, истина, заблуждение, вера, знание, догматизм, теория, гипотеза. Контрольные вопросы 1. Каково место гносеологии в структуре философии? 2. Каковы основные формы чувственной ступени познания? Рациональной? 3. Как вы считаете, исчерпывает ли взаимосвязь этих форм процесс познания? 4. Что такое практика? 5. Какова взаимозависимость абсолютной и относительной истин? 6. Почему истина всегда конкретна? 7. Есть ли предел познаваемости мира? 8. В чем социальная опасность искажения истины? 9. Знание и вера: общее и особенное. 10. Какова роль интуиции в процессе научного познания? 11. Как можно прокомментировать теорию познания И. Канта, основываясь на следующих положениях: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок можно вообще представить как способность составлять суждение. Разум ограничивает рассудок применением в опыте. Опыт – это продукт рассудка. Образованный из материалов чувственности (то есть ощущений) разум содержит в себе основание для идей, а под идеями я разумею понятие, предмет которых не может быть дано ни в каком опыте».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основной 1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007. 2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003. 3. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановский. Ростов - н./ Д, 2000. 4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008. Дополнительный 1. Дубровский Д.И. Проблема идеального/Д.И. Дубровский. М.: Наука, 1983. 312 с. 2. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание/В.А. Лекторский. М.: Мысль, 1980. 287 с. 3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1981. 340 с. 4. Моисеев Н.В. Алгоритмы развития/Н.В. Моисеев. М.: Наука, 1989. 415 с. 5. Методология развития научного знания. М.: МГУ, 1982. 120 с. 6. Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии/Л.А. Маркова//Вопросы философии. 1997. № 11. С.73-89.
Тема 20. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Общественный прогресс и научное прогнозирование: типы, признаки, критерии. 2. Глобальные проблемы современности: экологическая, энергетическая, демографическая; опасность ядерных и локальных войн. 3. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего.
Основные понятия: прогресс, регресс, коэволюция, прогнозирование, экологический кризис, техника. Контрольные вопросы 1. Каковы основные функции социального прогнозирования? 2. Какому методу социального прогнозирования в настоящее время вы отдаете предпочтение? Почему? 3. Определите место социального прогнозирования в политическом сознании современного общества. 4. Что представляет собой «общепланетарная цивилизация»? 5. Что такое «информационное общество»? Какова закономерность его появления? 6. Основана ли ноосферная цивилизация на принципах ноосферы Вернадского и Тейяра де Шардена? 7. Какие причины являются главными в возникновении глобальных проблем? 8. Можно ли решить глобальные проблемы в ближайшем будущем? 9. Каковы сценарии будущего? 10. Как вы сформулируете космические перспективы развития социума? БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основной 1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007. 2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003. 3. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановский. Ростов - н./ Д, 2000. 4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008. Дополнительный 1. Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия/Р.С. Карпинская, Н.К. Лисеев, А.Т. Стурцов. М.: Интерпракс, 1995. 350 с. 2. Морохов В.Г. Научно-техническая революция и ее социальные последствия/В.Г. Морохов. М.: Прогресс, 1996. 230 с. 3. Ирина В.Р. В мире научной интуиции/В.Р. Ирина, А.А. Новиков. М.: Наука, 1999. 265 с.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 1. Мировоззрение и его основные исторические типы: миф, религия, философия. 2. Основные философские проблемы и специфика их развития. 3. Структура философского знания. 4. Функции философии, ее место в духовной жизни общества. 5. Особенности возникновения и развития философии Древнего Китая. Проблема человека и государства в философии конфуцианства. 6. Человек и космос в философии даосизма. 7. Буддизм и джайнизм: картина мира, учение о человеке. 8. Софисты. Сократ – родоначальник философии человека. 9. Аристотель – энциклопедист античной философии. 10. Основные факторы формирования и этапы развития средневековой философии. 11. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Н.Кузанский и Дж.Бруно. 12. Человек, общество и государство в философии Возрождения. Никколо Макиавелли. 13. Влияние научной революции XVII в. на постановку философских проблем. Механистическая картина мира. 14. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). 15. Проблема материи и ее атрибутов в философии XVIII в. 16. Проблема социальной философии в европейском Просвещении XVIII в. 17. Социально-экономические условия и духовные предпосылки возникновения немецкой классической философии. 18. Натурфилософия, гносеология и этика Канта. 19. Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие между методом и системой. 20. Антропологический материализм Л.Фейербаха. 21. Социально-экономические, политические, естественно-научные предпосылки и теоретические источники возникновения философии марксизма. 22. Развитие диалектико-материалистических взглядов на природу и общество в философии Маркса и Энгельса. 23. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин. 24. Основные черты и периодизация русской философии. Особенности философской мысли XVIII в. – Ломоносов, Радищев. 25. Русская философия XIX века: Чаадаев и Герцен, славянофилы и западники. 26. Человек в философии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Особенности русского гуманизма. 27. Русский космизм: Н.Федоров, А.Чижевский, В.Вернадский, К.Циолковский. 28. Характерные черты философской мысли ХХ в. Философский иррационализм. 29. Психоанализ З.Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг, Э.Фромм). 30. Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности личности (Хайдеггер, Камю, Сартр, Ясперс). 31. Неопозитивизм. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века (Витгенштейн,Рассел, Поппер, Лакатос). 32. Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект). Основные формы бытия. 33. Категория и структура материи, понятия движения, пространства и времени. 34. Картины мира: обыденная, религиозная, научная, философская. 35. Сознание, его происхождение и сущность. Идеальное и материальное. 36. Историко-философские концепции природы и сущности человека. 37. Природа, общество, человек. Антропосоциогенез и его комплексный характер. 38. Философский аспект понятий «личность», «индивидуальность», «индивидум». 39. Жизнь и смерть человека как философско-социологическая проблема. Философское понимание бессмертия. 40. Постановка проблемы общества и человеческой истории в различных философских концепциях. 41. Структура общества и его система. Гражданское общество и государство. 42. Культура и цивилизация. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и развития культур и цивилизаций. 43. Понятие исторического прогресса и его критериев. Типологизация исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). 44. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность, оценка, истина, норма. 45. Моральные и нравственные ценности. Ценностная характеристика добра и зла. 46. Эстетические ценности. Эстетическое и художественное. 47. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии. 48. Сущность познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Диалектика веры и знания. 49. Проблема научной истины. Критерии истины. Роль практики в процессе познания. 50. Научное познание: этапы, уровни, методы, формы. 51. Наука как вид духовного производства. Проблема классификации наук. 52. Системность как фундаментальный принцип научного познания. 53. Научные революции и смены типов рациональности. 54. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). 55. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. 56. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Особенности разрешения глобальных проблем.
ПРИЛОЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воронежский государственный технический университет
Кафедра ЭТЭП
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |