Используйте модель высказывания из комментария. Запишите получившиеся у вас фразы.
Семинар «Порядок слов в русском языке». Материалы Хорохординой О.В. Комментарий Принято считать, что порядок слов в русском языке является свободным. Однако это только означает, что у грамматического субъекта, грамматического объекта, слов, называющих действие или время его совершения и т.д., нет фиксированного места в предложении по отношению друг к другу. Однако изменение позиции слов в предложении по отношению друг к другу зависит от собственно грамматических норм связи в высказывании слов друг с другом, цели высказывания и связи с другими предложениями данного текста. Для порядка слов важно: – сообщает ли говорящий об абсолютно новой ситуации для слушающего, – информирует его о деталях в целом уже известного положения дел или же – подтверждает или опровергает то, что уже известно слушающему. Сообщаем о новой ситуации Порядок слов в русском высказывании, сообщающем о новой ситуации
Задание 1. Прочитайте данные ниже тексты/фрагменты тестов. · Вспомните, в каких ситуациях вам приходилось читать / слышать нечто подобное?
1. Здесь с 1818 по 1830 год жил и работал выдающийся русский архитектор Василий Петрович Стасов. 2. 8 ноября в зале Капеллы состоится концерт корейской музыки, посвящённый открытию Генконсульства Республики Корея в Санкт-Петербурге. 3. В апреле 1985 года произошло событие, положившее начало новой эпохе в мировой истории. Главой ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачёв. (Читайте продолжение на 5 стр.). 4. 13 октября 2005 года в матче за обладание мировой шахматной короной победил Владимир Крамник. После двух партий в матче между Крамником и Топаловым выигрывал Крамник. Внезапно с подачи Топалова разгорелся скандал. · Проанализируйте порядок слов в каждом из выделенных высказываний: А) Как расположены по отношению друг к другу подлежащее и сказуемое? Б) Где находятся слова, указывающие на время и место? В) Какую позицию занимает субъект состояния? Задание 2. Прочитайте минидиалоги. Обратите внимание на выделенные предложения (части сложных предложений). Скажите, какие из них: а) сообщают о новой (неизвестной слушающему или неожиданной для него) ситуации; б) описывают то, что воспринимается (видится, слышится, чувствуется).
1. – Как дела? Что нового? – В воскресенье к нам приезжали знакомые. А так всё по-старому. 2. – Как погода? – Сказочная. Светит солнце, падают снежинки. Красота! 3. – Почему ты так поздно ходил в магазин? – Кончился хлеб, а завтра на дачу, так что волей-неволей пришлось идти. · Проанализируйте порядок слов в каждом из выделенных высказываний: А) Как расположены по отношению друг к другу подлежащее и сказуемое? Б) Где находятся слова, указывающие на время и место? В) Какую позицию занимает субъект состояния? Комментарий Для русских высказываний, коммуникативная цель которых заключается в том, чтобы сообщить о существовании чего-то или констатировать какой-либо факт, или назвать событие, характерен следующий порядок слов: Детерминант(ы), отвечающий (-ие) на вопрос где? или когда? или у кого? + сказуемое(или группа сказуемого) + подлежащее (или группа подлежащего). Такие высказывания передают целиком новую информацию. Они могут отвечать навопросы типа: Что произошло? Что нового? В чём дело? В связи с этим для таких высказываний характерны в качестве сказуемого глаголы с общим значением существования: а) наличия; б) протекания процесса; в) появления/возникновения; г) фазы действия: начала, продолжения, конца; д) изменения состояния. В настоящем времени глагол может отсутствовать. Такие структуры нередко используются: А) в качестве объявлений или надписей на мемориальных досках; Б) газетных кратких информационных заметок; В) при описании пейзажа или интерьера; Г) в начале текста или нового его фрагмента для представления предмета, о котором пойдёт речь; Д) в повествовании для обозначения возникновения новой ситуации; Е) в диалогах при ответе на вопросы: Что нового? Как дела? Что случилось? Почему что-то (не) произошло? Зачем что-то было сделано? и т.п. Ж) в качестве придаточных предложений, когда в главной части предложения содержатся глаголы восприятия (видеть, слышать и т.п.) или обозначается новая ситуация.
Задание 3. Используя модель высказывания из комментария, напишите записку в одно предложение своим знакомым, чтобы сообщить им, когда, куда и по какому случаю они должны прийти. 1) если у вас день рождения и будет вечеринка; 2) если состоится пешеходная экскурсия; 3) если у вас в расписании занятий появилась дополнительная лекция. Задание 4. Вы помогаете организаторам конференции в Петербургском госуниверситете (или любом другом вузе) (или вы хотите объяснить знакомому, как можно приехать к вам в общежитие). Вы должны написать и разослать инструкцию, в которой следует подробно объяснить, как добраться до места от метро (от аэропорта, от вокзала). · Укажите ориентиры. Например, так: Когда вы выйдете из метро на Невском, вы увидите, что слева возвышается здание царской Думы – розовая башня с часами. Используйте модель высказывания из комментария. Запишите получившиеся у вас фразы. Задание 5. Расскажите: А) какая сегодня погода (предварительно посмотрите в окно); Б) какие новости вы узнали из информационной телепрограммы или газеты; В) что можно увидеть, если наблюдать за улицей стоя на остановке.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |